Актуальность выбранной мной темы состоит в том, что в образовательных учреждениях длительное время не уделялось должного внимания обучению детей и педагогов правилам охраны труда. Но, в последнее время это стало одним из приоритетных направлений в работе любого образовательного учреждения.
Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников, учащихся и воспитанников в процессе трудовой деятельности и учебного процесса, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, реабилитационные мероприятия.
Организация охраны труда в образовательном учреждении в первую очередь зависит от компетентности и квалификация всех участников и в первую очередь, от руководителя и специалистов образовательного учреждения.
Управление современной школой любого направления — это очень сложный многофункциональный процесс, который требует от руководителей и специалистов самых разнообразных знаний.
Сегодняшнему руководителю и специалистам никак не обойтись без знаний не только по праву, психологии, экономики, но и без знаний охраны труда. Более того, они должны постоянно отслеживать все новое, что внедряется для обеспечения безопасности жизни и здоровья работников и учащихся в процессе трудовой и образовательной деятельности.
В связи с этим, целью моей работы является создание условий области охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса, для сохранения жизни и здоровья работников и обучающихся в процессе трудовой и образовательной деятельности и организованного отдыха.
Задачи:
Изучение современной нормативно-правовой базы по охране труда и жизнедеятельности образовательного учреждения — спортивной школы.
Формирование нормативной базы по охране труда и жизнедеятельности детско-юношеской спортивной школы «Самбо и Дзюдо».
Планирование, организация и контроль за охраной труда и жизнедеятельностью в ДЮСШ «Самбо и Дзюдо».
На основании вышеизложенного, гипотеза моей работы такова: если создать безопасные и благоприятные условия для работы, учебы и организованного отдыха в ДЮСШ «Самбо и Дзюдо», то можно избежать ситуаций, опасных для здоровья и жизни обучающихся и сотрудников учреждения.
Организация охраны труда в общеобразовательном учреждении
... жизнедеятельности в образовательных учреждениях. Это и обусловило выбор темы курсовой работы. Цель курсовой работы - исследование теоретических и практических аспектов организации охраны труда в образовательных учреждениях. Реализация поставленной цели позволит решить ¾ изучить теоретические основы понятия организации охраны труда в образовательных учреждениях; ¾ сформировать ...
Охрана груда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников и учащихся в процессе трудовой деятельности и учебного процесса, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные мероприятия.
Одним из функциональных составляющих организационных мероприятий является планирование работ по охране труда. Планирование производится на основе нормативно-правовых актов (СНиПов, ГОСТов, и др.), директивных планов.
Важной задачей организации охраны труда в образовательном учреждении является четкая регламентация функциональных обязанностей всех работающих по обеспечению безопасности своего труда и учебы детей и воспитанников.
Для четкой организации системы охраны труда в образовательном учреждении разрабатываются положения, методики, программы обучения и инструкции по охране труда.
Для оперативной организации и координации работ по охране труда в образовательном учреждении, руководитель назначает одного ответственного за охрану труда в учреждении из своих заместителей, который осуществляет оперативный контроль состояния охраны труда и подготавливает распорядительные документы (приказы, инструкции).
Любое образовательное учреждение должно быть безопасно и комфортно. Это складывается из нескольких направлений:
- охрана жизни и укрепление здоровья работников и учащихся, организация их лечебно-профилактического обслуживания;
- безопасность и надежность здания и всего инженерного оборудования;
- безопасное устройство и последующая эксплуатация учебного, производственного оборудования;
- комфортная и рациональная организация образовательного и производственного процесса;
- последовательность предметов в расписании занятий и режима работы;
- организация и проведение профилактической работы по предупреждению травматизма;
- выполнение требований правовых и нормативных актов по созданию здоровых и безопасных условий труда, образовательного и воспитательного процесса.
Одним из направлений в системе организации охраны труда в образовательном учреждении является контроль состояния охраны труда. Контроль осуществляет руководитель образовательного учреждения, а также трудовой коллектив в лице профсоюзного комитета или представителя трудового коллектива.
Главной задачей общественного контроля является охрана труда, защита трудовых прав — все то, что связано с социально-бытовым обеспечением работников и учащихся образовательного учреждения.
Все эти направления регламентированы законодательными и нормативными правовыми актами (Федеральными законами, Указами Президента, постановлениями правительства, СНиПами, ГОСТами, СанПиНами).
2.1 Анализ, планирование и организация работ по охране труда в ДЮСШ «Самбо и Дзюдо»
Здоровьесберегающий фактор — вот принцип, по которому должна быть организована работа, процесс обучения и воспитания детей в образовательном учреждении спортивной направленности.
В последнее время в нашей стране много уделяется внимания работе по охране и улучшению условий труда, обучения и отдыха, а также физическому воспитанию подрастающего поколения. По заключению специалистов состояние здоровья учащихся в России, за последние годы характеризуется следующими показателями:
Организация обучения по охране труда
... положения обучения охраны труда Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и ...
- функциональные отклонения — 70%
- физиологическая незрелость — 60%
- хронические заболевания — 50%
- дефицит массы — 20%
Основные факторы таких показателей — перегрузка детей в общеобразовательных школах, плохая экология, неудовлетворительное питание учащихся. Также немаловажную роль играют родители, которые, записывают детей более чем в 2 учреждения (секцию или студию) дополнительного образования, желая иметь всесторонне развитого ребенка, и не думая о том, что формирующийся организм не всегда может выдержать такую нагрузку.
Коллектив нашей спортивной школы старается создать учащимся условия, при которых они чувствуют себя комфортно и безопасно.
Спортивная школа «Самбо и Дзюдо» самая молодая в системе Управления образованием г.Качканар. Спортивные залы занимают два здания и два помещения, арендуемые в общеобразовательных школах города. Все помещения и здания соответствуют требованиям и нормам для работы и проведения учебного процесса.
Одно из зданий школы было сдано в эксплуатацию в ноябре 2005 году после капитального ремонта. В здании расположены большой спортивный зал, комната отдыха, раздевалка, душевая, баня-сауна и кабинеты для административного и технического персонала.
На территории школы имеется спортивная площадка, зеленая зона.
Обеспечивая налаженную работу по охране труда в МОУ ДОД ДЮСШ «Самбо и Дзюдо» мы добиваемся обеспечения здоровых и безопасных условий труда, проведения учебного процесса, предупреждения травматизма, безопасной эксплуатации зданий и технических средств обучения, создание оптимального режима труда и отдыха.
Вся работа по охране труда включает в себя 3 этапа.
Все эти три этапа мне хотелось бы рассмотреть на основе организации работы по охране труда в спортивной школе, где я работаю с 2006 года заместителем директора по АХЧ.
Спортивная школа представляет собой среду, объективно объединяющую в себе процесс воспитания, обучения и физического развития ребенка. На сегодняшний день ДЮСШ культивирует несколько видов спорта: самбо, дзюдо, кикбоксинг.
Вся работа нашей школы построена в соответствии с «Законом РФ об образовании», Уставом МОУ ДОД ДЮСШ «Самбо и Дзюдо», Коллективным договором и Правилами внутреннего трудового распорядка.
1 этап:
Наличие квалифицированного персонала — одно из важнейших условий безопасности труда, образовательного процесса.
Обучение безопасности труда всех работников, включая в себя, в первую очередь, руководящий состав и специалистов, должно быть неотъемлемой частью профессионального обучения и повышения квалификации.
В нашей организации прошли курс по обучению охране труда — директор школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по АХЧ, с получением удостоверения о проверке знаний по охране труда.
Важной задачей организации охраны труда я считаю четкую регламентацию функциональных обязанностей всех работающих по обеспечению безопасности своего труда и учёбы воспитанников спортивной школы.
На сегодняшний день администрацией МОУ ДОД ДЮСШ «Самбо и Дзюдо» были пересмотрены, разработанные ранее должностные инструкции, в которых конкретно указаны функциональные обязанности каждого работника. Вновь принятого работника я знакомлю с инструкцией по охране труда, должностной инструкцией, инструкцией по пожарной безопасности под роспись.
Совершенствование системы управления охраной труда в Курском ...
... в сфере обеспечения безопасности труда на единицу приведет к трёхкратному-четырёхкратному росту расходов на социальные нужды. Цель курсовой работы - разработка мероприятий по совершенствованию системы управления охраной труда. Для достижения поставленной ...
Администрация школы проводит вводный и первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, заключает трудовой договор, в котором оговорены права и обязанности работника, режим труда и отдыха, оплата, социальные гарантии.
С целью предотвращения профессиональных заболеваний, обеспечения здоровья учащихся и работников образовательного учреждения, все работники нашей школы проходят обязательный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодический медосмотр в установленном порядке.
На основании СанПиН для учреждений дополнительного образования, при зачислении учащихся в школу я, как лицо ответственное за охрану труда, совместно с медицинским работником, проверяю наличие справки из медицинского учреждения о допуске ученика к занятиям в спортивной школе, заявление от родителей о приеме ребенка в спортивную школу. На основании этих документов издается приказ о зачислении ребенка в спортивную школу.
2 этап:
Для улучшения и совершенствования организации работы по охране труда в школе разработан план мероприятий по охране труда, который в первую очередь включает разработку нормативно-правовой базы по охране труда.
В соответствии с Номенклатурой дел по охране труда (приложение 1)
Мною были разработаны нормативные документы по охране труда и улучшению условий охраны труда:
- положение о службе охраны труда в ОУ;
- тематический план обучения руководителей и специалистов по охране труда с программой обучения;
- программа первичного и вводного инструктажа по охране труда;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- соглашение по охране труда;
- план мероприятий по улучшению условий охраны труда;
- план противопожарных мероприятий;
- требования по охране труда к спортивным залам;
- должностные инструкции по охране труда;
- программа производственного контроля.
Заведены журналы по охране труда:
- регистрации вводного инструктажа;
- первичного и текущего инструктажа;
- инструктажа по пожарной безопасности;
- регистрации и учета несчастных случаев;
- журнал контроля проверки по охране труда.
Изготовлены и утверждены планы эвакуации при пожаре и ЧС.
Оформлен уголок «Охрана труда» в МОУ ДОД ДЮСШ «Самбо и Дзюдо», где отражены основные документы по охране труда.
Одной из основных задач в своей работе по охране труда, как лицо ответственное не только за административно-хозяйственную работу, но и за охрану труда, я считаю обучение тренеров-преподавателей и учащихся по охране труда и техники безопасности.
Для этого систематически проводятся инструктажи с педагогами и обслуживающим персоналом по охране труда, по предотвращению несчастных случаев и травматизма среди учащихся при проведении тренировок, спортивных соревнований, по пожарной безопасности.
Педагоги, в свою очередь, проводят инструктаж по технике безопасности среди учащихся, с фиксированием проведения в журнале посещаемости занятий.
При выездах на соревнования в другие города, мы совместно с тренером-преподавателем, проводим инструктаж учащихся о правилах безопасности во время поездки на автотранспорте, с записью в журнале техники безопасности. Все выезды детей на соревнования оформляются приказом и согласуются с ГИБДД г. Качканар.
В обязательном порядке, по вновь введённым правилам выезда на соревнования, родители обязаны письменно дать согласие на выезд ребёнка на соревнования.
При проведении экскурсий и туристических походов ответственное лицо в обязательном порядке, проводит инструктаж по технике безопасности согласно разработанной и утвержденной инструкции.
Перед началом оздоровительной кампании мы совместно с педагогами, проводим большую работу для создания безопасных условий пребывания детей в лагере, для этого организуем питьевой режим, режим питания, отдыха. Разрабатываем и проводим с детьми различные игры-викторины по правилам дорожного движения «Красный, зеленый, желтый», «Мы по улице идём», по правилам пожарной безопасности «Юные пожарные» и правилам поведения на воде «Идём купаться».
При проведении таких игр-викторин дети на практике закрепляют полученные ими знания по охране труда и технике безопасности.
Согласно статистическим данным по детскому травматизму в г.Качканаре в 2004 году произошло 13 несчастных случаев, в 2005 году — 13 н/случаев с детьми, за первый квартал 2006 г произошло уже 4 несчастных случая.
В нашей школе в 2006-2007 г не произошло ни одного несчастного случая.
Строгое соблюдение требований охраны труда является элементом культуры труда, профессиональной культуры, дисциплины образовательного процесса.
В настоящее время большое внимание уделяется режиму противопожарной безопасности.
Мною разработан план мероприятий по пожарной безопасности на год и план по усилению режима безопасности образовательного учреждения.
В школе ежемесячно проводится учебная тревога по эвакуации детей и персонала в случаях пожара или чрезвычайной ситуации. Цель такого занятия — проверка знаний, умение четко действовать в чрезвычайных ситуациях, способность принятия решений администрацией, для сохранения жизни и здоровья учеников и сотрудников.
В нашей школе дважды в год проводятся крупные спортивные соревнования. Перед началом каждого такого мероприятия приходится особенно тщательно готовиться, так как собирается большое количество людей, это родители учеников, сами учащиеся, весь коллектив школы. Перед началом соревнований проверяются все запасные выходы из здания, готовность пожарного оборудования, проводится инструктаж с педагогами и обслуживающим персоналом. Тренер-преподаватель, в свою очередь, проводит инструктаж с участниками соревнований, с росписью в журнале регистрации инструктажа.
В спортивной школе работает медицинский работник. Перед началом соревнований все участники соревнований проходят медицинский осмотр.
Но, какая бы активная работа не велась по охране труда, без материального обеспечения она будет недостаточно эффективна. Для обеспечения школы новыми средствами по обеспечению безопасности учебного процесса и работы в целом, в школе действует Совет учреждения, который планирует и распределяет расходы на их приобретение.
В 2005 году мы провели монтаж пожарной и охранной сигнализации в спортивном зале «Олимпиец», в 2007 году пожарная и охранная сигнализация установлена в спортивном зале «Горняк», приобрели новые углекислотные огнетушители для кабинетов, где находится оргтехника. Приобрели и установили новые пожарные рукава.
За счёт шефской помощи были приобретены современные компьютеры, мебель для кабинетов и комнат отдых, спортивное оборудование, видеокамера.
Для тренерского состава оборудована современным оборудованием и мебелью комната для работы и отдыха.
Для работников вспомогательного состава созданы все условия безопасной и эффективной работы. Имеется комната отдыха для технологических перерывов и психологической разгрузки.
Для технических служащих и вахтёров, от которых зависит чистота и порядок имеется служебное помещение, где они могут переодеться и отдохнуть. Оборудован шкаф для хранения моющих средств и инвентаря. Разработан режим уборки помещений, по графику проведения тренировок.
Для безаварийной работы ОУ заключены договоры с предприятиями города, которые ежемесячно, по согласованному графику, проверяют техническое состояние инженерных сетей, с составлением акта выполненных работ.
По разработанной и согласованной с Роспотребнадзором Программе производственного контроля производится дезинфекция и дезинсекция, дератизация помещений, контрольные замеры по освещенности, микроклимату и наличию вредных веществ в помещениях.
Ежегодно в августе месяце составляются акты приемки образовательного учреждения к новому учебному году. Они отражают санитарно-гигиенические, противопожарные мероприятия, а также соответствие помещений и оборудования требованиям техники безопасности.
Всем работникам ОУ, по утвержденному графику отпусков, предоставляют ежегодные очередные отпуска.
По путевкам, предоставляемым шефской организацией, можно пройти курс лечения оздоровления в лечебном профилактории Качканарского ГОКа.
2.2 Контроль за состоянием охраны труда в учреждении
Третьим этапом в системе организации охраны труда в ОУ является контроль состояния охраны труда.
Одной из составляющих общественного контроля, который осуществляет трудовой коллектив в лице представителя трудового коллектива, является охрана труда, защита прав работников — всё то, что связано с социально-бытовым обеспечением работников и учащихся ОУ.
В МОУ ДОД Д10СШ «Самбо и Дзюдо» для проведения контроля за выполнением мероприятий по охране труда и устранению недостатков создана комиссия, в состав которой входят представитель трудового коллектива, заместитель директора по УВР, заместитель директора по АХЧ.
Согласно плану мероприятий по охране труда, комиссия проводит проверки по установленному графику, составляет акты и доводит до руководителя результаты проверок, с указанием замечаний и предложений.
Эффективной формой контроля в ОУ является 3-х ступенчатый или административно-общественный контроль. В 2006 г совместно с представителем трудового коллектива, мы разработали своё Положение о 3-х ступенчатом методе контроля, исходя из реально сложившихся условий образовательного процесса в школе и состояния охраны труда.
За год моей деятельности к МОУ ДОД ДЮСШ была проведена большая работа по обеспечению и соблюдению требований по охране труда. Но это не предел. С каждым годом требования по вопросам охраны труда возрастают, и их выполнение наша основная задача.
В современных условиях проблема безопасности и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях остается актуальной. Ее решение возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающие в себе основные мероприятия по противодействия терроризму, меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
В целях обеспечения охраны жизнедеятельности образовательного учреждения разработана программа безопасности образовательного учреждения.
ПРОГРАММА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» (Приложение 2).
Данная программа разработана на 5 лет до 2013 года. Она состоит из трех этапов:
Первый этап – организационный (2008-2009 учебный год) – включает в себя разработку программы и локальных нормативных актов учреждения для ее реализации.
Второй этап – рабочий (2009-2012 г.г.) — это непосредственное внедрение ЛНА, проведение мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
Третий этап — корректировочный (2012 г.) – дает возможность внесения корректив на основании сложившегося опыта работа, а также с учетом изменений в нормативно-правовой документации.
Четвертый этап – аналитический (2013 г.) – подведение итогов внедрения Программы, анализ эффективности организации работ по безопасности жизнедеятельности учреждения, выявление возникших проблем, постановка задач на следующий период реализации Программы.
Анализируя свою работу за год в МОУ ДОД ДЮСШ «Самбо и Дзюдо» хочется сделать вывод, что проведенная мною работа не была напрасной.
Одним из положительных результатов работы 2007 года является то, что в нашем учреждении не было ни одною случая травматизма, ни среди учащихся, ни среди работников. Это еще раз доказывает, что коллектив спортивной школы понимает, какое большое значение имеет организация охраны труда и жизнедеятельности.
Вся работа по охране труда ведётся на обеспечение права каждого работника и учащегося на справедливые условия труда и обучения, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых.
Начатую работу по охране труда и жизнедеятельности я буду продолжать и совершенствовать, с учётом современных требований к обеспечению комплексной безопасности жизнедеятельности.
Величко В.К. Физкультура без травм. М.: Просвещение, 1993. – 256 с.
Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений. Санитарные правила и нормы СаНПиН 2. 4.2. 576.
Давыдов В.Ю. Меры безопасности на уроках физической культуры [Текст]: учебно-методической пособие/В.Ю. Давыдов. – М.: Советский спорт, 2007. – 140 с.
Охрана жизнедеятельности образовательного учреждения/Сост. Л.А. Тропкина. – Волгоград:Учитель, 2007.–175 с.
Охрана труда в образовательных учреждениях (Сборник инструкций по охране труда 1999 г.); Инструкция по охране труда при проведении занятий по гимнастике, легкой атлетике, лыжному спорту, плаванию, спортивным играм, при проведении соревнований, при проведении занятий в тренажерном зале.
Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» от 30.08.2005 г №03-1572.
Федеральный закон РФ от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ».
Номенклатура дел по охране труда в МОУ ДОД ДЮСШ «Самбо и Дзюдо»
1. Документация по охране труда
№ п/п | Наименование документов | Примечание |
Устав | Наличие и правильность оформления раздела по охране труда | |
Материалы по лицензированию | ||
Правила внутреннего трудового распорядка | Доведение работникам под роспись | |
Приказ руководителя ОУ о назначении ответственных лиц за организацию безопасной работы | Ежегодно перед началом учебного года | |
Положение об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса | Утверждается руководителем ОУ по согласованию с представителем трудового коллектива | |
Программа вводного инструктажа по ОТ Инструкция вводного инструктажа |
Утверждается руководителем ОУ | |
Программа первичного инструктажа по ОТ на рабочем месте. Инструкция первичного инструктажа. |
Утверждается руководителем или заместителем руководителя ОУ | |
Журнал регистрации вводного инструктажа по ОТ | Оформляют при приеме на работу | |
Журнал регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте | Оформляется при приеме на работу и на всех работников не реже одного раза в 6 месяцев | |
Журнал инструктажа обучающихся по технике безопасности при организации общественно-полезного, производительного труда и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий | ||
Приказ директора ОУ о назначении комиссии для проверки знаний по ОТ | ||
Тематический план и программа обучения работников по охране труда | Утверждается директором ОУ | |
Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по ОТ | Утверждается председателем комиссии по проверке знаний по ОТ | |
Экзаменационные билеты для проверки знаний по ОТ | ||
Протокол заседания комиссии по проверке знаний по ОТ | Оформляется 1 раз в 3 года, на вновь назначенных – в течение месяца | |
Удостоверения о проверке знаний по ОТ директора ОУ, его заместителей и членов комиссии по проверке знаний по ОТ | ||
Перечень инструкций по ОТ | Утверждается директором ОУ | |
Приказ директора о назначении ответственных лиц за разработку инструкций по ОТ | ||
Приказ директора об утверждении инструкций по ОТ | ||
Инструкции по ОТ для всех профессий и рабочих мест | Пересматривается 1 раз в 5 лет | |
Приказ директора о продления срока действия инструкции по ОТ | По мере необходимости | |
Журнал учета инструкций по ОТ | ||
Журнал учета выдачи инструкций по ОТ | ||
Наличие правильности оформления записей в журналах групп о проведении инструктажей обучающихся при проведении занятий | ||
Заполнение листка здоровья в журналах на всех обучающихся | Мед. справки | |
Протокол собрания трудового коллектива по выборам уполномоченных (доверенных) лиц по ОТ | Оформляется не чаще 1 раза в 2 года | |
Приказ директора о создании комитета (комиссии) по ОТ | Оформляется не чаще 1 раза в год | |
Положение о комитете (комиссии) по ОТ | Утверждается директором по согласованию с представителем трудового коллектива | |
План работы комитета (комиссии) по ОТ | Ежегодно | |
Журнал административно-общественного контроля по ОТ | ||
Приказ директора о состоянии ОТ в учреждении | 1 раз в 6 месяцев | |
План организационно-технических мероприятий по улучшению условий и ОТ | На календарный год | |
План мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма | Ежегодно. На учебный год | |
Коллективный договор между работодателем и работниками | Наличие раздела по охране труда и правильность его оформления | |
Соглашение между администрацией и профсоюзным комитетом по ОТ | Ежегодно, на календарный год | |
Акты проверки выполнения соглашения по ОТ | Два раза в год | |
Перечень нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности учреждения | Утверждается директором | |
Перечень работ и профессий, по которым должны выдаваться средства индивидуальной защиты и номенклатуры выдаваемых средств индивидуальной защиты | Утверждается директором | |
Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты | ||
Технический паспорт на здания ОУ | Пересматривается в бюро технической документации раз в 5 лет | |
Журнал технической эксплуатации здания ОУ | Ведется на каждое здание (сооружение) | |
Акты общего технического осмотра зданий и сооружений ОУ | Оформляется два раза в год: весной и осенью | |
Дефектная ведомость на здание | Ежегодно | |
План ремонтных работ | Ежегодно, утверждается директором | |
Сметы на проведение ремонтных работ | Ежегодно | |
Материалы по аттестации рабочих мест по условиям труда | Раз в 5 лет | |
Акт готовности ОУ к новому учебному году | Ежегодно перед началом учебного года | |
Акты-разрешения на ввод в эксплуатацию оборудования в учебных мастерских | Ежегодно перед началом учебного года | |
Журнал регистрации результатов испытаний спортивного инвентаря, оборудования и вентиляционных устройств спортивных залов | Ежегодно, перед началом учебного года проводятся испытания | |
Акты-разрешения на проведение занятий в учебных мастерских и спортивных залах | Ежегодно, перед началом учебного года | |
Акт гидравлического испытания (опрессовки) отопительной системы | Ежегодно, перед началом отопительного сезона | |
Приказ директора о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность | Ежегодно, перед началом учебного года | |
Приказ директора о противопожарном режиме в учреждении | Ежегодно, перед началом учебного года | |
Инструкция о мерах пожарной безопасности | Пересматривается 1 раз в 5 лет | |
План противопожарных мероприятий | На календарный год | |
Планы эвакуации по этажам | ||
Инструкция о порядке действия персонала по обеспечению безопасности и быстрой эвакуации людей при пожаре | ||
План проведения тренировок по эвакуации людей при пожаре | Ежегодно | |
Журнал регистрации противопожарного инструктажа | Два раза в год | |
Журнал учета первичных средств пожаротушения | ||
Акт технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов | Два раза в год | |
Акт проверки пожарного гидранта на водоотдачу | Два раза в год | |
Акт обработки деревянных конструкций огнезащитным составом | Раз в 3 года | |
Журнал учета присвоения группы 1 по электробезопасности неэлектротехническому персоналу | Раз в год | |
Перечень должностей электротехнического и электротехнологического персонала, которому для выполнения функциональных обязанностей необходимо иметь квалифицированную группу по электробезопасности | Утверждается директором | |
Перечень должностей неэлектротехнологического персонала, которому для выполнения функциональных обязанностей требуется иметь 1 квалификационную группу по электробезопасности | Утверждается директором | |
Протоколы проверки сопротивления изоляции электросети и заземления оборудования | Раз в 3 года | |
Однолинейные схемы электроснабжения потребителей | Помещаются на внутренней стороне дверец всех электрощитков | |
Журнал учета и содержания средств защиты | Заполняется раз в полгода | |
Положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию | Утверждается директором | |
Журнал регистрации несчастных случаев на производстве | ||
Журнал регистрации несчастных случаев с обучающимися |
ПРОГРАММА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» на 2008-2013 годы.
Содержание программы состоит из двух взаимосвязанных блоков.
Блок 1. Обеспечение безопасности в ОУ.
Блок 2. Формирование навыка личной безопасности: меры предосторожности в повседневной жизни, поведение в экстремальных ситуациях.
Цели и задачи программы.
Блок 1. Обеспечение безопасности в ОУ.
Цель. Обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время их трудовой и учебной деятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, помещений на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.
Задача. Реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности ОУ, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей.
Блок 2. Формирование навыка личной безопасности: меры предосторожности в повседневной жизни, поведение в экстремальных ситуациях.
Цели.
1. Побуждение педагогов, учащихся, родителей к осознанию необходимости формирования навыков безопасного поведения.
2. Формирование:
- устойчивой мотивации на поведение, обеспечивающее личную безопасность;
- ответственности за своё благополучие;
- необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовать;
— у юного гражданина потребности предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации, выработать навык правильного анализа и адекватного поведения, т. е. грамотные действия в тех условиях, которые могут сегодня встретиться на его жизненном пути.
3. Воспитание культуры безопасности.
Задачи.
1. Пропаганда знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности среди участников образовательного процесса.
2. Обучение навыкам личной безопасности.
3. Профилактика правонарушений, употребления и зависимости от психоактивных веществ.
4. Совершенствование общей культуры педагогов, учащихся в соответствии с уровнем социально-нравственных ценностей: формирование ответственного отношения к себе и собственной безопасности.
5. Повышение компетентности педагогов, родителей, и учащихся в области специальных научных знаний, психологии.
6. Обеспечение обучающихся, воспитанников необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять личную безопасность.
7. Формирование знаний, норм и правил поведения безопасного образа жизни.
8. Развитие у педагогов и учащихся способностей к рефлексии своего образа жизни.
9. Создание условий для реализации Программы (развитие материально-технической базы, обеспечение наглядности).
КОМПЛЕКСНАЯ СТРАТЕГИЯ
Безопасность — это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, профилактического, информационного, организационного и иного характера.
К основным объектам безопасности в ОУ относятся: личность (её права, свободы и здоровье); общество /ОУ/ (его материальные и духовные ценности).
Основным субъектом обеспечения безопасности является администрация, осуществляющая функции в этой области вместе с охраной ОУ; органы опеки; уполномоченный по правам ребёнка и т. д.
Исходя из вышесказанного, безопасность можно разделить на два крупных блока:
1) безопасность ОУ, то есть обеспечение безопасных условий в ОУ и охрана ОУ;
2) личная безопасность.
Система безопасности составляет совокупность методов и технических средств, реализующих мероприятия, направленные на объект угрозы с целью её снижения, на объект защиты с целью повышения его безопасности, на среду между объектом угрозы и объектом защиты с целью задержания, замедления продвижения, ослабления последствий реализации угрозы.
Данная программа носит комплексный характер, так как в неё включены многие аспекты безопасности.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ:
- Конституция Российской Федерации.
Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.92 № 2446-1 устанавливает правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему мер безопасности и её функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
- Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы общие принципы возмещения вреда пострадавшему причинителем вреда.
- Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы требования к обеспечению безопасности работников во время исполнения ими своих трудовых обязанностей.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), в которых сформулированы требования к должностным лицам по соблюдению законодательства об обеспечении безопасности.
- Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы положения об уголовной ответственности за нарушение требований безопасности.
- Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
— Закон Российской Федерации «Об образовании», в котором сформулированы обязанности и ответственность образовательных учреждений и должностных лиц по соблюдению требований в части охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса.
- Федеральный закон «О пожарной безопасности», в котором установлены требования к федеральным органам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, работодателям в области пожарной безопасности.
— Федеральный закон «О техническом регулировании», который устанавливает принципы технического регулирования на основе требований технических регламентов по обеспечению безопасности с учётом степени риска, принципов и формы подтверждения соответствия этим требованиям.
- Федеральным законом от 21.12.1994 года № 68-Ф-З «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
- Соблюдение санитарно-технических требований осуществляется в соответствии с ГОСТ 120006-91 «Управление обеспечением безопасности в образовании».
- Программа Минобразования России на 2004-2007 годы «Безопасность образовательного учреждения».
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
№ | Этап | Дата | Мероприятия | Ответственные |
1 | Первый этап – организационный. Включает в себя разработку программы и локальных нормативных актов учреждения для ее реализации | 2008-2009 уч. год |
Разработка Правил внутреннего трудового распорядка Определение порядка обеспечения безопасности, антитеррористической защищенности образовательного учреждения при проведении спортивных состязаний, при проведении занятий в спортивном зале, при занятиях подвижными играми, при организации и проведении физкультурно-оздоровительной, учебной и внеклассной работы в общеобразовательной школе. |
Руководитель ОУ, ответственный по ОТ, представитель трудового коллектива |
2 | Рабочий -непосредственное внедрение ЛНА, проведение мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности | 2009-2012 г.г. |
Проверка учебных и спортивных помещений. Определение порядка ежедневного контроля за состоянием ограждений, закрепленной территории, зданий и сооружений. Организация врачебного контроля при зачислении обучающихся и в процессе их обучения. Обучение учащихся и сотрудников ГО и ЧС. Обучение сотрудников охране труда, учащихся основам безопасной жизнедеятельности. Подготовка и выпуск инструкций, памяток, брошюр на тему «Действия обучающихся и сотрудников при возникновении экстремальных и чрезвычайных ситуаций». Приобретение учебно-методической литературы, учебно-наглядных пособий, оборудования.. |
ответственный по ОТ, заместитель директора по АХЧ, медицинский работник, педагогический персонал. |
3 | Корректировочный этап | 2012 г. | Дает возможность внесения корректив на основании сложившегося опыта работа, а также с учетом изменений в нормативно-правовой документации. | Руководитель ОУ, ответственный по ОТ, представитель трудового коллектива |
4 | Аналитический этап — это подведение итогов внедрения Программы, анализ эффективности организации работ по безопасности жизнедеятельности учреждения, выявление возникших проблем, постановка задач на следующий период реализации Программы. | 2013 г. | Организация контроля выполнения мероприятий по Программе безопасности жизнедеятельности учреждения. | Руководитель ОУ, ответственный по ОТ, представитель трудового коллектива |
БЛОК 1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Безопасность образовательного учреждения — это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Федеральном законе «О техническом регулировании» и в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.
Направления:
1. Материально-техническое обеспечение безопасности ОУ, оснащение, монтаж и сервисное обслуживание оборудования и инженерных систем обеспечения безопасности.
2. Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение безопасности ОУ.
3. Научно-методическое, обеспечение.организации обучения, повышения квалификации, подготовки и профессиональной переподготовки кадров по безопасности образовательного учреждения.
4. Совершенствование элементов современного оборудования и средств обеспечения безопасности ОУ.
Цель. Обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время их трудовой и учебной деятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, помещений на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.
Задачи.
Реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности ОУ, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей, включая решение следующих вопросов:
- оснащение ОУ современным противопожарным оборудованием (в рамках Федеральной программы), средствами защиты и пожаротушения, организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;
- назначение ответственных за проведение всего комплекса работ по реализации Программы, координации деятельности её участников и контроля за выполнением намеченных мероприятий;
- обследование технического состояния зданий, помещений, инженерных систем в ОУ, их паспортизация, оценка пожарной, электрической и конструктивной безопасности и разработка рекомендаций по её повышению до требований существующих норм и правил;
- анализ состояния и разработка предложений по развитию и совершенствованию нормативной и методической документации по обеспечению безопасности ОУ;
- разработка требований, норм и регламентов по обеспечению надёжной безопасности для вновь проектируемых, реконструируемых и ремонтируемых объектов в ОУ;
- внедрение научных исследований по разработке новых систем безопасности, технических и методологических решений, средств измерений и контроля для обеспечения безопасности ОУ;
- создание единой информационной среды по проблеме безопасности ОУ;
- организация обучения и периодической переподготовки кадров, ответственных за безопасность ОУ;
- обеспечение выполнения правовых актов и нормативно технических документов по созданию здоровых и безопасных условий труда в образовательном процессе;
- организация и проведение профилактической работы по предупреждению травматизма на занятиях и внеурочное время;
- выполнение плана совместно с профсоюзным комитетом по учреждению условий охраны труда, предупреждению детского, производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- изучение причин детского, производственного травматизма;
- обеспечение работников специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты;
- проведение своевременного и качественного инструктажа обучающихся и работников по охране труда;
- пропаганда охраны труда в ОУ и повышение ответственности всех работников за соблюдением требований охраны.
БЛОК 2. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ, ПОВЕДЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ.
Цели.
1. Побуждение педагогов, учащихся, родителей к осознанию необходимости формирования навыков безопасного поведения.
2. Формирование
- устойчивой мотивации на поведение, обеспечивающее личную безопасность;
- ответственности за своё благополучие;
- необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовать.
3. Воспитание культуры безопасности,
Задачи.
1. Пропаганда знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности среди участников образовательного процесса.
2. Обучение навыкам личной безопасности,
3. Профилактика правонарушений, употребления и зависимости от психоактивных веществ.
4. Совершенствование общей культуры педагогов, учащихся в соответствии с уровнем социально-нравственных ценностей: формирование ответственного отношения к себе и собственной безопасности.
5. Повышение компетентности педагогов, родителей, и учащихся в области специальных научных знаний, психологии.
6. Обеспечение обучающихся, воспитанников необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять личную безопасность.
7. Формирование знаний, норм и правил поведения безопасного образа жизни.
8. Развитие у педагогов и учащихся способностей к рефлексии
своего образа жизни.
9. Создание условий для реализации Программы (развитие материально-технической базы, обеспечение наглядности).
Человека всегда подстерегают разные опасности, и никуда от этого не деться. Много беды приносит огонь, стихийные бедствия, автодорожные катастрофы, аварии на производстве. Люди тонут, попадают под электрический ток, их может придавить какая-нибудь глыба. И есть ещё один самый опасный враг — это человек с бандитскими наклонностями. Криминогенная обстановка ещё долго будет заставлять нас прятаться по вечерам в собственном жилище, закрытом на все запоры, с опаской выходить из подъезда, садиться в лифт.
Поэтому данная программа призвана помочь детям научиться предвидеть опасные ситуации, по возможности не попадать в них, а если уж попали, то учащиеся должны знать оптимальные выходы из них.
Изучая в школе математику, географию, русский и иностранный языки, а также прочие предметы, школьники получают знания, которые нужны не только для экзамена, но и для всей жизни.
По тому же принципу составлена программа «Безопасность». В ней разработаны пути формирования безопасного поведения, актуальные не только для учащихся, но и для людей старшего возраста. Ребёнок станет взрослым, и знания, умения и навыки, полученные благодаря разработанной программе, пригодятся ему в дальнейшем.
Данный блок программы делится на следующие разделы:
I. Угрозы человеку от человека.
П. Угрозы человеку от самого себя.
III. Угрозы человеку от общества.
IV. Угрозы человеку от окружающей среды.