Становление негосударственного образования в Российской Федерации
проходит в сложных экономических, политических и социальных условиях.
Однако, несмотря на трудности, а также противоречивое отношение как со
стороны отдельных административных структур, руководства некоторых государственных вузов, так и представителей социальных групп населения, негосударственное высшее образование развивается.
В условиях перехода к рыночным отношениям произошла перестройка
системы высшего образования, поскольку изменились потребности общества и
отраслей экономики в количестве, качестве и профиле специалистов с высшим
образованием, однако система государственного высшего образования оказалась
к этому неготовой.
В то же время негосударственные вузы оперативно отреагировали на новую
ситуацию в обществе. Именно они смогли перестроить свою систему подготовки
специалистов и ввести новые дисциплины (налоги и налогообложение, сервис,
менеджмент, бюджетное право и т.д.).
Безусловно, что стимулом для создания негосударственных вузов послужила демократизация общества: творческие люди начали создавать авторские школы, студенты получили возможность выбора вуза, поскольку негосударственные высшие учебные заведения создали определенную конкуренцию государственным вузам.
Важно также отметить, что негосударственные вузы одни из первых дали
возможность людям, уже имеющим высшее образование, получить и второе
образование, а высшее образование в регионах приблизилось к потребителю.
Система негосударственного высшего образования России переживает
переходный период, и осуществление важных изменений в концепции роли негосударственных высшей школы повлекло за собой множество проблем как
для самих вузов, так и для их государственного регулирования.
Поэтому уровень организационной деятельности государства является
одним из важных факторов, определяющих реальное положение дел в сфере
образования.
Актуальность темы исследования определяется тем, что правовой статус
негосударственных вузов, функционирующих уже свыше десяти лет в России,
фактически не определен. Причиной тому является отсутствие нормативной
базы, четко закрепляющей статус данных учреждений. Основные законы об
образовании и высшем профессиональном образовании в большей степени
содержат нормы, определяющие правовое положение, порядок организации и
Расходы на образование
... образования» Система образования состоит из государственных и негосударственных образовательных и воспитательных заведений и включает: дошкольное воспитание; общее среднее образование; внешкольное обучение и воспитание; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; ... части бюджета выделяются следующие статьи: расходы на оплату труда; начисления ...
функционирования только государственных и муниципальных вузов.
Последние имеют многие приоритеты перед негосударственными вузами:
собственную материально-техническую базу, ряд подзаконных актов,
предоставляющие им большие преимущества перед негосударственными
вузами; имидж государственного вуза, что в современных условиях порой
становится решающим фактором для многих абитуриентов и их родителей в
выборе места учебы. Поэтому, для нормального функционирования
негосударственных вузов им необходимы дополнительные условия и гарантии со
стороны государства. Определение административно-правового статуса
негосударственного вуза в настоящее время продиктовано реалиями времени.
Отношение в обществе к вузу в максимальной степени определяется статусом
его учредителя. Поэтому возникает необходимость исследования всех аспектов,
характеризующих полномочия вуза.
Однако существующая на сегодняшний день система управления образованием практически не способна осуществлять эффективное руководство в
сфере негосударственного образования. Отсутствие специальных полномочий в
компетенции органов управления не дает возможности надлежащего
регулирования негосударственного высшего образования. В связи с этим изучение статуса негосударственных образовательных
учреждений является весьма актуальным и востребованным современным
обществом.
Степень научной разработанности темы. В настоящее время в
юридической науке практически нет работ, рассматривающих в комплексе все
аспекты административно-правового статуса негосударственных высших
учебных заведений.
В тоже время, вопросам правового регулирования образования уделяли
внимание В.В. Герчиков, Г.А. Дорохова, А.Е. Иванов, Н.Г. Салищева,
Г.С.Сапаргалиев, В.М. Сырых, СИ. Штамм, Е.Б. Куркин и некоторые другие.
Непосредственно деятельность высших учебных заведений рассматривали
такие ученые, как Н.С. Барабашова, СВ. Барабанова, В.В. Грачев, И.Е. Ильичев,
СА. Караулов, В.Г. Кинелев, Ю.Г. Татур, В.И. Шкатулла и ряд других.
Вместе с тем, полагаем указанные и другие работы не могут восполнить
имеющийся пробел в освещении такой важной проблемы, как правовой статус
негосударственных высших учебных заведений.
Объектом исследования является деятельность негосударственных
высших учебных заведений.
Предметом исследования выступают общественные отношения,
регулирующие деятельность негосударственных высших учебных заведений.
Цель исследования заключается в изучении механизма правового
регулирования деятельности негосударственных высших учебных заведений.
Данная цель достигается путем решения следующих задач:
1. изучить исторический аспект негосударственного высшего образования
в России;
2. изучить понятие и элементы правового статуса негосударственных
Формирование физической культуры личности курсантов высших учебных ...
... стать отправной точкой деятельности учащейся молодежи в области физической культуры в высших учебных заведениях (М.Я. Виленский, В.П. Лукьяненко, Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, Н.И Пономарев). ... представляет собой значительную и жизненно необходимую часть общей физической культуры личности сотрудника МВД. Прикладная направленность физической подготовки выражена в перечне необходимых упражнений, ...
высших учебных заведений;
3. рассмотреть нормативно-правовое регулирование деятельности
негосударственных высших учебных заведений в РФ;
4. обобщить компетенцию федеральных органов государственной власти и
субъектов РФ по регулированию статуса негосударственных вузов;
5. изучить государственный контроль в сфере негосударственного высшего
образования;
6. выявить проблемы и перспективы развития негосударственных вузов в
условиях современной России.
Методология исследования. Характерным для данного исследования
стало применение таких методов исследования, как исторического,
компаративного, логического, систематического и ряда других.
Исторический метод дал возможность анализа истории развития негосударственных вузов в России и роли органов государственного управления в
регулировании их деятельности.
Компаративный метод был задействован при осуществлении сравнения
федерального законодательства об образовании и законодательства субъектов
Федерации, а также при сравнении норм, определяющих компетенцию
федеральных органов управления образованием и органов управления образованием субъектов Федерации.
Логический метод использовался при анализе административно-правовой
нормы при помощи законов, закономерностей и правил логики.
Систематический метод применялся при анализе норм образовательного
законодательства в их взаимосвязи с правовыми нормами административного,
трудового, гражданского законодательства.
Научная новизна темы исследования заключается в том, что в нем на
основе действующих нормативных источников предпринята попытка
комплексного анализа правового положения негосударственных вузов в РФ;
исследована система и структура органов управления образованием, как на
федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации; исследованы
вопросы государственного контроля за качеством образования и перспективы
его усовершенствования.
Практическая значимость данного научного исследования заключается в
том, что оно посвящено важной как в теоретическом, так и в практическом
плане проблеме правового регулирования статуса негосударственных высших
учебных заведений, удельный вес которых в современной России значителен.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, трех глав,
заключения и списка использованных нормативных актов и литературы.