Оборона как одно из важнейших социально-правовых явлений представляет собой комплексный правовой институт со специфическим содержанием и структурой.
С правовой точки зрения об обороне можно говорить как об особом правовом институте национальной безопасности, который играет важнейшую роль в современном государстве.
Законодательное обеспечение обороны России — это тот краеугольный камень в фундаменте военного и государственного строительства, не заложив который, мы всегда будем ощущать дефицит продуманных и взвешенных ре-шений, направленных на обеспечение национальной безопасности России. Российское законодательство в области обороны в целом решает задачи правового регулирования обеспечения обороны страны и жизнедеятельности Вооруженных Сил.
Базовым законом в пакете военного законодательства является Федеральный закон «Об обороне» (31.05.96, N 61-ФЗ).
Закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти России, функции органов власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, а также ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны. Закон устанавливает воинскую обязанность граждан Российской Федерации.
Федеральные законы «О статусе военнослужащих» (27.05.98, N 76-ФЗ), «О воинской обязанности и военной службе» (28.03.98, N 53-ФЗ), «О матери-альной ответственности военнослужащих» (12.07.99, N 161-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации определили права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также порядок прохождения воинской службы и материальной ответственности военнослужащих.
Основные положения пакета федеральных законов «О финансировании государственного оборонного заказа для стратегических ядерных сил Российской Федерации» (17.07.99, N 174-ФЗ), «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (19.07.98, N 114-ФЗ), «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации» (13.04.98, N 60-ФЗ), «Об экспортном контроле» (18.07.99, N 183-ФЗ) регулируют объемы и порядок гарантированного финансирования оборонного заказа, регламентируют условия экспорта вооружений и рационального консервирования предприятий оборонной промышленности.
Государственная система охраны здоровья граждан в Российской Федерации
... в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Основными задачами фонда являются: финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации ...
Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (26.02.97, N 31-ФЗ) устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также учреждений и организаций независимо от их форм собственности, должностных лиц, граждан Российской Федерации в этой области.
Федеральный закон «О гражданской обороне» (12.02.98, N 28-ФЗ) устанавливает систему общегосударственных мероприятий, реализуемых в целях защиты населения, материальных и культурных ценностей, территории страны от опасностей, возникающих в чрезвычайных ситуациях, в том числе и при военных действиях и вследствие этих действий.
Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» (27.12.95, N 213-ФЗ) регулирует правовые взаимоотношения между заказчиками и предприятиями оборонной промышленности.
Федеральные законы «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (03.04.95, N 40-ФЗ), «О железнодорожных войсках Российской Федерации» (05.08.95, N 126-ФЗ), «О внешней разведке» (10.01.96, N 5-ФЗ), «О государственной охране» (27.05.96, N 57-ФЗ), «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (06.02.97, N 27-ФЗ) и других военных ведомствах, принятые в соответствии с Федеральным законом «Об обороне», обеспечивают правовое регулирование деятельности этих ведомств.
Ряд федеральных законов, имеющих важное значение для обеспечения различных аспектов военной безопасности, отклонены Президентом Россий-ской Федерации, в том числе — «О военной реформе», «О прекращении раздела Черноморского флота», «О создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия», «О социальной защите непосредственных участников деятельности в области ядерного оружия — граждан из подразделений особого риска».
30.01.2002 принят Федеральный конституционный закон «О военном положении». Принятие данного закона предусмотрено статьей 87 Конституции Российской Федерации.
Закон содержит правовые нормы, регламентирующие условия, порядок и основания введения и отмены военного положения, содержание режима военного положения, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных федеральных органов власти и органов военного управления для обеспечения режима военного положения.
В законе дается понятие правового режима военного положения, предусматривается перечень мер, которые применяются с введением режима военного положения, в том числе перевод Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований на организацию и состав, предусмотренный для военного времени, перевод органов государственной власти и иных государственных органов, органов местного самоуправления на работу в условиях военного положения, перевод экономики государства на работу в условиях военного положения с целью обеспечения условий для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил, а также нужд населения в условиях военного положения.
«ВМФ России (Военно-морской флот Российской Федерации)» статья по обж
... операций против заведомо более слабого противника. Выводы. Военно-морской флот Российской Федерации предназначен в основном для нанесения ударов по ... Военно-морского флота Надводные корабли подразделяются на авианесущие, ракетно-артиллерийские, противолодочные, минно-тральные, десантные. Вооружение и военная техника ВМФ Сегодня ВМФ играет важную роль в обеспечении национальной безопасности ...
В период 1994-2004 гг. принят значительный объем ратификационных законов, нацеленных на законодательное закрепление достигнутых межгосу-дарственных договоренностей в сфере военного сотрудничества. При этом значительная их часть подытожила взаимные договоренности Российской Федерации с государствами СНГ по военному сотрудничеству, включая вопросы взаимной безопасности, раздела и порядка эксплуатации боевой техники и военных объектов и полигонов, оставшихся на территориях стран СНГ, размещения российских воинских формирований и баз на территориях бывших республик СССР, а также сотрудничества и регулирования пограничных вопросов.
Однако, анализ российского законодательства в области обороны показывает, что, несмотря на серьезные сдвиги в законодательном обеспечении обороны страны, пакет «военных» законов, регламентирующих это важнейшее направление деятельности государства, еще далек от совершенства. Пока не удалось выстроить законодательное обеспечение военной безопасности государства в целостную систему. Скоординированность действий президентских и правительственных структур, силовых министерств и ведомств, профильных комитетов палат Федерального Собрания в решении этой проблемы была недостаточной. Разработка правовых основ, регламентирующих деятельность министерств и ведомств, вовлеченных в процесс военного строительства, включая силовые структуры, носила в значительной мере ведомственный характер. В результате этого количество нормативных документов частного характера увеличилось, а общие проблемы военного строительства не получили необходимого нормативно-правового разрешения.
К таким проблемам, прежде всего, относятся сбалансированность развития силовых структур и оборонно-промышленного потенциала страны, подготовка населения и территории страны к обороне, рациональное распределение задач и ресурсов в интересах обороны, вопросы применения вооруженных формирований различной ведомственной принадлежности. Пока не в полной мере законодательно определены функции, права, обязанности и ответственность органов государственного управления, каждого министерства и ведомства, участвующего в военном строительстве и применении имеющихся в их распоряжении сил и средств. Расплывчатый характер носит законодательная основа для целевого финансирования основных мероприятий военного строительства, строительства Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов. Имеющиеся в профильных комитетах Государственной Думы, Совете Безопасности Российской Федерации, силовых министерствах и ведомствах законодательные проработки этих проблем позволяют перевести в практическую плоскость создание системы законодательного обеспечения военной безопасности, военного строительства и финансово-экономической деятельности военной организации России.
В настоящее время к обороне приковано внимание не только ученых-административистов, но и первых руководителей российского государства. Связано это огромным количеством факторов:
Франчайзинг в России: правовое регулирование и актуальная судебная практика
... в этой сфере. Данная работа посвящена рассмотрению вопроса правового регулирования института коммерческой концессии как формы предпринимательской деятельности, основанной на договоре коммерческой концессии. Отсюда вытекают следующие задачи работы: рассмотреть вопрос о соразмерности понятий коммерческой концессии и ...
- с 1990 по 2001 г. произошло существенное сокращение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск;
- продолжающаяся административная реформа;
- процесс ротации кадрового состава в вооруженных силах;
- недостаточное финансирование Вооруженных сил России и рядом других негативных процессов, происходящих в нашем обществе.
В теоретическом отношении некоторые вопросы административно — правового регулирования в сфере обороны в современных условиях получили определенное развитие в работах А.Е. Зюскевича, Ю.Д.Казанчева, Р.А. Каламкаряна, Н.П. Кириллова, И.М. Мацкевича, Ю.И. Мигачева, Б.Ф. Старова, В.Г. Стрекозова, А.А. Тер-Акопова, С.В. Тихомирова, К.В. Фатеева и других.
Названные авторы внесли значительный вклад в разработку теоретиче-ских проблем административно-правового регулирования в сфере обороны, сформулировали ряд предложений, направленных на совершенствование данной деятельности. Вместе с тем исследования рассматриваемой проблемы осуществлялись в конце 80-х – начале 90-х годов, когда не был сформирован механизм административного регулирования в сфере обороны в том виде, в каком он существует в настоящее время. За прошедшее время в России проведены кардинальные политические, экономические и социальные реформы, сопровождавшиеся значительным обновлением ее правовой системы. К сожалению, активная нормотворческая работа последнего десятилетия не должным образом повлияла на степень научной разработанности выбранной темы.
Таким образом, необходимость комплексного изучения административно-правового регулирования в сфере обороны предопределила выбор темы и основные направления настоящего дипломного исследования. Этим объясняется актуальность данной темы.
Кроме того, о повышенном интересе к данной теме исследования говорит и тот факт, что к обороне приковано внимание Президента России. В своем послании Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 г. В. Путин сказал, что для России является актуальным вопрос об укреплении безопасности на Юге России. Стратегически важными являются интересы России на Дальнем Востоке и других приграничных территориях. Безопасность границ обозначена как важнейшая цель государственной политики в сфере обеспечения обороны страны .
Следовательно, данная тема требует своего дальнейшего изучения и теоретического обоснования. Работа по обновлению российского законодательства, регламентирующего управление в сфере обороны обуславливает необходимость рассмотрения проблемы на основе анализа нормативной базы как на федеральном, так и на отраслевом уровне.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере административно-правового регулирования обороны.
Предмет исследования составляет комплекс нормативных правовых ак-тов, осуществляющих правовое регулирование в сфере обороны.
Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы изучить правовую регламентацию организации и деятельности органов власти, осуществляющих управление в сфере обороны, а также институт военной службы как элемент обеспечения обороны в России, сформулировать предложения по устранению правовых пробелов в данной сфере.
Исследование темы базируется на положениях административного, конституционного, военного права. Информационную базу исследования составили нормативные акты конституционного и отраслевого характера.
Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности ...
... совершенствованию законодательства в сфере государственного управления. В заключении охарактеризовано формирование конституционно-правового регулирование статуса и деятельности органов государственного управления в России, проанализированы проблемы и перспективы развития конституционно-правового регулирования статуса и деятельности ...
Новизна исследования определяется комплексным подходом к изучению административно-правового регулирования в сфере обороны.
Теоретическая значимость заключается в том, что на основе анализа проблем организации и деятельности органов государственного управления в сфере обороны выявлены недостатки регламентации их правового статуса.
В связи с вышеизложенными целями и задачами исследования, определена и структура работы.