Лицензионный договор дипломная работа

Дипломная работа

Актуальность и новизна темы исследования обусловлена следующими положениями. Важным средством правового урегулирования имущественных и неимущественных отношений в сфере интеллектуальной собственности является договор. Договор — это соглашение двух или большего числа лиц об осуществлении определенных действий и установлении регулирующих такие действия взаимных прав и обязанностей, исполнение которых обеспечивается всеми мерами государственно- организационного принуждения. Он служит основанием обязательств сторон, возникающих из установленных ими прав и обязанностей. Предусмотренные соглашением права и обязанности касаются только участников договора и не обязательны для других лиц, если иное не установлено законом или соглашением с третьими лицами.

Использование произведения автора другими лицами (пользователями) осуществляется на основании авторского договора, кроме случаев, специально указанных законом. Договорная форма использования произведений в большей степени, чем какая-либо другая, обеспечивает реализацию и охрану как личных, так и имущественных прав автора. Отвечает она и интересам пользователей, поскольку они приобретают определенные права по использованию произведений, которых не имеют другие лица, и в связи с этим могут окупить свои затраты по воспроизведению и распространению произведений и получить прибыль.

По существу, понятие «авторский договор» эквивалентно понятию «лицензионный договор». Лицензионными называется большинство соглашений о предоставлении права использования интеллектуальной собственности. Суть этих соглашений заключается в одном и том же — обладатель исключительных прав на объект интеллектуальной собственности предоставляет это право для использования третьим лицам. 1

Новизна исследуемой темы также обусловлена принятием части IV Гражданского кодекса РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», вступившей в силу с 1 января 2008 года 2 . То есть, первого кодифицированного нормативно-правового акта в истории российского законодательства, решившего проблему разобщённости правовых норм, регулирующих объекты интеллектуальной собственности с расширением защиты за счёт новых видов интеллектуальных прав, ранее не охранявшихся вовсе. Хотя часть Четвёртая Гражданского кодекса РФ текстуально в значительной части повторяет положения ранее действующих законодательных актов по вопросам интеллектуальной собственности, в том числе положения Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», однако имеется также ряд нововведений, породивших доктринальную полемику среди цивилистов.

12 стр., 5559 слов

Права авторов. Международная торговля лицензиями на объекты интеллектуальной ...

... промышленной собственности, которая в совокупности с авторскими правами составляет понятие интеллектуальной собственности. В современном обществе не менее важно и заключение предлицензионного договора. При подготовке и заключении договоров о передаче объекта интеллектуальной собственности весьма ...

Законопроект части IV Гражданского кодекса РФ создавался группой разработчиков во главе с профессором Маковским А.Л., руководителем Исследовательского Центра частного права при Президенте РФ. Долгожданный законопроект такой важности представлял депутатам Государственной Думы лично тогда Первый вице-премьер, а в настоящее время Президент РФ Дмитрий Медведев, который назвал этот документ Конституцией для участников рынка интеллектуальной собственности.

Объект данного исследования составляют гражданско-правовые отношения, возникающие в процессе передачи исключительных прав автора по лицензионному договору. Предметом являются нормы, опосредующие правовое регулирование отношений по заключению, исполнению и прекращению авторского (лицензионного) договора.

Цель данной работы — всесторонний теоретический и практический анализ института лицензионного договора и связанных с ним правоотношений.

В соответствии с этой целью необходимо решить следующие задачи:

1. Определить особенности объекта лицензионного договора;

2. Выявить правовую природу авторского договора и определить его основные виды;

3. Изучить особенности передачи по лицензионному договору авторских прав;

4. Рассмотреть особенности договора авторского заказа;

5. Определить проблемы передачи по лицензионному договору прав на средства индивидуализации;

6. Изучить особенности авторских договоров по передаче прав на компьютерные программы и проблемы использования открытых лицензий;

7. Выявить проблемы передачи по авторскому договору секретов производства (ноу-хау).

8. Произвести анализ судебной практики по делам о нарушении условий лицензионных договоров.

Цели и задачи работы определяют её структуру. Работа состоит из двух логически связанных между собой глав, введения и заключения. Главы разделены на шесть параграфов. Выводы по теме исследования и положения, выносимые на защиту, сосредоточены в заключительной части. Анализ судебной практики не сосредоточен в одном параграфе, а производится в каждой части второй главы по отдельным вопросам.

В качестве теоретических источников при подготовке работы были использованы труды известных ученых-правоведов, таких как: Дозорцев В.А., Еременко В.И., Садиков О.Н., Подшибихин Л.И., Симкин Л.С.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Спорным является возможность широкого применения договора коммерческой концессии к передаче объектов права интеллектуальной собственности. Лицензионный договор о передаче права на использование товарного знака, равно как и договор коммерческой концессии, подлежит регистрации в Роспатенте. Согласно новой редакции п. 2 ст. 1028 ГК РФ из закона изъята норма о необходимости регистрации договора коммерческой концессии в органе, осуществившем регистрацию правообладателя (налоговом органе).

    Более того, в соответствии с новым п. 4 ст. 1027 ГК РФ к договору коммерческой концессии применяются все правила ГК РФ о лицензионном договоре. Таким образом, часть четвертая ГК РФ делает единственным отличием договора коммерческой концессии от лицензионного договора объект договора. В договоре коммерческой концессии объект — это комплекс исключительных прав, а в лицензионном договоре — право пользования объектом интеллектуальной собственности. Вместо сохранения довольно спорной конструкции договора коммерческой концессии логичнее было бы предусмотреть возможность заключения особого лицензионного договора, допускающего одновременную передачу правообладателем различных видов принадлежащих ему прав на результаты интеллектуальной деятельности.

  2. Нормы, регламентирующие договор передачи ноу-хау, должны подчиняться нормам Раздела III ГК РФ «Общая часть обязательственного права», но на них не должно распространяется действие норм, устанавливающих порядок распоряжения исключительными правами части четвёртой ГК РФ. Термин «лицензия» применим к договору о передаче ноу-хау лишь в том смысле, что при передаче материалов, содержащих ноу-хау, его обладатель раскрывает существо ноу-хау, т.е.
    6 стр., 2870 слов

    Защита прав на коммерческую тайну

    ... ее конфиденциальности. ГЛАВА 1. ЗАЩИТА ПРАВ НА КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ 1.1 Понятие и признаки коммерческой тайны В ст.3 Федерального Закона «О коммерческой тайне» О коммерческой тайне: Федеральный закон от ... коммерческой тайне в рамках заключенного трудового договора. Во всех трех перечисленных случаях нарушение режима коммерческой тайны может состоять либо в ее разглашении (в том числе в виде передачи ...

    предоставляет своеобразную «лицензию на ознакомление». Однако такая «лицензия» не является способом передачи исключительного права на ноу-хау в силу отсутствия такового. Распространенный на практике договор «смешанной» лицензии, соединяющий признаки лицензионного договора и договора о передаче ноу-хау, позволяет квалифицировать договоры «смешанной» лицензии и договоры о передаче ноу-хау как различные типы самостоятельного класса договоров о приобретении и использовании исключительных прав и ноу-хау.

  3. Вопросом, так и не решенным в Гражданском кодексе, является определение ответственности сторон в рамках лицензионного договора. Если вопрос о возможной ответственности лицензиата решается просто уже в силу того, что его обязательства явно выражены — перечислять лицензионные платежи, осуществлять определенные действия по использованию соответствующего объекта и т.п., то этого нельзя сказать по отношению к лицензиару — какую ответственность он должен нести перед контрагентом. Ответить на этот вопрос можно только исходя из определения правовой сути лицензионного договора как средства передачи права. Поскольку обязательством обязанностью лицензиара является предоставление права, то и ответственность лицензиара будет наступать за все возможные недостатки этого права (невозможность осуществления в силу того, что это право оспаривается третьими лицами; досрочное прекращение действия документа, являющегося основанием для возникновения права и т.п.); при этом, поскольку в отношении лицензионного договора не установлено иное, к обязательствам сторон должны применяться общие нормы ГК об ответственности за нарушение обязательств.

Глава 1. Понятие и содержание института лицензионного договора

1.1 Правовая природа лицензионного договора

Исключительное право состоит из двух основных правомочий: правомочия использования и правомочия распоряжения. Причём, правомочие распоряжения имеет первостепенное значение в современных экономических и социальных условиях России. Договорная форма использования произведений в большей степени обеспечивает реализацию и охрану как личных, так и имущественных прав автора. Отвечает она и интересам пользователей, поскольку они приобретают определённые права по использованию произведений, которых не имеют другие лица, и в связи с этим могут окупить свои затраты по воспроизведению и распространению произведений и получить прибыль.

22 стр., 10501 слов

По предмету «Право» : «Договор дарения»

... АСПЕКТЫ 1.1. ИСТОРИЯ Договор дарения является одним из старейших договоров гражданского права. Еще со времен римского права дарение признавалось одним из оснований возникновения права собственности. В римском праве, под дарением, признавался договор, по которому ...

Следует согласиться с мнением, что «если бы авторское законодательство признавало бы за первыми правообладателями только одно право самостоятельно осуществлять принадлежащие им права, экономическая сущность копирайта была бы невелика… Именно поэтому авторские права наделяются стоимостной, имущественной природой, что позволяет правообладателю распоряжаться ими по собственному усмотрению, чаще всего — путём заключения договора об их уступке (передаче) или лицензионного соглашения» 3 .

Современному правосознанию свойственен подход к произведениям и объектам смежных прав как к товару. Следствием этого является распространение доктрин, допускающих широкий спектр сделок с исключительными правами, в том числе и полное отчуждение исключительного права на произведение.

Ныне действующая часть IV Гражданского кодекса РФ от закрепления развёрнутого определения лицензионного договора отказалась, впрочем, как и предшествующее законодательство об интеллектуальной собственности. Однако, анализ её норм позволяет сформулировать следующее определение: по авторскому договору автор передаёт или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами, либо в полном объёме.

Анализируя лицензионный договор, все специалисты подчёркивают его гражданско-правовой характер и указывают на его самостоятельность в ряду других гражданско-правовых договоров, что также подтверждается систематизацией ранее разобщённых норм, регулирующих правоотношения в сфере интеллектуальной деятельности, в отдельную часть Гражданского кодекса РФ. Данный вывод имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В частности, он означает, что на авторские договорные отношения распространяются как общие положения гражданского права, например, правила о формах и условиях действительности сделок, так и соответствующие нормы обязательственного права, касающиеся, например, порядка заключения и исполнения договоров, ответственности за их нарушение и так далее.

По общему правилу, авторский договор носит консенсуальный, взаимный и возмездный характер. Вместе с тем не исключены реальные, односторонние и безвозмездные авторские договоры 4 .

В российской юридической науке на протяжении многих лет продолжается спор о природе лицензионного договора. Суть разногласий сводится к вопросу о том, уступает ли автор контрагенту свои права на произведение или лишь разрешает его использование на определённых условиях (лицензионный договор).

В этой связи в литературе выдвинуты и подробно обоснованы теория уступки (передачи) и теория разрешения, каждая из которых имеет своих сторонников и пропагандистов.

Таким образом, традиционно основной вопрос при изучении авторских договоров сводится к решению проблемы определения предмета указанных договоров – уступка прав или выдача разрешений. Различие между уступкой права и выдачей разрешения на использование (лицензии) сформулировано ещё Г.Ф. Шершеневичем. Имеется и компромиссная точка зрения, согласно которой один тип авторского договора, а именно договор о передаче произведения для использования, не предусматривает уступки авторских прав, а лишь разрешает использование произведения; второй же тип авторского договора, т.е. авторский лицензионный договор, может включать передачу авторских прав пользователю. В настоящей работе нет необходимости подробно останавливаться на анализе достоинств той или иной теории и приводимых аргументах, тем более что в литературе данный вопрос получил более чем достаточное освещение 5 . Отметим лишь, что в настоящее время, в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране, перестройкой законодательства и освобождением юридической науки от многих идеологических догм, доводы сторонников теории разрешения, состоявшие в основном в обосновании особой социалистической природы авторского права в советском праве, а также существовавшем ранее запрете на самостоятельное воспроизведение и распространение произведений самими авторами, оказались совершенно несостоятельными.

27 стр., 13292 слов

Имущественные права автора произведения

... работы является авторское право Российской Федерации, а объектом исследования – личные имущественные права авторов произведений. Целью дипломной работы является исследование сущности и особенностей имущественных прав авторов и ... лишь наиболее общие случаи использования пpоизведений. 1.1. Право на воспроизведение Авторское право зародилось (в Великобритании) как право на изготовление копий книг, ...

Ныне действующее законодательство в сфере авторского права неоднократно прямо подчёркивает возможность перехода (передачи) права на использование произведения от автора к другим лицам и, как представляется, достаточно однозначно решает вопрос о природе авторского договора.

Новое авторское законодательство не предусматривает существования каких-либо типовых авторских договоров, которые были до недавнего времени неотъемлемой чертой советского авторского законодательства (типовой издательский договор на литературные произведения, типовой издательский договор на произведения изобразительного искусства, типовой издательский договор на музыкальные произведения, имеющих силу подзаконных актов), а исходит из принципа свободы авторского договора. В этой связи все названные выше типовые авторские договоры утратили свою обязательную юридическую силу.