Бухгалтерский учет деловой репутации организации

В настоящее время в России происходит смена приоритетов с краткосрочного, сиюминутного успеха на стратегический, стабильный результат, который невозможен без формирования нематериальных активов и управления ими. Формирование и управление положительной репутацией, как правило, сопряжены со значительными финансовыми затратами. Однако в результате этих вложений капитализация компании может значительно вырасти, принося порой многократную отдачу на инвестиции. Один из видов нематериальных активов предприятия – деловая репутация – категория, которая широко используется в различных областях экономической науки и практики. Хорошая репутация облегчает доступ к различным ресурсам (финансовым, кадровым), обеспечивает экономическую безопасность бизнеса позволяет эффективно влиять на рынки, обеспечивая их передел в свою пользу.

Фактор деловой репутации предприятий стал особенно актуален в последнее время, и это не случайно. В условиях, когда рынки насыщены однотипными качественными товарами и услугами, на первый план стали выходить так называемые неочевидные факторы – нематериальные активы стоимости компании (деловая репутация, бренды, репутация руководителей и менеджеров, качественная стратегия и система эффективных коммуникаций с целевыми аудиториями).

Поскольку репутация компании формируется как из ее коммуникаций, так и из действий на рынке, конъюнктуры отрасли или страны, то аудит помогает выявить ключевые факторы влияния на репутацию компании и в дальнейшем управлять ими для достижения предпринимательских целей (увеличения стоимости, роста продаж и т.п.).

Ни одно предприятие не обходится без использования в производственной деятельности разных объектов нематериальных активов, наличие которых обеспечивает развитие хозяйствующего субъекта. На современном этапе становления рыночных отношений методика и принципы учета нематериальных активов широко обсуждаются и выступают объектом пристального внимания экономистов и бухгалтеров во всем мире. Разработка методики и правил учета и аудита нематериальных активов ведется на уровнях отдельных стран и международных организаций.

В соответствии с

Следует отметить, что собственная деловая репутация предприятия как ожидание экономических выгод, связанных с действием этого предприятия, не может быть поставлена на учет в виде нематериального актива.

10 стр., 4673 слов

Роль нематериальных активов в деятельности предприятия

... над балансовой стоимостью всех активов предприятия составляет цену деловой репутации фирмы и учитывается как нематериальный объект. Нематериальные активы переносят свою стоимость на ... с перечисленными условиями к нематериальным активам относят следующие объекты интеллектуальной собственности: В составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация организации и организационные расходы ...

Актуальность заключается в непрерывном увеличении доли нематериальных активов в стоимости компаний. Кроме того, для выработки адекватной стратегии управления предприятием важно связать принимаемые решения с уровнем деловой репутации.

Объектом исследования явилось Общество с ограниченной ответственностью «Эдем» (далее – ООО «Эдем»).

Цель настоящего исследования является анализ учета деловой репутации организации., Для реализации поставленной цели в работе определены следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические основы учета деловой репутации организации;
  • провести анализ бухгалтерский учет деловой репутации организации;
  • рассмотреть завершающий этап учета деловой репутации организации.

В ходе выполнения работы рассмотрены нормативные документы, учебники, журналы, представленные в списке использованной литературы. Методологической основой в работе выступили труды таких ученых, как Кондраков Н.П. («Бухгалтерский учет»), Ивашкевич В.Б. («Бухгалтерский управленческий учет»), Шеремет А.Д. («Методика финансового анализа»), Савицкая Г.В. («Анализ хозяйственной деятельности предприятия»).

В бухгалтерском и налоговом учете организаций отражается приобретенная деловая репутация, возникающая в связи с покупкой предприятия в целом как имущественного комплекса.

С 1 января 2008 г. организация, покупающая предприятие как имущественный комплекс, при учете дохода или расхода, возникшего в результате такой сделки, руководствуется:

– для целей бухгалтерского учета – Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 , утвержденным Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н;

  • для целей налогообложения прибыли –

Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором ( п. п. 1 , 2 ст. 132 ГК РФ).

Предприятие в целом или его часть (например, структурное подразделение, выделенное на отдельный баланс) может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав.

Сделки купли-продажи предприятия как имущественного комплекса регулируются, Продажа предприятия оформляется составлением единого документа договора.

По договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс, за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам.

14 стр., 6713 слов

Договор купли-продажи предприятия

... договоре купли-продажи недвижимости, так как они обусловлены спецификой предприятия как объекта договора продажи предприятия. При определении предмета договора продажи предприятия необходимо подробнее рассмотреть вопрос о том, какие именно имущественные комплексы могут отчуждаться по договору продажи предприятия. ...

До подписания договора продажи предприятия должны быть составлены и рассмотрены сторонами:

  • акт полной инвентаризации предприятия;
  • бухгалтерский баланс;
  • заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия;

– перечень обязательств (долгов) предприятия перед кредиторами, включаемых в состав предприятия, в котором необходимо указать каждого кредитора, характер, размер долга перед ним и сроки их требований (погашения).

Передача предприятия продавцом покупателю осуществляется по передаточному акту, в котором кроме сведений об имуществе предприятия указываются также данные об уведомлении кредиторов о продаже предприятия. Кроме того, акт должен содержать сведения о выявленных недостатках переданного имущества.

С момента подписания передаточного акта обеими сторонами предприятие считается переданным покупателю. С этого момента на покупателя переходит риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, переданного в составе предприятия. Однако право собственности на предприятие переходит к покупателю с момента государственной регистрации этого права.

Согласно п. 3 ст. 560 , п. п. 1 , 2 ст. 564 ГК РФ государственной регистрации подлежит как договор продажи предприятия, так и право собственности на предприятие. Договор продажи предприятия считается заключенным, а право собственности считается перешедшим к покупателю с момента такой регистрации. Если иное не предусмотрено договором продажи предприятия, то право собственности на предприятие переходит к покупателю и подлежит государственной регистрации непосредственно после передачи предприятия покупателю.

Реализация предприятия как имущественного комплекса облагается НДС (

Сумму НДС, указанную в сводном счете-фактуре продавца предприятия, организация-покупатель вправе принять к вычету в общеустановленном порядке после принятия к учету всех видов имущества, входящих в имущественный комплекс ( п. 4 ст. 158 , пп. 1 п. 2 ст. 171 , п. 1 ст. 172 НК РФ).

Цена реализации предприятия, которая установлена в договоре, может быть равна, ниже или выше совокупной балансовой стоимости реализуемого имущества (активов), указанного в акте инвентаризации.

Разница между покупной ценой предприятия, приобретаемого как имущественный комплекс, и суммой всех его активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату покупки и есть приобретаемая деловая репутация.

Согласно МСФО подход к аудиту деловой репутации немного иной, целью аудита деловой репутации является подтверждение правильности отражения обесценения актива. Деловая репутация должна учитываться по первоначальной стоимости за минусом накопленных убытков от обесценения.