Административное правонарушение: понятие и его признаки

Отрицательное отношение к требованиям законов является источником правонарушений. Правонарушение — это безразличное отношение к законам, невыполнение их требований, полное отрицание законов как регуляторов общественных отношений.

В 2001 году административное право претерпело ряд изменений.

20 декабря 2001 г. Государственной Думой Российской Федерации был принят Кодекс об административных правонарушениях. 20 декабря 2001 г. он был одобрен Советом Федерации, а с 1-го июля 2002 г. вступил в действие1 . Новый кодекс и российское административное законодательство в целом базируются на Конституции России и призваны защищать основы конституционного строя, права и свободы граждан2 .

Важнейшей задачей законодательства об административных правонарушениях является защита:

  • а) гражданина, его здоровья, его прав и свобод;

б) установленного порядка осуществления государственной и муниципальной власти, прав их органов и должностных лиц;

— в) общих для граждан, организаций, общества публичной власти ценностей: санитарно-эпидемиологического благополучия, общественной нравственности, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, законных экономических интересов.

Вместе с другими нормами административного права законодательство об административных правонарушениях призвано обеспечить реализацию и защиту положений Конституции РФ, а также регулятивных норм многих отраслей права (конституционного, трудового, административного, земельного, финансового, гражданского, уголовно-исполнительного и др.).

Актуальность данной темы заключается в том, что административные правонарушения – явление, затрагивающее практически каждого, явление повседневности. Кроме того, изучение правонарушения важно потому, что правонарушения преступают интересы, обуславливающие право и охраняемые им, и тем самым причиняющие вред общественным и личным интересам, установленному правопорядку. Это выражается в отрицательных последствиях правонарушения, представляющих собой нарушение правопорядка, дезорганизацию общественных правоотношений и одновременно (хотя и не всегда), умаление, уничтожение какого-либо блага, ценности, субъективного права, ограничение пользования ими.

Целью данной работы является рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена и видов административных правонарушений в соответствии с современным законодательством.

2 стр., 821 слов

Общие правила наложения административных взысканий

... вид и размеры взысканий; за административное правонарушение может быть наложено из предусмотренных санкций правовой нормы ряда альтернативных взысканий только одно основание административное взыскание; наложение административного взыскания определяется не ... вопрос о возмещении имущественного ущерба, причинённого административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства.

Основные задачи:

  • выявление основных признаков административного правонарушения; рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон;
  • изучение видов административных правонарушений;
  • рассмотрение стадий производства по делам об административных правонарушениях.

В первой главе работы дается понятие и раскрывается содержание административного правонарушения, дана общая характеристика отдельных видов административных правонарушений.

Во второй главе рассматривается понятие юридического состава административного правонарушения и характеристика его состава

Основным источников для написания курсовой работы стал Кодекс об административных правонарушениях, а также нормативно-законодательные акты. Также были использованы труды таких ученых как Тихомиров Ю.А., Мурзилов А.И., Козлов Ю.М., Попов Л.А., Бахрах Д.Н. и многих других.

Глава I. Общая характеристика административного правонарушения

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

КоАП РФ регулирует вопросы административной ответственности, которые признано необходимым решать на федеральном уровне. Во-первых, он закрепил общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях. Во-вторых, КоАП РФ установил административную ответственность за нарушение правил, имеющих общефедеральное значение, в том числе за нарушение регулятивных норм, установленных федеральными правовыми актами. В-третьих, КоАП РФ урегулировал производство по делам об административных правонарушениях и в том числе порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий. В-четвертых, КоАП РФ установил виды административных наказаний и мер административно- процессуального принуждения3 .

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются, во-первых, защита от административных правонарушений, а во-вторых, предупреждение данного вида правонарушений. Предметом защиты является группа общественных отношений, складывающаяся между физическими лицами, предприятиями, учреждениями, с одной стороны, и органами исполнительной власти по поводу использования прав различными субъектами общества (гражданами, организациями), осуществления различных видов деятельности. 4

Понятие административного правонарушения включает следующие признаки: опасность, противоправность, виновность, наказуемость деяния. Дадим краткую расшифровку этих признаков.

Общественная опасность. В результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства. Это объективный признак административного правонарушения. Характер общественной опасности — это качественная определенность, отличительное свойство конкретного вида правонарушений, именно этим качеством один вид правонарушений отличается от другого. В тех случаях, когда тождественные правонарушения не совпадают по своим фактическим признакам, на практике возникает необходимость количественно измерить опасность правонарушения того или иного вида. В качестве такого «мерила» выступает степень общественной опасности.

5 стр., 2461 слов

Реферат подведомственность административных дел

... Рябцев Л.М. Административное право: Курс лекций. – Минск, 2007. Рефераты: Судьи по административным делам, их компетенция в области рассмотрения дел об административных правонарушениях. Компетенция органов внутренних дел в области рассмотрения дел об административных правонарушениях. Контрольно-надзорные ...

Противоправность – указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права. Административно-правовые санкции охраняют отношения в различных областях человеческой деятельности, что указывает на их универсальных характер. Это субъективный признак правонарушения, так как зависит от воли законодателя 5 .

Виновность. Деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности. Невиновные деяния, за которые установлена юридическая ответственность, допускаются в гражданском праве. Наличие вины – обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности.

Наказуемость. За совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности. Чаще всего речь идет об административных наказаниях. Это не распространяется на случаи исключения административной ответственности, освобождения от административной ответственности и ограничения административной ответственности по субъектным признакам6 .

Наказуемость как признак любого противоправного деяния органически включает в себя два элемента: во-первых, угрозу как потенциальную возможность применения наказания в случае, если правонарушение будет совершено, и во-вторых, административное наказание, если правонарушение уже совершено.

Исходным в характеристике административного правонарушен ия является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета (например, нарушение правил охоты, невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства).

Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности. Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием 7 .

С одной стороны, административное правонарушение – основание административной ответственности, с другой, такая ответственность – признак административного правонарушения, определяющий его юридическую природу. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т. д.

Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание этого вопроса имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности.

Классификация видов административных правонарушений служит научной основой кодификации законодательства об административной ответственности, повышения эффективности правоприменительной практики органов исполнительной власти и их должностных лиц. Ввиду огромного разнообразия и значительной распространенности административных правонарушений единого критерия их классификации не существует. Поэтому применяется комплексный критерий, объединяющий совокупность признаков, характеризуемых единством правового регулирования, относительной устойчивостью и повторяемостью возникающих при этом административных правоотношений.

2 стр., 937 слов

Рассмотрение дела об административном нарушении

... делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при издании законодательного акта, ликвидирующего назначение административного наказания. Лицо привлекается к ответственности ... на основании определения о продлении срока рассмотрения дела; в течение пяти дней по делам об административных правонарушениях, посягающим на права граждан по участию ...

Все виды административных правонарушений объединены в Кодексе РФ об административных правонарушениях в следующие классификационные группы 8 :

1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан: нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума; проведение предвыборной агитации в период ее запрещения и в местах, где она запрещена законом; изготовление или распространение анонимных агитационных материалов; подкуп избирателей, участников референдума, использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком; нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях; нарушение законодательства о труде и об охране труда; увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки; неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего; нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании; отказ в предоставлении гражданину информации; принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке.