В результате постоянной реорганизации системы государственного управления и системы органов исполнительной власти в Российской Федерации в течение последних двадцати лет появились основания говорить о том, что имеет место перераспределение государственно-управленческих функций, т.е происходит переход от непосредственного государственного управления с усилением тенденции государственного регулирования.
Значение государственного регулирования возросло как в теории, так и в законодательстве. Во время существования СССР, когда государство играло основную и решающую роль в преобразовании экономических отношений, прямой административный метод в области государственного управления обладал приоритетным значением в сфере практического осуществления административной деятельности в области экономики. В настоящее время Конституция РФ исключает возможность прямого использования метода прямого администрирования в экономической сфере (прежде всего, в сфере предпринимательской деятельности, подчеркивая свободу ее осуществления), но в то же время не отрицает возможность использования государственного регулирования путем выработки единой государственной политики, установления порядка осуществления контроля и надзора в этой области, а также с помощью иных методов.
Таким образом, на законодательном уровне произошел переход в области управления экономикой — от прямого администрирования — к государственному административному регулированию.
Итак, в настоящее время государство, регулируя экономику, само не превращается в предпринимателя, оставаясь политической организацией, оно только по необходимости организует в лице соответствующих органов эти процессы: издает нормативные акты в области экономики (законодательная власть), организует исполнение (исполнительная власть), разрешает предпринимательские споры (судебная власть).
Комплекс таких свойств управляемых объектов, как целенаправленность, активность, приспособляемость, способность к самоуправлению, определяет меру управляющих воздействий со стороны государства. Чем более развиты управляемые объекты, чем сильнее и рациональнее проявляются их свойства, тем меньше они нуждаются в государственном управлении, тем само управление должно быть менее явным и сводиться лишь к управляющим воздействиям координационного характера.
С момента принятия Части 1 Гражданского кодекса РФ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ., особую важность приобрела необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, причем не только граждан, но и таких образований, как юридические лица. В праве советского периода в рамках института юридического лица, в основном, существовали организации, учреждавшиеся государством. Соответственно, государство в лице своих органов осуществляло управление данными юридическими лицами как в области определения основных направлений их деятельности, так и в области распоряжения имуществом этих организаций. Это было естественно, так как это имущество находилось в государственной собственности, а самому лицу предоставлялось на праве, отличном от права собственности (ограниченном).
Государственное регулирование финансовой деятельности предприятия
... государственное регулирование финансовой деятельности предприятия. В первом пункте определяются его цели, функции и методы. Во втором пункте рассматриваются госорганы, которые осуществляют регулирование финансовой деятельности. В третьем пункте представлены нормативные документы по регулированию финансовой деятельности. ... необходимо вмешательство государства в управление собственностью, определяется ...
В связи с появлением предоставленной на законодательном уровне возможности создавать юридические лица иным субъектам права (гражданам — физическим лицам), а также предоставления им права осуществлять предпринимательскую деятельность, изменилась как сама направленность, так и реальное выражение государственного регулирования в области предпринимательской.
Таким образом, нельзя не отметить актуальность темы, в связи с нижеследующим:
1. Существует необходимость исследования меняющегося содержания государственного регулирования предпринимательской деятельности, в связи с изменением самих объектов управления.
2. Необходимо определиться, насколько существующий уровень государственного регулирования предпринимательской деятельности достаточен в современных условиях для достижения целей, установленных государством в рамках такого регулирования, в каком объеме государство должно осуществлять свое регулирующее воздействие в сфере предпринимательской деятельности для достижения вышеуказанных целей.
3. Кроме того, в рамках настоящего научного исследования необходимо выяснить, насколько развиты сами юридические лица и индивидуальные предприниматели как объекты и субъекты административного права, каким образом проявляются их свойства и насколько их деятельность нуждается в государственном регулировании.
Различные аспекты проблемы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности всегда вызывали интерес у представителей различных отраслей науки — экономической, гражданско-правовой, административно-правовой и т.п. Множество научных исследований в этой области было проведено еще в советский период; они посвящены, преимущественно, разработке содержания понятия статуса субъектов предпринимательской деятельности в административном и гражданском праве, а также в исследовании сущности функций государственных органов при осуществлении государственного управления организационно подчиненными им юридическими лицами (например, труды Алехина А.П. Алехин, А.П. Административно-правовой статус производственного предприятия, объединения как звена системы отраслевого управления., Козлова Ю.М. Козлов, Ю.М. Организационно-правовые вопросы участия трудящихся в советском государственном управлении на современном этапе. и других).
Что касается настоящего времени, то для него характерно отсутствие комплексных исследований по проблемам административно-правового регулирования предпринимательской деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации. В основном, преобладают научные публикации, которые посвящены анализу отдельных аспектов административно-правового регулирования экономики в целом или же проблема государственного регулирования предпринимательской деятельности рассматривается с точки зрения предпринимательского и гражданского права.
Особенности государственной регистрации субъектов предпринимательской ...
... регулирования экономики; предоставление всем участникам гражданского оборота, государственным органам, органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности ... одновременно глава Комиссии по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации ... гражданские права и обязанности. [4] Государственная регистрация юридических лиц при их создании ...
Объектом исследования в настоящей работе являются общественные отношения и совокупность правовых норм, которые связаны с реализацией функций исполнительной власти в сфере предпринимательской деятельности.
Предметом исследования соответственно являются общественные отношения, которые возникают между органами исполнительной власти, а также их должностными лицами и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и индивидуальными предпринимателями в связи с административно-правовым регулированием в данной области.
Целью настоящей работы является исследование теоретических междисциплинарных и организационно-правовых основ административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, в том числе административно-правового статуса юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реализации ими в рамках своего статуса прав и обязанностей в отношениях с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное регулирование их предпринимательской деятельности в современных условиях рыночной экономики и свободы предпринимательства.
Для достижения цели исследования предполагается решение следующих задач:
1. Исследование понятия «административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности», выявление его видов, методов, средств и форм осуществления.
2. Проведение исследования административно-правового статуса юридического лица и индивидуального предпринимателя как участников административных правоотношений.
3. Проведение исследования соотношения норм административного, гражданского, а также ряда других отраслей права в правовом регулировании предпринимательской деятельности.
4. Исследование компетенции органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление административно-правового регулирования предпринимательской деятельности.
5. Изучение общих принципов административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в РФ.
6. Выявление пробелов в сфере административно-правового регулирования предпринимательской деятельности юридических лиц.
При осуществлении исследования использовались общенаучные методы, такие как исторический, системно-структурный, формально-логический, сравнительного правоведения. В связи с особенностями исследуемых вопросов, многие положения рассматриваются на междисциплинарном уровне. Поэтому в настоящей работе используется ряд разработок общей теории государства и права, экономической теории, теории государственного управления, предпринимательского, гражданского и налогового права. При этом границы исследования определяются его общей административно-правовой направленностью. Работа выполнена на основе действующего административного и гражданского законодательства, а также иных нормативных правовых актов, как федеральных, так и субъектов РФ.
Несмотря на относительную разработанность темы, научная новизна данного исследования определяется тем, что оно является всесторонним, в нем на современном уровне подвергнут главным образом административно-правовому анализу комплекс общих и конкретных проблем, выражающих сущность, формы и содержание государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Гражданско-правовое положение индивидуального предпринимателя в России
... 1, подраздел 2, гл.3, ст.23) отражена специфика правового статуса граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Такой гражданин именуется индивидуальным предпринимателем. Он выступает в гражданском обороте от своего ...
Теоретическая значимость работы состоит в том, что изложенные в ней теоретические положения и выводы обобщают сформированный в этой области научный материал, посвященный административно-правовому регулированию предпринимательской деятельности, а также осуществлен анализ действующего законодательства и даны определения многих понятий, используемых в этой области.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в обосновании положений, позволяющих сделать вывод о том, что в области правового регулирования предпринимательской деятельности как института гражданского права большое значение и вес имеет административное право, а, следовательно, и государственное управление в исследуемой сфере. Выводы, сделанные в настоящем исследовании могут быть использованы, в дальнейших научных разработках.
Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами осуществленного научного исследования. Работа включает в себя введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение, перечень использованных нормативных актов и научной литературы, глоссарий и приложение.
Глава 1. Сущность административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
1.1 Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель как субъекты предпринимательской деятельности
Предпринимательская деятельность — по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ Ст. 2.
При анализе данного понятия можно выделить следующие его признаки. Первым из них является осуществление деятельности с целью получения прибыли. Каждый собственник имущества вправе свободно им распоряжаться по своему усмотрению себе во благо, что выражается, как правило, в плодах и доходах от имущества.
В законодательном регулировании был разрешён вопрос: прибыль от какой деятельности считается полученной от предпринимательства. Его объектом согласно ГК является пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг. Действительно, по общему правилу предприниматели получают прибыль от реализации товаров и услуг. Несколько абстрактнее выглядит понятие «прибыль от пользования имуществом». Если рассматривать его буквально и в системе с нормами части второй ГК «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ Ст. 702; Ст. 807; Ст. 834; Ст. 845; Ст. 886; Ст. 971; Ст. 990., то договоры займа, подряда, на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, перевозки, транспортной экспедиции, банковского вклада, банковского счёта, хранения, поручения, комиссии, доверительного управления имуществом и некоторые другие договоры с элементом прибыли не вправе заключать гражданин, не зарегистрированный в качестве предпринимателя.
Проблемы налогообложения имущества физических лиц
... которые можно отнести к имущественному налогообложению. Целью курсовой работы является рассмотрение понятия налогообложения имущества физических лиц, исследование проблем налогообложения имущества физических лиц. Для достижения этой цели ... налогов. В настоящее время многие положения нового российского законодательства о налогах дискутируется среди депутатов, предпринимателей, хозяйственных ...
Вторым признаком предпринимательской деятельности является систематичность её осуществления. Основным препятствием выступает отсутствие легального определения или устоявшегося обычая в понимании систематичности. Одновременно существуют два крайних подхода к этому понятию. Лингвисты утверждают, что «систематический — постоянно повторяющийся, непрекращающийся», а законодатель применительно, например, к трудовому праву полагает систематическими нарушениями трудовой дисциплины, если за них ранее хотя бы один раз применялись взыскания (т.е. в понятие «систематичности» укладывается событие, произошедшее хотя бы два раза).
Третий признак — самостоятельность деятельности. В выборе средств предприниматель ограничен лишь своей фантазией и своими возможностями, а также, разумеется, законодательством.
Четвертый признак предпринимательской деятельности — ее осуществление на свой риск, то есть под собственную имущественную ответственность. Такой риск включает принятие на себя предпринимателем как собственником имущества не только могущих произойти неблагоприятных последствий, но и дополнительного (специфического предпринимательского) риска в обязательственных отношениях. Ответственность предпринимателя является повышенной, на него возлагаются неблагоприятные последствия, возникшие не только по его вине, но и в иных случаях, кроме непреодолимой силы.
Предпринимательская деятельность в России регулируется Налоговым и Гражданским кодексом, а также некоторыми другими нормативными правовыми актами. Например, ФЗ от 08 августа 2001 № 129-ФЗ «О регистации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Федеральный закон от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Ст. 1. регулирует отношения, возникающие в связи с регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров — единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
На сегодняшний день предпринимательство в РФ может осуществляться в одном из следующих видов См. Приложение 1.:
1. Индивидуальный предприниматель (осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица)
2. Юридические лица, подразделяющиеся, в свою очередь, на:
1) Коммерческие организации:
а) Хозяйственные товарищества, существующие в формах
- Полного товарищества
- Товарищества на вере
б) Хозяйственные общества, а именно:
- Общества с ограниченной ответственностью
- Общества с дополнительной ответственностью
- Акционерные общества, а именно:
~ Открытые акционерные общества
~ Закрытые акционерные общества
в) Производственные кооперативы
Государственная регистрация прав на недвижимое имущества
... -юридический метод исследования и некоторые другие методы. Теоретическую базу составили научные труды ученых – цивилистов в разный временной промежуток по вопросам гражданского права, а в частности, государственной регистрации прав на недвижимое имущество ...
г) Унитарные предприятия, подразделяющиеся на:
- Государственные унитарные предприятия
- Муниципальные унитарные предприятия
2) Некоммерческие организации
Рассмотрим подробнее каждый из видов предпринимательства в РФ.
Индивидуальные предприниматели — это физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрированные в установленном законом порядке. Физические лица вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только с момента государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.
Согласно п. 5 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» индивидуальные предприниматели в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений, касающихся их персональных данных (фамилии, имени, отчества, гражданства, места жительства, паспортных данных и ряда других сведений) обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно жительства. При нарушении данного требования индивидуальный предприниматель привлекается к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ за несвоевременное представление заявления о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ Ст. 14.25..
Индивидуальным предпринимателем является физическое лицо (гражданин), которое лично ведет дело от своего имени, на свой счет и свой риск, самостоятельно принимает хозяйственные решения. Индивидуальный предприниматель несет личную полную ответственность за результаты своей деятельности. Это означает, что в случае образования долга предприниматель расплачивается всем своим имуществом. При этом предприниматель может трудиться сам, а может привлекать дополнительную рабочую силу. Индивидуальный предприниматель может использовать в предпринимательской деятельности собственное имущество и по договору имущество других лиц. Он может взять деньги в займы, получить кредит у банков, других организаций или частных лиц.
Индивидуальный предприниматель самостоятельно распределяет прибыль от своей деятельности, оставшуюся после уплаты налогов. В случае смерти предпринимателя его права и обязанности переходят к его наследникам-правопреемникам.
Индивидуальная предпринимательская деятельность прекращается по решению самого предпринимателя или суда. Суд вправе прекратить индивидуальную деятельность в случае признания предпринимателя банкротом или нарушителем действующего законодательства. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона «О банкротстве» Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» Ст. 214. гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
Согласно положениям статьи 214 Закона «О банкротстве» основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Учредительные документы и государственная регистрация юридического лица
... регистрации, а неприбыльные юридические лица регистрируются по специальному, особому порядку регистрации. Общий порядок регистрации юридических лиц является более простым и быстрым, чем специальный. Одним из этапов работы при создании организации является разработка учредительных документов. Учредительные документы ...
Из указанных норм следует, что для определения критериев платежеспособности индивидуальных предпринимателей суд должен сопоставить размер обязательств со стоимостью принадлежащего должнику имущества.
Например, Решением суда от 22.09.2010 по делу №А39-6831/2009 Решение суда от 22.09.2010 по делу №А39-6831/2009 индивидуальный предприниматель (должник) признан несостоятельным банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. Суд, принимая указанное решение, исходил из следующего.
Из отчёта временного управляющего о результатах проведения процедуры наблюдения и анализа финансового состояния должника установлено, что в составе имущества индивидуального предпринимателя имеются внеоборотные активы в виде основных средств: трех объектов недвижимости и земельного участка, оборотные активы отсутствуют, в том числе не имеется транспортных средств. В ходе процедуры наблюдения временным управляющим проведена оценка рыночной стоимости имущества должника.
Согласно отчету независимого оценщика об оценке рыночной стоимости недвижимости, принадлежащей должнику, рыночная стоимость имущества должника составляет 3880039 рублей, в том числе: задания администрации — 1334524 рублей, здания мебельного цеха (после пожара) — 37348 рублей, земельного участка — 743520 рублей, находящихся в залоге у Банка, а также здания сборочного цеха — 1764647 рублей. Согласно реестру требований кредиторская задолженность составляет 7323906 рублей. Из имеющихся материалов дела и отчета временного управляющего арбитражным судом также установлено отсутствие у должника возможности для восстановления платежеспособности.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу о невозможности восстановления должником своей платёжеспособности. В связи с тем, что долги должника не были погашены, имелись признаки банкротства, реальной возможности восстановления платежеспособности не усматривалось, суд признал должника банкротом.
Вместе с тем, анализ судебной практики выявил отсутствие единообразия применения норм статьи 214 Закона «О банкротстве» Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» Ст. 214..
Так, в ряде судебных округов при вынесении судом решения о признании должника — индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) превышение задолженности над стоимостью имущества должника не имел значения при установлении наличия оснований для признания индивидуального предпринимателя банкротом. То есть индивидуальный предприниматель может быть признан несостоятельным, если выявлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязанность по уплате обязательных платежей. Превышение размера обязательств над стоимостью имущества не требуется. Постановление ФАС Уральского округа от 31.03.2009 по делу № Ф09-120/09′ Постановление ФАС Центрального округа от 26.05.2009 по делу №А08-52/2009
Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Прекращение деятельности юридического лица
... понятие прекращения юридического лица, основания и процедуры прекращения. Предметом исследования в данной работе выступает институт прекращения деятельности юридического лица. Цель работы состоит в изучении теоретических основ института прекращения деятельности юридического лица и его особенностей, а также классификация оснований прекращения деятельности юридического лица ...
Дать исчерпывающее и всеобъемлющее определение юридического лица невозможно, т.к. конструкция юридического лица, опосредуя отношения имущественного оборота, применяется не только к формам создания и существования коммерческих юридических лиц, но и некоммерческих, в том числе и с участием государства.
Юридическое лицо можно определить как совокупность следующих признаков:
- юридическое лицо имеет или может иметь имущество, обособленное от имущества его участников;
- юридическое лицо обладает самостоятельной волей, которая может не совпадать с волей его отдельных участников;
- юридическое лицо вправе совершать от своего имени сделки, т.е. участвовать в имущественном обороте;
- юридическое лицо несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам;
- юридическое лицо может быть истцом и ответчиком в суде;
- существование юридического лица является, в принципе, бессрочным и не зависит от состава его участников.
Во многом действие этих признаков лишь предполагается, а на практике законодательство вносит свои особенности и исключения в их действия. Так, например, положение об абсолютной самостоятельности юридического лица коммерческого характера во многом ограничено предписаниями антимонопольного законодательства. Гражданский кодекс Российской Федерации «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» Ст. 322. содержит прямую норму о солидарной ответственности основного общества (товарищества) вместе с дочерним обществом по долгам последнего, возникшим по сделке, заключённой дочерним обществом во исполнение обязательных указаний основного.
Наиболее значимым признаком юридического лица является возможность иметь гражданские права (т.е. права собственности и другие вещные права, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, а также другие имущественные права и связанные с ними личные неимущественные права) и нести обязанности (правоспособность).
Правоспособность юридического лица — коммерческой организации согласно Гражданскому кодексу не является специальной — за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещённых законом. Правоспособность юридического лица — коммерческой организации возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.
Юридическое лицо осуществляет правоспособность, т.е. приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности, через свои органы. Порядок назначения или избрания органов юридического лица, а также иные правила, регламентирующие их деятельность, устанавливаются законами, иными правовыми актами и учредительными документами юридического лица.
Основными целями создания юридических лиц являются:
- обособление определенной имущественной массы и включение ее в
гражданский оборот (позволяет сконцентрировать в одних руках разрозненные капиталы, дающие в хозяйственной деятельности каждый в отдельности небольшой эффект; в результате централизации капиталов создается возможность решения крупных хозяйственных задач);
- ограничение предпринимательского риска;
- оформление, осуществление и защита коллективных законных интересов различного рода как в имущественной, так и в нематериальной сфере.
Цель юридического лица должна быть легальной и удовлетворять требованиям, предъявляемым к осуществлению субъективных гражданских прав.
Деятельность Европейского суда по правам человека
... Суд Европейского Союза и Европейский суд по правам человека. Суд Европейского Союза и Европейский суд по правам человека являются особыми структурными подразделениями. Они представляют собой специализированные юридические органы, главной особенностью которых является то, что их деятельность носит исключительно неполитический характер. Деятельность Суда Европейского ...
Важными атрибутами юридического лица являются его наименование и место нахождения. Наименование любого юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму. Зарегистрированное в установленном порядке фирменное наименование юридического лица признаётся объектом права собственности, и всякое лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причинённые убытки.
Местом нахождения юридического лица признаётся место его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не будет установлено иного. На данный момент отсутствуют нормы закона, устанавливающие случаи, когда место нахождения юридического лица отличное от места его государственной регистрации, может или должно быть определено учредительными документами. В частности, место нахождения юридического лица имеет значение:
- при налогообложении данного юридического лица;
- при решении вопроса о его резидентстве в целях валютно-экспортного регулирования;
- при разрешении судебных споров и определении подсудности.
Так, например, ФАС Уральского округа отказал в удовлетворении требования о признании недействительным отказа в государственной регистрации. Как разъяснил суд, указание в заявлении о регистрации юридического лица при его создании и уставе общества заявителем произвольного адреса без достаточных оснований полагать, что данный адрес будет использоваться в качестве юридического адреса и адреса местонахождения исполнительного органа, не является достаточным основанием для признания таких сведений достоверными. Таким образом, данные сведения могут быть основанием для отказа в государственной регистрации (подп. «в» п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Постановление ФАС Уральского округа от 03 марта 2009 г. по делу № Ф09-839/09-С4.
Так же Высший Арбитражный Суд Российской Федерации признал правомерным отказ регистрирующего органа в регистрации юридического лица, пояснив, что в силу пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в реестре содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе адрес постоянно действующего исполнительного органа. Определение ВАС РФ от 26 февраля 2009 г. N 1690/09 об отказе в передаче дела в президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. В результате исследования представленных доказательств судом было установлено, что по адресу, указанному в заявлении, исполнительные и иные органы регистрируемого общества с ограниченной ответственностью не находятся. Документов, подтверждающих наличие у заявителя права пользования указанным им помещением, не представлено. В рассматриваемом случае по адресу, указанному в заявлении, исполнительные органы общества с ограниченной ответственностью не находились, что послужило законным основанием для отказа в регистрации.
Таким образом, мы рассмотрели такие субъекты предпринимательской деятельности как индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, между которыми существуют как сходства, так и принципиальные различия. Общим доминирующим признаком для данных субъектов является осуществление предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли, а также регулирование деятельности от момента регистрации до ликвидации Федеральным законом от 08 августа 2001 № 129-ФЗ «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Принципиальными различиями являются следующие факторы:
- индивидуальный предприниматель, в отличие от юридического лица, является физическим лицом;
- индивидуальный предприниматель несет личную полную ответственность за результаты своей деятельности, а юридическое лицо — в рамках уставного капитала;
— существование юридического лица является бессрочным и не зависит от состава его участников, в отличие от индивидуального предпринимателя, статус которого непосредственно связан с конкретной личностью.
1.2 Содержание административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
индивидуальный предприниматель регулирование административный
Прежде чем рассматривать понятие «административно-правового регулирования», необходимо разобрать понятие «правового регулирования» вообще. Правовое регулирование представляет собой целостность социологического, нормативного и практического аспектов. Оно начинается тогда, когда в целях, содержании, требованиях закона обозначается назревшая общественная потребность в упорядочивании взаимосвязей и взаимодействий людей, причем определенным образом и в определенном направлении. Имеется в виду не субъективное представление какого-либо органа власти, а именно то, что в сознании массы людей сформировалось как нечто необходимое, нужное, актуальное, крайне важное для их дальнейшей жизни.
Формирование нормативно-правового акта или закона осуществляется на основе информации о прошлом, но сама норма будет применяться в будущем, которое неизвестно. То есть в социологическом смысле правовое регулирование имеет прогностический характер, и показывает, что люди способны формировать свою завтрашнюю жизнь.
Основой правового регулирования является нормативный аспект, т.е. разработка и юридическое закрепление (установление) норм (правил) поведения людей. Такие нормы (правила) воспринимаются по-разному, что зависит от их целей и содержания; порой они ограничивают свободу, очерчивая ее границы, но в большинстве являются советом, помощью людям в упорядочивании их взаимоотношений. Нормы ряда отраслей права, например трудового, семейного, жилищного и т.д., практически не знают серьезных ограничений и санкций, а передают людям опыт, пример поведения в жизни.
В нормативно-правовом акте, установленном государственной властью различают три элемента. Гипотеза — часть нормы, которая указывает условия, обстоятельства, в которых она действует. Диспозиция — часть нормы, раскрывающая содержание, смысл самого правила поведения, т.е. юридические права и обязанности, возникающие у субъекта поступка или действия. Санкция — часть нормы, характеризующая меры, которые могут быть предприняты государственной властью в случае несоблюдения диспозиции и гипотезы соответствующей нормы. Поэтому качество нормативного аспекта правового регулирования во многом зависит от того, как уполномоченные на то государственные органы формулируют юридические нормы — правила поведения.
Необходимо отметить, что ни одна юридическая норма не будет способствовать достижению поставленной цели, если ее реализация не опирается на соответствующие организационно-государственные структуры и не обеспечивается их возможностями, т.к. не все нормы и не всеми воспринимаются позитивно, с желанием их исполнять, многие, в особенности, требующие от человека изменения его поступков и действий, вызывают неприятие и сопротивление. В итоге можно констатировать, что правовое регулирование есть деятельность государства (уполномоченных им органов) по изданию юридических норм (правил) поведения людей, обязательных в исполнении, которое обеспечивается возможностями общественного мнения государственного аппарата. Иначе правовое регулирование — это требование государства, необходимое для упорядочивания общественной жизни. Поэтому данные требования должны быть социально обусловлены, системно организованы и практически реализованы. Правовое регулирование в разных сферах общественной жизни имеет свою специфику, что следует учитывать при ее анализе и оценке. Свою особенность несет и правовое регулирование в сфере административного права.
Приступая к рассмотрению административно-правового регулирования необходимо отметить, что, прежде всего, административное право связано с социальным явлением, получившим название «управление». В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо или кем-либо, но рассмотрим именно государственное управление.
Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной литературе. Но Конституция Российской Федерации 1993 года Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Ст. 10. заменяет этот термин другим — исполнительная власть. Чаще всего органы государственного управления рассматриваются в качестве исполнительного аппарата государственной власти или государственной администрации, являющейся основным звеном практической реализации законодательства, а также иных правовых актов органов государственной власти. Как отмечает Ю.Н. Старилова, «государственное управление — синоним государственно-управленческой деятельности в широком смысле и форма практической реализации исполнительной власти в ее собственном смысле». Российское государство и правовая система: современное развитие, проблемы, перспективы: Учеб. пособие / под ред. докт. юрид. наук Ю.Н. Старилова. — Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2010. — С. 94.
Государственно-управленческая деятельность — это функционирование субъектов исполнительной власти и иных звеньев государственного управления по реализации их задач и функций.
Сейчас происходят процессы, свидетельствующие об известном уменьшении веса государственного управления в некоторых областях жизни, в первую очередь это наблюдается в экономике. И исполнительная власть в ее государственно-управленческом понимании в некоторых позициях отказывается от функции непосредственного управления. На данной основе появляется совершенно другая функция — функция государственного регулирования, что особенно заметно в экономике. Если государственное управление есть постоянное, непосредственное вмешательство органов управления в жизнь объектов, то сейчас основным направлением является предоставление относительной самостоятельности.
Однако между государственным управлением и государственным регулированием нет принципиальных различий по целевому назначению. По своей сути регулирование — непременный элемент государственно-управленческой деятельности, одна из ее функций. В данном случае речь идет о различном, большем или меньшем участии государства в экономических и иных процессах. Тем не менее, все это является условным, так как «управляя, государство регулирует, а, регулируя, — управляет». См.: Там же. — С. 96. По существу государственное управление — понятие более широкое по сравнению с государственным регулированием. Но в то же время, государственное регулирование в значительной мере связано с использованием косвенных средств управляющего воздействия, т.е. налоговых, льготных и других экономических методов управления.
Государственное регулирование в области предпринимательской деятельности представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле как любое государственно-властное воздействие, направленное на упорядочение всей системы общественных экономических отношений жизнедеятельности гражданского государственно-организованного общества.
Субъектами государственного регулирования в области предпринимательской деятельности являются государственные органы всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), действующие в установленном законом порядке и формах с присущими им методами регулирующего воздействия.
Государственное правовое регулирование различных секторов рыночной экономики, многочисленных отраслей и сфер предпринимательской деятельности, осуществляемое посредством федеральных и субъектов Федерации законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и актов высших органов государственной власти субъектов РФ, как правило, комплексное, объединяющее нормы различных отраслей права (гражданского, административного, финансового и др.).
В действующем законодательстве не только широко используется термин «государственное регулирование», но в некоторых случаях раскрывается и содержание этого понятия. Например, в ст. 1 Федерального закона от 14 июля 1997 года N 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» Федеральный закон от 14 июля 1997 г. N 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» Ст. 1. государственным регулированием агропромышленного производства признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно — техническое обслуживание и материально — техническое обеспечение агропромышленного производства.
В Указе Президента РФ от 4 ноября 1994 года N 2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» Указ Президента РФ от 4 ноября 1994 года N 2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» устанавливается, что государственное регулирование деятельности на рынке ценных бумаг и финансовом рынке осуществляется несколькими путями: лицензированием деятельности банков, страховых и иных кредитно-финансовых учреждений, профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж; обеспечением контроля за деятельностью банков, страховых и иных кредитно-финансовых учреждений, профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж; запрещением и пресечением деятельности граждан и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг и финансовом рынке без получения соответствующих лицензий; контролем за соблюдением эмитентами порядка регистрации эмиссии ценных бумаг и условий размещения, предусмотренных проспектами эмиссии; обеспечением системы контроля за достоверностью информации о результатах экономической деятельности, предоставляемой эмитентами владельцам ценных бумаг; созданием системы обеспечения прав инвесторов и контролем за соблюдением их прав эмитентами ценных бумаг, банками, страховыми и иными кредитно-финансовыми учреждениями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и фондовыми биржами; контролем за достоверностью предоставляемой эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг информации.
Важнейшей, с точки зрения Н.М. Конина, по своему объему и значимости составной частью всей системы государственного регулирования является административно-правовое регулирование, предметом которого является организация любых разновидностей предпринимательской деятельности. Конин, Н.М. Административное право России: учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2010. — С. 204.
Административно-правовое регулирование в области предпринимательской деятельности представляет собой государственное управление в узком организационно-правовом смысле как деятельность органов исполнительной власти (государственного управления) и их должностных лиц по реализации в области экономики функций и полномочий государственной исполнительной власти, целью и сутью которой является организация исполнения законов и других общих норм и предписаний полномочных государственных органов.
Если государственное регулирование направлено на определение общего правового статуса различных типов субъектов предпринимательской деятельности и используемых государством экономико-правовых инструментов государственного регулирования (льготы, квоты, налоги, государственные заказы, таможенные пошлины, приватизация, процедуры банкротства, стандартизация, сертификация и др.), то осуществляемое государственными органами исполнительной власти административно-правовое регулирование охватывает организационные моменты, связанные с порядком формирования всех типов субъектов предпринимательской деятельности, их взаимоотношений с различными государственными органами.
Кроме того, оно обеспечивает законное и целесообразное применение органами и должностными лицами государственной исполнительной власти всех допустимых организационно-правовых средств регулирующего государственного воздействия на различных субъектов предпринимательской деятельности: государственную регистрацию субъектов предпринимательства, лицензирование осуществляемой ими предпринимательской деятельности различных видов, введение общих ограничений коммерческой деятельности на внутреннем рынке и во внешней торговле, административно-правовые средства обеспечения производственной безопасности и качества продукции (работ или услуг), административно-правовые средства антимонопольного регулирования, а также установление и изменение определенного режима деятельности, государственный учет и статистику, контроль, надзор, применение мер административного принуждения и т.д.
Мухаев Р. Т. отмечает, что в действующем законодательстве и современной практике государственной организации рыночной экономики России первостепенное значение в системе административно-правового регулирования придается государственному межотраслевому управлению. Более двух третей действующих структур федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ приходится на органы межотраслевого управления, а все отраслевые министерства и ведомства в той или иной мере наделены отдельными функциями и полномочиями по межотраслевому управлению. Мухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управления: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственные и муниципальные финансы» (080504), «Юриспруденция» (030501), «Политология» (030201) / Р.Т. Мухаев. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — С. 355.
В зависимости от конкретных объектов, используемых экономических инструментов и организационно-правовых средств межотраслевого административно-правового регулирования в области экономики выделяют несколько сложившихся к настоящему времени основных направлений надотраслевого экономико-правового регулирования (налоговое, банковское, социально-трудовое и другие комплексные сферы межотраслевого государственного управления) и функциональных сфер межотраслевого государственного управления (стандартизация, метрология и сертификация, общегосударственный статистический учет, контрольно-разрешительная деятельность государства и др.)
По мнению К.С. Бельского государственное управление «знаменует собой проявление множества управленческих связей и отношений, которые складываются во всех ветвях государственной власти (законодательство, управление, правосудие, прокуратура).
Они образуют один вид общественных отношений — государственно-управленческие, регулируемые административно-правовыми нормами, которые в целом составляют важную подотрасль административного права — управленческое право». Бельский, К.С. К вопросу о предмете административного права // Государство и право. — М.: Спутник +. 2011. — № 11. — С.19. Административно-правовое регулирование охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Административно-правовое регулирование следует понимать как управление определенными процессами жизнедеятельности человека. Посредством управления осуществляются основные социальные задачи государства.
Регулирование экономики является важнейшей функцией государства в условиях рыночного хозяйствования. Государство обеспечивает правовую основу экономических решений, защищает национальные экономические интересы, формирует инфраструктуру, контролирует базовые параметры денежного обращения, развивает секторы, которые обществу выгодно иметь в государственной собственности или которые не затрагивают частный бизнес. Пикулькин, А.В. Система государственного управления // Закон и право. — М. — 2010. — № 7. — С. 137-138.
Государственное регулирование используется в интересах всего общества как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм хозяйствования. Государство выступает гарантом равных условий хозяйствования.
На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития общества и сфер его деятельности очевиден переход от непосредственного государственного управления к регулированию, выражающемуся в снижении прямого участия государства в деятельности организаций и предпринимателей без образования юридического лица.
Основные направления развития административно-правового регулирования на современном этапе сформулированы следующим образом:
- разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (приватизации, демонополизации, инвестиционная, жилищная, энергетическая);
- установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (государственное стимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителя, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции);
- управление предприятиями и учреждениями государственного сектора;
- регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора;
- координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного социально-культурного и административно-политического строительства;
- обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления;
— осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер. Материалы всероссийской заочной научно-практической конференции «Юриспруденция в современной России» 05 марта 2011 г.
1.3 Соотношение административно-правового и гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности
Можно смело утверждать, что совместная деятельность разных субъектов может быть обеспечена двумя путями: 1) путем использования власти, преобладания одной воли; 2) путем согласования, договора. Конечно, возможно сочетание команды и договора, но это лишь использование различных методов регулирования поведения людей. Поэтому наибольшей спецификой, качественной определенностью обладают два существенно различных метода регулирования — административно-правовой и гражданско-правовой. Их сравнение позволяет лучше выяснить особенности каждого.
Главные признаки метода правового регулирования следующие: каково устанавливаемое правовой нормой юридическое положение сторон; с какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений; как определяются права и обязанности субъектов правоотношений и, наконец, как они защищаются.
Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов, средств и способов правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли права. Для административного права, как в принципе и для любой другой отрасли, характерно использование всей совокупности приемов и средств, обусловленных самой природой юридических норм, призванных упорядочивать и регулировать общественные отношения. В процессе реализации правового воздействия на общественные отношения им используются:
- а) предписания (т.е. возложение прямой юридической обязанности совершить определенное действие);
- б) запрет (возложение прямой юридической обязанности не совершать определенные действия);
- в) дозволения (т.е.
предусмотренное правом разрешение совершать определенные действия по своему усмотрению).
Вместе с тем конкретное назначение административного права как отрасли, нормы которой регулируют разнообразные управленческие охранительные и правообеспечительные отношения, оказывает существенное влияние на выбор и комбинацию указанных выше способов правового воздействия. Если для гражданского права характерно использование дозволения, поскольку регулируемые им имущественные общественные отношения носят, как правило, договорный характер и предполагают равенство сторон, то для административного права характерно предписание, т.е. властное требование следовать правилу, зафиксированному в норме административного права. Обусловлено это тем, что административно-правовое регулирование общественных отношений является фактически формой юридического опосредования связи между управляющим (субъектом управления) и управляемым (объектом управления).
Эта связь предполагает известное подчинение воли управляемого воле управляющего (соподчинение воль), поскольку никакое социальное управление невозможно без использования власти как способности одного участника общественных отношений (субъекта управления) подчинять себе волю, сознание, а, следовательно, и поведение другого участника этих отношений (объекта управления).