Гражданское общество невозможно представить без такого правового института как адвокатура.
Происходящая в России демократизация политической и экономической системы, конституционное провозглашение правового социального государства вызывает необходимость коренной реорганизации форм и методов деятельности правовых институтов и добровольных объединений, связанных с защитой прав и законных интересов граждан. Важнейшее место в этом процессе занимает совершенствование адвокатуры — института гражданского общества, который теснейшим образом связан с охраной прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Чтобы разобраться в сложных процессах, происходящих в сегодняшней адвокатуре, и познать ее внутренние закономерности, нужно свободно ориентироваться в социально-политической ситуации, изменениях в экономике, государстве и праве.
Делать серьезные выводы по вопросам и проблемам адвокатуры на основе анализа только сегодняшних реалий неверно. Более точно и четко понять состояние современной адвокатуры можно путем изучения ее зарождения, развития и преобразований. Исторический обзор основных принципов адвокатуры позволяет видеть ее не только в статике, но и в динамике. Прошлое адвокатуры раскрывает многие важные свойства ее современного положения. Использовав метод конкретно-исторического подхода к социальному явлению, можно объективно разобраться в сути адвокатуры, во всей ее полноте и сложности. Поэтому знание ее истории является надежным способом понимания современной адвокатуры.
Наиболее важные положения и выводы исторического аспекта проблем адвокатуры иллюстрируют те или иные нормы прошлой адвокатской жизни, часто помогают понять основные институты современной адвокатуры, ее проблемы и противоречия, искать пути разумного выхода из сложнейшей ситуации, сложившейся сегодня в адвокатуре.
Институт адвокатуры в нынешних условиях построения в России правового демократического государства становится одним из важнейших элементов правозащитной системы соблюдения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе путем взаимодействия органов адвокатского самоуправления с государственными органами, должностными лицами и гражданами.
После принятия и вступления в действие Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» на обновленной, реформированной, независимой адвокатуре целиком и полностью лежит защита лиц, попавших в сферу деятельности правоохранительных органов, представляющих и защищающих интересы государства, в целях недопущения правовых ошибок.
Субъекты современного международного права
... уважать правосубъектность других государств»[6]. Международная правосубъектность наций и народов Особенностью современного международного права с точки зрения его субъектов является то, что участниками международно-правовых отношений и создания норм международного права признаются нации ...
Есть как минимум две причины, почему для нас интересна история становления адвокатуры в России. Первая — многие институты дореволюционной адвокатуры России сохранились на последующих этапах правового реформирования в советский и постсоветский периоды. Вторая — сегодня именно адвокат стал ключевой фигурой судебной системы, поскольку, с одной стороны, именно он пользуется наибольшим доверием общественного мнения, и, с другой стороны, с введением суда присяжных и арбитражных судов роль адвоката реально неизмеримо возросла.
В настоящей дипломной работе будет рассмотрена история судебного представительства в России, начиная с первого дошедшего до нас русского рукописного памятника обычного права — Русской правды, возникновение и развитие в результате Великой судебной реформы 1864г. компетентной, самоуправляемой организации адвокатов, а также ее организация в советский период и первое десятилетие современной России. Следует сразу пояснить, что понятие «адвокат» в России стало широко использоваться с 1864 г. Однако законодательно оно было оформлено в 1939 г. Положением об адвокатуре в СССР. Адвокат в различные периоды истории имел разнообразные официальные названия, как-то: «пособник» по древнерусским законам, «судебный стряпчий», «присяжный поверенный» до октябрьского переворота 1917 г., «правозаступник» в годы Гражданской войны, «ЧКЗ» (член коллегии защитников) до 1939 г. Поэтому в дипломной работе наряду с официальным употреблением терминов, соответствующих тому или иному историческому отрезку времени, используется и общепринятое понятие «адвокат».
Методологической основой, Нормативную базу, Теоретической основой, Глава 1. История русской адвокатуры
1.1. Судебное представительство в России до судебной реформы 1864
Старейший правовой памятник древней Руси — Русская правда X-XII веков [1] не содержит упоминания о судебном представительстве. Поэтому в таком процессе господствовал принцип личной явки стороны. Вместе с тем, на наш взгляд, нельзя сделать однозначный вывод об отсутствии в принципе судебного представительства. Не будучи определенным законодательно, можно предположить, что он существовал в форме обычая.
Впервые о поверенных (прообраз современного адвоката) в письменной форме упоминается в Псковской и Новгородских судных грамотах (законодательные акты XV в.).
По Псковской грамоте услугами поверенных могли воспользоваться женщины, старики, инвалиды и монахи.
Облеченные властью не могли быть поверенными (уже тогда адвокат не мог состоять на государственной службе), чтобы исключить их влияние на суд.
По Новгородской судной грамоте услугами поверенных мог воспользоваться любой желающий.
Это положение также закреплено в Судебнике 1497 г., а уже в Судебнике 1550 г. были определены правила проведения судебного поединка и посторонним под угрозой наказания запрещалось в него вмешиваться.
Соборное уложение 1649 г. развивает права поверенных, упоминая о них в нескольких статьях.
Причем во всех этих документах говорится об институте поверенных как о существующем, так что он не был создан этими документами, а действовал до их появления.
Слово «адвокат» как термин в России впервые был употреблен в 1716 г. в Воинских уставах Петра I. Одна из глав именовалась «Об адвокатах и полномочных» и определила их полномочия и задачи.
Общая характеристика судебного права
... представляет исследование нормативно-правовых источников формирования и функционирования органов судебной системы, которые в совокупности составляют судебное право. Доктринальное определение судебного права может быть сформулировано следующим образом: При этом необходимо ...
С этого периода и до судебной реформы 1864 г. законодатель предпринимал меры по упорядочению деятельности профессиональных ходатаев, и эти меры шли по различным направлениям. К ним относятся:
1) адвокатура Западного края;
2) институт депутатов при следствиях;
3) введение института присяжных стряпчих при коммерческих судах в 1832 г.
Рассмотрим эти институты более подробно.
Адвокатура Западного края
Западным краем в Российской империи XIX — начала XX в. именовались девять губерний западной части Европейской России: 6 белорусских и литовских (Северозападный край) и 3 украинских (Юго-западный край), присоединенных в конце XVIII в. от Речи Посполитой.
В западных губерниях адвокаты находились при всех судах: главных (губернаторских) и низших (уездных и городских), и не только при светских судах, но и при духовных.
Адвокатура была организована и действовала на основе польских Конституций 1726 и 1764 гг. и литовского Статута.
Требования к адвокату были следующие:
- адвокат должен быть природным дворянином;
- иметь поместье;
- не быть замеченным ни в каком пороке;
- знать законы;
- выполнять данную присягу.
Молодые люди, которые посвящали себя адвокатуре назывались аппликатами (учениками) и готовились к званию адвоката под непосредственным руководством старших, опытных адвокатов (меценатов). Меценаты брали на себя ответственность за своих учеников перед судом и законом, имели право брать их с собой в суд. В отдельных случаях меценаты имели право посылать вместо себя в суд способных учеников, но под свою ответственность.
Этот институт просуществовал до 1840 г.
Институт депутатов при следствиях
В соответствии с законами Российской империи, по делам, в которых обвиняемые были лицами духовного или воинского звания, купцами и т.п., т.е. людьми, принадлежавшими по своему званию к какому-либо ведомству, то в качестве лиц, их представляющих, могли допускаться депутаты от этих ведомств. Помещики могли быть депутатами своих крестьян. При депутатах должны были производиться допросы и все следственные действия. В виде исключения без депутата проводились:
1) первоначальные следственные действия;
2) исследование происшествия по горячим следам.
Депутаты делились на постоянных и временных. Постоянные депутаты — депутаты от лиц духовного звания, мещанства и купечества, выделяемые этими структурами для постоянного присутствия при следствиях. Остальные были временно назначенными лицами для проведения определенного следствия и с его окончанием утрачивали свои права.
Постоянные депутаты вызывались следователями повесткой, а временные — через руководство своих ведомств.
Если по прибытии на место следователь не находил депутата, то вызывался местный волостной голова или старшина, который оставался при следствии до его конца или прибытия депутата.
Права и обязанности депутатов регламентировались законом, согласно которому они наблюдали за следствием, его полнотой и правильностью и удостоверяли это своей подписью. В случае несогласия с каким-либо действием они имели право изложить свое мнение, которое приобщалось к делу. Депутаты присутствовали при производстве как уголовных, так и гражданских дел.
Присяжные стряпчие при коммерческих судах
Указом от 14 июля 1809 г. Правительствующего Сената была введена обязательная регистрация стряпчих, т.е. профессиональных ходатаев по коммерческим спорам. Так как в российских городах, где особенно была развита торговля, возникало множество споров по коммерческим делам, то для их разрешения были созданы коммерческие суды.
Правовые основы организации и деятельности адвокатуры в современной Росси
... данной дипломной работы входят: введение, три главы, заключение, а также список использованных правовых актов источников и литературы. Цель дипломной работы — исследовать правовые основы регулирующие организацию и деятельность адвокатуры в современной России. ...
Коммерческие суды по закону от 14 июля 1832 г. первоначально были учреждены в Санкт-Петербурге и Москве, а затем в некоторых других городах (Одессе, Варшаве и др.).
Согласно закону, поверенными по делам между частными лицами могли быть лишь те, кто был внесен в список присяжных стряпчих.
Для внесения в список присяжных стряпчих при коммерческом суде желающие должны были подать в соответствующий суд прошения, а также аттестаты, послужные списки и прочие свидетельства.
Суд по рассмотрении представленных документов, свидетельств и по делам, «в том суде производящимся, внеся лицо в список, или объявлял претенденту устно отказ, не обязуясь при этом входить ни в какие изъяснения о причинах отказа».
Лица, внесенные в список, давали присягу по установленной форме.
Стряпчий, внесенный в список, мог быть из него исключен по усмотрению суда даже без всяких объяснений с обозначением в протоколе причин исключения.
Число присяжных стряпчих не определялось. Они не имели государственного содержания и существовали от гонораров.
Кроме перечисленных категорий следует упомянуть юрисконсультов. Юрисконсультами до 1864 г., как правило, называли лиц, которые занимались частной адвокатской практикой.
Однако существовал и официальный институт юрисконсультов. Так, согласно Положению о должности юрисконсульта императорских заводов от 7 ноября 1858 г., соответствующая должность устанавливалась «для попечения о правах собственности императорских заводов, в случаях, когда они представляют предмет следственного, полицейского или судебного производства».
В обязанности юрисконсульта входило:
- рассмотрение передаваемых на его заключение заводским начальством претензий заводского ведомства к другим ведомствам и лицам, а также претензий к ведомству императорских заводов;
- наблюдение за течением дел, возникающих в различных государственных органах по искам заводского ведомства к сторонним лицам и искам к самому ведомству;
- защита при следствии и во всех государственных органах прав императорских заводов всеми мерами, какие установлены законом.
Юрисконсульт мог занимать должности и в других местах помимо ведомства императорских заводов. Данному лицу полагалось жалование, размер которого определял управляющий заводами; количество мест, где мог работать юрисконсульт, не ограничивалось.
Н.В. Черкасова в свой монографии «Формирование и развитие адвокатуры в России 60-80-е годы XIX века», исследуя вопрос организационной формы представительства до судебной реформы 1864 г., указывает: «По сути дела судебное представительство существовало не в качестве юридического института, а лишь в качестве обычно правового. Судебное представительство оставалось судебной профессией. Каких-либо требований в виде образовательного или «нравственного ценза» к поверенным не предъявлялось. Не существовало и их внутренней организации».
Судебная реформа 1864 года (2)
... сопротивляются и другому...». Преобразование «судоустройства и судопроизводства, уголовного и гражданского, полиции» неизбежно вело к ... ответственность каждого перед судом, независимость судебной власти, учредить присяжных, организовать мировой суд, разрешавший маловажные ... искрою, способною взорвать существующий порядок». Без судебной реформы останутся не удовлетворены интересы дворянства и ...
По мнению Е.В. Васьковского, «…история нашей древней адвокатуры — в сущности история ябедничества»[2].
Следует заметить, что цари, от Петра Великого до Николая I, были настроены решительно против создания в России адвокатской корпорации западного образца.
Петр I считал ходатаев ябедниками, товарищами воров и душегубцев. По его мнению, адвокат своими пространными ходатайствами больше утруждает судью и запутывает дело, чем ведет его к скорейшему разрешению. В указе Елизаветы Петровны 1752 г. говорилось: «К крайнему неудовольствию нашему слышим разорение и притеснение наших подданных от ябедников». Екатерина II и Николай I считали адвокатов главными виновниками французской революции и гибели монархии и резко отрицали саму идею адвокатуры западного типа. В одном из своих писем Екатерина II писала: «Адвокаты и прокураторы у меня не законодательствуют и никогда законодательствовать не будут, пока я жива, а после меня будут следовать моим началам»[3].
Между тем является очевидным несостоятельность «вредного» политического влияния адвокатуры на жизнь страны, поскольку адвокатура — институт юридический, а не политический и преследует те же задачи, что и суд. Поэтому политическое значение адвокатуры «не больше того, какое имеет правильно организованный, беспристрастный и независимый суд»[4].
В течение всего этого периода представители были аморфной группой без соответствующего профессионального обучения, организации и названия. Адвокатской практикой занимались в основном государственные служащие невысокого ранга в свободное время или находясь в отставке[5].
Будучи сведущими в тонкостях бюрократических процедур и языка и занимая относительно скромное место в государственной машине, эти малые функционеры-адвокаты были вполне естественным, хотя и жалким заменителем настоящих адвокатов-профессионалов[6].
К середине ХIХ века уже сформировалось убеждение, что состязательный процесс — самый древний, естественный и единственный способ судопроизводства. «Но необходимое условие введения состязательного процесса, как неоднократно повторялось в судебных записках, — есть учреждение сословия судебных поверенных»[7].
1.2. Организация адвокатуры по судебным уставам 1864г.
В обществе и государстве назрела необходимость проведения судебной реформы. Подготовка к ней началась еще в первой половине XIX в. А к 1858 г. обсуждения судебной реформы вышли за пределы министерских кабинетов и перешли да страницы печатных изданий. В ходе этого процесса рождались новые идеи и взгляды.
В сентябре 1858 г. начальник II отделения Имперской канцелярии граф Н.Д. Будалов подал императору доклад «Об установлении присяжных стряпчих»[8].
То есть об учреждении адвокатуры. Вопрос об адвокатуре как социальном институте очень активно дискутировался в обществе.
Судебное представительство было известно в России еще с очень давних времен, однако настоящей адвокатуры тогда еще не было. Это объяснялось тем, что верховенство следственного процесса делало фигуру адвоката практически излишней. Официально признавались лишь ходатаи и поверенные. Они обычно были юридически неподготовленными, а порой и просто неграмотными, часто ставили своей целью не помочь правосудию, а запутать дело, чтобы выиграть его любым путем.
Судебная реформа 1864 года
... суд заседал, открыто, причем впервые вводились прения сторон. Одним из результатов реформы было появление нового для России адвокатского сословия. Судебная реформа 1864 года явилась составной частью так называемых реформ 60-х годов, ...
Такая «профессия» была весьма непопулярной. В ходе же подготовки реформы складывалось однозначное общественное мнение об упразднении подобного рода судебных представителей. Еще со времен Екатерины II, напуганной французской революцией, в руководстве которой адвокаты занимали видное место, у российских императоров сложилось резко отрицательное отношение к идеям об адвокатуре[9].
Поэтому проект Н.Д. Будалова можно рассматривать как серьезный поворот в сторону преодоления отрицательного отношения государственной власти к адвокатуре.
Для подготовки судебной реформы в 1861 г. Н.Д. Будаловым была образована комиссия. Результатом ее работы стали «Основные положения преобразования судебной части в России», утвержденные Александром II 29 сентября 1862 г. Эти «Положения» состояли из трех частей, посвященных, соответственно, судоустройству, гражданскому и уголовному судопроизводству. В них фиксировались следующие институты: отделение суда от администрации; выборный мировой суд; присяжные заседатели в окружном суде; адвокатура; принцип состязательности.
Такое начало «Основных положений», как образование судебной части в России, легло в основу учреждения «Судебных установлений», принятых затем 20 ноября 1864 г. в виде закона. Им впервые в России учреждается адвокатура (присяжные поверенные), «без которых решительно невозможно будет введение состязания в гражданском и судебных прениях в уголовном судопроизводстве с целью раскрытия истины и предоставления полной защиты тяжущимся обвиняемым перед судом»[10].
Адвокатура, созданная в ходе этой судебной реформы, стала быстро завоевывать себе общественный авторитет. Современники поражались обилию талантливых адвокатов, их популярности у народа, росту числа «выигранных дел». Демократическое движение 60-х годов вовлекло в адвокатуру многих свободомыслящих, одаренных и образованных юристов, которые по своим убеждения вынуждены были служить самодержавию, но втайне надеялись использовать судебную власть как легальную возможность обличения пороков существовавшего строя. Адвокатура стала весьма престижной и высокооплачиваемой сферой деятельности.
Институт присяжных поверенных создавался в качестве особой корпорации, состоявшей при судебных палатах. Но она не входила в состав суда, а пользовалась самоуправлением, хотя и под контролем судебной власти. В законе определены условия, которые предъявлялись к присяжным поверенным. Фактически они совпадали с требованиями, предъявлявшимися к судьям[11].
Наряду с высшим юридическим образованием для присяжного поверенного требовался пятилетний стаж работы по юридической специальности. Но введены и ограничения. Присяжными поверенными, в частности, не могли быть:
- а) лица, не достигшие 20-летнего возраста;
- б) иностранцы;
- в) граждане, объявленные несостоятельными должниками («банкротами»);
- г) люди, состоявшие на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимавших почетные или общественные должности без получения жалованья;
- д) граждане, подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;
- о) лица, состоявшие под следствием за преступления или проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, а также те, которые были под судом за такие действия и не оправданы судебными приговорами;
- ж) исключенные из службы по суду или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ или дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;
- з) те, кому по суду были воспрещены хождения по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных заседателей[12].
Для лиц нехристианских вероисповеданий (т.н. «иноверцев») поступление в адвокатуру было ограничено рядом дополнительных условий.
Судебная система 1917 года. Колхозное право
... для них - областные суды. Во главе всей судебной системы должен - Верховный судебный контроль. 3.ИСТОЧНИКИ ПРАВАУчреждения судебных установлений - «Присяжные поверенные состоят при суде для занятия по избранию ... которые характеризуют наше советское социалистическое право. В основе колхозного права лежит общий источник советского права - диктатура рабочего класса. Колхозное право, так же как и другие ...
В каждом округе судебной палаты был учрежден совет присяжных поверенных, дана детальная регламентация его деятельности.
Совет присяжных образуется в каждом округе судебной палаты для «правильного и успешного надзора» за всеми присяжными поверенными. Он совмещал обязанности административного и судебного характера. Осуществлял наблюдение за точным исполнением присяжными поверенными своих обязанностей, исполнением ими законов, установленных правил и всего прочего в интересах доверителей[13] .
Установлен порядок образования совета. Он мог создаваться при наличии не менее 20 присяжных поверенных округа судебной палаты. Число членов совета — «не менее 5 и не более 15, по решению общего собрания»[14].
Предусматривалась ежегодная отчетность совета о его деятельности перед общим собранием, а также устанавливались полномочия общего собрания.
Предусматривалась возможность избрания отделений совета присяжных при окружном суде. Это делалось в тех случаях, когда в каком-либо городе, в котором хотя и не было судебной палаты, работало более 10 присяжных поверенных.
В 1889 г. в рамках судебной контрреформы было приостановлено создание отделений присяжных поверенных. И в тех местностях, где не было советов присяжных поверенных, контроль за их деятельностью возлагался на судебные органы.
«Шаг этот — весьма прискорбный, — писал И.Я. Фойницкий, — ибо для суда, своими занятиями обремененного, надзор за присяжными поверенными и охранение достоинства этого института гораздо труднее, чем для членов совета из среды самих присяжных.., но в корне нарушает независимость адвокатуры и задерживает ее естественное развитие»[15].
Предусматривалось и правовое положение совета присяжных поверенных. Так, к обязанностям и правам совета присяжных поверенных относились:
- а) рассмотрение прошений желающих «приписаться» к числу присяжных поверенных, или выйти из этого звена, и сообщение судебной палате о приписке их или отказе в этом;
- б) рассмотрение жалоб на действия присяжных поверенных, наблюдение за точным исполнением ими законов и установленных правил;
- в) назначение поверенных по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности;
- г) определение количества вознаграждения поверенному по таксе, в случае несогласия по этому предмету между ним и тяжущимся, или когда не было заключено между ними письменного условия;
- д) определение взыскания с поверенных как по собственному предусмотрению совета, так и по жалобам, поступающим в совет[16].
Кроме того, совет присяжных поверенных имел право подвергать их дисциплинарным наказаниям:
1) предостережение;
2) запрещение отправлять обязанности поверенного в продолжении определенного советом срока, но не более 1 года;
Деятельность адвоката в суде присяжных
... адвоката в ходе проведения следственных действий. Но из этого «круга» необходимо выбраться в целях, в первую очередь, совершенствования юридической помощи оказываемой адвокатами. Стратегия деятельности адвоката-защитника по уголовному делу, ... нотариусами, патентными поверенными (за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат), индивидуальными предпринимателями ...
3) исключение из числа присяжных поверенных;
4) предание уголовному суду в случаях, особенно важных. Специально оговаривалось и то обстоятельство, что исключенные из числа присяжных поверенных лишаются права поступать в это звание во всем государстве. Если присяжному поверенному запрещалось два раза временно отправлять его обязанности, в случае его новой вины, которую совет признает заслуживающей такого же взыскания, он исключается советом из числа поверенных[17].
Ни одно из упомянутых взысканий не может быть назначено советом без предварительного истребования от провинившегося объяснений в определенный советом срок. При отказе предоставить объяснения или из-за неявки его в назначенный срок без уважительных причин совет заочно выносит постановление на основании имеющихся у него сведений и известных ему обстоятельств.
Никакое постановление совета присяжных поверенных не может иметь силы, когда в нем участвовало менее половины членов совета. При равенстве голосов голос председателя дает перевес тому мнению, которое им принято. Но взыскания могут быть определены советом только по числу двух третей голосов.
На все постановления совета, кроме предостережения или выговора, могли быть принесены жалобы в судебную палату, в двухнедельный срок со времени объявления этих постановлений. Протесты прокуроров допускались в тот же срок. Определения палаты по этим жалобам и протестам были окончательными.
Все постановления относятся в равной мере как к советам, так и к отделениям совета присяжных поверенных. В последнем случае обжалование производится в местный окружной суд.
Был определен и порядок поступления в число присяжных поверенных. «Желающий должен подать о том прошение в совет поверенных». К прошению прилагались все документы, необходимые для установления в том, что проситель удовлетворяет условиям, требуемым для поступления в присяжные поверенные. После того как совет присяжных поверенных принял решение о принятии данного лица, тот должен дать присягу по правилам своего вероисповедания. Интересен и сам текст присяги:
«Обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, перед святым его Евангелием и Животворящим Крестом Господним Его Императорскому Величеству Государю Императору, Самодержцу Всероссийскому, исполнять в точности и по крайнему моему разумению законы империи, не писать и не говорить на суде ничего, что могло бы клониться к ослаблению православной церкви, государства, общества, семейства и доброй нравственности, но честно и добросовестно исполнять обязанности принимаемого мною на себя звания, не нарушать уважения к судам и властям и охранять интересы моих доверителей или лиц дела которых будучи на меня возложены, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ перед законом и перед Богом на страшном суде его. В удостоверение сего целую слова и крест спасителя моего. Аминь»[18].
Принятие лиц нехристианских вероисповеданий допускалось лишь с разрешения Министерства юстиции.
Были описаны права и обязанности присяжных поверенных. Они «могут принимать на себя хождение по делам во всех судебных местах округа судебной палаты, к которой они приписаны» (ст.383).
Особенности подготовки отдельных категорий гражданских дел к ...
... и др.). Практическая значимость, Структура работы. Глава 1. Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству как стадия гражданского процесса 1.1 Особенности судебного разбирательства по гражданским делам Судебное разбирательство является основной стадией гражданского судопроизводства, в ходе которой наиболее ...
Присяжный поверенный, назначенный для производства дела советом, не может отказаться от исполнения данного ему поручения, не предоставив достаточных для этого причин. Присяжный поверенный также не может действовать в суде в качестве поверенного против своих близких родственников. Он не может также быть поверенным в одно и то же время у обеих спорящих сторон. Переходить по одному и тому же делу последовательно от одной стороны к другой. Обязывали присяжного поверенного не оглашать тайн своего доверителя не только во время производства, но и даже после окончания дела.
Положения Судебных Установлений свидетельствуют о том, что присяжные поверенные не были государственными служащими. Поэтому на них не распространялось чинопроизводство. Не имели они и права на служебные знаки отличия. Присяжные поверенные — это установленные в государственных интересах лица свободной профессии. Они были независимы от суда в своих действиях по ведению уголовных и гражданских дел, подчинялись только для них предусмотренному особому дисциплинарному порядку[19].
ответственность
Уголовная ответственность
а) злонамеренное превышение пределов полномочий и злонамеренное вступление в сношение или сделки с противниками своего доверителя во вред ему;
- б) злонамеренная передача или сообщение противнику своего доверителя документов[20].
Присяжные поверенные подлежали также уголовному наказанию за оскорбление суда или участвующих в деле лиц (в судебных речах или бумагах).
Дисциплинарная ответственность, Гражданская ответственность
Введение в действие судебных уставов обнаружило явно недостаточное количество присяжных поверенных. Вследствие этого образовалась своеобразная, не упорядоченная законом, частная адвокатура в лице всевозможных ходатаев по делам, как правило, гражданским. Возникла необходимость в ее законодательной регламентации.
Присяжными поверенными не могли быть:
1) лица, не достигшие 25 лет;
2) иностранцы;
3) объявленные несостоятельными должниками;
4) состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимающих почетные или общественные должности без жалованья;
5) подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;
6) состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, и те, которые находясь под судом за такие преступления или проступки, не оправданы судебными приговорами;
7) исключенные из службы по суру или из духовного ведомства за пороки или же из обществ и дворянских собраний по приговорам тех же сословий, к которым они принадлежат;
8) те, коим по суду воспрещено хождение по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных поверенных.
По толкованию Сената, не могли быть присяжными поверенными, а также их помощниками, лица женского пола. Это была явная дискриминация.
Следует признать неправильным и то, что российское законодательство, в отличие от иностранного, не разрешило профессорам, ведущим курс юридических наук, заниматься адвокатской практикой, приравнивая их к лицам, состоящим на государственной службе.
Профессор Фойницкий выступал против такого положения. Он утверждал, что «в адвокатском труде профессора юридических факультетов находили бы богатый практический материал для теоретической подготовки, что содействовало бы сближению между школой и жизнью»[21].
Присяжные поверенные могли принимать на себя ведение любых дел, как уголовных, так и гражданских. Но ни в одних, ни в других делах они были не единственными правозащитниками. В гражданских процессах, кроме них, вести дела тяжущихся могли также частные поверенные, а в уголовных делах — и близкие родственники.
Кроме того, по делам, находящимся в производстве мировых судей, к ведению дел допускались все правоспособные граждане, но не более как по трем делам в течение года в пределах одного и того же мирового округа.
По уголовным делам присяжные поверенные принимали на себя защиту подсудимых либо по соглашению с ними, либо по назначению председателя суда.
В уголовных делах, подлежащих ведению общих судебных учреждений, часто практиковалось назначение официальных защитников. По просьбе подсудимого председатель суда назначал ему защитника из состоящих при суде присяжных поверенных, а за недостатком этих лиц — из кандидатов на судебные должности людей, известных председателю по своей благонадежности.