Проблема административной ответственности за совершение
правонарушений в целом и административной ответственности несовершеннолетних в частности является на сегодняшний день в России острой и актуальной.
Одними из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, являются поиск путей снижения роста правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а также повышение эффективности предупреждения и профилактики совершения правонарушений несовершеннолетними. Правонарушения, совершаемые несовершеннолетними относятся к числу проблем, вызывающих особую озабоченность общества и государства, а проблема административной ответственности несовершеннолетних в последнее время приобрела острый характер не только по причине реформирования в стране действующего законодательства по вопросам политики в отношении ответственности несовершеннолетних, но и по причинам реального увеличения правонарушений, совершенных несовершеннолетними.
Несовершеннолетние являются одной из наиболее не защищенных категорий общества. Они сильнее испытывают состояние раздражения и стресса. Духовная жизнь несовершеннолетних деформируется вследствие проникновения в их среду стандартов повседневного поведения, не совместимых с традиционными ценностными ориентирами нашего общества через средства массовой информации, бытовые контакты. Кроме того, в условиях глобального реформирования института семьи, роста индивидуализма в обществе, развития алкоголизации и наркоманизации общества, все большее количество браков в России прекращается, вследствие чего, растет и будет расти количество не только количество родителейодиночек, но и детей, проживающих, например, с одним из родителей с недостаточным усердием уделяющим ребенку внимание к его воспитанию. Дефекты семейного воспитания и обучения одна из главных причин преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних. Кроме того, в случаях, когда несовершеннолетний в неполной семье, испытывает недостаток материальных средств, мечты о легком и быстром обогащении ведут к различным проступкам и преступлениям
Актуальность темы заключается в необходимости определения условий привлечения несовершеннолетних к административной ответственности в связи с существующими отличиями с привлечением к административной ответственности совершеннолетних правонарушителей.
Целью настоящей работы является исследование теоретических и практических аспектов административной ответственности несовершеннолетних, ее особенности.
Административное правонарушение: понятие, особенности, состав
... причины правонарушений и пути их устранения. ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ В науке и административной практике довольно устойчивыми оказались понятия административного правонарушения и ответственности за него. Административная ответственность характеризуется следующими особенностями: 1) основанием административной ответственности является административное правонарушение; 2) ...
Для того чтобы достичь данную цель нужно решить следующие задачи:
- раскрыть содержание привлечения несовершеннолетних к административной ответственности;
- определить понятие и условия привлечения несовершеннолетних к административной ответственности;
- установить особенности привлечения несовершеннолетних к административной ответственности;
- рассмотреть возраст несовершеннолетнего, как особенность административно-правового статуса субъекта административного правонарушения;
- подробно определить порядок и особенности производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних;
- дать характеристику административной ответственности, применяемой к несовершеннолетним правонарушителям;
- осуществить анализ правоприменительной практики привлечения несовершеннолетних к административной ответственности.
Объектом выпускной квалификационной работы являются административно-правовые отношения в части привлечения несовершеннолетних к административной ответственности.
Предметом выпускной квалификационной работы являются нормы российского права, регулирующие условия и порядок привлечения несовершеннолетнего правонарушителя к административной ответственности, а так же практика их применения.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы явились труды российских исследователей в сфере административного права Д.Н. Бахрах, Е.В. Ильгова, Т.В. Обыденова, Т.А. Ильина.
Нормативные основы выпускной квалификационной работы явилось законодательство Российской Федерации: Конституция Российской Федерации принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, федеральные законы и другие нормативно — правовые акты.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составил формально-логический метод, метод сравнительного анализа и технико-юридический метод.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разбитых на пункты, анализа правоприменительной практики привлечения несовершеннолетних к административной ответственности, заключения и списка использованных источников.
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСВЕННОСТИ
1.1. Понятие и условия привлечения несовершеннолетних к
административной ответственности
Административная ответственность несовершеннолетних это такой вид ответственности, который обладает всеми признаками юридической ответственности. В юридической литературе немало внимания уделяется проблемам административной ответственности. В работах, составляющих общетеоретическую основу административной ответственности, были рассмотрены ее материальные и процессуальные элементы, были сделаны предложения по развитию законодательства об административных правонарушениях, многие из которых составили теоретическую основу кодификации действующего законодательства. Теоретические положения, которые содержатся в них, и их обоснование не потеряли своего значения до настоящего времени.
В действующем законодательстве не дается определения административной ответственности, однако, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ 1 (далее в работе – КоАП РФ) есть указание на то, что мерой административной ответственности является административное наказание, которое применяется с целью перевоспитания лица, совершившего административное правонарушение, и предотвращения совершения правонарушений. Постоянно порождаются дискуссии относительно сущности и содержания административной ответственности, о чем свидетельствует наличие многочисленных точек зрения по этому вопросу, связано это в том числе и с отсутствием законодательного определения понятия административной
Посвящена проблеме административной
... о недостаточной изученности проблем привлечения юридических лиц к административной ответственности юридических лиц в сфере предпринимательской деятельности. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения юридических лиц, совершивших административные правонарушения в сфере предпринимательской деятельности. Предмет исследования - советское ...
Российская газета. 2001. № 256. ответственности.
В научной литературе предлагаются различные определения понятия административной ответственности. Административная ответственность рассматривается как специфическая форма негативного реагирования, как деятельность, связанная с применением административных наказаний, как разновидность правоотношений 1. За основу определения понятия административной ответственности ученые берут два основных признака: административный проступок и административное взыскание 2. Таким образом, административную ответственность рассматривают как реакцию, предусмотренную санкциями правовых норм на правонарушение и реализацию санкций, традиционно связывают административную ответственность с применением принудительных мер ответственности.
На данный момент законодательного закрепления не существует определения административной ответственности, хотя в Кодексе об Административных правонарушениях существует положение о том, что административное наказание — есть мера административной ответственности, применяемое для того чтобы перевоспитать лицо, которое совершило административное правонарушение, и предотвратить совершение правонарушений. Этот факт является источником многочисленных споров среди ученых относительно его сущности и содержания.
Дискуссионным является положение о тех мерах принуждения и административной ответственности, что применяются к несовершеннолетним, и тот вопрос, в какой мере степени опасны административные правонарушения.
Ряд ученых, ссылаясь на материальное единство всех правонарушений, отличие между которыми заключается лишь в степени общественной опасности, называют административные правонарушения общественно
Попов Л.Л. Административное право Российской Федерации. М., 2011. С. 10.
Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М., 2008. С. 7. опасными 1. Некоторые ученые, в частности М.С. Студеникина, отмечают, что административный проступок не является общественно опасным деянием2.
Вместе с тем, большинство исследователей признают административные правонарушения общественно вредными и опасными. При определении форм вины в КоАП РФ речь идет не об антиобщественной направленности деяния, а о вредных последствиях, что так же свидетельствует об общественной вредности административных проступков.
Можно выделить признаки административного правонарушения:
- противоправность,
- виновность,
- в ряде случаев, наступление вредных последствий.
Наиболее верной является позиция, согласно которой административное правонарушение — это общественно опасное деяние, но степень общественной опасности в нем меньше, чем, в преступлении. Данная позиция обусловлена тем, что зачастую административное правонарушение имеет материальный состав и влечет за собой наступление вредных последствий. В этих случаях случае нельзя говорить о вредности данных противоправных деяний. Таким образом, любое нарушение прав определяет в себе размер степени выражения общественной опасности, отсюда их классифицируют.
Реферат подведомственность административных дел
... Рябцев Л.М. Административное право: Курс лекций. – Минск, 2007. Рефераты: Судьи по административным делам, их компетенция в области рассмотрения дел об административных правонарушениях. Компетенция органов внутренних дел в области рассмотрения дел об административных правонарушениях. Контрольно-надзорные ...
Административная ответственность несовершеннолетних за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, наступает, если эти нарушения по своему правовому характеру и наступлению вредных последствий не влекут за собой уголовную ответственность. По мнению ученых в области административного права, административная ответственность применяется не только за нарушение правил, установленных административно-правовой нормой, но и за нарушение норм других отраслей права в связи с тем, что большинство норм Кодекса Российской Федерации об административных
Даньшин И.Н. Ответственность за хулиганство по советскому уголовному праву. Харьков, 1971. С. 92.
Студеникина М.С. Советское административное право. М., 1997. С. 11. правонарушениях являются бланкетными и отсылают к нарушению определенных норм, правил и требований, установленных действующим законодательством1. Существует также мнение, что основанием административной ответственности является совершение несовершеннолетним лицом правонарушения, которое не составляет большой общественной опасности 2. Однако действующее законодательство не допускает возможности применения мер административного взыскания как замену уголовной ответственности 3.
Административная ответственность несовершеннолетних может рассматриваться как часть общего института административной ответственности и имеет все признаки данного института (субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона, содержание правового регулирования и процедура производства), который подтверждается рядом статей из разных разделов Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Она является средством охраны общественных отношений, которые регулируются различными отраслями права — собственно административным, конституционным, финансовым, гражданским, трудовым. В случае нарушения требований административно-правовых норм ответственность наступает не перед второй стороной правоотношений, а перед государством 4.
Государственные органы, выполняющие функции государственного управления в соответствующей сфере регулирования общественно-правовых отношений осуществляют привлечение несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения к административной ответственности. Однако, по мнению многих ученых, с целью уменьшения количества
Петров С.М. Административная ответственность за нарушения норм трудового законодательства // Кадровые решения. 2006. № 4. С. 10.
Василенков П.Т. Советское административное право. М., 1990. С. 293.
Чеснокова О.А. Принципы уголовной и уголовно-правовой политики // Вопросы российского и международного права. 2011. № 4. С. 73.
Макаренко И.А. Личность несовершеннолетнего обвиняемого как объект криминалистического исследования. М. 2006. С. 152. вышеуказанных органов, необходимо пересмотреть состав и функциональные обязанности этих органов управления. Административная ответственность является тем итогом компетенций органов государственной власти при управлении административно-правовыми отношениями.
Одним из проблем административного законодательства является закрепление в действующих нормативных правовых актах тезиса о возможности установления состава правонарушения, ответственности за его совершение, а также применение к правонарушителю соответствующих норм за пределами КоАП РФ, в связи с этим огромное количество норм КоАП РФ является бланкетными 1.
Понятие юридической ответственности несовершеннолетних (2)
... четырнадцатилетнего возраста. Дадим определение административной ответственности, как вида юридической ответственности и административной ответственности несовершеннолетних, как особого субъекта административного права. Итак, субъектами административного правонарушения по КоАП РФ могут ... за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти ...
К главным нормативным актам, регулирующим административную ответственность несовершеннолетних, относятся не только КоАП РФ, но и Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»2, Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»3 и ряд других нормативных актов, включая положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на региональном уровне, которые также являются субъектами привлечения к административной ответственности. Такой подход к определению и установлению законодательства об административной ответственности сводит к тому что появляются коллизии, потому целесообразно именно КоАП РФ полагать одним – единственным законодательным актом, упорядочивающим проблемы административной ответственности не достигших совершеннолетия.
Для систематизации нормативно-правового закрепления и определения административной ответственности несовершеннолетних и его дальнейшего совершенствования целесообразно в КоАП РФ предусмотреть отдельный
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 6. С. 3.
Российская газета. 1999. № 121.
Собрание законодательства РФ. 2013. № 45. Ст. 5829. раздел «Административная ответственность несовершеннолетних», в котором важно раскрыть цели административной ответственности несовершеннолетних, функции субъектов, уполномоченных привлекать несовершеннолетних к административной ответственности, виды основных и дополнительных административных наказаний и установить особенности процедуры их применения, обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность несовершеннолетних, порядок освобождения несовершеннолетних от административной ответственности, порядок привлечения к ответственности родителей (законных представителей), за противоправные деяния, совершенные несовершеннолетними 1.
Каждое административное правонарушение, в том числе и совершенное несовершеннолетним, имеет определенные признаки и элементы.
К признакам административного правонарушения относятся:
- противоправность;
- виновность;
- наказуемость деяния.
Для привлечения несовершеннолетнего к административной ответственности обязательно присутствие в деяниях несовершеннолетнего общественной опасности, то есть вреда, либо ущерба, причиненного противоправным деянием. Ущерб может быть как моральный, так и материальный. Именно по степени общественной опасности правонарушение отличается от преступления.
Любое правонарушение нарушает какую либо норму права. В данном случае незаконные действия несовершеннолетнего должны преступать административно-правовую норму. Противоправность заключается в том, что определенное лицо совершает действие, запрещенное правовой нормой, или не совершает действия, предписанного правовой нормой.
В противоправных действия несовершеннолетнего должна усматриваться
Понятие юридической ответственности несовершеннолетних
... предусмотрена административная ответственность родителей.[18] За неимением таковых – их законных представителей. Законными представителями несовершеннолетнего могут быть: усыновители, а в определенных случаях - опекуны и попечители. Таким образом, юридическая ответственность несовершеннолетних является ...
Ильина Т.А. К проблеме административной ответственности
несовершеннолетних // Административное и муниципальное право. 2012. № 10. виновность деяния. Виновность – это психическое отношение лица к своему противоправному деянию. Все правонарушения совершаются умышленно или по неосторожности. Нарушитель, совершая противоправное деяние, должен сознавать или предполагать, что поступает противоправно. Наличие вины обязательный признак административного правонарушения. Законодатель считает, что все лица, достигшие возраста 16 лет в полной мере способны осознавать виновность и противоправность совершенных ими деяний.
Наказуемость деяния, то есть ответная мера за совершенное правонарушение присутствует как признак любого правонарушения. Наказуемость – это реальное реагирование страны на нарушение нормы права, неотвратимость применения наказания за осуществление противоправного действия. Ответственность происходит лишь в том случае, если за данное действие предусмотрена административная ответственность.
В том случае если же нет одного из перечисленных признаков правонарушения, то административная ответственность исключается.
Что касается признаков административного правонарушения то его необходимо отличать от юридического состава. Представление данной проблемы обладает не только теоретическое, но и практическое значение. Если присутствуют все признаки правонарушения, то может отсутствовать состав правонарушения, то исключается и вероятность привлечения виновного несовершеннолетнего к ответственности. Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16 летнего возраста, означает совершение им административного правонарушения и это деяние содержит все признаки административного правонарушения, но несовершеннолетний не подлежит административной ответственности, в связи с тем, что в его действиях нет состава административного правонарушения, и несовершеннолетний, не достигший возраста 16 лет не может признаваться субъектом правонарушения.
Состав административного правонарушения – это совокупность установленных законодательством объективных и субъективных признаков, характеризующих деяние (действие или бездействие) как административное правонарушение.
В юридическом составе любого административного правонарушения, в том числе совершенного несовершеннолетним, имеются 4 основных элемента:
- объект;
- объективная сторона;
- субъект;
- субъективная сторона.
Таким образом, административная ответственность несовершеннолетних характеризуется целым рядом особенностей, которые обусловливают необходимость их учета в правоприменительной практике. 1
1.2. Особенности привлечения несовершеннолетних к
административной ответственности
Следует выделить ряд специфических особенностей административной ответственности несовершеннолетних если рассмотреть ее сущность 2:
- ответственность, применяемая к несовершеннолетним, определена меньшим объемом и уровнем лишения или ограничения в правах и свободах, по сравнению с административной ответственностью, применяемой к совершеннолетним правонарушителям;
- к несовершеннолетним правонарушителям не могут применяться все те же меры административного наказания, как и к совершеннолетним правонарушителям, например, административный арест к несовершеннолетним правонарушителям не применяется;
- ответственность применяется к несовершеннолетним
Обыденова Т.В. Правовое регулирование административной ответственности несовершеннолетних // Административное и муниципальное право. 2012. № 6. С. 67.
Административная ответственность и административные взыскания
... административной ответственности. Следовательно, административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение. Административную ответственность характеризуют некоторые признаки, общие для всех видов ...
Ильгова Е.В. Особенности производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 4. С. 29. правонарушителям за правонарушения, предусмотренные ст. 6.8, ч. ч. 1, 2, 3 ст. 20.20, ст. 20.21, КоАП РФ и другие, которые являются наиболее общественно опасными.
Привлечение к административной ответственности за совершение
административных правонарушений наряду с несовершеннолетними осуществляется и их родителей (законных представителей) (ст. 20.20 КоАП РФ).
За некоторые проступки несовершеннолетние не могут быть привлечены к административной ответственности. Следовательно, можно говорить о том, что несовершеннолетний возраст правонарушителя является обстоятельством, смягчающим административную ответственность, что и установлено в ст. 4.2. КоАП РФ.
В том случае, когда во время совершения административного правонарушения вред причинен несовершеннолетним, который достиг шестнадцатилетнего возраста и имеет самостоятельные доходы, орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, имеет право принять решение о самостоятельном возмещении несовершеннолетним причиненного вреда или обязать своим трудом устранить этот ущерб.
К особенным признакам административной ответственности несовершеннолетних также следует отнести:
- воспитательный характер административной ответственности, так как к несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет, как правило, применяются меры воздействия, которые не являются административными наказаниями;
— применение мер административной ответственности к несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет на общих основаниях (в случае совершения мелкого хулиганства, нарушения правил дорожного движения, совершения мелкого хищения, злостного неповиновения законному требованию или распоряжению работника органа внутренних дел).
Однако и в этих случаях не исключается применение мер, предусмотренных КоАП РФ на общих основаниях, если с учетом личности нарушителя к нему рациональнее применить именно эти меры.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет, производится комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, в судебном порядке судами, которые уполномочены привлекать к административной ответственности несовершеннолетних, органами внутренних дел.
В большинстве случает рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляется Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, а в случае передачи административного дела на рассмотрении в суд или органы внутренних дел, то и этими органами. Практика показывает, что комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав практически «монопольно» рассматривает поступившие к ним дела о совершении несовершеннолетними противоправных деяний и крайне редко передает дела в иные органы на рассмотрение. Это связано, прежде всего с широкими полномочиями комиссии по делам несовершеннолетних и защите их права не только в аспекте рассмотрения административных дел, но и в сфере профилактики совершения правонарушений несовершеннолетними.1
Административная ответственность физических и юридических лиц
... основных черт административной ответственности; 2)выявление и изучение признаков и состава административного правонарушения; 3)характеристика порядка освобождения от административной ответственности; 4)выявление и изучение специфики административной ответственности юридических лиц. При подготовке и написании курсовой работы были использованы КоАП РФ, ...
С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод, что особенности административной ответственности несовершеннолетних заключаются в применении уполномоченными органами к несовершеннолетним определенных мер административного принуждения, отличающихся от мер, применяемых по отношению к совершеннолетним правонарушителям, в виде конкретных административных наказаний, выполняющих воспитательную функцию и одновременно как их специфическая обязанность (или обязанность их родителей) нести неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных мер 2.
Ильина Т.А. К проблеме административной ответственности несовершеннолетних // Административное и муниципальное право. 2012. № 10. С. 57.
Ратова А.А. Проблемы административной ответственности несовершеннолетних // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2015. № 2. С. 60.
1.3. Возраст несовершеннолетнего, как особенность
административно-правового статуса субъекта административного правонарушения
При привлечении несовершеннолетних к административной ответственности необходимо учитывать специфику их возрастного, физиологического и психологического развития.
Законодатель при закреплении возраста привлечения к административной ответственности руководствовался психологическим и возрастным развитием, так как это является тем критерием, который, вопервых, определяет способность лица быть участником административных правоотношений, во-вторых — указывают на индивидуальные (личностные) характеристики несовершеннолетнего 1.
КоАП РФ определяет возраст физических лиц, по достижении которого наступает административная ответственность. В соответствии с ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
Не достижение физическим лицом на момент совершения противоправного деяния (бездействия) возраста шестнадцать лет является одним из достаточных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия состава административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Позиция законодателя сводится к формальному признанию ответственности родителей (законных представителей) за общественно вредные действия (бездействие), совершенные несовершеннолетним, исходя
Арчаков М. Процессуальные проблемы гарантии возмещения несовершеннолетнему потерпевшему вреда, причиненного преступлением // Российский следователь. 2011. № 13. С. 9. именно из факта отсутствия состава административного правонарушения 1 и эта позиция зачастую не понятна.
Например, появление в общественном месте в состоянии опьянения несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет не может повлечь за собой ответственность его родителей (законных представителей) по ст. 20.22 КоАП РФ, поскольку данное правонарушение родители (законные представители) не совершали. Сами же деяния несовершеннолетнего могут косвенно свидетельствовать лишь о вине его родителей (законных представителей) в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязанностей по содержанию и воспитанию такого несовершеннолетнего, что может квалифицироваться по ст. 5.35 КоАП РФ как самостоятельно совершенное административное правонарушение.
«Производство по административным делам»
... КоАП РФ определил в основном систему субъектов производства, не исключает создание других в субъектах РФ, но не конкретизирует их формы. Объект данной курсовой работы – административные ... мер обеспечения производства и привлечения к административной ответственности должностных лиц, ... производство по делам, предусмотренным законами субъектов РФ. Это мировые судьи; комиссии по делам несовершеннолетних ...
Родители (законные представители) на самом деле несут ответственность за степень и качество нравственного воспитания своих не достигших совершеннолетия детей, однако в той степени, в которой имеет возможность, соотнесено с возложенным выполнением на них обязанностей родителя.
Во всяком случае, привлечение к административной ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетнего за общественно опасные действия, совершенные несовершеннолетним, но не противоправные действия (бездействие), существенно изменяет принцип личной ответственности, виновности в совершении правонарушения, природу справедливого и гуманного назначения административного наказания.
Учитывая вышеизложенное, предлагается исключить из КоАП РФ ст. 20.22, предусматривающую административную ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетнего за появление в общественных местах в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции,
Ренов Э.Н. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2002. С. 658; Козлов Ю.М. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2002. С. 823, 885; Студеникина М.С. Что такое административная ответственность? М., 1990. С. 29 — 30. потребление ими наркотических средств или психотропных веществ 1. Это исходит из виновности деяния как признака административной ответственности. В настоящее время виновность деяния родителя (законного представителя) несовершеннолетнего, появившего в общественных местах в состоянии опьянения, а равно распитие им алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление им наркотических средств или психотропных веществ, исходит из установления наличия вины законодателем сразу же при совершении несовершеннолетним указанного деяния, не смотря на то, что родители (законные представители) не совершали виновного противоправного деяния, однако в соответствии с нормами закона родители априори совершили правонарушение когда их ребенок появился в общественных местах в состоянии опьянения.
Таким образом, целесообразно административному наказанию подвергать только лица, признанные соответствующим органом виновным в совершении административного правонарушения и виновно совершившие административные проступки. Личность и возраст служат при этом самостоятельным основанием применения мер административного наказания (ч. 2 ст. 2.3 и ст. 4.1 КоАП РФ).
2
В большинстве случаев к несовершеннолетним, совершившим административное правонарушение применяются меры воспитательного воздействия, однако они фактически не являются административными наказаниями и не приводят к наступлению юридических последствий для правонарушителя. В связи с этим анализ правоприменительной практики показывает, что в современных условиях административная ответственность не всегда выполняет свои функции в борьбе с противоправным поведением несовершеннолетних. Безнаказанность приводит к безответственности, в связи
Обыденов В.В. К вопросу о содержании обстоятельств, смягчающих административную ответственность и их соотношение с обстоятельствами, связанными с освобождением от административной ответственности // Административное и муниципальное право. 2013. № 10. С. 965 — 975.
Максимов И.В. Административные наказания. М., 2009. 464 с. с чем, применение соответствующих мер к несовершеннолетним правонарушителям не дает желаемого результата.
Анализ совершения административных правонарушений в Магаданской области по состоянию на 1 января 2012 года показал, что среди несовершеннолетних, состоящих на учете, количество лиц, совершивших правонарушение до достижения 16 летнего возраста, составляет более 25%, из них количество несовершеннолетних к которым применено административное взыскание, — 5%. Кроме того, 14-летние в период отбывания наказания, при условно-досрочном освобождении, при осуждении с испытательным сроком, нередко продолжают нарушать закон, совершая административные правонарушения 1.
Поскольку несовершеннолетние в возрасте 14 лет способны полностью понимать суть и последствия своих противоправных поступков, могут и должны отвечать за свои противоправные действия (бездействия) в силу своего эмоционального и психического развития, считаю целесообразным говорить о снижения возраста привлечения к административной ответственности до 14 лет.
В связи с этим возможно в КоАП РФ разделе «Административная ответственность несовершеннолетних» выделить отдельную статью «Возраст несовершеннолетних, привлекаемых к административной ответственности», закрепляющую возможность снижения в исключительных случаях возраст привлечения к ответственности несовершеннолетних до 14 лет исходя из опасности совершенных ими правонарушений 2.
Ткачев В.Н. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и восстановительное правосудие: Диссертация. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2002. С. 37.
Ильина Т.А. К проблеме административной ответственности несовершеннолетних // Административное и муниципальное право. 2012. № 10. С. 59 — 62.
2. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, СУБЪЕКТОМ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ
2.1. Порядок и особенности производства по делам об
административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних
В соответствии со статьей 23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных лицами от шестнадцати до восемнадцати лет (в том числе дела, перечисленные в частях 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ), отнесено к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, за исключением дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.18 КоАП РФ, и дел о правонарушениях в области дорожного движения, которые рассматриваются комиссией в случае передачи дела на ее рассмотрение уполномоченным органом (должностным лицом).
Указанными комиссиями рассматриваются также дела о правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 КоАП РФ.
Поскольку комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее по тексту – КДН) не может назначать виды наказания, отнесенные к исключительной компетенции судей, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей, указанной в части 2 статьи 23.1 КоАП РФ, которое совершено несовершеннолетним, может быть передано указанной комиссией на рассмотрение судьи (пункт 1 части 2 статьи 29.9 КоАП РФ).
При определении подсудности необходимо также учитывать закрепленные в статье 29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях.
Целью деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав является осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактика безнадзорности и беспризорности, выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений несовершеннолетними.
Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются только КДН, за исключением случаев, предусмотренных в КоАП РФ. 1
В компетенцию КДН входит также рассмотрение дел об административных правонарушениях: по ст. 5.35 (неисполнение родителями и иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних), по ст. 5.36 (нарушение порядка или сроков представления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детейсирот или для детей, оставшихся без попечения родителей), по ст. 20.22 (появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 (безбилетный проезд), а также об административных правонарушениях в области дорожного движения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают только в том случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело, передают его в КДН. 2
Правовой статус КДН отчасти определен в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности
Ильгова Е.В. Особенности производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 4. С. 31.
Салищева Н.Г. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный).
6-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 632. и правонарушений несовершеннолетних». 1
Следует отметить, что до настоящего момента не принят федеральный закон, регламентирующий деятельность КДН в связи со всеми замечаниями по его функционированию. Кроме того, неоправданно изменены механизмы функционирования КДН, нарушена целостность системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в связи с большим количеством закрепленных законом субъектов профилактики в обязательном порядке которые обязаны выполнять требования Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Оказавшийся под угрозой несовершеннолетний, совершивший административное правонарушение может остаться незащищенным в правовом аспекте в связи с наличием неурегулированности некоторых аспектов законодательством.
Действовавшее до недавнего времени Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. 2, фактически утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995, утвердившего Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав3. В некоторых муниципальных органах власти для работы с несовершеннолетними используется порой только КоАП РФ и сложившаяся практика разрешения дел, что является примером отсутствия четкого механизма реализации прав ребенка. 4
КДН рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об
Таибова О.Ю. Правовой статус комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: проблемы и перспективы развития // Lex russica. 2015. № 1. С. 59 — 66.
Свод законов РСФСР. т. 8. с. 314. (утратил законную силу).
Собрание законодательства РФ. 11.11.2013. № 45. ст. 5829.
Таибова О.Ю. Правовой статус комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: проблемы и перспективы развития // Lex russica. 2015. № 1. С. 59 — 66. административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ) 1.
В соответствии с частью 2 статьи 25.11 КоАП РФ прокурор должен быть извещен о времени и месте рассмотрения каждого дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.
Поскольку административный арест не может быть применен к лицам, перечисленным в части 2 статьи 3.9 КоАП РФ, в том числе к несовершеннолетним, судья каждый раз должен проверить о наличии обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.9 КоАП РФ при рассмотрении административного дела, санкция статьи которого предусматривает административный арест.
Особенности производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних имеют место уже на стадии возбуждения дела (стадии фиксации факта совершения административного правонарушения).
В случаях выявления совершения несовершеннолетним административного правонарушения он, прежде всего, должен быть доставлен для составления протокола об административном правонарушении в специальные помещения органов государственной власти. О доставлении несовершеннолетнего в соответствующее помещение составляется отдельный протокол, либо этот факт указывается в последующем в протоколе о совершении административного правонарушении, либо при наличии в протоколе об административном задержании.
Защитник должен быть допущен к участию в производстве по делу об административном правонарушении несовершеннолетнего согласно ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ с момента административного задержания. В обязательном порядке необходимо обеспечение реализации данного права
Студеникина М.С. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях: виды, критерии определения подведомственности // Административное право и процесс. 2015. № 6. С. 45. несовершеннолетнего по предоставлению защитника к рассмотрению в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего правонарушителя.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»1 должна быть предоставлена возможность воспользоваться услугами адвоката бесплатно, или, как минимум, должна быть предоставлена возможность позвонить родителям (законным представителям).
В соответствии со ст. 27.6 КоАП РФ и Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. № 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц»2 несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержаться отдельно от взрослых лиц.
При выявлении совершенного административного правонарушения может оказаться так, что правонарушение совершено лицом, не достигшим возраста 16 лет, то есть не являющимся субъектом административного правонарушения, а так же бывает невозможно установить возраст правонарушителя в связи с тем, что он отказывается сотрудничать с должностным лицом и скрывает свои персональные данные. В указанных случаях может быть решен вопрос о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, это помимо решения вопроса о привлечении несовершеннолетних к административной ответственности.
На срок более чем 48 часов несовершеннолетний может быть помещен в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел только на основании постановления судьи.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении
несовершеннолетних ведется в соответствии с гл. 29 КоАП РФ, но имеет определенные особенности.
Российская газета. № 100. 05.06.2002.
Российская газета. № 211. 21.10.2003.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может
принять решение об удалении несовершеннолетнего, в отношении которого ведется дело, на время рассмотрения дела о совершении административного правонарушения, обсуждение которых может отрицательно сказаться на состоянии несовершеннолетнего (ч. 4 ст. 25.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 25.3 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до 18 лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.
Так, согласно Приказу МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» 1 должностные лица ПДН ставят на профилактический учет несовершеннолетних правонарушителей на основании постановления КДН в случае совершения ими правонарушения, повлекшего применение меры административного наказания либо на основании протокола об административном правонарушении, по которому принято решение о назначении административного наказания.
На несовершеннолетних, в отношении которых КДН вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, заводятся учетно-профилактические карточки 2.
2.2. Административная ответственность, применяемая к
несовершеннолетним правонарушителям
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. № 11.
Ильгова Е.В. Особенности производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 4. С. 31.
Административная ответственность, применяемая к несовершеннолетним правонарушителям, представляет собой форму реагирования государства на административные проступки, совершенные лицами, не достигшими совершеннолетия, выраженную в применении к ним конкретных видов административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм права, и одновременно их специфическую обязанность нести определенные законодательством неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных правовых мер ответственности.
Именно восстановление социальной справедливости, а также предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений является целью применяемых административных наказаний к несовершеннолетним правонарушителям.
Это не означает, что административное наказание преследует чисто воспитательные цели, помимо цели исправления, заключающегося в выработке у несовершеннолетнего отвержения антиобщественной деятельности и противоправного поведения. Административная ответственность несовершеннолетних и родителей (законных представителей) должна рассматриваться в совокупности, так как появляется необходимость определения границ ответственности указанных субъектов по отдельности противоправные деяния, совершенные несовершеннолетними.
Согласно действующему законодательству по отношению к несовершеннолетним установлено общее правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные КоАП РФ.
Административное наказание может быть наложено на несовершеннолетних или их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).
Важной особенностью ответственности несовершеннолетних лиц, устанавливаемой КоАП РФ, является то, что установлено смягчающее вину обстоятельство — совершение административного правонарушения несовершеннолетним, а отягчающим вину обстоятельством — вовлечение такого лица в совершение административного правонарушения.
Если проанализировать применяемые меры воздействия к несовершеннолетним правонарушителям, то очевидно, что к несовершеннолетним применяется только две меры воздействия – предупреждение и административный штраф. В КоАП РФ не выделены и не предусмотрены специальные виды административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, однако определены особенности применения некоторых видов административных наказаний к несовершеннолетним. Например, штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей, к которым относятся родители, не ограниченные судом в осуществлении родительских прав, опекуны и попечители. Эти особенности прямо законом не установлены, однако данный подход используется в правоприменительной практике.
В статье 2.3 КоАП РФ законодатель установил возможность для КДН, учитывая обстоятельства дела и данные о несовершеннолетнем правонарушителе решить вопрос об освобождении его от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, которая предусмотренна федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо также может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ст. 2.3 КоАП РФ).
К несовершеннолетним могут применяться следующие меры воспитательного характера:
- возложение обязанности принести публичное или в иной форме извинение;
- предупреждение;
- выговор или строгий выговор;
- возложение обязанности возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает 1/2 минимального размера оплаты труда, или своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий 1/2 минимального размера оплаты труда;
- наложение на несовершеннолетнего, имеющего самостоятельный заработок, штрафа;
- передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, а также под наблюдение трудового коллектива или общественной организации по их ходатайствам;
- направление несовершеннолетнего в специальное лечебновоспитательное учреждение, кроме лечебно-воспитательного профилактория для больных наркоманией;
— помещение несовершеннолетнего, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения, в специальное учебно-воспитательное учреждение (профессионально-техническое училище) 1.
В качестве дополнительных гарантий обеспечения прав несовершеннолетних закон не позволяет применять к лицам, не достигшим 18летнего возраста, административного ареста (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).
Это связано с тем, что административный арест как мера административной
Козлов Ю.М. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. М. 2002. С. 130 — 131. ответственности существенно отличается от других видов административного наказания, предусмотренных законодательством. Его правовая сущность заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества под стражей в предназначенных для этой цели учреждениях, к которым относятся специальные приемники при органах внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту 1.
В случае совершения несовершеннолетним правонарушения и недостижения возраста привлечения к административной ответственности в КоАП РФ предусмотрена ответственность родителей (законных представителей) в связи с тем, что несовершеннолетние не несут юридической ответственности за совершенные противоправные деяния, но подвергаются иным мерам правового принуждения.
Административную ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних нельзя рассматривать отдельно от правовых обязанностей родителей, закрепленных различными нормативными правовыми актами, по воспитанию, обучению, присмотру и ухожу за детьми. В правоприменительной практике это ведет к неразрешенным спорам по поводу правовых оснований ответственности, а так же привлечение к ответственности родителей (законных представителей), которые не совершали виновных противоправных деяний, в законодательстве — к неопределенным формулировкам диспозиции правовых норм, устанавливающих ответственность за совершение правонарушения. Таким образом, родители должны нести административную ответственность, когда имеется их вина в совершении несовершеннолетними административных правонарушений.
Таким образом, необходима, во-первых, дальнейшая гуманизация правовых оснований для привлечения к административной ответственности несовершеннолетних в современном действующем законодательстве,
Мазурин С.Ф. Административные правонарушения несовершеннолетних на транспорте: состояние, тенденции и предупреждение органами внутренних дел: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 1997. С. 18 — 19. во-вторых, в законодательстве конкретизировать особенности неблагоприятных последствий для несовершеннолетних, совершивших правонарушение, что позволит закрепить гарантии защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и привлекать несовершеннолетних к административной ответственности за виновно совершенные противоправные деяния. 1
Также существуют особенности при применении некоторых видов административных наказаний. Так, КоАП РФ не предусматривает особых видов административных наказаний, применяемых только лишь к несовершеннолетним. Штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка (или имущества).
При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2 КоАП).
Чтобы обеспечить с помощью административного наказания и надлежащего процесса его исполнения формирование у несовершеннолетнего стойкого неприятия антиобщественных, аморальных тенденций, необходимо при определении административного наказания, назначаемого несовершеннолетнему, учитывать его возрастные, психические и индивидуальные особенности. Кроме того, основаниями для применения мер воздействия к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, служат характер совершенных правонарушений, их общественная опасность и тяжесть последствий, причины и условия, способствующие их совершению, условия семейной жизни и воспитания, окружающая несовершеннолетнего среда, возраст и уровень интеллектуального развития правонарушителя, его поведение в прошлом и отношение к совершенному правонарушению. 2
Беженцев А.А. Административная ответственность несовершеннолетних: проблемы интерпретации и применения // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. № 1. С. 23 — 24.
Обыденов В.В. К вопросу о содержании обстоятельств, смягчающих административную ответственность и их соотношение с обстоятельствами, связанными с
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Руководствуясь Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»1, в целях обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, считаю целесообразным проанализировать постановления Территориальной комиссия города Нижний Тагил по делам несовершеннолетних и защите их прав, не разглашая персональных данных, заменяя сведения, не подлежащие разглашению.
В связи с тем, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в ст. 23.2. предусматривает рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними гражданами, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, а так же предусматривает возможность рассмотрения указанной категории дел уполномоченным органом (должностным лицом), в случае передачи дела на его рассмотрение, анализ правоприменительной практики привлечения несовершеннолетних к административной ответственности будет основываться на анализе постановлений о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении Территориальной комиссии города Нижний Тагил по делам несовершеннолетних и защите их прав. В судебном порядке указанная категория дел практически не рассматривается в связи с тем, что КДН в полном объеме справляются с поступающими им протоколами о совершенном правонарушении и сведений о передачи указанной категории дел на рассмотрение мировому судье не имеется.
освобождением от административной ответственности // Административное и муниципальное право. 2013. N 10. С. 965 — 975.
Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.).
ст. 3451.
1. Рассмотрим Постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 13 января 2015 года Территориальной комиссии города Нижний Тагил по делам несовершеннолетних и защите их прав.
КДН рассмотрела протокол об административном правонарушении № 77777/333333 от 23.12.14 г., поступивший из ОПДН ОМВД г. Нижний Тагил, о совершенном несовершеннолетним Л., 01.01.97 г.р., уроженцем г. Нижний Тагил, учащимся школы № 1, проживающим по адресу: г.Нижний Тагил, ул.Мира, д. 1, кв.1, правонарушении.
В ходе рассмотрении протокола КДН установила, что несовершеннолетний 23.12.2014 г. в 11.00 возле д. 22 по ул. Мира задержан в состоянии алкогольного опьянения. У несовершеннолетнего одежда не опрятная, речь не внятная, изо рта исходил запах алкоголя, т.е. его внешний вид оскорблял человеческое достоинство и общественную нравственность.
Вина Л. в совершенном правонарушении подтверждается материалами административного дела: рапортами и справками сотрудников ОМВД г. Нижний Тагил, объяснениями правонарушителя Л., протоколом медицинского освидетельствования, актом СБУ.
Исследовав вышеперечисленные доказательства, комиссия приходит к выводу о том, что Л. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно появился на улице, т.е. в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
При назначении административного наказания комиссия учла характер правонарушения, совершенного несовершеннолетним Л. обстоятельства, смягчающие административную ответственность (несовершеннолетний возраст), и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (отсутствуют).
Однако, комиссия принимает во внимание, что в июле 2014 г. мать Л. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ связи с употреблением ее сыном спиртных напитков.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, КДН постановила признать несовершеннолетнего Л. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
2. Рассмотрим постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 13 января 2015 года Территориальной комиссии города Нижний Тагил по делам несовершеннолетних и защите их прав.
КДН рассмотрев протокол об административном правонарушении № 0372222/2221 от 04.01.15 г., поступивший из ОПДН ОМВД г. Нижний Тагил, совершенном законным представителем, 25.02.72 г.р., уроженкой г. Нижний Тагил, работающей в магазине, проживающей по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Мира, д.1, кв.1, установила, что несовершеннолетний М., 2000 г.р., учащийся школы, 01.01.2015 г. в 00.30 в районе д.23 по ул. Победы в г. Нижний Тагил употребил шампанское вино. Несовершеннолетнему М. на момент задержания не исполнилось 16 лет, следовательно, протокол составлен на законного представителя несовершеннолетнего правонарушителя.
Вина родителя в совершенном правонарушении подтверждается материалами административного дела: рапортами сотрудников ОМВД, объяснениями матери, сына, свидетелями, актом СБУ.
Исследовав вышеперечисленные доказательства, комиссия приходит к выводу о том, что несовершеннолетний совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно находился в состоянии опьянения и потреблял (распивал) алкогольную продукцию, что в свою очередь влечет привлечение к административной ответственности и наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.
При назначении административного наказания Комиссия учла характер правонарушения, совершенного родителем обстоятельства, смягчающие административную ответственность (отсутствуют), и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (отсутствуют).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях комиссия постановила признать законного представителя К. несовершеннолетнего правонарушителя М. виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 20.22 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 1500 (одной тысячи пятисот) рублей.
3. Рассмотрим постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 27 января 2015 года Территориальной комиссии города Нижний Тагил по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Рассмотрев протокол об административном правонарушении № 0372333/111 от 08.01.15 г., поступивший из УУП ОМВД г. Нижний Тагил, о совершенном несовершеннолетней О., 01.07.1997 г.р., уроженкой г. Нижний Тагил, учащейся школы, проживающей по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Мира, д. 1, кв. 1, комиссия установила, что несовершеннолетняя О. 08.01.2015 г. в 13.40 в помещении общего пользования – 4 этаж подъезда д. 8 по ул. Мира в г. Нижний Тагил, курила табачные изделия, нарушая своими действиями п. 10 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» 1.
Вина несовершеннолетней О. в совершенном правонарушении подтверждается материалами административного дела: рапортом УУП ОМВД, объяснением несовершеннолетней О.
Исследовав вышеперечисленные доказательства, комиссия приходит к выводу о том, что несовершеннолетняя О. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно нарушила установленный федеральным законом запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.
При назначении административного наказания комиссия учитывает характер правонарушения, совершенного несовершеннолетней, обстоятельства, смягчающие административную ответственность (несовершеннолетний возраст), и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (отсутствуют).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, комиссия постановила признать несовершеннолетнюю виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
4. Рассмотрим постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 13 января 2015 года Территориальной комиссией города Нижний Тагил по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Собрание законодательства РФ. 2013. № 8. ст. 721.
Рассмотрев протокол об административном правонарушении № 03777777/1111 от 14.01.15 г., поступивший из ОПДН ОМВД г. Нижний Тагил, о совершенном несовершеннолетним Р., 01.10.97 г.р., уроженцем г. Нижний Тагил, учащимся техникума, проживающим по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Мира, д. 1, кв.1, правонарушении, комиссия установила, что несовершеннолетний 05.01.2015 г. в 00.00 на неохраняемой стоянке возле д. 11 по ул. Мира в г. Нижний Тагил совершил мелкое хищение домкрата, стоимостью 176 рублей, принадлежащего гражданину С.
Вина несовершеннолетнего Р. в совершенном правонарушении подтверждается материалами административного дела: рапортами сотрудников ОМВД, объяснениями гр. С., несовершеннолетним Р. и его законным представителем, актом СБУ, товароведческим исследованием, протоколом места осмотра происшествия, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела.
Исследовав вышеперечисленные доказательства, комиссия приходит к выводу о том, что несовершеннолетний совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно совершил мелкое хищение чужого имущества (домкрат) путем кражи при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.
При назначении административного наказания комиссия учла характер правонарушения, совершенного несовершеннолетним Р. обстоятельства, смягчающие административную ответственность (несовершеннолетний возраст), и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (отсутствуют) и на основании изложенного и, руководствуясь, статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила признать несовершеннолетнего Р. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.7.27 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
5. Рассмотрим постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 13 января 2015 года Территориальной комиссии города Нижний Тагил по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Рассмотрев протокол об административном правонарушении № 0372333/111 от 08.01.15 г., поступивший из УУП ОМВД г. Нижний Тагил, о совершенном несовершеннолетним В., 04.08.1997 г.р., уроженцем г. Нижний Тагил, учащимся школы, проживающим по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Ленина, д. 3, кв. 6, комиссия установила, что несовершеннолетний В. 08.01.2015 г. в 20.25 в помещении общего пользования – 3этаж подъезда № 5 д. 76 по ул. Мира в г. Нижний Тагил, курил табачные изделия, нарушая своими действиями п. 10 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» 1.
Вина несовершеннолетнего В. в совершенном правонарушении подтверждается материалами административного дела: рапортом УУП ОМВД, объяснением несовершеннолетнего В., объяснением свидетеля Д.
Исследовав вышеперечисленные доказательства, комиссия приходит к выводу о том, что несовершеннолетний В. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно нарушил установленный федеральным законом запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.
При назначении административного наказания комиссия учитывает характер правонарушения, совершенного несовершеннолетним В.,
Собрание законодательства РФ. 2013. № 8. ст. 721. обстоятельства, смягчающие административную ответственность (несовершеннолетний возраст), и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (отсутствуют).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, комиссия постановила признать несовершеннолетнего В. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
6. Рассмотрим постановление от 27января 2015 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении Территориальной комиссия города Нижний Тагил по делам несовершеннолетних и защите их прав.
КДН рассмотрев протокол об административном правонарушении № 7777777/555 от 16.01.15 г., поступивший из ОПДН ОМВД г. Нижний Тагил, о совершенном несовершеннолетним В., 01.05.97 г.р., уроженцем г. Нижний Тагил, учащимся техникума, проживающим по адресу: г. Нижний Тагил, ул.Мира, д.1, кв.1, установила, что несовершеннолетний В. 05.01.2015 г. в 00.00 на неохраняемой стоянке возле д. 11 по ул. Мира в г. Нижняя тагил совершил мелкое хищение монометра, стоимостью 80 рублей, принадлежащего гр. С.
Вина несовершеннолетнего В. в совершенном правонарушении подтверждается материалами административного дела: рапортами сотрудников ОМВД, объяснениями С., несовершеннолетнего В., свидетелями, актом СБУ, товароведческим исследованием, протоколом места осмотра происшествия, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела.
Исследовав вышеперечисленные доказательства, комиссия приходит к выводу о том, что несовершеннолетний В. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно совершил мелкое хищение чужого имущества (монометра) путем кражи при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.
При назначении административного наказания комиссия учитывает характер правонарушения, совершенного несовершеннолетним В. обстоятельства, смягчающие административную ответственность (несовершеннолетний возраст), и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (отсутствуют) и на основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признает несовершеннолетнего Р. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.27 КоАП РФ, и назначает административное наказание в виде штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
7. Рассмотрим постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 12 мая 2015 года
Территориальной комиссии города Нижний Тагил по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Рассмотрев протокол об административном правонарушении № 2222222/333 от 12.04.15 г., поступившего из ОГИБДД ОМВД г. Нижний Тагил, совершенном несовершеннолетним Е., 01.01.99 г.р., уроженцем г. Нижняя Тура, не работающим, проживающим по адресу: г. Нижний Тагил, пр. Космонавтов, д. 25, кв. 16, комиссия установила, что 12.04.2015 г. в 19.10 возле д. 33а по ул. Ленина в г. Нижний Тагил, несовершеннолетний Е. управлял автомобилем ВАЗ-21053, не имея права на управление данным транспортным средством.
Вина несовершеннолетнего Е. в совершенном правонарушении подтверждается материалами административного дела: рапортом инспектора ДПС ОГИБДД, протоколом об отстранении от управления транспортным средством, алфавитной карточкой.
Исследовав вышеперечисленные доказательства, комиссия приходит к выводу о том, что несовершеннолетний Е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды).
При назначении административного наказания комиссия учитывает характер правонарушения, совершенного несовершеннолетним Е., обстоятельства, смягчающие административную ответственность (несовершеннолетний возраст), и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (отсутствуют).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, комиссия постановила признать несовершеннолетнего Е. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 5000 (пяти тысяч) рублей.
8. Рассмотрим постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 12 мая 2015 года Территориальной комиссии города Нижний Тагил по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Рассмотрев протокол об административном правонарушении № 11111/777 от 07.04.15 г., поступившего из ОПДН ОМВД г. Нижний Тагил, совершенном несовершеннолетним Д., 01.11.1997 г.р., уроженцем г. Нижний Тагил, учащимся техникума, проживающим по адресу: г.Лесной, ул. Мира, д.1, кв.1, установила, что 05.04.2015 г. в 12.40 в магазине «Кировский», расположенном по адресу: г. Нижний Тагил, ул.Мира, 12, несовершеннолетний У. совершил мелкое хищение водки «Мягков» стоимостью 222 рубля 90 копеек.
Вина несовершеннолетнего в совершенном правонарушении подтверждается материалами административного дела: постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, заявлением гр. О., объяснениями Е., гр. У., характеристикой учащегося, справкой об ущербе, товарным чеком, справкой ГИАЗ ОМВД.
Исследовав вышеперечисленные доказательства, комиссия приходит к выводу о том, что несовершеннолетний У. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно совершил мелкое хищение чужого имущества (водки) путем кражи при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.
При назначении административного наказания комиссия учитывает характер правонарушения, совершенного несовершеннолетним У., обстоятельства, смягчающие административную ответственность (несовершеннолетний возраст), и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (повторное совершение аналогичного правонарушения).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, комиссия постановила признать несовершеннолетнего У. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.27 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
9. Рассмотрим постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 29 мая 2015 года
Территориальной комиссии города Нижний Тагил по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Рассмотрев протокол об административном правонарушении № 1234326/333 от 28.05.2016 г., поступившего из ОГИБДД ОМВД г. Нижний Тагил, совершенном несовершеннолетним А., 05.05.1999 г.р., уроженцем г. Нижняя Тура, не работающим, проживающим по адресу: г. Нижний Тагил, проспект Ленина, д. 2, кв. 6, комиссия установила, что 28.05.2016 г. в 14.40 возле д. 54 по ул. Ленина в г. Нижний Тагил, несовершеннолетний А. нарушил Правила дорожного движения, являясь пешеходом.
Вина несовершеннолетнего А. в совершенном правонарушении подтверждается материалами административного дела: рапортом инспектора ДПС ОГИБДД, алфавитной карточкой, объяснениями несовершеннолетнего А., свидетеля Е.
Исследовав вышеперечисленные доказательства, комиссия приходит к выводу о том, что несовершеннолетний А. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно нарушение пешеходом правил дорожного движения. В связи с тем, что норма статьи 12.29 КоАП РФ является бланкетной, установлено, что несовершеннолетний А. в нарушение пункта 4.1. Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» 1 переходил проезжую часть в зоне видимости пешеходного перехода.
При назначении административного наказания комиссия учитывает характер правонарушения, совершенного несовершеннолетним А., обстоятельства, смягчающие административную ответственность (несовершеннолетний возраст), и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (отсутствуют).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. ст. 4531. комиссия постановила признать несовершеннолетнего А. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 500 (пятьсот) рублей.
10. Рассмотрим постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 18 июня 2015 года Территориальной комиссии города Нижний Тагил по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Рассмотрев протокол об административном правонарушении № 11122/876 от 11 июня 2015 г., поступившего из ОПДН ОМВД г. Нижний Тагил, совершенном несовершеннолетним Д., 01.12.1998 г.р., уроженцем г. Нижний Тагил, учащимся техникума, проживающим по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Ленина, д.1, кв.1, установила, что 11.06.2015 г. в 11.20 в магазине «Красное и белое», расположенном по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Мира, 34, несовершеннолетний Ж. совершил мелкое хищение пива «Доктор Дизель» стоимостью 89 рублей 50 копеек.
Вина несовершеннолетнего в совершенном правонарушении подтверждается материалами административного дела: постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, заявлением гр. Р., объяснениями Т., гр. У., характеристикой учащегося, справкой об ущербе, товарным чеком, справкой ГИАЗ ОМВД.
Исследовав вышеперечисленные доказательства, комиссия приходит к выводу о том, что несовершеннолетний Д. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно совершил мелкое хищение чужого имущества (пиво) путем кражи при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.
При назначении административного наказания комиссия учитывает характер правонарушения, совершенного несовершеннолетним Д., обстоятельства, смягчающие административную ответственность (несовершеннолетний возраст), и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (повторное совершение аналогичного правонарушения).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, комиссия постановила признать несовершеннолетнего Д. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.27 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Таким образом, для привлечения несовершеннолетнего к административной ответственности обязательно присутствие в деяниях несовершеннолетнего общественной опасности, то есть вреда, либо ущерба, причиненного противоправным деянием, нарушение противоправными действиями несовершеннолетнего какой-либо административно-правовой нормы, обязательно наличие виновности в совершенных несовершеннолетним противоправных деяниях.
Все правонарушения совершаются умышленно или по неосторожности. Нарушитель, совершая противоправное деяние, должен сознавать или предполагать, что поступает противоправно. Законодатель считает, что все лица, достигшие возраста 16 лет в полной мере способны осознавать виновность и противоправность совершенных ими деяний.
Наказуемость деяния, то есть ответная мера за совершенное правонарушение присутствует как признак любого правонарушения.
Привлекая несовершеннолетнего к административной ответственности признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание этого вопроса имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. При наличии всех признаков правонарушения может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает возможность привлечения виновного несовершеннолетнего к ответственности.
В юридическом составе любого административного правонарушения, в том числе совершенного несовершеннолетним, должны присутствовать все 4 элемента административного правонарушения:
- объект;
- объективная сторона;
- субъект;
- субъективная сторона.
Таким образом, административная ответственность несовершеннолетних характеризуется целым рядом особенностей, которые обусловливают необходимость их учета в правоприменительной практике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе исследованы теоретические и практические аспекты административной ответственности несовершеннолетних.
Для достижения поставленных в работе целей:
- было раскрыто содержание привлечения несовершеннолетних к административной ответственности;
- определены понятие и условия привлечения несовершеннолетних к административной ответственности;
- установлены особенности привлечения несовершеннолетних к административной ответственности;
- рассмотрен возраст несовершеннолетнего, как особенность административно-правового статуса субъекта административного правонарушения;
- подробно определен порядок и особенности производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних;
- дана характеристика административной ответственности, применяемой к несовершеннолетним правонарушителям;
- осуществлен анализ правоприменительной практики привлечении несовершеннолетних к административной ответственности.
В связи с тем, что административная деятельность в отношении несовершеннолетних регулируется целым рядом нормативных актов, для совершенствования правового регулирования и систематизации правовых норм об административной ответственности несовершеннолетних целесообразно в КоАП РФ предусмотреть отдельный раздел «Административная ответственность несовершеннолетних», в котором следует закрепить порядок и особенности привлечения несовершеннолетних к административной ответственности и предусмотреть перечень мер, применяемых к несовершеннолетним и механизм их применения.
Данные рекомендации позволят решить теоретические и практические проблемы привлечения несовершеннолетних к административной ответственности. Это позволит увеличить уровень защиты прав несовершеннолетних в рамках административного разбирательства и создаст предпосылки для борьбы с правонарушениями несовершеннолетних.
Анализ административно-правовых норм, касающихся ответственности несовершеннолетних, указывает на необходимость совершенствования действующего административного законодательства по таким направлениям, как:
— разработка и включение отдельной главы в КоАП РФ об административной ответственности несовершеннолетних, с включением понятия административной ответственности несовершеннолетних, где были бы определены специфические меры наказания для несовершеннолетних (краткосрочный домашний арест, арест на несколько часов с отбыванием в помещении органа внутренних дел), а также раздел о потерпевшем несовершеннолетнем и определены особенности привлечения несовершеннолетнего к административной ответственности.
- определение видов административных наказаний и порядка их применения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, а также освобождение от административной ответственности;
- четкого правового регулирования по вопросам взаимодействия различных служб и подразделений полиции, осуществляющих профилактическую деятельность.
На практике такое взаимодействие осуществляется слабо, а сами профилактические мероприятия носят чисто формальный характер, что не может не сказываться на профилактическом потенциале в целом службы охраны общественного порядка;
- проработка комплекса мер воздействия принудительновоспитательного характера с включением их в КоАП РФ, которые бы были, прежде всего направлены на исправление несовершеннолетних правонарушителей и предупреждение совершения ими новых административных правонарушений и преступлений;
— возложению ответственности за результаты воспитания несовершеннолетних на родителей и иных воспитателей (педагогов, социальных работников и других).
Вмешательство полиции в этот процесс должно осуществляться, как правило, через этих лиц, с их согласия либо по инициативе органов опеки и попечительства и комиссий по делам несовершеннолетних. КоАП РФ сегодня в недостаточной степени регулирует данные вопросы. 1
Анализ правоприменительной практики привлечения несовершеннолетних к административной ответственности показывает, что возможность привлечения несовершеннолетнего к ответственности за правонарушение при наличии всех элементов его состава и при подтверждении вины административным материалом и наличии достоверной и объективной информации.
Считается возможным и целесообразным изменение возраста, по достижению которого наступает административная ответственность, а именно снизить возраст привлечения к данной ответственности по наиболее социально-значимым проблемам до 14 летнего возраста. Несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет способны полностью осознавать правовой и социальной значение последствий, совершенных ими правонарушений, при этом главную роль необходимо уделять профилактике совершения несовершеннолетним правонарушений, а также борьбе с отрицанием права, прежде всего, в кругу несовершеннолетних.
Стоит исключить из КоАП РФ ст. 20.22, определяющую административную ответственность родителей или законных представителей несовершеннолетнего, за появление в общественном месте в состоянии различной степени опьянения несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими алкогольной продукции, потребление ими психотропных
Обыденова Т.В. Правовое регулирование административной ответственности несовершеннолетних // Административное и муниципальное право. 2012. № 6. С. 67 — 69. веществ и/или наркотических средств. Это определено из виновности деяния как признака административной ответственности. На сегодня виновность деяния родителя или законного представителя несовершеннолетнего, появившегося в общественном месте в состоянии опьянения, а равно распитие им алкогольной продукции, потребление им психотропных веществ или наркотических средств, исходит из установления наличия вины законодателем сразу же при совершении несовершеннолетним указанного деяния, не смотря на то, что родители или законные представители не совершали правонарушения, однако в соответствии с положениями закона родители совершили правонарушение когда их ребенок появился в общественных местах в состоянии опьянения.
Таким образом, целесообразно административному наказанию подвергать только лица, признанные соответствующим органом виновным в совершении правонарушения и виновно совершившие правонарушение. Личность и возраст служат при этом самостоятельным основанием применения мер административного наказания (ч. 2 ст. 2.3 и ст. 4.1 КоАП РФ).
Не плагиат
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/diplomnaya/administrativnaya-otvetstvennost-nesovershennoletnih/