МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему: Правовое регулирование банкротства кредитных организаций в Российской Федерации
Москва 20 г.
Задание
на выпускную квалификационную работу студенту
Тема работы: Правовое регулирование банкротства кредитных организаций в Российской Федерации утверждена приказом ректора института
Целевая установка: всесторонний и комплексный анализ института банкротства кредитных организаций, процедуры банкротства кредитных организаций.
Вопросы, подлежащие разработке (исследованию):
Общая характеристика банкротства кредитных организаций
Процедура банкротства кредитных организаций
Проблемы правового регулирования банкротства кредитных организаций, зарубежный опыт правового регулирования банкротства кредитных организаций
Основная литература: Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», Абдулова Г.Г., Горшенина А.П. Банкротство кредитных организаций // Вестник магистратуры. — 2013. — № 12., Дугушев Н.А. Банкротство кредитных организаций: признаки и особенности // Новая наука: проблемы и перспективы. — 2016. — № 6-3., Карелина С.А. Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций // Приложение к журналу предпринимательское право. — 2014. — № 1., Кондратенко Д.П. Признаки банкротства кредитных организаций // Актуальные проблемы современного законодательства. — 2016. — № 1., Степанов С.А. Гражданское право. Учебник. Том 2. — М.: БЕК, 2017.
Срок представления работы
Дата выдачи задания
Руководитель:
Задание получил:
График
подготовки и оформления выпускной квалификационной работы
на тему: Правовое регулирование банкротства кредитных организаций в Российской Федерации
студента курса
факультет
№ |
Выполняемые работы и мероприятия |
Сроки выполнения |
Отметка о выполнении и решение руководителя |
|
1 |
Выбор темы и согласование ее с руководителем |
|||
2 |
Подбор литературы, ее изучение и обработка. Составление предварительной библиографии |
|||
3 |
Составление плана выпускной квалификационной работы и согласование его с руководителем |
|||
4 |
Разработка и представление на проверку первой части (главы) работы |
|||
5 |
Разработка и представление на проверку второй части (главы) работы |
|||
6 |
Разработка и представление на проверку третьей части (главы) работы |
|||
7 |
Подготовка и согласование с руководителем основных выводов и предложений |
|||
8 |
Ознакомление с отзывом |
|||
9 |
Ознакомление с рецензией |
|||
10 |
Завершение подготовки к защите с учетом отзыва и рецензии |
|||
11 |
Представление окончательной редакции работы заведующему выпускающей кафедрой |
|||
12 |
Предварительная защита |
|||
План
выпускной квалификационной работы на тему: Правовое регулирование банкротства кредитных организаций в Российской Федерации
студента курса
факультет
Введение
Глава 1. Общая характеристика банкротства кредитных организаций
1.1. Понятия, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
1.2. Понятие банкротства кредитных организаций по законодательству Российской Федерации
1.3. История законодательства о банкротстве кредитных организаций в Российской Федерации
Глава 2. Процедура банкротства кредитных организаций
2.1. Досудебные процедуры банкротства кредитных организаций
2.2. Возбуждение дела о банкротстве кредитных организаций
2.3. Рассмотрение дела о банкротстве кредитных организаций судом
Глава 3. Проблемы правового регулирования банкротства кредитных организаций, зарубежный опыт правового регулирования банкротства кредитных организаций
3.1. Правовые проблемы банкротства кредитных организаций
3.2. Правовое регулирование банкротства кредитных организаций по законодательству зарубежных стран
Заключение
Список использованных источников и литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/diplomnaya/bankrotstvo-kreditnyih-organizatsiy-2/
Приложение
(подпись студента)
Оглавление
Введение
Глава 1. Общая характеристика банкротства кредитных организаций
1.1 Понятия, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
1.2 Понятие банкротства кредитных организаций по законодательству Российской Федерации
1.3 История законодательства о банкротстве кредитных организаций в Российской Федерации
Глава 2. Процедура банкротства кредитных организаций
2.1 Досудебные процедуры банкротства кредитных организаций
2.2 Возбуждение дела о банкротстве кредитных организаций
2.3 Рассмотрение дела о банкротстве кредитных организаций судом
Глава 3. Проблемы правового регулирования банкротства кредитных организаций, зарубежный опыт правового регулирования банкротства кредитных организаций
3.1 Правовые проблемы банкротства кредитных организаций
3.2 Правовое регулирование банкротства кредитных организаций по законодательству зарубежных стран
Заключение
Список использованных источников и литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/diplomnaya/bankrotstvo-kreditnyih-organizatsiy-2/
Приложение
Введение
Актуальность темы. В качестве одной из основополагающих целей любого государства на современном этапе выступает обеспечение стабильности экономического оборота, эффективной защиты прав и интересов его участников. Далеко не все участники рынка в ситуации, когда его долги превышают прибыль, а имущества для удовлетворения требований всех кредиторов недостаточно, в состоянии самостоятельно преодолеть кризис. В таких ситуациях в действие вступает правовой механизм признания данного должника банкротом.
Вопросы банкротства кредитных организаций всегда имели особую актуальность, поскольку банкротство данных субъектов способно затронуть интересы огромного количества их клиентов и прочих, как физических, так и юридических лиц. Необходимость применения к кредитным организациям процедуры банкротства, которая имеет определенные особенности, обуславливается правовой природой данных организаций, деятельность которых во многом имеет публичный характер, хоть они и являются частными организациями.
Законодательство Российской Федерации о банкротстве кредитных организаций является относительно новым, однако активно развивается. Основой нормативно-правового регулирования является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 43. — Ст. 4190.. Задачами данного закона, с одной стороны является исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой стороны — предоставление возможности добросовестным участникам гражданского оборота, которые оказались в ситуации временной неплатежеспособности, улучшить свое положение под контролем арбитражного суда, кредиторов, снова достичь финансовой стабильности. Но следует также сказать о том, что современное законодательство Российской Федерации регулирует не только общие вопросы, которые связаны с банкротством, но также данные правоотношения могут применяться к субъектам гражданского права, которые наделены специальной гражданской правоспособностью.
Несмотря на тот факт, что в последнее время было принято большое количество нормативно-правовых актов, которые регулируют банкротство юридических лиц, в том числе, кредитных организаций, есть противоречия и пробелы, что очень усложняет практическое применение этого института, создает возможности для злоупотреблений. Так, нет четкого определения всех признаков несостоятельности кредитных организаций, нарушен принцип пропорциональности и соразмерности удовлетворения требований кредитора в процессе осуществления конкурсного производства в отношении кредитной организации. Также существует недостаток исследований в научной сфере, которые были бы посвящены анализу правовых проблем банкротства кредитных организаций.
Специфика кредитных организаций, накопленный опыт эволюции института банкротства кредитных организаций дает возможность прийти к выводу, что развитие данного института обязано быть направлено на защиту имущественных прав и интересов кредитора, и, прежде всего, на обеспечение возврата и сохранности имущества кредитной организации, расширение правовых форм предупреждения несостоятельности кредитной организации, применение ограничительных и контрольных мер, повышение требований к уровню и правомерности управления кредитной организацией при процедуре банкротства.
Таким образом, на современном этапе развития Российской Федерации научное исследование правового регулирования банкротства кредитной организации, а также разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию положений законодательства, несомненно, имеет актуальный характер.
Степень научной разработанности проблемы. Изучением правового регулирования банкротства кредитных организаций занималось много правоведов, среди которых можно выделить таких, как Г.Г. Абдулова, А.П. Горшенина, Н.А. Дугушев, С.А. Карелина, Д.П. Кондратенко, С.А. Степанов и так далее Абдулова Г.Г., Горшенина А.П. Банкротство кредитных организаций // Вестник магистратуры. — 2013. — № 12., Дугушев Н.А. Банкротство кредитных организаций: признаки и особенности // Новая наука: проблемы и перспективы. — 2016. — № 6-3., Карелина С.А. Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций // Приложение к журналу предпринимательское право. — 2014. — № 1., Кондратенко Д.П. Признаки банкротства кредитных организаций // Актуальные проблемы современного законодательства. — 2016. — № 1., Степанов С.А. Гражданское право. Учебник. Том 2. — М.: БЕК, 2017..
Цель исследования — всесторонний и комплексный анализ института банкротства кредитных организаций, процедуры банкротства кредитных организаций.
На основании данной цели можно сформулировать следующие задачи написания выпускной квалификационной работы:
1) изучить понятие и характерные черты банкротства;
2) рассмотреть понятие и признаки банкротства кредитных организаций;
3) определить особенности истории формирования законодательства о банкротстве кредитных организаций;
4) рассмотреть досудебные процедуры банкротства кредитных организаций;
5) уяснить особенности возбуждение дела о банкротстве кредитных организаций;
6) определить особенности рассмотрения дела о банкротстве кредитных организаций судом;
7) выявить правовые проблемы банкротства кредитных организаций;
8) изучить вопросы правового регулирования банкротства кредитных организаций по законодательству зарубежных стран.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе выступают общественные отношения, которые возникают вследствие признания кредитной организации банкротом.
Предметом исследования выступают нормы законодательства, которые регулируют процедуру и особенности признания кредитной организации банкротом. банкротство кредитный законодательство суд
Методы исследования. Методологической основой работы являются основные концептуальные положения современной доктрины уголовного права. В качестве общенаучных и частно-научных методов познания в работе использовались сравнительно-правовой, формально-логический, системный и так далее.
Теоретическая значимость исследования. Основные положения нашего исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки и совершенствования теоретических положений института банкротства кредитных организаций.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных в ходе исследования выводов и сформулированных на их основе практических рекомендаций в практической деятельности в сфере признания кредитных организаций банкротом.
Структура исследования. Структура выпускной квалификационной работы обуславливается целью и задачами ее написания. Работа включает в себя введение, три главы, каждая из которых разделена на отдельные параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Общая характеристика банкротства кредитных организаций
1.1 Понятия, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
Законодательство о банкротстве было и является наиболее дискуссионной сферой права. Так, дискуссионным примером можно считать не только законодательное закрепление отдельных институтов банкротства, но также и само понятие несостоятельности в целом. К примеру, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 № 127-ФЗ, под банкротством подразумевается признанная арбитражным судом неспособность должника в полной мере удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам либо исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Исходя из этого определения банкротства, появляется весьма логичный вопрос о критериях банкротства.
Для наличия несостоятельности, которая открывает конкурсный процесс, должно иметь место одно из двух начал — недостаточность имущества, то есть установленное превышение актива над пассивом, либо платежную неспособность, то есть предполагаемое превышение актива над пассивом.
Г.Ф. Шершеневич предлагал ту систему банкротства, которая в основу несостоятельности ставила неспособность должника к платежам, а не недостаточность его имущества, поскольку кредитору довольно трудно собрать необходимые сведения об имуществе должника, а также о его ценности, и что недостаточность имущества была скрыта во внутренних отношениях должника, которые неизвестны кредиторам Шершеневич Г.Ф. Наука гражданского права в России. — М., 2016. — С. 243..
На современном этапе указанные выше критерии банкротства получили наименование «неоплатность» и «неплатежеспособность». В Федеральном законе РФ «О неплатежеспособности (банкротстве)» в общем смысле под неоплатностью подразумевается такое состояние должника, при котором стоимость его имущества меньше общего размера его обязательств, а критерий неплатежеспособности характеризует такое состояние должника, при котором он признается банкротом, если у него нет средств расплатиться с кредиторами, о чем может быть сделан вывод в связи с неисполнением под угрозой банкротства обязательств на определенную сумму в течение определенного времени.
С экономической точки зрения неплатежеспособность подразумевает под собой отсутствие либо нехватку денежных средств, которые связаны с превышением уровня заемного капитала по сравнению с собственным, то есть превышение актива над пассивом, что было выявлено при составлении баланса. Такая ситуация именуется «практической неплатежеспособностью». Следует принимать во внимание, что должник, который решил продолжить свою деятельность, может получить необходимые средства и, возможно, в таком случае, разрешение практической неплатежеспособности будет являться только вопросом времени.
В случае устойчивого и долговременного превышения пассива над активом у должника возникает «абсолютная неплатежеспособность», которую и принято называть банкротством хозяйствующего субъекта.
В соответствии с вышеизложенным можно прийти к выводу о том, что в основу понятия банкротства положена презумпция неплатежеспособности, в соответствии с которой участник имущественного оборота, который не осуществляет расчетов с кредиторами по обязательствам и не вносит обязательные платежи в бюджет, внебюджетные формы в течение длительного периода времени, не в состоянии осуществлять расчеты с кредиторами.
Неплатежеспособность считается основным критерием для определения процедуры банкротства, которая применяется к должнику в процессе рассмотрения дела о банкротстве арбитражным судом. Что касается критерия неоплатности, то, по мнению В.В. Витрянского, использование этого критерия дает возможность должнику обманывать кредиторов, постоянно создавая ситуацию своей неплатежеспособности, при этом расходуя денежные средства на свои цели без учета интересов своих кредиторов Витрянский В.В., Суханов Е.А. Основные проблемы частного права. — М., 2010. — С. 229.. Действительно, в случае использования критерия неоплатности должник имеет возможность годами не выполнять возложенные на него обязательства, для чего он поддерживает размер задолженности на уровне немного меньшем, чем стоимость активов, в связи с чем признать такого должника банкротом невозможно.
Таким образом, в случае использования критерия неплатежеспособности подразумевается то, что должник не имеет ликвидного имущества, чтобы расплатиться со своими кредиторами, поскольку другие причины неплатежеспособности исключены действием принципа добросовестности участников имущественного оборота и разумности, а используя критерий неоплатности, основанием для банкротства должны стать не предположения о причинах неплатежей, а фактическое состояние имущества должника, стоимость которого составляет меньшую сумму, нежели величина кредиторской задолженности, и, до тех пор, пока это не будет доказано в судебном порядке, должник будет считаться нормальным участником правоотношений, что способно разрушить имущественный оборот.
На современном этапе в большей части правовых систем, преимущественно, используется именно критерий неплатежеспособность, поскольку применение критерия неоплатности на практике может привести к тому, что кредиторам для возбуждения производства по делу о несостоятельности самим приходится заниматься представлением доказательств превышения обязательств должника над его активами, а получение информации данного рода является очень затруднительным.
Рассмотрим критерии, основания банкротства. В качестве оснований банкротства можно выделить таких два:
- недостаточность имущества, которая называется, как уже было сказано, неоплатностью, то есть установленное превышение пассива над активом в имуществе должника;
- платежная неспособность, она же неплатежеспособность, то есть предполагаемое превышение пассива над активом.
Чтобы установить факт неоплатности нужно подвергнуть анализу пассив и актив имущества должника. Под активом понимается имущество субъекта предпринимательской деятельности, в состав которого включены основные средства, иные долгосрочные вложения, в том числе, нематериальные активы, оборотные средства, финансовые активы. Под пассивом понимается обязательство должника, которое состоит из привлеченных и заемных средств, в том числе, кредиторской задолженности Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-Ф3 «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный).
— М., 2014. — С. 93. .
Неплатежеспособность в качестве критерия несостоятельности подразумевает под собой прекращение должником платежей в адрес своих контрагентов, партнеров. В данном случае пассив и актив имущества не сопоставляются, во всяком случае, такое сопоставление не входит в перечень условий открытия дела о банкротстве.
Недостаточность имущества, выражая сущность несостоятельности, более точно, с одной стороны, отвечает основному назначению правового института банкротства — установлению особого порядка правомерного распределения имущества должника между его кредиторами, так как в случае превышения актива над пассивом надобности в применении особых правил распределения имущества должника между его кредиторами нет, так как активов достаточно для удовлетворения всех кредиторов.
Но являются очевидными трудности в практической реализации данного критерия в отношении должников, которые обладают сложным по составу активом и большим количеством кредиторов, а также крупных субъектов предпринимательской деятельности, которые во многом перевешивают указанное преимущество. Помимо этого, основание неоплатности не в полной мере принимает во внимание такие задачи законодательства о банкротстве, как обеспечение, стимулирование платежной дисциплины, финансовое оздоровление участников торгового оборота, ограждение кредиторов от действий недобросовестного должника по сокрытию имущества в предвидении банкротства.
При этом, критерий неплатежеспособности не стыкается с теми трудностями практического применения, которые характерны для неоплатности, и дает возможность более оперативно устанавливать внешний контроль и управление над имуществом должника, что может оказать существенное влияние на попытку восстановить платежеспособность должника либо же на тот размер удовлетворения, который получат кредиторы в случае проведения ликвидационных процедур. Помимо этого, лицо, которое осуществляет предпринимательскую деятельность в условиях закрепления в законодательстве основания платежной неспособности, будет знать, что игнорирование, хоть и временное, своих обязательств способно повлечь отстранение их от руководства имущественным комплексом, даже смену собственника, что, естественно, будет стабилизировать состояние расчетов.
Именно в данной связи критерий неплатежеспособности, как уже было сказано, является наиболее востребованным в мировой практике конструирования законодательства о банкротстве Степанов С.А. Гражданское право. Учебник. Том 2. — М., 2017. — С. 229..
Рассмотрим признаки банкротства. Под признаками банкротства подразумеваются приемы выражения, воплощения в тексте нормативно-правового акта критерия несостоятельности, который был выбран законодателем в отношении той либо иной категории потенциальных банкротов.
Так, в соответствии с законодательством, лицо считается неспособным удовлетворить требования своих кредиторов по денежным обязательствам и/либо исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и/либо обязанность не выполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они обязаны были быть выполнены, и если сумма обязательства превышает стоимость имущества, которая ему принадлежит.
Необходимо отметить, что под денежным обязательством подразумевается обязанность должника уплатить кредитору определенную сумму по гражданско-правовой сделке и/либо по другому предусмотренному гражданским законодательством основанию. Обязательные платежи по смыслу Федерального закона РФ «О неплатежеспособности (банкротстве)» подразумевают под собой налоги, сборы, а также прочие обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня, в государственные внебюджетные фонды на условиях и в порядке, который определен законодательством Российской Федерации. Из положений закона можно сделать вывод, что объявить субъекта предпринимательской деятельности банкротом можно лишь в том случае, когда он должен денежные средства, но не другие объекты предоставления, к примеру, услуги, товары, работы.
Действительно, открытие дела о банкротстве всегда является следствием неуплаты именно денежного долга либо налога, который уплачивается в бюджет только в денежной форме. Не денежные обязательства, невыполнение которых также может говорить о наличии у должника финансовых трудностей, законодательством в данной сфере все-таки не принимается во внимание.
Причин для этого есть сразу несколько, в том числе и обеспеченная Гражданским кодексом в статьях 397, 405 и так далее юридическая возможность трансформации фактически любого не денежного требования к денежному Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301., а также трудность в адекватной оценке не денежного долга и так далее. Но, как указывает Высший Арбитражный суд Российской Федерации, для определения наличия признаков банкротства могут приниматься во внимание соответствующие суммы, которые были взысканы судом вместо причитающегося кредитору исполнения обязательства в натуре, к примеру, стоимости оплаченной вещи, стоимость оплаченной, но не выполненной должником работы, услуги и так далее Постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ. — 2005. — № 12. — С. 33..
Данные требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов в качестве требования конкурсных кредиторов, удовлетворяются в порядке, который установлен законодательством РФ.
Такой же правовой режим распространяет свое действие и на суммы, которые были присуждены кредитору в связи с изменением порядка либо способа исполнения судебного акта, постановления другого органа.
Кроме указанных признаков банкротства законодательство Российской Федерации также предъявляет дополнительные условия к открытию в отношении лица дела о банкротстве. Они указаны в статьях 6 и 7 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)». Так, дело о несостоятельности может возбуждаться судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу не менее чем триста тысяч рублей, а в отношении должника — физического лица — не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом Князькин С.И., Хлебников С.Н., Юрлов И.А. Гражданское право и цивилистический процесс: Словарь-справочник. — М., 2016. — С. 195..
Помимо этого, право на обращение в арбитражный суд у кредитора возникает лишь по истечении 30 дней с даты направления, предъявления к исполнению исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. Это также считается выражением признанного в мировой практике подхода.
Подытожим. Под банкротством подразумевается признанная арбитражным судом неспособность должника в полной мере удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам либо исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Для наличия несостоятельности, которая открывает конкурсный процесс, должно иметь место одно из двух начал — недостаточность имущества, то есть установленное превышение актива над пассивом, либо платежную неспособность, то есть предполагаемое превышение актива над пассивом.
К признакам банкротства относят недостаточность имущества, чтобы погасить требования кредиторов, неплатежеспособность.
1.2 Понятие банкротства кредитных организаций по законодательству Российской Федерации
Банкротство представляет собой одну из старейших правовых категорий. Данный институт всегда являлся одним из основных регуляторов экономических процессов в обществе, а его социально-экономическая важность обуславливала необходимость разработки специального законодательства, которое было бы способно обеспечить адекватное правовое регулирование тех вопросов, которые непосредственно связаны с банкротством.
В Российской Федерации на современном этапе в основном сформировалась система законодательства о банкротстве. Основополагающее место в ней отведено Федеральному закону № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который нормативно развивает те общие положения о банкротстве, которые были включены в Гражданский кодекс Российской Федерации. Действие указанного закона распространяется на все юридические лица, которые являются коммерческими организациями, кроме казенных предприятий, а также на некоммерческие организации, которые действуют в форме потребительских кооперативов, благотворительных либо других фондов. До 2014 года нормы этого законодательного акта являлись вторичными и применялись субсидиарно в процессе регулирования процедуры банкротства отдельных категорий должников. Так, ранее действовал специальный Федеральный закон №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 9. — Ст. 1097. (утратил силу).
В декабре 2014 года для консолидации законодательных положений, которые регулируют процедуры банкротства, Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» был дополнен новым параграфом 4.1 «Банкротство кредитных организаций». Данный параграф содержит в себе положения утратившего силу закона о банкротстве кредитных организаций, а также некоторые положения Федерального Закона РФ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31.12.2014 г.» Федеральный закон от 27.10.2008 № 175-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года» // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 44. — Ст. 4981. (утратил силу).
При этом положения нового параграфа имеют приоритет перед общими нормами Закона «О несостоятельности (банкротстве)», так же, как до 2014 года нормы закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» имели приоритет перед нормами Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)».
Отличия между общими положениями закона и положениями, которые содержатся в параграфе 4.1, состоят в следующем. Прежде всего, само определение банкротства отличается. В соответствии с общими положениями, под несостоятельностью подразумевается признанная арбитражным судом неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам либо выполнить обязательства по уплате обязательных платежей в бюджет. Параграф о банкротстве кредитных организаций формулировку «в полном объеме» в себя не включает. Это допускается, так как невозможность исполнить даже малую часть обязательства говорит о неудовлетворительном состоянии кредитной организации. Помимо этого, срок, по истечении которого кредитная организация может быть признана банкротом, по сравнению с общим положением уменьшен до 14 дней. Это является связанным с тем, что задержка выплат клиентам, даже на 1 день, сразу же понижает финансовую стабильность кредитной организации.
Помимо всего прочего, отличается состав лиц, которые имеют право направлять заявление о банкротстве кредитной организации в суд, а также порядок направления заявления. Помимо лиц, которые указаны в общих правилах, то есть должника, конкурсного кредитора, уполномоченного органа, право на направление заявления также имеет Банк России. Помимо этого законом также определены более жесткие основания признания кредитной организации банкротом, по сравнению с теми, которые действуют в отношении иных категорий должников. Так, в соответствии со статьей 189.64 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)», достаточными для возбуждения производства по делу о банкротстве кредитной организации следует считать: отзыв в определенном законом порядке у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций; срок невыполнения обязательств или обязанностей с момента наступления даты их исполнения составляет 14 дней; наличие задолженности по обязательствам или по обязательным платежам должен составлять не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда.
Кроме Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», многие вопросы, которые касаются банкротства кредитной организации, также регулируются другими нормативно-правовыми актами, в частности:
- Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1).
— Ст. 1.;
- Федеральным законом от 2 декабря 1990 г.
№ 395-1 «О банках и банковской деятельности» Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 03.07.2016) «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 6. — Ст. 492.;
- Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 28. — Ст. 2790.;
— Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» Федеральный закон от 29.07.2004 № 96-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 31. — Ст. 3232. и так далее.
Что касается Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)», то нормами параграфа 4.1 главы 9 урегулированы условия и порядок осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, а также определены особенности порядка и оснований признания кредитной организации банкротом, ее ликвидации в порядке конкурсного производства.
Понятие кредитной организации содержит в себе статья 1 Федерального закона РФ «О банках и банковской деятельности». В соответствии с данной статьей, под кредитной организацией подразумевается юридическое лицо, которое с целью извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности, на основании специального разрешения — лицензии Центрального банка Российской Федерации, имеет право осуществлять банковские операции, которые предусмотрены специальным законодательством. Кредитная организация может быть образована на основе любой формы собственности в качестве хозяйственного общества.
В соответствии с данным определением, можно выделить такие признаки кредитной организации:
1) наличие статуса юридического лица;
2) в качестве основной цели деятельности выступает извлечение прибыли;
3) обязательность получения специального разрешения, то есть лицензии Банка России на право совершения банковских операций.
Третий признак может считаться основной отличительной особенностью кредитной организации, которой, в свою очередь, определена и специфика процедуры банкротства кредитных организаций, поскольку ведение кредитной организацией своей деятельности за счет средств, которые были привлечены на счета и вклады, которые обязаны быть возвращены по первому требованию владельцам банковского счета, требует предъявления к банкротству кредитной организации особых требований, что порождает необходимость специального правового регулирования банкротства кредитной организации Кондратенко Д.П. Признаки банкротства кредитных организаций // Актуальные проблемы современного законодательства. — 2016. — № 1. — С. 113-118..
Законодательство Российской Федерации о банкротстве распространяет свое действие, как уже было сказано, на банки и небанковские кредитные организации. Следует сказать, что небанковские кредитные организации могут осуществлять только отдельные виды банковской деятельности, перечень которых установлен Банком России. К небанковским кредитным организациям предъявляются другие требования по размеру уставного капитала.
В соответствии со статьей 189.8 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)», кредитная организация признается неспособной удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий либо об уплате труда лиц, которые работают либо работали по трудовому договору, либо исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не выполнены ею в течение 14 дней после наступления даты их выполнения либо если стоимость имущества — активов, кредитной организации является недостаточной для выполнения ее обязательств перед кредиторами либо обязанности по уплате обязательных платежей.
Под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей, при этом, подразумевается ее обязанность в качестве самостоятельного налогоплательщика уплатить обязательные платежи в соответствующие бюджеты, а также выполнить поручение, распоряжение о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующий бюджет.
Следует отметить, что понятие несостоятельности и банкротства в действующем законодательстве Российской Федерации используются в качестве тождественных понятий. В основание банкротства кредитных организаций положен критерий ее неплатежеспособности. Под неплатежеспособностью подразумевается прекращение исполнения должником части денежных обязательств, выплаты выходного пособия либо уплаты труда лиц, которые работают либо работали по трудовому договору либо обязанностей по уплате обязательных платежей, которое было вызвано недостаточностью денежных средств.
Недостаточность денежных средств, под которой подразумевается превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей над стоимостью имущества должника, предполагается, если не доказано другое.
Кредитную организацию можно считать предположительно неплатежеспособной, то есть неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам либо исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если в ходе судебного разбирательства по делу о банкротстве не будет доказана ее платежеспособность Гуев А. Н. Комментарий к гражданскому законодательству, не вошедшему в части первую-третью Гражданского кодекса Российской Федерации. — М., 2013. — С. 232..
Отсутствие цели восстановления платежеспособности кредитных организаций в рамках процедуры банкротства является связанным с тем, что достижение данной цели подразумевает продолжение деятельности должника, в частности, для кредитной организации — привлечение новых средств на счета, а также во вклады.
В силу данной особенности существуют определенные исходы. Первый — право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом может возникнуть у конкурсного кредитора либо уполномоченного органа по денежным обязательствам после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковской деятельности.
Второе — к кредитным организациям не могут применяться никакие процедуры банкротства, кроме конкурсного производства.
Третье — меры по предупреждению банкротства кредитной организации, такие как финансовое оздоровление, назначение временной администрации, реорганизация, могут применяться на стадии до отзыва лицензии, а также при наличии особых требований, которые установлены законодательством.
На этапе возбуждения в суде дела о банкротстве кредитной организации существует серьезное препятствие — обязана быть отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Поскольку лишь Банк России имеет право решать данный вопрос, без его участия ни один из кредиторов не имеет возможности добиться признания кредитной организации банкротом, даже если существует задолженность более установленного срока. Это может быть объяснено тем, что в отличие от большинства юридических лиц, деятельность кредитной организации лицензируется государством вследствие особой значимости для экономики государства в целом. В связи с этим возбуждение дела по заявлению кредитора о несостоятельности кредитной организации в арбитражном суде допускается только после соблюдения обязательной процедуры рассмотрения Банком России вопроса об отзыве у такой организации лицензии.
Еще одной особенностью банкротства кредитной организации является то, что при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяется только конкурсное производство, так как все иные процедуры не способны не только удовлетворить требования кредитора, но также и восстановить у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций Карелина С.А. Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций // Приложение к журналу предпринимательское право. — 2014. — № 1. — С. 68-69..
Таким образом, можно отметить, что кредитные организации на современном этапе считаются наиболее важным элементом экономики государства, а происходящие в настоящее время экономические процессы, такие как кризис, требуют последующего осмысления и совершенствования норм права в сфере несостоятельности кредитной организации. Работа в данном направлении уже начата.
Кредитная организация признается неспособной удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий либо об уплате труда лиц, которые работают либо работали по трудовому договору, либо исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не выполнены ею в течение 14 дней после наступления даты их выполнения либо если стоимость имущества — активов, кредитной организации является недостаточной для выполнения ее обязательств перед кредиторами либо обязанности по уплате обязательных платежей. В основание банкротства кредитных организаций положен критерий ее неплатежеспособности. Процедура банкротства кредитной организации может быть начата только после отзыва у нее лицензии Банком России.
1.3 История законодательства о банкротстве кредитных организаций в Российской Федерации
Для экономико-правовой действительности Российской Федерации банкротство не является чем-то новым и как правовой институт уходит корнями далеко в прошлое.
Анализ содержания многих трудов ученых дореволюционного периода дает возможность прийти к выводу о том, что институт несостоятельности назывался конкурсным производством и был очень важным элементом торгового процесса.
Первые кредитные организации, которые назывались в дореволюционном праве со второй четверти XVIII века, банками, появились в конце XVII века.
Для кредитных организаций до отмены крепостного права являлась характерной государственная форма собственности, которая не допускала возникновения конкурсного процесса, а частные банки, частные банковские конторы были немногочисленными.
Частные кредитные организации, они же земские банки, начали учреждаться с 1861 года, а акционерные частные коммерческие банки стали появляться в 1864 году. К началу прошлого века в России существовала довольно развитая система различных кредитных учреждений государственной, частной и общественной форм собственности.
Несмотря на продолжительность участия в гражданском обороте, кредитные организации длительное время не были наделены статусом специального субъекта правового регулирования несостоятельности.
Это стало причиной для того, что 22 мая 1884 года начал свое существование институт банкротства кредитных организаций, а именно — с момента принятия Закона «О порядке ликвидации дел частных и общественных установлений краткосрочного кредита». Субъектами специального правового регулирования являлись акционерные коммерческие банки, городские общественные банки, общества краткосрочного взаимного кредита. Особенностями правового регулирования несостоятельности в то время были: более жесткие основания ликвидации, возможность проведения конкурсного управления правительственной конкурсной комиссией, введение дополнительного субъекта права возбуждения дела о несостоятельности в лице министерства финансов.
Принятие указанного закона стало приводить к:
- упрощению порядка ликвидации финансово неустойчивых кредитных организаций;
- повышению финансовой надежности банка за счет побуждения его участников к осуществлению мер по предупреждению банкротства при помощи восстановления утраченной части капитала;
- улучшению государственного контроля, а также качества проведения конкурсного производства Печерин Я.И.
Исторический обзор правительственных, общественных и частных кредитных установлений в России. — СПб., 1904. — С. 126..
Опыт, который был получен вследствие кризиса 1901 года, когда было объявлено банкротами сразу 9 банков, использовался при дальнейшем развитии законодательства. Предупреждению несостоятельности способствовали пруденциальное регулирование, которое было направлено на укрепление финансовой устойчивости, а также активная поддержка со стороны государства особо значимым кредитным организациям.
В Своде законов Российской империи, Уставе кредитном 1903 года, можно найти уже весьма разработанный институт банкротства кредитных организаций, правила которого распространяли свое действие на все кредитные организации того времени, применялись субсидиарно к общим положениям о торговой несостоятельности Устава Судопроизводства Торгового.
В частности, предусматривались следующие особенности правового регулирования несостоятельности кредитных организаций по сравнению с другими юридическими лицами. Были установлены более жесткие критерии банкротства, которые упрощали возбуждение судебного разбирательства и в большей степени отвечали интересам кредиторов (прекращение платежей вследствие расстройства своих дел), что имело очень прогрессивное значение.
В основе признания несостоятельности кредитных организаций все еще оставался критерий неоплатности, что, по мнению многих современных правоведов, было основной чертой, которая делала российский институт несостоятельности таким, который не соответствует складывающимся капиталистическим отношениям.
Специальные меры по предупреждению банкротства кредитных организаций законодателем в то время были разработаны мало. В качестве такой процедуры, которая имела внесудебный характер, выступало введение администрации по делам торговым до признания должника банкротом. Она подразумевала под собой участие кредитора в управлении делами должника, то есть являлась прототипом современного внешнего управления. Особенность для кредитной организации заключалась в порядке введения такой администрации, который мог являться исключительно добровольным в виде сделки между должником и его кредиторами. Для другого, ограниченного определенными условиями, круга должников она могла быть применена и в принудительном порядке.
Использование администрации далеко не всегда являлось возможным, так как было ограничено жесткими рамками:
1) недостаток имущества должника не должен был превышать 50 % его обязательств;
2) целесообразность ее введения должна была определяться комиссией из наиболее уважаемых членов Биржевого комитета;
3) Биржевой комитет должен был вынести постановление о допуске администрации до обращения иных кредиторов в суд с требованием о признании должника несостоятельным Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права по изданию 1914 г. — М., 1994. — С. 242..
Еще одной особенностью предупреждения несостоятельности кредитных организаций являлось назначение исключительно в такие организации особого органа — «ликвидационной комиссии». Она могла создаваться для «ликвидации дел» кредитной организации, не только не объявленной несостоятельной» но также в случае отсутствия признаков несостоятельности. Данный правовой институт следует признать предшественником современной временной администрации по управлению кредитной организацией, которая назначается Банком России.
Работа над совершенствованием конкурсного законодательства продолжалась вплоть до октябрьской революции 1917 года. А последний по времени (1889 г.) проект Устава о несостоятельности, который был представлен А. Туром, хоть и не был принят, некоторые его положения представляют интерес и в настоящее время.
В целом же законодательство о банкротстве в России XIX века отличалось сложностью и разрозненностью. Особенно это стало усугубляться тем, что наряду с законодательством России о банкротстве действовали также местные конкурсные законы. А многие положения законодательства были настолько сложно построены, что были трудны для понимания даже самым опытным юристам.
После Октябрьской революции 1917 года нормативно-правовое регулирование банкротства стало осуществляться лишь с переходом к НЭПу.
Сразу после того, как была окончена гражданская война, был принят Гражданский кодекс РСФСР (1922 г.) Постановление ВЦИК от 11.11.1922 «О введении в действие Гражданского кодекса Р.С.Ф.С.Р.» (вместе с «Гражданским кодексом Р.С.Ф.С.Р.») // СУ РСФСР. — 1922. — № 71. — Ст. 904. (утратил силу).
Он считается наиболее весомым элементом нормативно-правовой основы экономической политики, которая основывалась на допущении многоукладности в экономике, в развития рыночных отношений.
Кодекс и последующее законодательство включали в себя указания на то, какие субъекты гражданского права могут быть признаны банкротами, какими являются условия и последствия такого признания.
Но процедурно этот вопрос не был урегулирован до конца. Важную роль в этом сыграло постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28 ноября 1927 года, которым Гражданский процессуальный кодекс РСФСР был дополнен новой главой «О несостоятельности частных лиц, физических и юридических».
Ею были установлены признаки несостоятельности юридических лиц, физических и частных юридических лиц: прекращение ими платежей по долгам свыше трех тысяч рублей или прекращение платежей, по которым является неизбежным банкротство по состоянию дел.
Советский период развития правового регулирования банкротства (1917 — 1993 гг.) может быть охарактеризован полным отказом от включения рассматриваемого правового института в правовую систему СССР. Причинами этого являлись, во-первых, отсутствие экономической оправданности в условиях монополии государственной собственности, концентрации управления финансами, а также, национализация банков.
Формирование банковского законодательства в том виде, в котором оно существует в настоящее время, началось относительно недавно, только в 1987-1991 годах.
В 1990 году были приняты основные законы, которыми была урегулирована банковская деятельность, такие как Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России) от 20.12.1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1990. — № 27. — Ст. 356. (утратил силу), а также Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» Закон РСФСР ОТ 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — № 9. — Ст. 391. (утратил силу).
В ходе банковской реформы 1988 — 1991 гг., с принятием Закона СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР» был осуществлен отказ государства от монополии на банковскую деятельность Закон СССР от 26.05.1988 № 8998-XI (ред. от 15.04.1998) «О кооперации в СССР» // Ведомости ВС СССР. — 1988. — № 22. — Ст. 355..
С вступлением в силу Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» в 1993 году был начат этап возрождения правового регулирования банкротства кредитных организаций. Основной целью данного закона являлась подготовка предприятий к выходу в рыночную экономику.
В законе «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (Закон о банкротстве) особенности банкротства сводились к предварительному отзыву лицензии на совершение банковских операций до возбуждения арбитражным судом дела о несостоятельности.
Закон, по сравнению с Указом, по-другому решил вопрос признания лица банкротом. К примеру, несостоятельность лица признавалась имеющей место, только после признания факта банкротства арбитражным судом либо после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации.
Регулирование данной сферы формировалось также положениями Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1184 (п. 3) Указ Президента РФ от 10.06.1994 № 1184 (ред. от 27.04.1995) «О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 7. — Ст. 696., по большей части актами Банка России. Надзорный орган регулировал правоотношения по принятию мер по предупреждению несостоятельности; по составлению планов санации и организации банковского санирования; разработал правовой институт временной администрации; порядок назначения ликвидатора в случае добровольного объявления кредитной организации о своем банкротстве; составление ликвидационных балансов в ходе конкурсного производства.