Исполнительная власть в Российской Федерации

Актуальность настоящего исследования обусловлена теоретической и практической значимостью различных аспектов исполнительной власти в Российской Федерации. Конституция Российской Федерации в ст. 10 закрепляет принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, и определяет их самостоятельными. Вопросы понятия, сущности и системы органов исполнительной власти в нашей стране продолжают оставаться дискуссионными, так как различные стороны этих вопросов выступают предметами нескольких отраслей правовой науки.

На сегодняшний день Российская Федерация испытывает комплекс проблем различного характера, начиная со сферы геополитики до социально-экономических аспектов. Последовательная реализация стратегического развития России предполагает новые подходы к пониманию исполните льной власти, обуславливает новые концепции к функционированию всей системы органов исполнительной власти, для преодоления отмеченных проблем и дальнейшего развития в целях обеспечения интересов государства, общества и личности.

Исполнительная власть как явление выступает сложным и многогранным, оно требует дальнейших научных разработок, обусловленных многочисленными проблемами, которые присутствуют в теоретической плоскости и в практической реализации. Например, отсутствие единой терминологической базы значительно влияет на уровень научного понимания различных вопросов, касающихся исполнительной власти, что в свою очередь влияет на практические процессы в данной сфере.

Органы исполнительной власти на современном этапе обладают, пожалуй, наибольшими по влиянию полномочиями и инструментами управления в сфере безопасности, финансов, в организационно-правовых, информационных и иных областях. С другой стороны, все вышеуказанные сферы деятельности являются наиболее сложными в плане эффективного управления, что не может не порождать проблемы и трудности в деятельности огромной системы органов исполнительной власти. Колоссальное значение в практике управления органов исполнительной власти имеет такой инструментарий как нормотворчество, обеспечивающие осуществление функций и полномочия в должном виде.

Актуальность этого вопроса подтверждается постоянным ростом актов, издаваемых органами исполнительной власти, о чем завил Министр Юстиции РФ А. В. Коновалов, указав также и о существующих проблемах в сфере нормотворчества органов исполнительной власти . Активный рост и существующее количество на сегодняшний день данных актов обуславливают потребность в комплексном исследовании вопросов, связанных с их эффективность и законностью.

11 стр., 5009 слов

Исполнительный орган местного самоуправления в России

... правах оперативного управления. Управления и отделы самостоятельно решают вопросы управления, отнесенные к их ведению, руководят подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями. Функции и полномочия структурных подразделений исполнительного органа местного самоуправления, а ...

Степень научной разработанности темы исследования. Сразу стоит отметить, что исследований темы исполнительной власти на сегодняшний день огромное количество, как на диссертационном уровне, так и на монографическом.

Вопросы, посвященные понятию, сущности исполнительной власти и ее места в системе государственной власти, рассматривались такими учеными как С.А. Авакъян, Ю.А. Тихомиров, А.В. Чепус, Б.П. Елисеев, Г.В. Атаманчук, H.A. Михалева, Н.А.Богданова, М.В. Баглай, Н.В.Витрук, В.М.Корельский, В.В.Гончаров, А.Д.Керимов, М.А.Краснову, В.Н. Кудрявцев, М.А.Лапина, Д.Н. Бахрах, А.С. Чесноков и др.

Вопросами российской системы и структуры органов исполнительной власти занимались такие исследователи, как К.В. Агалов, А.Г. Солдатенков, М.Н. Горбунов, М.А. Захарова, Н.Н. Бочарова, Д.Б. Агафонкин, Т.М. Макосейчук, Д.В. Шахов, С.В. Плужников, А.А. Полторак, А.И. Фахретдинова, В.И. Опрятов и др.

Вопрос нормотворчества органов исполнительной власти на сегодняшний день является малоизученной сферой в юридической науке. Различные аспекты нормотворчества исследовались на диссертационном уровне О.В. Кваши, А.Н. Мироновой, В.П. Уманской и некоторыми другими. Особую значимость в данном вопросе занимает диссертационное исследование А.С. Домченко «Нормативные правовые акты органа исполнительной власти» (2019).

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в ходе функционирования исполнительной власти в Российской Федерации.

Предметом исследования выступают нормативные правовые акты отечественного законодательства, регулирующие все стороны функционирования исполнительной власти, ее системы органов, в том числе и в процессах нормотворчества. Также предметом выступают материалы судебной практики и научные исследования ученых, раскрывающие различные аспекты данной темы.

Целью выпускной квалификационной работы является комплексное теоретико-правовое исследование исполнительной власти в Российской Федерации, системы органов, осуществляющих исполнительную власть, и вопросов нормативных правовых актов, издаваемых данными органами.

Исходя из сформулированной цели, ставятся следующие задачи:

  • провести ретроспективный анализ функционирования исполнительной власти в России;
  • определить понятие, сущность исполнительной власти, ее место в системе государственной власти;
  • проанализировать систему федеральных органов исполнительной власти;
  • проанализировать систему органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • рассмотреть нормативные правовые акты органов исполнительной власти как форму правотворчества;
  • исследовать аспекты эффективности и законности нормативных правовых актов органов исполнительной власти, выявить проблемные стороны и разработать пути их решения

Фрагмент работы для ознакомления

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/diplomnaya/ispolnitelnaya-vlast-v-rf/

13 стр., 6161 слов

Правительство Российской Федерации в системе органов исполнительной власти

... ответственности органов исполнительной власти. Правовое положение Правительства в системе органов государственной власти определяется формой правления, которая в свою очередь отражает особенности политической системы каждой страны и сложившийся баланс законодательной и исполнительной властей М.В. Баглай. Конституционное право Российской Федерации. ...

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993; в ред. от 21.07.2014 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 30. Ст. 4202.

2. О Правительстве Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ; в ред. от 28.12.2016 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 51. Ст. 5712.

3. О прокуратуре РФ: федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-I; в ред. от 27.12.2018 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472.

4. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ; в ред. от 18.03.2019 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 42.Ст. 5005.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ: в ред. от 23.04.2019 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1).

Ст. 1.

6. О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ; в ред. от 07.03.2018 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 53 (ч. 1).

Ст. 7608.

7. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763; в ред. от 29.05.2017 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 22. Ст. 2663.

8. О структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 14.08.1996 N 1177; в ред. от 29.11.2004 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 34. Ст. 4082.

9. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 09.03. 2004 № 314 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. №11. Ст. 945.

10. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699; в ред. от 06.11.2018 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. N 52 (Часть V).

Ст. 7614.

11. О структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 15.05.2018 N 215; в ред. от 26.02.2019 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. N 21. Ст. 2981.

12. Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009; в ред. от 02.02.2019 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 33. Ст. 3895.

13. О Министерстве финансов Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329; в ред. от 29.09.2018 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 31. Ст. 3258.

14. О медико-психологической реабилитации сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 24.04.2019 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://docs.cntd.ru/document/554381950

3 стр., 1197 слов

Судебная система Российской Федерации. Суд как орган судебной власти

... Президиуму Верховного Суда РФ . Суд как орган судебной власти обладает рядом признаков. Перечислим их. 1. Суд — это государственный орган. Конституция указывает следующие органы, которым принадлежит судебная власть: Конституционный Суд РФ ; федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Перечисленные суды называются ...

15. Об утверждении Порядка согласования основных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий: приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 04.02.2019 № 49 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://docs.cntd.ru/document/552443250

16. Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления: приказ Генпрокуратуры России от 02.10.2007 N 155; в ред. от 16.04.2019 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL:http://docs.cntd.ru/document/902133689

17. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195; в ред. от 21.06.2016 // Законность. N 3. 2008.

18. Конституция Республики Татарстан: принята 06.11.1992; в ред. от 22.06.2012 // Газета «Советская Татария». № 246-247. 1992.

19. Устав Краснодарского края: принят Краснодарским краевым Советом народных депутатов 12.11.1993;в ред. от 25.12.2017 // Кубанские новости. 1993.

20. Устав Санкт-Петербурга: принят законодательным собранием Санкт-Петербурга 14.01.1998; в ред. от 11.04.2019 // Вестник Уставного суда Санкт-Петербурга. № 1. 2002.

21. Устав Иркутской области: принят законодательным собранием Иркутской области 17.04.2009; в ред. от 12.07.2018 // Ведомости ЗС Иркутской области. № 9. 2009.

22. Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан: закон от 06.04.2005 № 64-№РТ; в ред. 13.07.2018 // Газета «Республика Татарстан». №69-70. 2005.

23. О системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области: закон Иркутской области от 11.05.2010; в ред. от 11.10.2016 // Областная. № 54. 2010.

24. Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Дагестан, их государственной регистрации, опубликования и вступления в силу: указ Президента Республики Дагестан от 09.08.2007 № 110; в ред. от 08.06.2018 // Собрание Законодательства Республики Дагестан. 2007. № 11. Ст. 520.

25. О структуре исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга: постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 31.05.2012; в ред. от 08.02.2018 // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. № 6. 2012.

26. О структуре исполнительных органов государственной власти Иркутской области: указ Губернатора Иркутской области от 28.06.2012; в ред. от 20.04.2018 // Областная. № 70. 2012.

27. О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан: указ Президента РТ от 25.09.2015 № УП-899; в ред. от 28.06.2018 // Газета «Республика Татарстан». № 137. 2015.

28. Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003; в ред. от 26.02.2019 // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. N 1. 2004.

3 стр., 1207 слов

Местное самоуправление в Санкт-Петербурге

... Санкт-Петербурга — губернатор Санкт-Петербурга, избираемый населением также на 4 года. Администрация Санкт-Петербурга включает в себя иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга. Судебные органы государственной власти — Уставный суд Санкт-Петербурга и мировые судьи. Территориальные органы государственной власти ... -ФЗ). Устав Санкт-Петербурга В Российской ... на республики, края, ...

29. Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации: постановление Кабинета министров Республики Башкортостан от 01.06.1998 № 111; в ред. от 29.12.2018 // Ведомости Государственного собрания, Президента и Кабинета министров Республики Башкортостан. 1999. № 18. Ст. 1219.

30. Об утверждении Правил подготовки и государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия: постановление Правительства Республики Бурятия от 08.07.2004 № 146; в ред. от 16.01.2018 // Бурятия. № 130. 2004.

31. О Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Санкт-Петербурга: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 № 98; в ред. от 28.03.2019. URL: https://www.gov.spb.ru/norm_baza/npa/

32. Конституция Российской Федерации — России: принята ВС РСФСР 12.04.1978; в ред. от 10.12.1992 (утратила силу) // СПС КонсультантПлюс

И ТАК ДАЛЕЕ. Всего источников в работе 109. Есть диссертации, научные работы, монографии, статьи зарубежных авторов. Литература из платных баз, поэтому не могу публиковать это бесплатно