Дипломная работа была защищена в Санкт-Петербургском Университете МВД России в 2016 году на оценку «Хорошо» …
б) тактические приемы, направленные на получение показаний от несовершеннолетнего;
2) в зависимости от типичных следственных ситуаций:
- а) тактические приемы, направленные на установление психологического контакта;
- б) тактические приемы, направленные на детализацию показаний и устранение ошибок;
- в) тактические приемы, направленные на преодоление умолчания существенных обстоятельств дела;
- г) тактические приемы, направленные на преодоление ложных показаний (особенно это касается несовершеннолетнего обвиняемого)1.
Под психологическим контактом следует понимать наличие особой психологической атмосферы, заключающейся в готовности следователя и несовершеннолетнего к общению2.
Установление психологического контакта следователя с несовершеннолетним и его поддержание во время допросазависит:
- от организационных мероприятий, проведенных при подготовке к допросу и непосредственно во время допроса;
- от профессиональных и нравственно- психологических качеств следователя;
- от личностных качеств несовершеннолетнего и глубины его социальной запущенности;
- от готовности несовершеннолетнего к общению со следователем.
На основании этого можно подразделить вероятные ситуации, в которых будет проходить допрос, на конфликтные и бесконфликтные.
Конфликтная ситуация при допросе несовершеннолетнего характеризуется как разногласие, различие во мнениях, существующих между следователем и подростком по поводу обстоятельств, необходимых для выяснения в процессе расследования уголовного дела. Такого рода ситуации возникают в процессе допроса несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого и, реже, при допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших2.
Выделяется несколько вариантов конфликтных ситуаций:
1) допрос несовершеннолетнего обвиняемого, когда он не признает свою вину, а в системе доказательств имеются пробелы;
2) когда он признает вину, имеются определенные доказательства его причастности к совершенному преступлению, но у следователя есть основания полагать, что подросток оговаривает себя;
3) когда он не признает вину, но следователь имеет все доказательства его виновности.
Психология коммуникативной деятельности следователя
... следователя реализации определенных поведенческих стратегий, рефлективного управления поведением противодействующих лиц, использования психологизированных тактических приемов. ... информационной вооруженности следователя, переоценка угрожающих воздействий. Психология взаимодействия следователя с обвиняемым ... расследования преступлений. Взаимодействуя со свидетелями, следователь должен учитывать, что ...
Наличие той или иной совокупности доказательств – важный момент в разрешении конфликтной ситуации и выборе тактических приемов. Здесь в первую очередь нужно использовать такие тактические приемы, как воздействие на эмоциональную сферу несовершеннолетнего. Наиболее эффективными из них являются:
- разъяснение несовершеннолетнему обвиняемому, что в соответствии со ст. 61, 62 УК РФ активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления является обстоятельствами, смягчающими наказание;
- разъяснить, что в связи с деятельным раскаянием в соответствии со ст. 75 УК РФ они могут быть освобождены от уголовной ответственности1.
Такой тактический прием, как внезапность, применяется только с учетом психологических особенностей несовершеннолетнего и при наличии всей совокупности доказательств;
- обращение к положительным чертам личности допрашиваемого;
- широкое разъяснение несовершеннолетнему запрета, который он нарушил.
В случае, когда собранная совокупность доказательств к моменту предъявления обвинения достаточно обоснована и полностью изобличает обвиняемого, следователю целесообразно сделать акцент на применение приемов логического воздействия, а именно: предъявление доказательств в нарастающем порядке и в логической последовательности; использование противоречий между сведениями, содержащимися в показаниях несовершеннолетнего обвиняемого и других материалах дела, и внутренних противоречий в самих показаниях несовершеннолетнего1.
Учитывая возрастные и психологические основы допроса несовершеннолетнего, его подверженность внушению, склонность к фантазированию, представляется, что единственно возможным методом является метод убеждения.
Краеугольным камнем в рассматриваемом вопросе является установление границы между правомерным психологическим воздействием и психологическим насилием. Под психологическим насилием следует понимать любое воздействие на психику несовершеннолетнего, если оно противозаконно и безнравственно, влечет за собой состояние сильной эмоциональной психической напряженности и затрудняет выбор желаемого для подростка поведения. Также применение гипноза, по нашему мнению, в отношении несовершеннолетнего недопустимо, так как психика человека изучена недостаточно глубоко, а также не изучен и не понят сам механизм гипноза. В отношении несовершеннолетнего обвиняемого применение гипноза нарушает его право не свидетельствовать против себя самого, предусмотренное ст. 51 Конституции РФ2.
Особую осторожность надо соблюдать при допросе несовершеннолетних, которые чрезвычайно легко подвергаются внушению.
Отмечая трудности формирования показаний несовершеннолетних, следует заметить, что в распоряжении следователя, ведущего допрос, может иметься, условно говоря, некий психологический резерв. Дело в том, что несовершеннолетний свидетель мог наблюдать какие-то события, явления, различные их стороны и отдельные детали, но непреднамеренное внимание повлияло на то, что он не запомнил их. Задача следователя, производящего допрос, заключается в том, чтобы помочь такому несовершеннолетнему свидетелю вспомнить то, что он наблюдал, но забыл. Используя метод аналогии, сравнения, метод постановки контрольных и напоминающих вопросов, метод освещения событий с различных его сторон, можно получить ценные сведения от несовершеннолетнего свидетеля о событиях, слабо закрепленных в его памяти вследствие непроизвольности запоминания.
Особенности судебного разбирательства в отношении несовершеннолетних
... Необходимо отметить, что порядок уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних действует также на основе международноправовых норм, закрепленных в Минимальных стандартных правилах ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятых резолюцией № 40/33 ...
Для тактики допроса психологические закономерности преднамеренного воспроизведения ранее воспринятой информации имеют большое значение. Начальным моментом припоминания является вопрос или осознание необходимости припомнить что-либо нужное. Вопрос вызывает относящиеся к нему ассоциации, вначале очень общие, отдаленные, которые еще не ведут к воспроизведению, но затем посредством ряда промежуточных связей припоминание становится все более полным и точным. Неправильное понимание вопросов направит допрашиваемого по ложному пути, не приведет к припоминанию нужных фактов. Допрашиваемый должен понимать вопрос – что он должен припоминать и в какой форме – а также важность полного и точного припоминания интересующих следствие фактов, с тем, чтобы он с чувством ответственности сам обращался к припоминанию. Задаваемые вопросы не должны быть подсказывающими или сбивающими. Во время ответа нужно остерегаться подсказывающих внушений. В каждом конкретном случае следователю следует индивидуализировать побудители к припоминанию, так как причины затруднения в припоминании могут быть различны. Следует помнить, что при затянувшемся припоминании может наступить так называемая парадоксальная фаза, при которой обращение к побудителям к припоминанию, как правило, не дает положительных результатов. В подобных случаях настойчивые просьбы следователя припомнить могут привести несовершеннолетнего допрашиваемого к тому, что он для прекращения мучительного для него в данный момент процесса припоминания может дать неправдивые показания либо вследствие чувства стыда, вызванного неприпоминанием, либо вследствие склонности к фантазированию может совсем бросить припоминать и безнадежно замолчать. Парализовать волю к припоминанию может боязнь неправильного припоминания1.
В тех случаях, когда припоминание затруднено, и усилие припомнить не дает непосредственного успеха, припоминающий начинает размышлять, пользуясь часто в этих случаях ассоциацией по смежности: припоминая ту ситуацию, с которой было связано то, что нужно припомнить. В этом случае тактическим приемом оказания помощи несовершеннолетнему свидетелю в припоминании интересующих следствие фактов может быть постановка вопросов и предъявление различных объектов, активизирующих ассоциативные связи, оживляющих память2.
Тактика допроса несовершеннолетних свидетелей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей подростков, от их отношения к расследуемому событию и к несовершеннолетнему обвиняемому. Такой подход дает возможность с учетом полноты и правдивости их показаний выделить следующие группы несовершеннолетних свидетелей:
- а) очевидцы и иные добросовестные свидетели;
- б) потерпевшие;
- в) подростки из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого;
- г) подростки из числа соучастников, дело о которых прекращено в связи с не достижением возраста уголовной ответственности;
- д) малолетние свидетели.
В целях установления нормальных взаимоотношений следователь должен разъяснить несовершеннолетнему его права, обязанности, значение его показаний для раскрытия преступления и всестороннего его расследования. Особое внимание обращается на предупреждение свидетеля, достигшего 16-летнего возраста, за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Несовершеннолетним, не достигшим возраста 16 лет, разъясняется их нравственный долг – дать правдивые показания.
Процессуальный порядок допросов по уголовным делам
... в процессе уголовного судопроизводства. Целью представленной курсовой работы является исследование непосредственно процедуры производства такого следственного (судебного) действия как допрос, ... в качестве формы получения показаний свидетелей, потерпевших, обвиняемых, подозреваемых, экспертов и специалистов. Так, закрепляя продолжительность проведения допроса свидетеля, потерпевшего – допрос ...
При допросе несовершеннолетних свидетелей свободный рассказ наиболее предпочтителен, так как подростки не стойки к внушению. Однако дать развернутые показания они не могут в силу незначительного жизненного опыта и недостаточной развитости логического мышления, в связи с чем, постановка уточняющих вопросов неизбежна.
При разработке тактики допроса отдельных групп несовершеннолетних свидетелей особое внимание обращается на выявление некоторых психических свойств подростков, их индивидуальных качеств, которые играют доминирующую роль в формировании их показаний и в какой-то мере определяют позицию несовершеннолетнего при допросе.
Первую группу несовершеннолетних свидетелей составляют очевидцы преступления или лица, случайно ставшие свидетелями каких-либо событий, связанных с совершенным преступлением. Они обычно дают правдивые показания, но их нужно допрашивать как можно раньше. На полноте и точности восприятия таких свидетелей отражаются и такие сопровождающие обстоятельства, которые могут быть источником внушения, например разговор окружающих, ажиотаж и паника, вызванные преступлением, и т. д.
На правильность и полноту показаний добросовестных свидетелей могут влиять так называемые объективные (условия восприятия) и субъективные (эмоциональное состояние несовершеннолетнего, состояние его органов чувств) факторы, которые также надо учитывать. Трудности при допросе могут возникнуть в связи с тем, что с момента восприятия события прошло значительное время и свидетель ввиду непроизвольности сохранения, в памяти воспринятого испытывает трудности при воспроизведении.
В таких случаях рекомендуется принять меры к оживлению памяти путем допроса на месте происшествия, предъявления при допросе доказательств, активизации ассоциативных связей.
Несовершеннолетние потерпевшие так же, как и другие добросовестные свидетели, как правило, искренне стараются помочь следователю в раскрытии преступления. Допрос несовершеннолетних потерпевших производится по тем же правилам и с использованием тех же тактических приемов, которые применяются при допросе несовершеннолетних свидетелей. Вместе с тем при разработке тактического плана допроса потерпевших нельзя не учитывать того, что:
- а) они заинтересованы в исходе дела;
- б) эмоция страха способствует тому, что пережитая опасность не редко преувеличивается;
- в) усилия потерпевшего в момент наблюдения были направлены не на восприятие происходящих событий, а на защиту от посягательств события;
- г) ряд деталей события, а то и сам его факт травмируют психику потерпевшего или унижают его достоинство и это может привести к позиции умалчивания;
- д) на потерпевшего часто пытаются воздействовать, чтобы он простил виновного.
При допросе несовершеннолетних свидетелей из ближайшего окружения обвиняемого необходимо учитывать, что у этих подростков хорошие отношения с правонарушителем, они знают его близких друзей, где и как он проводит свободное время.
Реферат тактика допроса потерпевшего
... следователем. Правильность фиксации показаний удостоверяется подписями допрошенного и следователя. К общим положениям тактики допроса ... допрос обвиняемого (подозреваемого, подсудимого); свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста. В соответствии со ст. 187 УПК РФ, допрос может производиться по месту предварительного следствия либо в месте нахождения допрашиваемого (например, допрос потерпевшего, ...
Чувство дружбы, которое характерно для подросткового и юношеского возраста, в таких группах понимается не всегда правильно, так как дружба иногда возникает на почве нездоровых интересов или увлечений, совместного пустого времяпрепровождения.
По указанным причинам несовершеннолетние из ближайшего окружения правонарушителя не всегда бывают, откровенны при допросе их в качестве свидетелей, боясь испортить взаимоотношения с товарищами и выглядеть предателем.
С такими подростками необходимо провести воспитательную работу. Им нужно разъяснить, в чем заключается истинное чувство дружбы, которое несовместимо с круговой порукой и замалчиванием недостатков своих товарищей; несовершеннолетнему необходимо в доступной форме показать общественное значение добросовестного исполнения функций свидетеля.
Разъясняется также ответственность за ложные показания и неправильное поведение, а также возможная ответственность родителей. При допросе несовершеннолетних свидетелей из ближайшего окружения обвиняемого можно получить очень важную информацию не только о поведении этого правонарушителя, но и о совершенных им и другими подростками иных невыявленных преступлений1.
В процессе допроса таких подростков могут быть выявлены факты аморального поведения, которые нередко препятствуют получению от них правдивых показаний. В подобных случаях, исходя из воспитательных функций предварительного следствия, следователь раскрывает подростку пагубность такого поведения и на примере несовершеннолетнего обвиняемого показывает, к чему оно приводит. Несовершеннолетнему необходимо также сообщить, что, хотя в его действиях и нет состава преступления, за аморальное поведение к нему могут быть приняты меры общественного воздействия. Вместе с тем первым шагом к его перевоспитанию является не только осознание подростком своих неправомерных поступков, но и указание на противоправность поведения его товарища.
Другую группу несовершеннолетних свидетелей составляют подростки, участвующие в общественно опасных действиях, дело о которых прекращено. В отличие о предыдущей группы свидетелей, у этих подростков более стойкая антисоциальная направленность личности, они близки к несовершеннолетнему обвиняемому по своему поведению, в связи с чем, при допросе могут быть применены как изложенные выше рекомендации о наиболее эффективных тактических приемах получения правдивых показаний, так и некоторые другие, связанные с особым процессуальным положением этого лица.
В связи с тем, что меры общественного воздействия применяются к этим несовершеннолетним, совершившим малозначительные преступления, для исправления которых не требуется мер уголовного наказания, такие подростки в большинстве случаев не отрицают своего участия в совершенном преступлении. Однако менее охотно они дают показания об участии в совершенном преступлении других подростков. Следователь может продемонстрировать подростку свою осведомленность об обстоятельствах преступления, оперируя фактами, взятыми из показаний других свидетелей. Рекомендуется также постановка детализирующих вопросов в целях более обстоятельного освещения фактов, поверхностно изложенных другими несовершеннолетними.
Тактические приемы допроса свидетелей и потерпевших
... допрос свидетелей и потерпевших. Предмет исследования – общие положения допроса, тактические приемы, а также психологические основы допроса свидетелей и потерпевших. Целью курсовой работы является исследование психологических основ, тактических приемов допроса свидетелей ... устно, следователь обязан правильно записать и оформить данные показания. Криминалистическое понятие допроса несравнимо ...
При разработке тактики допроса несовершеннолетних правонарушителей, не достигших возраста уголовной ответственности, необходимо учитывать их склонности и поведение.
Среди этой категории свидетелей надо различать 2 группы подростков:
- а) совершившие правонарушение впервые, под влиянием старших, особенно те, которые относятся к категории «трудных», но для их исправления достаточно мер, принимаемых общественностью. Такие подростки обычно дают правдивые показания, и задача следователя – правильно сформулировать вопросы;
— б) подростки с более стойкой антисоциальной направленностью личности. Они менее откровенны, реже раскаиваются в содеянном, им даже импонирует такое поведение. Для изобличения таких подростков в противоправном поведении могут быть использованы тактические приемы, применяемые при допросе обвиняемых. Доказательства нужно предъявлять с учетом уровня развития подростка, большую помощь в допросе такого свидетеля может оказать педагог, пользующийся уважением у несовершеннолетнего.
Последнюю группу составляют малолетние свидетели. Несмотря на большую внушаемость и склонность к фантазированию, малолетние свидетели бывают очень наблюдательны, они подчас замечают такую подробность, на которую взрослый мог не обратить внимания.
Малолетних допрашивают в привычной для них обстановке в присутствии педагога и воспитателя детского сада и родителей, если они не заинтересованы в исходе дела.
Можно пригласить для участия в допросе лицо, с которым ребенок наиболее контактен. Такой допрос происходит в виде беседы, которую ведет следователь или по его поручению педагог. В процессе беседы на близкие для малолетнего темы выясняются интересующие следователя вопросы.
Большое внимание в тактике допроса несовершеннолетних свидетелей уделяется такой проблеме, как лжесвидетельство, и явно недооценивается его роль на практике. Одной из причин такого положения явился факт, что уголовная ответственность за дачу заведомо ложных показаний и отказ от дачи показаний наступает с 16-ти лет, что практически исключает большинство несовершеннолетних из числа лиц, которые могут быть осуждены за данные виды преступлений. Факты дачи заведомо ложных показаний очень часто распространены на практике, что проявляется на фоне безнаказанности несовершеннолетних, совершающих указанные деяния. Немалое количество подростков полагают, что закон об уголовной ответственности за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний существует лишь для проформы.
С. К. Питерцев выделяет следующие тактические приемы при допросе несовершеннолетних1:
1) выслушивание легенды как тактический прием допроса заключается в том, что следователь дает возможность изложить показания, зная из других источников, что они ложные. Не мешая несовершенно летнему выговориться, следователь своими вопросами последовательно «препарирует» ложные показания, демонстрируя их внутреннюю противоречивость, нелогичность. Задача следователя состоит в том, чтобы вскрыть причину ложных показаний;
2) пресечение лжи – тактический прием, противоположен допущению легенды. Когда следователь располагает достаточными доказательствами, подтверждающими те или иные обстоятельства события, он в самом начале допроса пресекает ложные показания вопросами, которые показывают, что допрашивающий стремится получить правдивые сведения и располагает данными, опровергающими показания подростка;
Тактические особенности допроса подозреваемого и обвиняемого
... приемов допроса подозреваемых, обвиняемых. Цель работы – изучение тактики получения доказательств при проведении допроса. Задачи настоящей дипломной работы, обусловленные целью и предметом исследования: исследовать допрос как способ получения доказательственной информации; исследовать тактические ...
3) отвлечение внимания как тактический прием заключается в том, что следователь умышленно отвлекает внимание вопросами на второстепенные детали и как бы парализует бдительность допрашиваемого;
4) сопротивление – тактический прием, используемый в целях устранения противоречий, имеющихся в показаниях, состоит в сравнении противоречивых частей показаний с другими фактическими данными;
5) уточнение – тактический прием, заключающийся в том, что следователь соответствующими вопросами уточняет показания, относящиеся к частным моментам, помогающим уточнить отдельные обстоятельства дела;
6) детализация – постановка вопросов, позволяющих расчленить общие и недостаточно конкретные показания на отдельные эпизоды, факты и более глубоко выяснить их;
7) контроль – тактический прием, заключающийся в постановке вопросов, прямо не относящихся к теме допроса, но позволяющих получить контрольные сведения для проверки правильности показаний об отдельных фактах;
8) напоминание – постановка вопросов, помогающих допрашиваемому вспомнить определенные события, забытые им, вспомнить пробелы в показаниях. Напоминание не должно заключаться в постановке наводящих вопросов, содержать в себе элементы внушения;
9) наглядность – использование различных наглядных пособий, помогающих восстановить в памяти наглядные события. Целесообразно применение в отношении несовершеннолетнего такого тактического приема, как косвенное внушение. Если лицо отказывается от дачи показаний, следователь может сообщить некоторые факты, достоверно установленные, в целях создания преувеличенного представления о своей осведомленности.
Для написания работы были использованы :Законы, нормативные правовые акты и иные официальные материалы,монографии, учебники и учебные пособия.