Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в зарубежных странах

Курсовая работа

Глава 2. Законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в зарубежных странах

1.2. Понятие термина «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» в законодательстве зарубежных стран

Переходя к анализу таких понятий как «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» содержащихся в законодательствах ряда зарубежных государств, хотелось быотметить, что иностранный гражданин в доктрине международного частного права представляет собой«лицо, имеющее особую правовую связь, а именно, гражданство, с определенным государством». То есть, можно утверждать, что на гражданина любой страны, находящегося вне пределов юрисдикции своего родного государства, распространяется, по меньшей мере, два правопорядка, в число которых входит правопорядок своего государства и право порядок иностранного государства, на территории которого это лицо находится .

Лица без гражданства (апатриды), в свою очередь, представляют собой особое правовое состояние индивида, которое характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. Сам факт существования лиц без гражданства в международном праве представляет собой правовую аномалию, так как в ряде международных актов, а именно во Всеобщей декларации прав человека , Европейской конвенции о гражданстве и др., закреплено право лица на гражданство .

Лица без гражданства подчиняются юрисдикции того государства, на территории которого имеют постоянное место жительства. По своему правовому положению они приравнены к иностранным гражданам, но при этом не пользуются защитой какого-либо государства.

Западная Африка на законодательном уровне закрепляет аналогичную позицию. Так, в соответствии с положениями статьи 1015 Кодекса Буркина-Фасо «положение апатрида регулируется законом его места жительства… при отсутствии места жительства, законом суда» .

Фрагмент работы для ознакомления

Итак, всего различается три вида правового режима иностранцев, среди которых следует выделить такие как:

  • национальный режим;
  • специальный режим;

— режим наибольшего благоприятствования.Национальный режим предусматривает положение, при котором иностранцы в отдельных правовых отношениях приравниваются в своих правах и обязанностях к гражданам государства. Данный режим может быть установлен как внутригосударственным актом, так и международным договором. Так, например, в соответствии с положениями статьи 830 Гражданского кодекса Социалистической Республики Вьетнам от 1995 года, «иностранные граждане имеют гражданскую правоспособность во Вьетнаме наравне с вьетнамскими гражданами, кроме случаев, когда иное установлено настоящим Кодексом и другими законодательными актами Социалистической Республики Вьетнам». Аналогичные по своей сути нормы содержатся в статье 26 Конституции Болгарии и статье 52 Конституции Словакии, но вместе с тем, как указывает Герасименко Ю.В., «действие национального режима в отношении иностранцев и лиц без гражданства не беспредельно. В действительности он применим лишь в отношении определенных прав и обязанностей. Вследствие этого иностранцы и лица без гражданства практически никогда и нигде полностью не уравниваются с собственными гражданами в правах и обязанностях».

3 стр., 1372 слов

Основания приобретения и утраты гражданства государства

... общего и упрощенного порядка. Это зависит от того какой категории принадлежат данные лица. Таким образом, приобретение гражданства РФ имеет ряд особенностей, которые зависят от способа приобретения гражданства РФ. Основными способами приобретения гражданства являются: приобретение гражданства по ...

Положения, предусматривающие определенную долю уравнения в правах граждан договаривающихся государств содержатся в двусторонних соглашениях о правовой помощи. Так, в статье 1 международного договора от 19 июня 1992 года заключенного между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам», указывается, что граждане одной договаривающейся стороны пользуются на территории другой договаривающейся стороны в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и граждане последней.Специальный режим или по-другому, преференциальный, предусматривает предоставление определенных прав и/или установление обязанностей в отношении именно иностранцев. Так, граждане государств членов Содружества Независимых Государств располагают на территории Российской Федерации определенным набором прав, установленным в двусторонних соглашениях. Следует отметить, что сущность данного режима сводится к установлению не только ограничений в отношении иностранцев, но и определенных льгот. Так, граждане определенных государств на основе принципа взаимности освобождаются в части или же полностью от подоходного налога, что обусловлено стремлением государств к эффективной интеграции в мировую экономику с целью обеспечения непрерывного потока иностранных инвестиций в свой национальный бюджет.Режим наибольшего благоприятствования или по-другому режим наиболее благоприятствуемой нации, в свою очередь, предусматривает предоставление иностранцам прав, которыми уже пользуются или будут пользоваться граждане любого третьего государства. То есть государство берет на себя обязанность предоставить государству-партнеру, а именно его гражданам, наиболее благоприятные условия, предоставляемые любой третьей стране. Характерной особенностью режима наибольшего благоприятствования является предоставление максимально возможного набора прав и свобод представителям определенных государств. Так, к примеру, обращаясь к законодательству Испании, следует сказать, что в соответствии с положениями статьи 23 Органического закона «О правах и свободах иностранцев в Испании» №4/2000 от 11 января 2000 года, представители этнически и культурно близких государств получают по сравнению с другими иностранцами преимущества в сфере трудоустройства.В большинстве случаев, данный правовой режим первоначально устанавливается на основе принципа взаимности посредством подписания и принятия международного договора между договаривающимися государствами, после чего уже внедряется в национальное законодательство. Вместе с тем, в доктрине международного частного права указывается, что режим наибольшего благоприятствования по отношению к остальным видам правового режима носит подчиненный характер. Так, Герасименко Ю.В. отмечает, что «наибольшее благоприятствование носит узкоспециальный характер и применяется лишь в определенных сферах отношений. Согласно данному установлению, иностранным юридическим и физическим лицам в торговле, мореплавании и некоторых других областях предоставляется такой же режим, какой предоставляется или будет предоставляться юридическим и физическим лицам третьей страны. Следовательно, наибольшее благоприятствование не обладает отмеченными качествами правового режима и не устанавливает в действительности никаких особенностей реализации основных прав и обязанностей. Это означает, что он, по существу, поглощается национальным или специальным правовыми режимами». Таким образом, становится понятным, что режим наибольшего благоприятствования в литературе трактуется неоднозначно, так как существует мнение, что данный режим ошибочно выделили в качестве самостоятельного, так как он по существу не устанавливает определенных правил, а лишь является предпосылкой для предоставления иностранцам того или иного правового режима в определенной сфере (ввоз, вывоз товара, мореплавание), что обозначает запрет на дискриминацию. Далее характеризуя гражданско-правовой статус иностранцев в законодательстве зарубежных государств, хотелось бы обратиться к части первой статьи 32 Конституции, согласно которой КНР обязуется защищать законные права и интересы иностранцев, пребывающих на ее территории, требуя взамен обязанность по соблюдению своих законов.Конституция Испании, в части 1 статьи 13 указывает, что «иностранцы будут пользоваться в Испании публичными свободами, которые гарантируются на условиях, установленных договорами и законом». Данная статья на практике предусматривает, что политические права принадлежат гражданам, за исключением муниципальных выборов, на которых активное избирательное право предоставляется и иностранцам в том числе, в то время как остальные права и свободы человека принадлежат гражданам и иностранцам в одинаковой степени. Конституция Мексики в части второй статьи 33, в свою очередь, запрещает иностранцам любое вмешательство в политические дела страны, закрепляя при этом преимущества граждан при занятии определенных должностей. Более того, часть первая данной статьи предусматривает возможность выдворения органами исполнительной власти «за пределы национальной территории любого иностранца, чье пребывание в стране является нежелательным».В соответствии с частью 2 статьи 26 Конституции Болгарии «иностранцы, пребывающие в Республике Болгарии, имеют все права и обязанности по настоящей Конституции, за исключением прав и обязанностей, для осуществления которых Конституцией и законами требуется болгарское гражданство».Часть 1 статьи 22 отмечает, что «иностранцы и иностранные юридические лица не могут приобретать право собственности на землю, кроме наследования по закону. В этом случае им следует уступить свою собственность».Конституция Италии настроена более лояльно по отношению к иностранцам, отмечая в части 3 статьи 10, что «иностранец, лишенный в своей стране возможности действительно пользоваться демократическими свободами, которые гарантированы итальянской Конституцией, имеет право убежища на территории Республики с соблюдением установленных законом условий». В Соединенных Штатах Америки иностранцы, к числу которых относятся, как упоминалось ранее, и лица без гражданства, не могут участвовать в выборах и не имеют права на доступ к публичной службе. Более того, по Закону Смита, а именно по Акту о регистрации иностранцев 1940 года. Иностранцы обязаны сообщать определенным службам о месте своего пребывания и его изменении. В остальном на иностранцев, распространяется национальный режим .В Конституции Индии также предусматривается ряд ограничений в отношении гражданско-правового статуса иностранцев, которые распространяются, в частности, на политические права. Так, иностранцы не могут быть членами Парламента и занимать должности Президента, Вице-президента, судьи Верховного суда Союза или высшего суда штата, Генерального прокурора и губернатора. Кроме того, Коституция Индии в части 1 статьи 22 предусматривает такой термин как «enemy alien», что в переводе обозначает «враждебный иностранец». Данный термин применяется для обозначения иностранцев, которые вследствие взаимодействия с государствами, находящимися в конфликте с Индией. Данные лица могут либо быть гражданами такого государства, проживать в нем или же вести с ними свои дела. Казахстан в Конституции, Законе «О гражданстве, а также в Указе Президента «О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстана» от 19 июня 1995 года закрепляет гражданско-правовой статус иностранцев. Итак, часть 4 статьи 12 Конституции указывает, что «иностранцы пользуются в республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами». Отдельно следует обозначить, что Конституция Казахстана распространяет гарантии права на ознакомление с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации только в отношении граждан этого государства. Иностранцы лишены данной возможности, наряду с некоторыми политическими правами. В остальном, на иностранцев, находящихся на территории данного государства распространяется режим наибольшего благоприятствования.Отдельно хотелось бы обозначить, что существует категории иностранных граждан, обладающих особенным гражданско-правовым статусом, к которым не применяются выше обозначенные режимы. Речь идет о лицах, которые располагают определенным набором привилегий и иммунитетов в силу своего служебного положения. Под иммунитетом следует понимать «изъятие из-под юрисдикции государства пребывания». Привилегия обозначает «льготу или же преимущество, которая не предоставляются рядовым гражданам». В качестве примеров следует привести полную личную неприкосновенность, неприкосновенность помещений, транспорта, имущества, архивов, дипломатических документов, освобождение от уплаты всех налогов, пользование своим флагом, гербом, эмблемой, а также свобода сношения со своим государством в официальных целях.Речь идет об органах внешних сношений, которые подразделяются в зависимости от срока действия на:

26 стр., 12819 слов

Права беженцев: международные стандарты и национальное законодательство

... в помощи. Эта проблема, безусловно, носила международный и гуманитарный характер. Статус беженца с точки зрения международного права занимает правовое пространство, характеризуемое, с одной стороны, принципом суверенитета государств ... катастрофы и крайняя нищета. В результате на многих сегодняшних беженцев не распространяется определение, содержащееся в Конвенции о статусе беженцев. Оно ...

8 стр., 3686 слов

Граждане — субъекты гражданского права

... курсовая работа посвящена, как раз, гражданам как субъектам гражданского права. Не природа, не общество, а только государство в действительности определяет, кто и при каких условиях может быть субъектом гражданского права, ... нашей страны люди как субъекты гражданского права долгое время именовались “граждане” (ст. 9-12 ГК РСФСР 1964г.). в основах гражданского законодательства Союза ССР ...

  • постоянные, в число которых входят дипломатические представительства, торговые представительства, консульские учреждения, постоянные представительства государств при международных организациях;

— временные, к которым относятся специальные миссии, группы наблюдателей, а также делегации на международных конференциях. Иностранные граждане, которые имеют отношение к вышеуказанным органам внешних сношений, наделены особым гражданско-правовым статусом, который регулируется на основе Венской конвенции «О дипломатических сношениях», Венской конвенции «О консульских сношениях», Конвенции «О специальных миссиях», Конвенции «О предотвращении преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов», а также норм дипломатического протокола и церемониала.Как мы видим, государства, осуществляя сотрудничество и взаимодействие, как правило, стараются сохранять добрососедские отношения, распространяя национальный режим, безусловно, то есть абсолютно на всех иностранных граждан, вне зависимости от того, имеют ли их граждане аналогичный набор прав в отдельно взятом государстве. Однако необходимо упомянуть о том, что на практике имеет место быть возможность использования ответных ограничительных мер, именуемых реторсиями, которые применяются государством и, как следствие, распространяют свое действие на иностранцев, в случае если в конкретном государстве в отношении его граждан осуществляется очевидная дискриминация. Итак, исходя из всего вышесказанного необходимо сделать вывод о том, что в нашем стремительно развивающемся мире, с учетом форсирования процессов глобализации и интеграции иностранных государства, государства, будучи заинтересованными в привлечении иностранцев, что проявляется, в том числе и в экономических выгодах, стремятся создать все необходимые условия на своей территории для долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества. Тем более, учитывая огромное количество международных договоров, конвенций и соглашений государства предоставляя блага иностранцев, осознают, что существует принцип взаимности, на основе которого его собственные граждане в чужих государствах будут чувствовать себя в безопасности. Но, вместе с тем, существует ряд сфер общественной и государственной жизни, куда, исходя из разумных соображений, иностранцы не допускаются. В частности, это представляется справедливым, когда речь идет об определенных политических правах на доступ к власти.2.3. Конвенционный механизм регулирования о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в рамках международных организацийПереходя к характеристике актов международного права, регулирующих вопросы правового положения, следует отметить, что условно их можно подразделить на две группы:

3 стр., 1305 слов

Основные конвенции Международной Организации Труда

... МОТ определяет международные трудовые нормы в виде конвенций и рекомендаций, устанавливающих минимальные стандарты основных трудовых прав: Свобода ассоциаций; Право организовываться; Коллективные ... государства не является приемлемым, так как в подобных ситуациях оно не в состоянии защитить интересы всех сторон равноправно. Именно поэтому зародился и широко применим институт международного права. ...

  • акты, устанавливающие стандарты для национальных законодательств;

— акты, закрепляющие вопросы межгосударственного сотрудничества по вопросам гражданства.Проанализировав стандарты национальных законодательств зарубежных государств в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства следует перейти к характеристике конвенционного механизма регулирования данной категории граждан, применимых в рамках деятельности той или иной международной организации.Итак, такая международная организация как Организация Объединенных Наций была основана в 1945 году. В настоящее время членами ООН являются 193 государства. Деятельность данной организации осуществляется на основе целей и принципов, изложенных в Уставе ООН.Подробнее позиция Организации Объединенных Наций по отношению к иностранцам раскрывается уже посредством принятия конвенций, положения которых регулируют указанную сферу. Так, во Всеобщей декларации прав человека, в части 1 статьи 2 указывает «что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения».Далее, в части 2 статьи 2 говорится о том, что «не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете» .Часть 1 статьи 13 вышеупомянутой конвенции устанавливает, что «каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства».Часть 2 статьи 13 указывает, что «каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну».Кроме того, любопытно отметить, что в статье 21 обозначается позиция, оправдывающая лишение иностранцев политических прав и прав на доступ к власти, которое как мы уже успели убедиться, имеет место быть в национальных актах ряда зарубежных государств. Итак, в части 2 данной статьи говорится о том, что «каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране». То есть гарантий на доступ к государственной службе иностранных государств данная конвенция не предоставляет. Далее следует отметить, что в Декларации «О правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1985 г., закреплен ряд принципиальных положений, среди которых следует выделить такие как:

15 стр., 7082 слов

Право международных договоров (2)

... вступили в силу, многие их положения действуют в качестве обычных норм. Названные конвенции кодифицировали не все действующие обычные нормы в области права международных договоров. В частности, не подверглись кодификации обычные ...

  • право любого государства устанавливать правовой режим иностранцев и лиц без гражданства, учитывая при этом свои международные обязательства, включая и обязательства в области прав человека;
  • обязанность иностранцев и лица без гражданства соблюдать законы государства, в котором они находятся, и нести ответственность в случае их нарушения наравне с гражданами;
  • пользование иностранцев и лиц без гражданства пользуются соответствующим объемом прав и свобод в соответствии с национальным законодательством и с учетом обязательств государства по международному праву;

— недопустимость массовых высылок иностранцев и лиц без гражданства законно находящихся на территории данной страны и так далее.Так, статья 3 устанавливает, что каждое государство Организации Объединенных Наций должно публиковать свое национальное законодательство или правила, касающиеся иностранцев.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/pravovoy-status-inostrantsev-v-zarubejnyih-stranah/

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/pravovoy-status-inostrantsev-v-zarubejnyih-stranah/

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/pravovoy-status-inostrantsev-v-zarubejnyih-stranah/

9 стр., 4353 слов

Защита прав и интересов детей в международном частном праве: ...

... прав и свобод граждан Российской Федерации» , запрещающий гражданам США усыновлять российских детей. Все указанное предполагает актуальность исследования по данной проблеме. Целью работы является исследование механизма международного усыновления ... логический, технико-юридический, системно-структурный. В работе исследовалось действующее международное законодательство, российской законодательство, в ...

1. Абросимова Е.А., Асосков А.В., Банковский А.В. и др.Международное частное право. Учебник: в 2 т. // М.: Статут, 2015. С. 764.

2. Арановский К.В., Князев С.Д. Правление права и правовое государство в соотношении знаков и значений. Монография. // «Издательство Проспект». 2015. С. 397.

3. Боярс Ю.Р. Гражданство в международном и внутреннем праве. Учебное пособие. // Рига: Изд-во Латв. ун-та, 1981. С. 126.

4. Власова Н.В., Грачева С.А., Мещерякова М.А. и др. Правовое пространство и человек. Монография. // М.: «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ». 2013. С. 189.

5. Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право. Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: 2013. С. 960.

6. Гетьман-Павлова И.В. Международноечастное право. Учебник для магистров. 4-е изд., перераб. и доп. М.:ИздательствоЮрайт. 2016. С. 959.

7. Гончаров И.А. Основания приобретения гражданства России и зарубежных государств. // Право и жизнь. 2006. № 9. С. 10.

8. Гончаров И.А. Основания прекращения гражданства России и зарубежных государств. // Право и жизнь. 2006. №10. С. 13.

9. Громушкин П. Г. Законодательные акты о гражданстве: В 4 т. Т. 2: Страны Америки. // М.: ТЕРРА. 1993.

10. Дмитриева Г.К. Международное частное право. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // М.: 2004. С. 688.

11. Карташкин В. А. Права человека: международная защита в условиях глобализации. Монография // М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М. 2016. С. 288.

12. Карташкин В. А. Организация Объедненных Наций и международная защита прав человека в XXI веке. Монография // М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М. 2016. С. 176.

13. Кашкин С.Ю. Право Европейского Союза. Том 2. Учебник. 4-е изд., пер. // М.:ИздательствоЮрайт. 2016. С.1023.

14. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю. Теория государства и права. 3-е изд., доп. и перераб. // М.: 2014. С. 704.

15. Марышева Н.И. Международное частное право. Учебник для академическогобакалавриата. 4-е изд., испр. и доп. // М.:ИздательствоЮрайт. 2016. С. 376.

16. Марышева Н. И. Власов Н. В. Международное частное право. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.// Юридическая фирма «Контракт». 2010. С. 928.

17. Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я., Абрамова А.И. и др. Научные концепции развития российского законодательства: монография (7-е изд. доп. и перераб).

// ИД «Юриспруденция». 2015.

18. Петрова Г.В. Международное частное право. Учебник. // М.:ИздательствоЮрайт. 2016. С. 396.

19. Яковлева Е. В. К вопросу о необходимости законодательного закрепления понятия «иностранный гражданин – гражданин Союзного государства» // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 2.

Нормативно-правовые акты:

1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) от 30.10.1947.

2. Венская конвенция о дипломатических сношениях. Вена, 18.04.1961. // Сборник «Действующее международное право». Т. 1.

3. Венская конвенция о консульских сношениях. Вена, 24.04.1963. // Сборник «Действующее международное право». Т. 1.

4. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. Нью-Йорк, 14.12. 1973. // Сборник «Действующее международное право». Т. 3.

4 стр., 1538 слов

Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных ...

... закон «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года» (№ 279-ФЗ ...

5. Декларация «О правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают». Утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13.12.1985.

6. Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой «О правовой помощи по гражданским и уголовным делам» от 19.06.1992. // Бюллетень международных договоров. Май 2013. № 5.

7. Генеральное Соглашение по торговле услугами (ГАТС).

ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров от 15.10.1994

7. «Всеобщая декларации прав человека». Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948. // «Российская газета». № 67. 05.04. 1995.

8. «Европейская конвенция о гражданстве» (ETS N 166).

Заключена в г. Страсбурге 06.11.1997

9. Женевская Конвенция «О защите гражданского населения во время войны». Женева, 12.08.1949. // Сборник «Действующее международное право». Т. 2.

10. Конвенция «О гражданстве замужней женщины». Нью-Йорк, 20.02.1957. // Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский независимый институт международного права. 1996. С. 243 — 247.

11. Конвенция «О статусе беженцев». Женева, 28.07.1951. // Бюллетень международных договоров от 1 ноября 1993 г. N 9.

12. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30.08.1955. // Советская юстиция, 1992. № 2. С. 19

13. Конвенция «О статусе апатридов». Принята 28.09.1954 Конференцией полномочных представителей. // Сборник «Действующее международное право». Т. 1.

14. Конвенция ООН «О привилегиях и иммунитетах Объединенных наций». Нью-Йорк, 13.02.1946. // Сборник «Действующее международное право». Т. 1.

15. Конвенция ООН «О привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений» от 21.11.1947. // Сборник «Действующее международное право». Т. 1

16. Конвенция «О безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала» 9 декабря 1994. // Сборник «Действующее международное право». Т. 2.

17. Конвенция «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств — участников Содружества Независимых Государств». Кишинев, 14.11.2008

18. Конвенция «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» 7.10.2002.

19. Конвенция «Об участии иностранцев в общественной жизни на местном уровне ETS N 144» . Страсбург, 5.02.1992.

20. Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой «О правовой помощи по гражданским и уголовным делам» от 19.06.1992. // Бюллетень международных договоров. Май 2013. № 5.

Электронные ресурсы:

1. Электронный ресурс. Официальный сайт Министерства юстиции Канады. // URL: http://laws.justice.gc.ca (07.04.2016).

2. Электронный ресурс. Сайт Правительства Канады. URL: (07.04.2016).

3. Электронный ресурс. Официальный сайт Королевской государственной канцелярии. URL: http://www.legislation.gov.uk/all?title=alien (07.04.2016).

4. Электронный ресурс. Сайт Организации Объединенных Наций // URL: http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html (10.04.2016)