Роль международных организаций в международной торговле

Курсовая работа

Все рассмотренные ранее теории международной торговли объединяет то, что в них источник сравнительных преимуществ связан с характеристиками предложения (производства).

Экспортная специализация страны обусловливается присущими ей минимальными издержками производства. Американский экономист С. Линдер полагает, что в международной торговле промышленными товарами направления товаропотоков зависят от характеристик спроса не меньше, чем от предложения. Он выдвинул гипотезу о том, что набор (ассортимент) товаров, производимых в отдельной стране, не совпадает с разнообразием потребностей ее потребителей. Международная торговля является средством получения недостающего ассортимента товаров. Основываясь на этом предположении, можно указать, какие страны будут наиболее вероятными торговыми партнерами, т.е. иметь преобладающий удельный вес во взаимной торговле. Очевидно, решающую роль здесь будет играть сходство (близость) уровней жизни и соответствующих им жизненных стандартов. Потребители в таких странах стремятся потреблять товары схожего ассортимента и качества, что и объясняет преобладание во внешней торговле промышленно развитых стран торговых партнеров из стран того же уровня экономического развития.

Следует еще раз подчеркнуть, что положения теории предпочтения сходства относятся исключительно к торговле промышленными товарами. Что касается международной торговли сырьем или сельскохозяйственной продукцией, то ее географическая структура вполне отвечает положениям теории Хекшера–Олина.

3.Роль международных организаций в международной торговле

Экономическое сотрудничество осуществляется во многих международных как межправительственных, так и неправительственных организациях вне рамок ООН, как правило, по отраслевому принципу.

Это особенно относится к отрасли международного торгового права. В 40-е гг. XX в. не удалось создать в виде специализированного учреждения ООН — международную торговую организацию (МТО), и лишь в 1995 г. начала работать Всемирная торговая организация (ВТО).

Но, во-первых, вне рамок ООН, и, во-вторых, несмотря на название, ВТО не является по сути всемирной, хотя и включает практически все основные торговые государства мира.

Вне системы ООН действуют и такие важнейшие учреждения в области торговли товарами, как Всемирная таможенная организация и Международное бюро публикации таможенных тарифов; многосторонние организации по регулированию торговли отдельными сырьевыми товарами, в том числе Организация нефтеэкспортирующих стран — ОПЕК и т.д.

71 стр., 35477 слов

Курс лекций по Международному частному праву

... иностранных юридических лиц в РБ. 26. Правоспособность иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву. ... Международные обычаи играют исключительно важную роль в м/н торговле и торговом мореплавании. Содержание ... международной купли/продажи товаров. 38. Заключение договора по Конвенции ООН о договорах международной купли/продажи товаров. ... З/д-во: 2 группы стран, в кот. МЧП ...

Нельзя обойти вниманием и крупнейшую неправительственную организацию в сфере правового обеспечения международной торговли — Всемирную торговую палату — ВТП.

3.1. Понятие и сущность ВТО. Роль ВТО в регулировании международной торговли

ВТО — межправительственная организация, занимающаяся вопросами регулирования международной торговли. Создание ВТО юридически оформлено специальным Соглашением о ее учреждении. Официально ВТО функционирует с 1 января 1995 г. Данная организация была создана на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), подписанного в 1947 г. и вступившего в силу с 1948 г., в ВТО участвуют свыше 150 государств. Бывший СССР получил в ГАТТ статус наблюдателя в 1990 г. Продолжительное время ведутся переговоры о вступлении РФ в ВТО (ГАТТ) в качестве полноправного члена. Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве (Швейцария).

Она призвана контролировать выполнение всех многосторонних соглашений, заключенных в результате Уругвайского раунда, и договоренностей, которые могут быть достигнуты в будущем. Таким образом, ВТО служит своего рода форумом для переговоров стран-членов этой организации по вопросам, регулируемым вышеупомянутыми соглашениями, новым вопросам, относящимся к ее компетенции, а также в области дальнейшей либерализации торговли. Кроме того, ВТО должна обеспечивать урегулирование разногласий и споров между государствами-членами и рассматривать их доклады (обзоры) о проводимой ими торговой политике.

Структуру ВТО составляют Сессия договаривающихся сторон, Совет представителей ВТО, комитеты, рабочие группы, органы по урегулированию споров, Секретариат ВТО (находится в Женеве).

Руководящим органом ВТО является Конференция на уровне министров (Министерская конференция), собирающаяся раз в два года. В период между конференциями высшим органом организации является Генеральный совет, курирующий Советы по торговле товарами, услугами, торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, а также ряд комитетов и рабочих групп по различным аспектам соглашений и договоренностей, составляющих правовую основу ВТО.

Совет по торговле товарами ведет наблюдение за применением и действием соглашений, касающихся торговли товарами. В этом ему оказывает помощь ряд комитетов и других органов, занимающихся вопросами доступа на товарные рынки, мерами по санитарии и фитосанитарии, проблемами, связанными с торговыми аспектами инвестиций, вопросами субсидий и компенсаций, оценки таможенных пошлин, технических барьеров в торговле, антидемпинговой практики, лицензирования импорта, мониторинга торговли текстилем.

Совет по торговле услугами сосредотачивает усилия на вопросах телекоммуникационных средств, передвижения физических лиц, услуг по морским перевозкам. С ним тесно взаимодействует Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам, а также Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, которые занимаются вопросами, касающимися соответствующих соглашений, включенных в рамках ВТО.

26 стр., 12682 слов

Дипломной работы РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В

... основы взаимодействия международных организаций в сфере таможенного сотрудничества; оценить уровень таможенного сотрудничества Евразийского экономического союза с международными организациями. Нормативно-правовой основой исследования являются Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества от 15 декабря 1950 г., Соглашение по торговым аспектам ...

Секретариат ВТО, возглавляемый генеральным директором и его четырьмя заместителями, несет ответственность за обеспечение деятельности органов ВТО в том, что касается ведения переговоров, осуществления соглашений и предоставления технической помощи развивающимся странам.

Вопросами организации деятельности ВТО занимается ее Секретариат, в штате которого насчитывается 500 сотрудников. Секретариат возглавляется Генеральным директором, имеющим трех заместителей. Решения в ВТО принимаются на основе консенсуса, а если он невозможен, большинством голосов.

В рамках ВТО действует принцип “одна страна — один голос”. Для стран, желающих вступить в ВТО, предусмотрена сложная процедура переговоров, результатом которой должно быть принятие вступающей страной пакета договоренностей, прилагаемых к Соглашению об учреждении ВТО. Бюджет организации формируется за счет взносов стран-членов, пропорциональных доле их участия в международной торговле. Ряд стран, заявивших о своем желании вступить в ВТО, имеют статус наблюдателя и также выплачивают в ее бюджет взносы, размер которых, однако, невелик и носит символический характер. Число стран-наблюдателей при ВТО приближается к 30. Страны-наблюдатели не имеют права голоса в ВТО и, таким образом, не участвуют в процессе принятия решений организации.

Основные задачи, провозглашенные в Соглашении, — либерализация внешней торговли, снижение таможенных тарифов, отказ от количественных ограничений импорта, устранение дискриминации, а также проведение других торгово-политических мероприятий на многосторонней основе. Центральное место в Соглашении занимают постановления о применении режима наибольшего благоприятствования. Однако Соглашение содержит и ряд оговорок, дающих возможность не соблюдать этот принцип. Так, предусматривается исключение в отношении режима наибольшего благоприятствования для стран-участниц, в которых действуют преференциальные режимы. Оговорки используются и при создании таможенных союзов и зон свободной торговли. Кроме того, объем фактического предоставления режима наибольшего благоприятствования в той или иной стране зависит от условий, содержащихся в документе о присоединении этой страны к ВТО.

Основной формой деятельности ВТО (ГАТТ) является проведение тарифных конференций и консультаций по снижению тарифных барьеров и других препятствий в торговле (так называемые “раунды” переговоров).

Всего было проведено восемь раундов. В итоге работы шестой конференции “Кеннеди-раунд” (1964—1967 гг.) таможенные тарифы были снижены в среднем на 35%. Во время “Токио-раунда” (1973—1979 гг.) участникам удалось договориться о снижении пошлин на промышленные товары в среднем на 33%. Итогом “Уругвайского раунда” (1986—1993 гг.) стало создание новой многосторонней системы международной торговли и замена ГАТТ Всемирной торговой организацией.

Деятельность ВТО основывается на следующих принципах:

1) осуществление торговли без дискриминации на основе режима наибольшего благоприятствования и национального режима [1] ; защита отечественных производителей путем установления таможенных пошлин с постепенным отказом от нетарифных средств регулирования;

12 стр., 5766 слов

Генеральное соглашение по тарифам и торговле

... стран, в том числе 91 полный член, 61 наблюдатель, среди которых 3 международных организаций (ЮНЕСКО, МОТ, МВФ, все региональные комиссии ООН и пр.). ГЛАВА 1. Общие положения Генерального соглашения по тарифам и торговле ...

2) сокращение ставок таможенного тарифа в результате многосторонних переговоров и исключение возможности их несогласованного с партнерами повышения в дальнейшем;

3) предоставление консультаций странам-участницам с целью урегулирования проблем торговли;

4) развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции;

5) предоставление льготного режима для развивающихся стран;

6) заключение региональных торговых соглашений;

7) установление особых норм регулирования международной торговли для текстиля и одежды.

Направления и содержание работы ВТО во многом определяются постоянными представителями при ВТО стран-членов.

Первыми из республик бывшего СССР вступили в ВТО Латвия и Киргизия (в 1998 г.).

Шансы Эстонии и Литвы также очень высоки, хотя за последние четыре года были удовлетворены заявления о приеме только четырех государств: Монголии. Панамы, Боливии и Эквадора. Что касается России, то, как считают эксперты ВТО, с учетом темпов проведения в стране либерализации внешне экономической и внутрихозяйственной деятельности до конца того столетия она не будет принята в ВТО.

Еще в 1993 г. Россия направила заявку на вступление в ГАТТ. Но в конце того же года по завершению многолетних переговоров о либерализации мировой торговли в рамках Уругвайского раунда страны-участницы ГАТТ договорились о создании ВТО. Поэтому в декабре 1994 г. России пришлось обновить свою заявку.

В феврале 1994 г. Правительство РФ передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО.

Переговоры шли по двум основным направлениям. Одно— это серьезный экзамен российского внешнеторгового законодательства (включая практику применения) на предмет определения его соответствия принципам и нормам ВТО и тех условий, на которых страны-участницы ВТО одобрят присоединение России к Генеральному соглашению и другим договоренностям этой организации. Другое — это выработка протокола о тарифных условиях присоединения России и перечня обязательств. Протокол о тарифных условиях будет включать обязательство России закрепить на взаимно согласованном уровне ставки таможенного тарифа на ряд товаров и снизить в течение нескольким лет пошлины на отдельные товары. Эти направления определяют условия присоединения России к ВТО.

В феврале 1998 г. Правительство РФ утвердило первоначальные тарифные предложения, и Россия заявила о готовности начать двусторонние переговоры по доступу на рынки товаров с заинтересованными странами-членами ВТО. Около 30 стран сообщило о намерении провести переговоры по ставкам таможенного тарифа с Россией.

Тарифные предложения представляют собой перечень максимально допустимых с момента присоединения России к ВТО значений (“потолки”) ставок ввозных таможенных пошлин и по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) с соответствующими переходными периодами.

42 стр., 20890 слов

Международная купля-продажа товаров

... дипломной работы являются общественные отношения возникающие в области внешнеторговой купли- продажи товаров. Предмет исследования составляют: нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и других федеральных законов; международные договоры; ... внешней торговли, увеличения числа заключаемых внешнеторговых сделок, прежде всего, договоров международной купли-продажи товаров. Для России ...

Присоединение России к ВТО — сложный и длительный переговорный процесс. Его результатом должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России со странами мира.

3.2. МТП (международная торговая палата) или Всемирная торговая палата

МТП — наиболее старая неправительственная организация универсального (всемирного) значения в области содействия международным экономическим отношениям. Существует множество и других правительственных международных организаций в сфере международной торговли, но МТП не только “древнейшая”, но и наиболее результативная по степени воздействия на регулирование международной торговли.