Роль саморегулируемых организаций арбитражных управляющих при осуществлении процедур банкротства

Саморегулирование деятельности арбитражных управляющих в России существует с декабря 2002 г., с момента вступления в силу третьего Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон).

Впервые в современной России государственное лицензирование и государственный контроль профессиональной деятельности были заменены механизмом саморегулирования (до вступления в силу Закона физические лица, предполагающие выступать в роли арбитражных управляющих, должны были проходить процедуру лицензирования в этом качестве).

Саморегулирование деятельности арбитражных управляющих в настоящее время осуществляется в соответствии с нормами Закона, Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и требованиями иных нормативных правовых актов. До принятия действующего Закона деятельность в качестве арбитражных управляющих по Законам о несостоятельности 1992 и 1998 гг. подлежала лицензированию, которое осуществлялось уполномоченным органом власти.

За более чем одиннадцать лет существования институт саморегулирования в сфере деятельности арбитражных управляющих постоянно совершенствовался, нормы законодательства дополнялись и детализировались. Так, появились новые способы обеспечения имущественной и иной ответственности арбитражных управляющих, способы контроля деятельности как арбитражных управляющих, так и саморегулируемых организаций, введены дополнительные требования к повышению уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих.

Характерными чертами современного саморегулирования деятельности арбитражных управляющих является наличие достаточно большого количества саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

2. Правовые аспекты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В соответствии с Законом приобрести указанный статус может исключительно некоммерческая организация. Однако законодатель не определяет конкретную организационно-правовую форму, в которой должна быть создана СРО. Как правило, СРО создается в форме некоммерческого партнерства. Организация, претендующая на получение статуса СРО, должна отвечать следующим требованиям, установленным в п. 2 ст. 21 Закона о банкротстве:

  • наличие компенсационного фонда;
  • наличие разработанных организацией обязательных для выполнения членами СРО стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих;
  • соответствие не менее чем 100 членов СРО условиям членства в такой организации, утвержденным ею самой;
  • участие ее членов не менее чем в 100 (в совокупности) процедурах, применяемых в делах о банкротстве (в том числе не завершенных на дату включения СРО в единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих, далее — госреестр).
    3 стр., 1488 слов

    Арбитражные управляющие

    ... арбитражный управляющий» определено в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ: «арбитражный управляющий - гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих» ... сдачу квалификационного экзамена либо повышение имеющейся квалификации. Деятельность арбитражного управляющего в деле о банкротстве признается частной ...

    Исключение составляют процедуры, применяемые в делах о банкротстве к отсутствующим должникам;

  • создание органов управления и специализированных органов СРО.

Если все условия будут соблюдены, то организация получит статус СРО с момента внесения сведений о ней в госреестр. Такой госреестр на бумажном и электронном носителях ведет Росреестр.

Перечень прав и обязанностей изложен в ст. Права и обязанности СРО арбитражных управляющих согласно положениям Закона следующие:

СРО АУ справе

СРО обязана

  • представлять интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
  • обжаловать от своего имени в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия или бездействие органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;
  • участвовать в обсуждении проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, проектов законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, государственных программ по вопросам, связанным с арбитражным управлением, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов указанных нормативных правовых актов;
  • вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предложения соответственно по вопросам формирования и реализации государственной политики и вопросам формирования и реализации органами местного самоуправления политики в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;
  • запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, и получать от этих органов такую информацию в установленном федеральными законами порядке;
  • подавать иски о защите прав и законных интересов арбитражных управляющих — членов саморегулируемой организации, в том числе о взыскании ущерба, причиненного арбитражным управляющим органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также иными лицами;
  • заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении или освобождении от участия в деле о банкротстве членов саморегулируемой организации в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • обжаловать судебные акты об утверждении, отстранении или освобождении арбитражных управляющих — членов саморегулируемой организации, а также судебные акты, затрагивающие права, обязанности или законные интересы саморегулируемой организации при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;
  • проводить аккредитацию страховых организаций, оценщиков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, операторов электронных площадок, организаторов торгов по продаже имущества должника, а также иных лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве за счет средств должника;
  • осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом права.
  • разрабатывать и устанавливать условия членства арбитражных управляющих в саморегулируемой организации;
  • разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения членами саморегулируемой организации стандарты и правила профессиональной деятельности;
  • контролировать профессиональную деятельность членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности;
  • рассматривать жалобы на действия члена саморегулируемой организации, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве;
  • применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации;
  • заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении от участия в деле о банкротстве арбитражного управляющего — члена саморегулируемой организации в случае исключения арбитражного управляющего из членов саморегулируемой организации в срок не позднее дня, следующего за днем такого исключения;
  • осуществлять анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденным решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
  • хранить отчеты арбитражных управляющих и иные документы, утвержденные решением общего собрания членов саморегулируемой организации, в течение пяти лет с даты представления соответствующего документа;
  • осуществлять организацию и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего;
  • осуществлять ведение реестра арбитражных управляющих, являющихся членами саморегулируемой организации, и обеспечивать свободный доступ к включаемым в такой реестр сведениям заинтересованным в их получении лицам в порядке, установленном регулирующим органом;
  • обеспечивать формирование компенсационного фонда саморегулируемой организации для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных членами саморегулируемой организации при исполнении обязанностей арбитражных управляющих;
  • организовывать повышение уровня профессиональной подготовки своих членов;
  • по запросам судьи, органа по контролю (надзору) в случае возбуждения дела об административном правонарушении, в том числе при проведении административного расследования в отношении арбитражного управляющего, представлять документы, которые содержат информацию об исполнении арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и имеют отношение к указанному делу об административном правонарушении;
  • заключить с управляющей компанией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (далее — управляющая компания), и со специализированным депозитарием, имеющим лицензию на осуществление депозитарной деятельности и лицензии на осуществление деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее — специализированный депозитарий), договоры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в срок не позднее чем в течение девяноста дней с даты включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
  • в срок не позднее чем в течение четырнадцати рабочих дней с даты возникновения несоответствия саморегулируемой организации требованиям пункта 2 статьи 21 Закона представлять в орган по контролю (надзору) информацию о таком несоответствии.

Помимо вышеуказанного у СРО в соответствии ст. 45 Закона обладает правами и несет обязанности при утверждения арбитражного управляющего.

Так же у СРО АУ в соответствии со ст. 22.1. Закона есть обязанность по раскрытию обязанности на своем сайте в сети Интернет (с учетом соблюдением требований федеральных законов, предъявляемых к защите информации (в том числе персональных данных)):

  • учредительные документы саморегулируемой организации,
  • стандарты и правила профессиональной деятельности,
  • условия членства в саморегулируемой организации, порядок прекращения членства в саморегулируемой организации,
  • правила прохождения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего,
  • реестр членов саморегулируемой организации (в том числе информацию о членах саморегулируемой организации),
  • список лиц, исключенных из членов саморегулируемой организации за нарушение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности за последние три года осуществления деятельности саморегулируемой организации,
  • о структуре и компетенции органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации;
  • о решениях, принятых общим собранием членов саморегулируемой организации и коллегиальным органом управления;
  • об исках и о заявлениях, поданных саморегулируемой организацией в суды;
  • о ходе и результатах экспертизы проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в проведении которой саморегулируемая организация принимала участие;
  • о годовой бухгалтерской отчетности саморегулируемой организации и результатах ее аудита;
  • о наличии фактов применения мер дисциплинарного воздействия по отношению к членам саморегулируемой организации;
  • о несоответствии саморегулируемой организации требованиям пункта 2 статьи 21 Закона, в том числе о дате возникновения несоответствия саморегулируемой организации требованиям пункта 2 статьи 21 Закона, о мерах, планируемых и (или) принимаемых саморегулируемой организацией для устранения такого несоответствия;
  • об условиях, о способах и о порядке обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации;
  • о компенсационном фонде саморегулируемой организации (размере имущества, составляющего компенсационный фонд, инвестиционной декларации компенсационного фонда, фактах обращения взысканий на имущество компенсационного фонда);
  • об управляющей компании, с которой саморегулируемой организацией заключен договор (наименование, место нахождения управляющей компании, сведения о лицензии и номер контактного телефона);
  • о специализированном депозитарии, с которым саморегулируемой организацией заключен договор (наименование, место нахождения специализированного депозитария, сведения о лицензии и номер контактного телефона);
  • о лицах, аккредитованных саморегулируемой организацией в соответствии с настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;
  • о датах и результатах проведенных саморегулируемой организацией проверок деятельности членов саморегулируемой организации;
  • иную информацию в соответствии с Законом.

На основании вышеизложенно можно сказать¸ что роль СРО АУ сводится к четырем основным функциям: а именно:

  • осуществление контроля за действиями каждого своего арбитражного управляющего, и в случае, его неправомерных действий, принятие к нему мер, вплоть до исключения из саморегулируемой организации (что делает невозможным дальнейшее участие арбитражного управляющего в деле о банкротстве);
  • подача заявлений в арбитражный суд с ходатайством об отстранении от участия в деле о банкротстве своих членов, в действиях (бездействии) которых установлены нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве);
  • защита репутационных прав арбитражных управляющих, в том числе путем обращения в суд за защитой прав и законных интересов своих членов;
  • обеспечение информационной открытости деятельности СРО.

3. Роль СРО АУ при осуществлении процедур банкротства

В соответствии с Законом СРО АУ активно участвует в процессе утверждения арбитражного управляющего во всех процедурах банкротства (за исключением процедуры заключения мирового соглашения):

  • временный управляющий (процедура наблюдения) утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 45 Закона (п. 1 ст. 65 Закона);
  • административный управляющий (процедура финансового оздоровления) утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 45 Закона (п. 1 ст. 83 Закона);
  • внешний управляющий (процедура внешнего наблюдения) утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 45 Закона (п. 5 ст. 96 Закона);
  • при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном статьей 45 Закона (п. 1 ст. 127 Закона).

В свою очередь ст. 45 Закона содержит в себе перечень действий СРО АУ при процедуре назначения арбитражного управляющего и четкий алгоритм представления в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику информации о членах СРО АУ, а именно:

  • представление информации о соответствии заявленной кандидатуры арбитражного управляющего требованиям Закона;
  • представление кандидатуры арбитражного управляющего из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве (в случае отсутствия заявленной кандидатуры);
  • обеспечение свободного доступа заинтересованных лиц к проведению процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего;
  • обеспечение сообщения в арбитражный суд сообщения об отсутствии у заявленной кандидатуры арбитражного управляющего необходимого допуска к государственной тайне установленной формы, если такой допуска является обязательным условием для конкретного должника.

На основании указанных сведений арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, отвечающего соответствующим требованиям.

Если же проанализировать перечень прав и обязанностей СРО АУ, изложенных в ст. 22 Закона, можно выделить следующие аспекты участия СРО АУ в процедурах банкротства (дополнительно к вышеизложенному в настоящем разделе):

  1. право СРО АУ заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении или освобождении от участия в деле о банкротстве членов саморегулируемой организации в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 6 п. 1 ст. 22 Закона);
  2. обязанность СРО АУ заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении от участия в деле о банкротстве арбитражного управляющего — члена саморегулируемой организации в случае исключения арбитражного управляющего из членов саморегулируемой организации в срок не позднее дня, следующего за днем такого исключения (ч. 7 п. 2 ст. 22 Закона), в т.ч.
  1. СРО представляет кандидатуру арбитражного управляющего в порядке, установленном статьей 45 Закона при получении СРО копий ходатайств, содержащих требование об отстранении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и направленных в арбитражный суд лицами, участвующими в деле о банкротстве, а также при направлении СРО в арбитражный суд ходатайства об отстранении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве (ч. 3 п. 2 ст. 20.4. Закона).