На формирование норм указанного института значительное влияние оказало развитие научного и технического прогресса. Изначально признавалось ограниченное право на использование произведения в личных целях, для целей цитирования, а также в качестве иллюстраций образовательного процесса. В связи с развитием репродуцирующего оборудования библиотекам, архивам и другим социально-значимым учреждениям были предоставлены правомочия на воспроизведение произведений методом репрографии и фотокопированием. Новый виток развития информационных технологий и сети Интернет привел к формированию норм, предусматривающих права на использование произведений в цифровой форме для социально-значимых целей, в том числе случаи сетевой доставки произведений, и обхода технически средств защиты.
За последнее десятилетие произошли существенные изменения в структуре всей информационно-библиотечной системы, были введены новые формы и методы комплектования библиотечных фондов, произошла смена приоритетов в области информационной деятельности. Все это способствовало стремительному росту образовательных электронных ресурсов в российском интернет — пространстве, что в корне изменило систему организации хранения и доступа к информации, в том числе в сфере научной и образовательной литературы.
Многие библиотеки вузов на бюджетные средства оцифровывают книги из своих фондов, причем не только собственно вузовскую литературу, но и охраняемые книги российских, а зачастую и зарубежных издательств, помещают оцифрованные издания в так называемый межвузовский обменник и разрешают бесплатное использование своим студентам и студентам вузов-партнеров, закрывая при этом доступ к контенту внешним пользователям. Между тем такие действия должны осуществляться с соблюдением законодательства РФ, а также международных соглашений РФ в области интеллектуальной собственности.
Эксперты прогнозируют рост популярности электронных книг, в том числе научно-образовательной тематики. Как отмечают специалисты, в настоящее время в России фонды библиотек активно пополняются электронными изданиями, подписка на полнотекстовые ресурсы начинает превалировать над печатными аналогами, и уже практически ни у кого нет сомнений в перспективности использования в научных, специальных и публичных библиотеках электронных изданий и коллекций, различных библиографических, реферативных и полнотекстовых баз данных.
Таким образом, очевидно, что вопросы правового регулирования ограничений авторских прав актуальны и играют важную роль в процессе нормативного обеспечения гармоничного баланса между правами авторов и правообладателей с одной стороны и интересами общественности с другой.
Технические средства защиты авторского права в Интернете
... чтобы устранить ограничения использования произведения, установленные путем применения технических средств защиты авторских прав; - изготовление, ... авторских и смежных прав в Интернете традиционными способами необходима и возможна путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. Сеть Интернет создала очень важные новые технические возможности коммуникации, в том числе ...
В ходе настоящего исследования были использованы международные конвенции по охране авторских прав, в которых Российская Федерация принимает активное участие и членом коих является. Теоретическую основу исследования составили труды таких известных авторов как М.В. Гордона, В.М. Серебровского, А.П. Сергеева, Э.П. Гаврилова, А.Л. Маковского, И.В. Свечниковой, Е.А. Суханова и других ученых.
Целью данного исследования является выявление проблем ограничения авторских прав возникающих при свободном использовании объектов авторских прав, а также предложение возможных путей по их устранению.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи :
- рассмотреть понятие авторского права и его особенности;
- исследовать правовую природу исключительного права на объекты авторского права;
- дать характеристику основных случаев ограничения авторских прав;
- выявить проблемы ограничения авторских прав в каждом отдельном случае.
Предмет исследования
Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, возникающие в связи со свободным использованием объектов авторских прав.
Методологическая основа работы.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость состоит в возможности использования материалов исследования в учебном процессе при преподавании курса авторского права, а также для проведения дальнейших исследований. Практическая значимость состоит в том, что результаты и предложения, изложенные в настоящем исследовании, могут быть использованы для совершенствования действующего отечественного законодательства в области авторского права.
Структура и объем работы
1. Теоретические основы ограничения авторских прав
1.1 Понятие и особенности авторского права
Отношения, связанные с возникновением и осуществлением прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации входят в предмет регулирования гражданского права. Содержащиеся в четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (далее по тексту ГК РФ)[4] нормы, отдельные законы и развивающих их положения подзаконные акты, образуют в совокупности подотрасль гражданского права — право интеллектуальной собственности. Право интеллектуальной собственности стоит в одном ряду с такими подотраслями, как охрана личных неимущественных прав, право собственности, обязательственное и наследственное право.
Данная подотрасль имеет общую часть, представленную главой 69 Гражданского кодекса, которая содержит нормы общего характера, и специальную часть, состоящую из глав с 70 по 77, посвященных правовой охране отдельных объектов интеллектуальной собственности.
С учетом общности ряда объектов интеллектуальной собственности, структуры части четвертой ГК РФ, а также сложившейся системы международных нормативно — правовых актов право интеллектуальной собственности подразделяется на четыре относительно самостоятельных института. Каждый из этих институтов, несмотря на наличие целого ряда общих моментов и тесную взаимосвязь, имеет присущие лишь ему черты, задачи, а иногда и принципы, которые находят свое отражение в закрепленных ими нормах.
Реферат рынки организации и права собственности
... этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. Для осуществления сделки необходимы ... рынка конкурирующая организация может использовать для выпуска аналогичной продукции более совершенную технологию производства. При изучении экономики предприятий важно рассмотреть, какие функции выполняют рынок и ...
В первую очередь, в праве интеллектуальной собственности выделяется институт авторского права и смежных прав.
Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей[30].
В субъективном смысле авторское право — те имущественные и личные неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения науки, литературы и искусства[45].
Последними считаются только такие результаты творческой деятельности, которые представляют собой определенную «совокупность идей, мыслей и образов»[44 — c.32], определенный «комплекс идей и образов, получивший свое объективное выражение в готовом труде»[31 — c.59]. Иными словами, произведениями науки, литературы и искусства являются лишь такие творческие достижения, которые имеют свою внутреннюю структуру, форму и содержание и признаются таковыми в соответствующих областях научного, литературного и художественного творчества.
Поскольку же действующее авторское законодательство само понятие «произведение» не определяет, оно должно трактоваться так, как это принято в науковедении, литературоведении и теории искусства.
Наиболее удачным представляется доктринальное определение произведения, сформулированное в 1956 году В.И. Серебровским: «Произведение — это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения»[44 — c.32].
В этом и иных определениях подчеркивается, что произведение есть, прежде всего, благо нематериальное, как реально существующее явление окружающего мира оно выступает в виде комплекса идей и образов. В связи с этим всегда важно различать само произведение, имеющее нематериальную сущность, и форму его воплощения, т.е. ту вещественную форму, которая является материальным носителем произведения (например, рукопись, рисунок, нотная запись и т.п.).
При этом связь произведения со своим материальным носителем может быть неразрывной.
Так, картина и скульптура как результат труда художника настолько тесно связаны с формой, в которую они облечены, что составляют с ней одно неразделимое целое. Но, несмотря на это единство, картина и скульптура выступают одновременно как объекты авторского права и как объекты права собственности.
Материальные носители произведений могут быть уникальны, но авторское право охраняет произведение как систему идей, мыслей и образов именно в связи с возможностью его воспроизведения. Поэтому авторское право на произведение сохраняется даже в случае гибели того материального носителя, в котором оно было воплощено. Конечно, практическое значение это имеет лишь тогда, когда, например, сохранилась копия или репродукция утраченного произведения искусства, когда литературное или музыкальное произведение могло быть кем-либо воспроизведено по памяти и т.д. Однако не всякое произведение как результат мыслительной деятельности человека охраняется нормами авторского права. Объектами авторского права признаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками. Такими признаками являются творческий характер произведения и объективная форма его выражения.
Имущественные права автора произведения
... Предметом исследования дипломной работы является авторское право Российской Федерации, а объектом исследования – личные имущественные права авторов произведений. Целью дипломной работы является исследование сущности и особенностей имущественных прав авторов и способы их защиты по ...
Признак творчества как критерий охраноспособности произведения в нормах законодательства также не раскрывается. В юридической литературе предпринято немало попыток определить понятие «творчество», однако дальше того, что творчество рассматривается как деятельность человека, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью [37] , дело не пошло.
Как отмечает И.А. Зенин, «творчество — субъективный критерий… Поэтому, хотя по данному вопросу написано немало статей и книг, до сих пор не удалось найти общеприемлемого критерия творческой деятельности. Следует признать, что на практике критерий творчества с полным основанием сводится к установлению факта самостоятельного создания результата интеллектуальной деятельности. Иначе говоря, творческой по общему правилу признается любая умственная деятельность, и результат этой деятельности охраняется авторским правом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования, «пиратства», плагиата (от латинского «plagiatus» — кража [47]), либо он вообще по закону не может являться объектом авторского права. То есть имеет место своеобразная презумпция творческого характера как самой умственной деятельности, так и любого из ее результатов…»[33].
В литературе справедливо отмечается, что для авторского права важен не столько творческий характер деятельности, сколько аналогичный признак ее результата.
Показателем творческого результата, по мнению большинства российских ученых, является его новизна. Новизна в данном случае рассматривается как синоним оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой идее, новой научной концепции и т.п. В этом смысле всякое творческое произведение характеризуется оригинальностью, новизной, неповторимостью и уникальностью.
Произведение как результат творческой деятельности автора становится объектом авторского права лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме. До тех пор, пока мысли и образы автора не проявились вовне, а существуют лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми и, следовательно, не существует и практической надобности в их правовой охране.
Чтобы творческий результат приобрел общественную значимость и характер объекта авторского права, он должен быть воплощен в форме рукописи или нотной записи (т.е. письменной форме), в устной форме (публичное произнесение речи, публичное исполнение музыки); в форме звуко- и видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.п.) в форме изображения (рисунок, чертеж, фотокадр и др.), т.е. в какой-либо объективной форме.
Защита прав авторов и патентообладателей
... изучение института защиты прав авторов и патентообладателей. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: Изучить понятие и сущность патентного права. Исследовать содержание авторского права. Рассмотреть ответственность за нарушение прав авторов и патентообладателей. ПАТЕНТНОЕ ПРАВО. Патентное право в объективном ...
Чаще всего в юридической литературе выделяют две основные функции авторского права. Во-первых, авторское право должно стимулировать деятельность по созданию новых произведений науки, литературы и искусства. В этих целях авторское право способствует созданию условий для занятия творческой деятельностью, обеспечивает правовое признание и охрану достигнутых результатов, закрепление за авторами прав на использование ими созданных произведений и получение доходов от них и т.д. Во-вторых, создание условий для широкого использования произведений в интересах общества. Другими словами, повышение уровня охраны авторских прав ни в коем случае не должно препятствовать использованию произведений в образовательных целях и в целях просвещения или служить препятствием в стремлении широкой аудитории читателей, зрителей, слушателей знакомиться с ними.
Перечисленные функции авторского права тесным образом связаны с его принципами. Принципы авторского права — это его основные начала, отправные идеи, обладающие универсальностью, общезначимостью и высшей императивностью. Они пронизывают содержание всей системы авторского права, предопределяют всю юрисдикционную деятельность и воплощаются в субъективных правах и обязанностях участников авторских правоотношений. Будучи незакрепленными в конкретных статьях закона, принципы авторского права выводятся из анализа всей совокупности авторско-правовых норм.
Знание принципов позволяет ориентироваться в авторском законодательстве, правильно толковать и применять на практике отдельные его нормы, а также решать вопросы, на которые нет прямого ответа в действующем законодательстве.
На современном этапе развития авторского права в содержании его норм отражены следующие основные принципы.
Во-первых, свобода творчества, которая прямо закреплена в ст. 44 Конституции Российской Федерации. Принцип свободы творчества, лишь недавно наполненный реальным содержанием, пронизывает все законодательство в области авторского права и конкретизируется в целом ряде его норм. Так, данный принцип несовместим с цензурой произведений науки, литературы и искусства. В настоящее время цензура в Российской Федерации запрещена в законодательном порядке.
«Требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, — не допускаются»[11].
Авторское право охраняет все произведения науки, литературы и искусства независимо от их назначения, достоинств и способа выражения, обеспечивая тем самым свободу творчества. В этих же целях законодательство не ограничивает круг охраняемых произведений каким-либо перечнем и охраняет любые результаты творческой деятельности, существующие в объективной форме. Авторы произведений свободны в выборе темы, сюжета, жанра и формы в которой будут воплощены создаваемые ими понятия или художественных образы, а также самостоятельно решают вопросы о выпуске своего произведения в свет, придании произведению окончательной формы и т.п.
Во-вторых, сочетание личных интересов автора с интересами общества. В авторском праве данный принцип имеет особое значение, хотя, безусловно, проявляется и в других институтах права интеллектуальной собственности и гражданского права в целом. В основе авторского права лежит признанное за автором монопольное право на использование созданного им произведения. Ничем не ограниченная монополия возможна лишь в отношении необнародованных произведений. Если же произведение с согласия автора стало доступно для всеобщего сведения, то его права на произведение уже не могут быть столь обширными, чтобы полностью игнорировать интересы других граждан и общества в целом.
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ: «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО» «АВТОРСКИЙ ДОГОВОР»
... у авторов только право на издание произведения на ограниченный издательским договором срок. Следующий этап развития российского авторского права связан с действием «Основ авторского права» 1925 и 1928 ... заключения и исполнения договоров, а также их систематизацией, делают актуальными анализ договоров на результаты творческой деятельности. Объектом исследования настоящей работы является комплекс ...
П. 2 ст. 44 Конституции Российской Федерации гарантирует не только охрану интеллектуальной собственности, но и закрепляет право членов общества на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры.
Общество в равной степени заинтересовано как в свободном доступе к произведениям, так и в их эффективной охране нормами авторского права. В этой связи за авторами закрепляется широкий круг исключительных личных и имущественных прав. Устанавливается, что произведения могут быть использованы, по общему правилу, лишь на основании договоров с авторами на согласованных с ними условиях, определены сроки действия субъективного авторского права и т.д. В то же время установлены случаи, когда произведения могут свободно использоваться указанными в законе заинтересованными лицами, что в свою очередь учитывает интересы общества.
В-третьих, неотчуждаемость личных неимущественных прав автора. Согласно законодательству, личные неимущественные права автора не могут перейти к другим лицам, и в том случае если даже автор и выразил на то свое согласие. Юридической силы подобное соглашение иметь не будет и является недействительным.
В том числе и случаи, когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, личные неимущественные права также сохраняются за автором. Этими же соображениями продиктованы нормы, которые устанавливают невозможность перехода права авторства, права на имя, права на защиту репутации автора по наследству, и что в случаях так называемого «свободного» использования произведений обязательно указание имени автора и т.д. Имущественные же права авторов могут передаваться третьим лицам в порядке наследования, по авторскому договору, а также в порядке выполнения служебного задания.
В-четвертых, свобода авторского договора.
В законодательстве закрепляются лишь возможные типы авторских договоров, указываются условия, которые в обязательном порядке должны быть согласованы сторонами, а также содержатся некоторые положения, которые защищают интересы авторов, как более слабой стороны договора.
В остальном стороны свободны в определении содержания авторского договора.
1.2 Правовая природа исключительного права на объекты авторского права
Рассмотрение исключительного права на произведение целесообразно начать с исследования его правовой природы.
Данный вопрос в науке гражданского права является дискуссионным. Так, А.П. Сергеев указывает на исключительные права как личного, так и имущественного характера[43].
И.А. Зенин к исключительным относит только имущественные права[30].
В.И. Дозорцев определяет исключительное право как имущественное, однако отмечает, что «принято выделять две группы правомочий по исключительным правам — личные неимущественные и имущественные»[32].
Основные международные нормы по защите прав интеллектуальной собственности
... охране литературных и художественных произведений, Всемирная конвенция об авторском праве и Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву. 1. Парижская конвенция об охране промышленной собственности Парижская конвенция стала одним ...
В.А. Белов также считает исключительные права имущественными по своей природе[26].
В прежней редакции ГК РФ законодатель употреблял категорию «исключительное право» в качестве синонима интеллектуальной собственности (ст. ст. 128 и 138 ГК РФ).
Разработчики IV части ГК РФ исходили из того, что категория «интеллектуальной собственности» характеризует лишь объекты рассматриваемых отношений, но не права их субъектов. «Названные права являются разнородными по своей юридической природе и в силу этого разделяются на личные неимущественные (неотчуждаемые), исключительные (имущественные и потому в принципе отчуждаемые, т.е. способные оформлять оборот «интеллектуальной собственности») и иные (например, известное «право следования», имеющее как личные, так и имущественные элементы)»[48].
Согласно ст. 1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право на произведение — это право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 Кодекса в любой форме и любым способом, не противоречащим закону (в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1270 ГК РФ).
Использованием произведения, в частности, считаются перечисленные ниже способы:
- воспроизведение произведения;
- распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;
- публичный показ произведения;
- импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
- прокат оригинала или экземпляра произведения;
- публичное исполнение произведения;
- сообщение в эфир;
- сообщение по кабелю;
- перевод или другая переработка произведения;
- практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;
- доведение до всеобщего сведения.
Воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. Следует обратить внимание на то, что воспроизведение произведения может осуществляться в любой форме, в том числе на пригласительных билетах, программках театров, меню, карте вин. Одним из способов воспроизведения является репродуцирование, под которым понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью технических средств, осуществляемое не в целях издания. Так, перевод произведения в электронный вид, например для электронной библиотеки, без согласия автора является нарушением его исключительного права.
Нарушением исключительного права на произведение является изготовление одного экземпляра произведения или более, осуществленное с контрафактного экземпляра, либо неправомерное доведение до всеобщего сведения (в том числе неправомерное размещение в сети Интернет).
Допускается без согласия автора или иного правообладателя воспроизведение, осуществляемое только гражданином и только в личных целях, под которыми по смыслу ст. 1273 ГК РФ понимается последующее некоммерческое использование соответствующего экземпляра для удовлетворения собственных потребностей или потребностей обычного круга семьи этого гражданина (который определяется судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела).
Применение авторского права в библиотеке
... часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме. Сфера действия авторского права Авторское право распространяется: на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной ... передача в эфир - последующая передача в эфир ранее переданных в эфир произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания; программа для ...
При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Исключением считается лишь случай, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения.
Распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров. Право на распространение относится как к экземплярам произведения, так и к его оригиналу. Под экземпляром следует понимать копию произведения, изготовленную в любой материальной форме. Нарушения права на распространение произведения являются одними из самых многочисленных как в гражданской, так и в уголовной правоприменительной практике.
Так, например, с учетом положений ст. 494 ГК РФ использованием исключительных прав в форме распространения является в том числе предложение к продаже экземпляра фонограммы, совершенное лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу [16].
Публичный показ произведения. То есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств. А также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Решая вопрос о том, относятся ли лица к обычному кругу семьи, необходимо учитывать родственные отношения и личные связи, периоды общения, характер взаимоотношений и другие значимые обстоятельства.
Показ произведения связан с восприятием произведения только глазами, кроме того, он статичен, что позволяет говорить о том, что данный способ применим не ко всем видам произведений.
Место следует признать открытым для всеобщего посещения, если доступ к нему возможен по желанию любого субъекта, независимо от платности такого визита или размера платы. Это могут быть музеи, галереи, вернисажи, парки, улицы, кафе, бары, рестораны, устраивающие показ аудиовизуальных произведений, и т.п.
Импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения.
Согласно действующему законодательству импорт товара — это его ввоз на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе[8].
За автором закрепляется возможность осуществлять контроль за ввозом на территорию действия его авторских прав экземпляров созданного им произведения, которые изготовлены за границей. Право на импорт является самостоятельным способом использования произведения, составляющим самостоятельное правомочие правообладателя. Импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения в Российской Федерации оригиналов или экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот на территории иностранного государства, но не вводившихся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, не подпадает под действие принципа исчерпания прав (ст. 1272 ГК).
Гражданская война в произведениях А.А. Фадеева «Разгром», ...
... произведением о гражданской войне, которое я не без труда смог достать, принадлежит А.А. Фадееву. Роман «Разгром» и поныне находится в ... вместе с тем незаметно перенимал и ... белый переворот, шла уже кровавая битва, в ... реферат, на ум пришла поговорка: «Первые впечатления – самые верные». И опираясь на это высказывание, решил фиксировать свои впечатления сразу после прочитывания целого произведения. ...
Как отмечается в Постановлении Пленума N 5/29 ни п.п. 4 п. 2 ст. 1270, ни ст. 1272 ГК РФ не препятствуют импорту оригинала или экземпляров произведения не для целей распространения[23].
Прокат оригинала или экземпляра произведения.
Право проката означает право предоставлять экземпляр произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной выгоды. Право на прокат отличается от права на распространение и является самостоятельным правомочием, входящим в состав исключительного права на произведение, и его трактовка имеет важное значение для правильного понимания его правовой природы. Проиллюстрировать применение данного положения на практике можно следующим примером.
В помещении магазина ЗАО «Мир компьютеров» (далее — общество) распространяло программы для ЭВМ, авторские права на которые принадлежат ЗАО «1С».
При продаже экземпляра программы общество вместе с кассовым чеком выдавало покупателю талон, подтверждающий проверку диска продавцом и гарантию отсутствия дефектов. Такой талон предоставлял покупателю право в течение неопределенного времени обменять диск на любой другой, а также после совершения пяти обменов — право на получение одного диска бесплатно.
ЗАО «1С» обратилось в арбитражный суд с иском к обществу о взыскании компенсации за нарушение авторских прав, полагая, что данные действия ответчика нарушают исключительное право ЗАО «1С» на сдачу программ в прокат, которое в установленном порядке ответчику не передавалось.
Ответчик иск не признал, сославшись на исчерпание правообладателем своих прав после первой продажи программ и допустимость их распространения без согласия автора и выплаты ему вознаграждения.
Суды согласились с доводами общества, в удовлетворении исковых требований отказали.
Президиум ВАС РФ указал, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, исковые требования — удовлетворению по следующим основаниям.
Исключительное право автора на использование произведения означает право осуществлять или разрешать осуществлять названные в нем действия, в том числе распространять экземпляры произведений любым способом (право на распространение).
Отношения, сложившиеся у ответчика с потребителями, свидетельствуют о том, что последние не только приобретали вещное право на экземпляр программы для ЭВМ, но и право на использование программы путем воспроизведения, то есть записи ее в память ЭВМ. Пользователь программы, купивший первый диск у общества, после обмена своего экземпляра (с доплатой) на другой приобретал право на неопределенное время (до следующего обмена) использовать новую программу. Общество же получало возможность повторно продать этот же экземпляр или передать ее новому покупателю во временное пользование (до следующего обмена).
По своему экономическому и правовому содержанию обязательства общества, изложенные в так называемом гарантийном талоне, сводились к коммерческому прокату программ для ЭВМ, который приводит к широкому копированию таких произведений, наносящему ущерб исключительному праву на воспроизведение.
Таким образом, действия ответчика представляли собой самостоятельный способ использования объекта авторских прав, нарушали ограничение принципа исчерпания прав, запрет без согласия автора распространять его произведения в коммерческих целях.
Указанные действия подлежат пресечению с выплатой правообладателю исключительных прав компенсации[19].
Еще одним примером может послужить следующий случай.
ЗАО (правообладатель) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю о взыскании суммы компенсации за нарушение исключительного права на использование программ для ЭВМ.
На компьютерах, принадлежащих индивидуальному предпринимателю, были установлены игровые программы, права на которые принадлежат истцу. Указанные компьютеры ответчиком сдавались в прокат физическим лицам.
Ответчик против удовлетворения иска возражал, так как правомерно установил программы на принадлежащие ему компьютеры и занимался сдачей в прокат не программ для ЭВМ, а компьютеров. Ответчик ссылался на ст. 626 ГК РФ, определяющую понятие проката как предоставление арендодателем, осуществляющим сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, движимого имущества за плату во временное владение и пользование. Исходя из указанного определения, в рассматриваемом случае предметом проката являются сами компьютеры.
Удовлетворяя заявленное требование, суд руководствовался следующим.
Цель сдачи в прокат компьютеров ответчиком — предоставление арендаторам возможности пользования программами для ЭВМ, на них установленными, в то время как право на осуществление действий, связанных с функционированием программы для ЭВМ, должно реализовываться непосредственно пользователями программы.
Предоставление права пользования соответствующими программами третьим лицам за плату к числу прав пользователя программы для ЭВМ не относится.
Программы для ЭВМ могут предоставляться вместе с устройством, на котором они установлены, без согласия правообладателя только в случае, если объектом проката является устройство, неразрывно связанное с установленной на нем программой (например, калькулятор, стиральная машина и т.п.).
В иных случаях право на использование программ для ЭВМ путем сдачи в прокат принадлежит правообладателю.
Компьютер и установленное на нем программное обеспечение неразрывно связанными между собой не являются.
Ответчиком не заключался договор с истцом о передаче ему исключительных прав на прокат программ для ЭВМ.
Договор с правообладателем, с условиями которого ответчик согласился при установке приобретенного программного обеспечения, не содержал указания на возможность использования программ для ЭВМ путем сдачи их в прокат. Наоборот, указано, что такое программное обеспечение запрещается предоставлять в прокат, в аренду и во временное пользование, а также использовать его для оказания сетевых услуг третьим лицам на коммерческой основе[16].
Публичное исполнение произведения — это исполнение произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и т.д.), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. При этом независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.
Лицом, осуществляющим публичное исполнение произведения (в том числе при его представлении в живом исполнении), является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, т.е. лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия. Таким образом, при использовании произведений путем публичного исполнения пользователями являются не артисты, исполняющие эти произведения, а театрально-зрелищные предприятия и организации, а также иные юридические и физические лица, в том числе продюсерские центры, дискотеки, клубы, стадионы, ассоциации и фонды, организующие публичное исполнение произведений (продюсеры) или предоставляющие место для публичного исполнения произведений (площадки).
Порядок начисления и взимания авторского вознаграждения регламентирован Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»[15].
Именно вышеперечисленные лица должны заключить договор о предоставлении им права на публичное исполнение произведения с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе и выплачивать им полагающееся вознаграждение.
Проиллюстрировать данное положение может следующий пример.
РАО обратилась в суд с иском к К. о взыскании денежной компенсации за нарушение авторских прав, сославшись на то, что 17 октября 2004 года в помещении ресторана, в котором ответчица осуществляет предпринимательскую деятельность, были публично исполнены музыкальные произведения, состоящие в программных блоках радио «Европа Плюс», без надлежащего оформления соглашения с авторами используемых произведений, чем нарушены их исключительные имущественные права. Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд пришел к выводу о том, что К. не осуществлялось незаконное публичное исполнение музыкальных произведений, посетителям ресторана лишь была предоставлена возможность прослушивания программы эфирного вещания радиостанции «Европа Плюс».
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала, что публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения — это любой показ, исполнение или сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимаются ли произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания в месте их сообщения или в другом месте одновременно с сообщением произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания.
Передача организации эфирного или кабельного вещания является объектом смежных прав таких организаций. Использование исполнения допускается при условии выплаты исполнителю вознаграждения. Право на получение вознаграждения является неотъемлемой частью исключительного права исполнителя на использование исполнения, и невыполнение этого требования должно квалифицироваться как нарушение смежных прав.
Таким образом, к публичному исполнению музыкальных произведений относится любое сообщение передач организаций эфирного вещания, включающих данные произведения, в месте, открытом для свободного посещения, которым является и ресторан.
Как установил суд, трансляция передач радиостанции «Европа Плюс» осуществлялась в помещении ресторана с использованием технических средств (музыкального центра) не для личного, а для коллективного прослушивания.
Суд не принял во внимание то обстоятельство, что публичное использование ответчиком музыкальных произведений, транслируемых радиостанцией «Европа Плюс», без заключения соответствующих договоров с авторами является неправомерным.
На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определила дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение[18].
Сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю.
Под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой.
При сообщении произведений в эфир через спутник, где под сообщением в эфир будет пониматься прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой.
Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия.
Сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции).
Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия.
Перевод или другая переработка произведения.
Возможность самому переводить произведение на другой язык или разрешать данное действие другим лицам. При этом право на перевод, переработку включает в себя возможность разрешать использовать произведение в переводе, переработке другому лицу с соблюдением авторских прав переводчика, переработчика.
В литературе неоднократно обсуждался вопрос о самостоятельности перевода — образует ли он самостоятельное произведение, имея в виду, что содержание произведения, его идеи, образы остаются неизменными (и следовательно, не является ли перевод тем же самым произведением, но в новой форме)? Так, Я.А. Канторович, выделяя отдельное регулирование перевода произведения, тем не менее определял его как «воспроизведение на ином языке, чем тот, на котором оно написано автором»[36].
Никому не запрещается осуществлять любые переводы любых произведений, но их дальнейшее использование может быть осуществлено только с согласия автора оригинального произведения.
Право на перевод литературных и художественных произведений достаточно подробно регламентируется Всемирной конвенцией об авторском праве и Бернской конвенцией об охране литературной и художественной собственности.
Переработка произведения предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего. В качестве примера можно привести следующий случай.
Кировское областное государственное унитарное предприятие «Редакция газеты «И.» обратилось в арбитражный суд с иском к редакции газеты «П.» о восстановлении авторских прав и взыскании компенсации за нарушение авторских прав. Как усматривается из материалов дела, требования истца обоснованы тем, что ответчик перерабатывал статьи, опубликованные в газете «И.», и затем публиковал их в своей газете без ссылки на первоисточник. Тем самым редакцией газеты «П.» нарушались исключительные авторские права истца. Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что имело место нарушение авторских прав истца. Сравнительный анализ спорных статей позволил сделать вывод, что ответчиком переработаны произведения истца. Все публикации газеты «П.» следуют за публикацией газеты «И.».
При этом совпадают не только информационный повод, последовательность изложения, сюжет и элементы формы, совпадают даже ошибки.
Арбитражный суд решением от 18 января 2009 года обязал редакцию газеты «П.» в ближайшем номере газеты, в объеме среднемесячного тиража на первой странице номера, шрифтом не менее 10 опубликовать объявление, что при публикации определенного перечня статей, были использованы издания газеты » И » за 2008 год. В удовлетворении же остальных исковых требований было отказано[22].
При этом право на переработку произведения как один из способов использования результата интеллектуальной деятельности может быть передано в числе иных правомочий, в рамках передачи исключительного права по договору об отчуждении исключительного права в полном объеме (ст. 1234 ГК) либо предоставлено по лицензионному договору (ст. 1235 ГК).
Также может перейти по установленным в законе основаниям без заключения договора с правообладателем (ст. 1241 ГК).
Частным случаем переработки произведения является модификация программы для ЭВМ или базы данных. Под этим понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка программирования на другой язык. Исключением является адаптация, представляющая собой внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.
Практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта.
Под архитектурным, градостроительным, садово-парковым проектами понимаются внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, за исключением проектной документации (п. 3 ст. 31.1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»)[10].
Право на практическую реализацию архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта — это право участия в реализации проекта его автора, которое не предназначено для передачи другому лицу и более подробно регламентировано в ст. 1294 ГК РФ.
Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.
Доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).
Впервые это было закреплено в ст. 8 Договора ВОИС по авторскому праву, согласно которой без ущерба положениям ст. ст. 11(1)(ii), 11bis(1)(i) и (ii), 11ter(1)(ii), 14(1)(ii) и 14bis (1) Бернской конвенции авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать любое сообщение своих произведений для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроволочной связи, включая доведение своих произведений до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведениям из любого места и в любое время по их собственному выбору.
Перечень способов использования в осуществлении исключительного права на произведение не является исчерпывающим, что объясняется возможностью появления новых способов, обусловленных развитием информационных технологий и технических средств. Следует обратить внимание на особенности осуществления перечисленных авторских правомочий, которые обусловлены, прежде всего, спецификой самих объектов авторского права.
Так, не является использованием произведения практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, за исключением практической реализации архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта.
В силу ст. 1271 ГК РФ для оповещения о принадлежащем исключительном праве на произведение правообладатель может использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:
- латинской буквы «C» в окружности;
- имени или наименования правообладателя;
- года первого опубликования произведения.
Буква «C» является начальной буквой английского слова «copyright» («авторское право»).
Помещение знака охраны авторского права на экземплярах опубликованных произведений на практике призвано обеспечить выявление случаев несанкционированного (незаконного) использования авторских прав на данные произведения. С помощью знака охраны службы и общества (таможенные, авторские и т.п.), в чью компетенцию входит выявление нарушений авторских прав, могут более эффективно бороться с неправомерным использованием произведений, охраняемых законом.
Следует особо подчеркнуть, что использование знака охраны авторского права является правом, а не обязанностью автора или иного правообладателя. Отсутствие такого знака на экземпляре произведения как российского, так и иностранного автора не лишает это произведение авторско-правовой охраны. Правообладатель может не только использовать, но и распоряжаться исключительным правом на произведение любым способом, не противоречащим закону и существу такого исключительного права.
Согласно ст. 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующего результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).
Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (п. 1 ст. 1281 ГК РФ).
Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.
На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение срока, установленного п. 1 ст. 1281 ГК РФ.
Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.
Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и 70 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения. Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права увеличивается на четыре года.
В отличие от личных неимущественных прав, исключительное право на произведение переходит по наследству (ст. 1283 ГК РФ).
В случаях, предусмотренных ст. 1151 Кодекса, исключительное право на произведение, входящее в состав наследства, прекращается, и произведение переходит в общественное достояние.
Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.
1.3 Понятие и условия ограничения авторских прав
Авторское право, несмотря на то, что определяется как исключительное право использовать произведение, не носит абсолютного характера. Монополия на использование произведения не может быть безгранична; интересу автора или иного обладателя авторского права контролировать все сферы использования произведения противостоит интерес общества иметь по возможности свободный и бесплатный доступ к любому, в том числе охраняемому авторским правом, произведению. Очевидный конфликт интересов решается в виде компромисса, определенного круга случаев допускаемого свободного использования охраняемого произведения.
Свободное использование произведения известно законодательству всех государств мира и прямо допускается международными конвенциями по авторскому праву. Особенностью советского авторского законодательства было то, что закрепленные им изъятия из сферы авторского права превышали все допустимые в цивилизованном обществе пределы. В частности, допускалась свободная переработка произведений; воспроизведение любых выпущенных в свет произведений в кино, на радио и на телевидении; воспроизведение любых материалов газетами и т.п. Наличие этих и некоторых других изъятий из сферы авторско-правовой охраны объяснялось различными причинами, но суть, в конечном счете, сводилась к оправданию их существования ссылками на особую социалистическую природу отношений автора и общества.