На любом историческом этапе перед обществом стоит задача обустройства детей, стариков, инвалидов, их жизнеобеспечения и защиты их интересов. Цивилизованное общество признает человека наивысшей ценностью, а потому обращает на данную проблему особое внимание. Однако очевидно и то, что забота о тех согражданах, которые не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, — это вынужденная обязанность любого социального коллектива, а также любого государства, обеспечивающего собственную безопасность.
В первую очередь необходимость такой заботы проявляется в вопросе устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время, по различным данным, в России без попечения родителей остались от 1 млн. до 3 млн. детей, что сравнимо только с периодом начала 1920-х годов, когда к 1922 году в стране насчитывалось почти 7 млн. беспризорников. Сегодня все социальные явления, связанные с детской беспризорностью и безнадзорностью, попали в обозначенный Президентом РФ перечень угроз национальной безопасности.
Наиболее благоприятным способом устройства лиц, нуждающихся в уходе или воспитании, является проживание в семье родных и близких. Супруг, родители, дети, внуки, иные родственники (как правило, близкие) не только безвозмездно осуществляют уход за гражданином, а в отношении ребенка — воспитание, но и, что более важно, поддерживают его духовно. Необходимость в общении — естественная потребность личности, и ее реализация в полной мере возможна лишь при проживании в семье, с теми людьми, кто близок в силу родства или иных личных отношений.
И напротив, забота о гражданах может осуществляться теми или иными государственными или муниципальными учреждениями социального обслуживания. Одним из недостатков такой формы охраны прав и интересов граждан недееспособных или не полностью дееспособных является ее затратный характер. Речь идет не только о том, что учреждения социального обслуживания и детские учреждения требуют финансирования со стороны государства. Дело и в том, что, к сожалению, во многих случаях помещаемые в учреждения граждане обязаны возмещать расходы на свое содержание.
Острая необходимость в принятии специального федерального закона об опеке и попечительстве, который собрал бы воедино положения об опеке и попечительстве и четко установил бы права, обязанности и ответственность органов опеки и попечительства, опекунов и попечителей, назрела давно. Принятый Федеральный закон от 24 апреля 2007 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» должен дать новые механизмы к осуществлению опеки. В отношении детей эти механизмы должны работать так, чтобы как можно меньше детей попадало в дома ребенка, в детские дома, а приемную семью находили бы в России.
Права детей, находящихся под опекой (попечительства)
... ист.57 Рассмотрим подробнее перечисленные права детей, находящихся под опекой (попечительством). Право ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на воспитание в семье ... ребенка, находящегося в принимающей семье, в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опекунами (попечителями) детей ... об опеке и попечительстве показала, что назрела необходимость проведения ...
Следует отметить, что законодателем впервые определены понятия опеки и попечительства, введены в оборот новые институты — предварительная опека (попечительство), договор об осуществлении опеки (попечительства) и другие, которые, соответственно, нуждаются в научном осмыслении и обосновании их правовой природы.
Изложенные обстоятельства, а также необходимость дальнейшего совершенствования российского законодательства, регулирующего формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, определили актуальность темы данного исследования, которая обусловлена потребностью анализа механизма правового регулирования защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, а также выявлением особенностей функционирования правовых институтов опеки и попечительства в системе права с учетов закономерностей их развития в современных условиях.
Цель исследования – проанализировать правовую сущность института опеки и попечительства.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие и общиепризнаки института опеки и попечительства в Российской Федерации;
- проанализировать органы опеки и попечительства: структуру, полномочия, взаимодействие друг с другом;
- охарактеризовать исторические аспекты формирования института опеки и попечительства в России;
- проанализировать особенности правовой природы договора об осуществлении опеки или попечительства: понятие, содержание, порядок заключения и расторжения;
- охарактеризовать проблемы, связанные с механизмом защиты имущественных прав подопечных органами опеки и попечительства.
Объектом исследования выступают правовые отношения, регулирующие функционирование и развитие институтаопеки и попечительства в современном российском гражданском и семейном праве.
Предметом исследования послужили нормативные правовые акты, учебная и научная литература, материалы судебной практики, раскрывающие правоотношения в областиопеки и попечительства.
При проведенном исследовании были использованы следующие методы:
- абстрактно-логический (изучение определённого явления без учёта его несущественных признаков);
- анализа и синтеза (в работе был проанализирован массив информации связанный с темой и сделан синтез);
- обобщения информации (сведение поученных данных к единому общему выводу).
Среди российских и зарубежных авторов, уделявших внимание данной теме, можно указать труды:С.С.Алексеева, М.В. Антокольской, Л.И. Беляевой, Ю.Ф. Беспалова, В.И. Бошко, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, В.В. Витрянского, М.Ф. Владимирского, Е.М. Ворожейкина, З.И. Ворониной, М.А. Галагузовой, И.В. Гессен, А.Г. Гойхбарга, Н.М. Ершовой, О.Ю. Ильиной, О.С. Иоффе, О.А. Красавчикова, Е.А. Крашенинникова, А.В. Малько, Г.К. Матвеева, Н.И. Матузова, B.C. Мартемьянова, Д.И. Мейера, Л.Ю. Михеевой, С.А. Муратовой, A.M. Нечаевой, И.Б. Новицкого, А.И. Пергамент, Л.М. Пчелинцевой, A.M. Рабец, В.А. Рясенцева, Г.М. Свердлова, В.И. Синайского,Е.А. Суханова. P.O. Халфиной, Б.Л. Хаскельберга, Е.А. Чефрановой, Н.С. Шерстневой, Г.Ф. Шершеневича и др. Труды указанных и многих других авторов составили теоретическую основу исследования.
Анализ законодательства в области опеки и попечительства над ...
... и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами» (ФЗ № 48 «Об опеке и попечительстве»). И чтобы понять, что это касается и несовершеннолетних, автор данного ФЗ «Об опеке и попечительстве» ... от 24 апреля 2008 г. «Об опеке и попечительстве», ни иными федеральными законами, подзаконными актами РФ и субъектов Федерации не определен перечень оснований, ...
Структура работы построена согласно поставленной цели и выделенным задачам. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Основные положения, выносимые на защиту.
1.Особенности становления и развития института опеки и попечительства в доктрине и законодательстве обусловили его комплексный характер. В настоящее время нормы, регулирующие отношения, связанные с опекой и попечительством, находятся в актах, принадлежащих отраслям гражданского, семейного, а также административного законодательства.
Представляется, что полноценное функционирование опеки (попечительства) как социального и правового института возможно только посредством применения всей совокупности норм различной отраслевой принадлежности.
2.Действующее законодательство основано на принципе добровольности осуществления обязанностей по опеке (попечительству), что установлено ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».
В то же время при назначении опекуна (попечителя) по заявлению родителей либо самих несовершеннолетних граждан акт об отказе в назначении может быть принят только в случае, если такое назначение противоречит гражданскому или семейному законодательству либо интересам ребенка (ч. 5 ст. 13Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).
Это означает, что в данной ситуации согласие опекуна (попечителя) не имеет значения.
Такой подход нельзя признать правильным, поскольку принудительное назначение опекуна (попечителя) однозначно будет противоречить интересам подопечного ребенка. В связи с этим в ст. 11Федерального закона «Об опеке и попечительстве» следует предусмотреть, что в заявлении родителей либо самого несовершеннолетнего о назначении опеки (попечительства) должно быть указано не только конкретное лицо потенциального опекуна (попечителя), но и зафиксировано его согласие на такое назначение.
3.Особой категорией детей, над которыми может быть установлена опека, являются дети несовершеннолетних родителей. Новшеством законодательства является установление оснований прекращения опеки такого вида. Наряду с применением общих оснований, опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по достижении их родителями возраста восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия (ч. 2 ст. 29 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).
Однако данное правило противоречит ст. 62 Семейного кодекса РФ, предоставляющей право несовершеннолетним родителям самостоятельно осуществлять свои родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет.
4.Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать ряд предложений по изменению и дополнению действующего законодательства:
Опека и попечение над несовершеннолетними
... (т.е. не достигшими 25 лет), над расточителями. Различие между опекой и попечительством выражалось в порядке деятельности опекуна и попечителя. Опекун формальным актом согласия придает юридическую силу сделкам, к совершению которых ... возрастного характера, но постепенно люди стали осознавать, что с точки зрения применения закона к детям должно быть иное отношение, более гуманное. Как считает А.Н. ...
- необходимо изменить название ст. 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», поскольку в ней устанавливаются требования к опекунам (попечителям), особенности назначения нескольких опекунов одному лицу, одного лица опекуном нескольких подопечных: «Лица, имеющие право быть опекунами (попечителями)»;
- дополнить ч. 4 ст. 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»следующим предложением: «В заявлении родителей либо самого несовершеннолетнего о назначении опеки (попечительства) должно быть отмечено согласие потенциального опекуна (попечителя) на соответствующее назначение»;
- предлагается ч.
2 ст. 10Федерального закона «Об опеке и попечительстве» изложить в следующей редакции: «В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства обязан потребовать от данного гражданина предоставления сведений о себе… (далее по тексту)»;
— ч. 2 ст. 29Федерального закона «Об опеке и попечительстве» изложить в следующей редакции: «Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по основаниям, предусмотренным ч. 1 настоящей статьи, а также по достижении такими родителями возраста шестнадцати лет».
Полагаем, что реализация данных предложений способствовали бы совершенствованию действующего гражданского, гражданско-процессуального и семейного законодательства.