Историческое развитие банковской системы в России отставало от европейских стран на два столетия. Преимущественно развивалась государственная банковская система. Активное развитие коммерческих банков и других кредитных организаций шло в конце 19, начале 20 века. После 1917 года банковская система вернулась в государственное «русло». В настоящее время создана двухуровневая банковская система. Но, учитывая слишком широкие компетенции ЦБ РФ, недоработанность банковского законодательства, на взгляд автора работы, можно говорить об идущем процессе «огосударствления» банковской системы в РФ, когда кредитные организации находятся под жёстким контролем государства, и идёт процесс взаимоконвертации банковского капитала и власти.
Если говорить о банковском законодательстве, то отсутствует даже правовая доктрина его. В связи с чем, законы, регулирующие нормы банковской системы, имеют много отсылочных норм, отсылающих к полномочиям ЦБ РФ. ЦБ РФ, по сути, является исполнительным органом государства, но в связи с его широкими полномочиями в области подзаконного нормотворчества, он является «законодателем» в банковском праве. Так как большинство статей законов, связанных с банковской системой, опять-таки толкует и разъясняет ЦБ РФ, то Банку России предоставлены отчасти и судебные функции. Такое положение нельзя считать нормальным.
Юридические понятия и категории банковского дела даются в ГК РФ и в других законах. А банковское право имеет большое количество специальных терминов и определённых порядков осуществления банковских операций, норм, регулирующих функционирование банковской системы.
Учитывая возрастающую роль банковских систем во всём мире в современной экономике, на взгляд автора работы, пришло время создания банковского кодекса.
Кредитная организация создаётся вновь или путём её реорганизации по инициативе Банка России. При реорганизации, обязательства прежних кредитных организаций переходя к новой в порядке правопреемства.
Кредитная организация создаётся или в форме ООО или ОАО. При этом, если число участников ООО превысит 50, то кредитная организация должна преобразоваться в ОАО, в противном случае ей грозит ликвидация.
Современная правовая система в России
... у государства очерчиваются контуры правовой идеологии, происходит значительное реформирование права в целом, формируется основа Новой правовой системы России. Современная правовая система России - сложное, многогранное правовое явление, характерной особенностью которого является ...
В создании кредитной организации участвуют две стороны: учредители и ЦБ РФ. Возникающие при этом правоотношения являются банковскими.
При создании и регистрации кредитной организации ЦБ РФ предъявляет обоснованные строгие требования к учредителям и уставному капиталу. Но порядок регистрации, на взгляд автора данной работы, включает в себя слишком много формальностей и имеет длительный интервал, что усложняет создание кредитной организации. Ведь, если документы, оформленные при создании кредитной организации, в будущем будут признанными оформленными с нарушениями, то кредитная организация может быть ликвидирована.
Существует запрет на использование в формировании уставного капитала кредитных организаций бюджетных средств. Поэтому учредителями кредитной организации не могут быть ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления. Но в Законе о банках (ч. 7. ст.11) отмечается, что при определённых условиях этот запрет не действует. В случаях, предусмотренных федеральными законами, можно использовать государственную собственность для формирования уставного капитала кредитной организации. Собственность местных органов самоуправления может быть использована для этих же целей при наличии соответственного законодательного акта субъекта РФ или решении органа местного самоуправления (кроме земельных участков и средств местного бюджета).
То есть получается, что нельзя использовать средства бюджета, но в государственной и муниципальной собственности всегда есть здания, которые любой банк будет согласен иметь в своём уставном капитале.
Существует восемь типов лицензий для банков. Три даются вновь создаваемым банкам, остальные (включая генеральную лицензию) можно получить от ЦБ РФ через два года работы кредитной организации. В течение этого срока банки не могут привлекать средства физических лиц на свои пассивы. Здесь возникает юридическая коллизия. Ведь банк, который в течение двух лет, не может привлекать средства физических лиц, и, по сути, и, по законодательному определению не является банком, а является небанковской кредитной организацией. А ведь, кредитная организация регистрируется ЦБ РФ как банковская организация.
Банк России выполняет двойственные функции по отношению к кредитным организациям. С одной стороны, он работает с ними как банковская организация (выделяющая кредиты им, размещающая их средства на депозитах и др.), с другой стороны, он является государственно-контролирующим органом по отношению к кредитным организациям. Ведь именно от него, по сути, зависит их, создание, реорганизация и ликвидация. И хотя, вопросы банкротства, реорганизации, должны напрямую зависеть от судебных органов, в реальности их решение, в основном, зависит от ЦБ РФ. Например, отзыв лицензии у кредитной организации, практически означает её ликвидацию.
Банк России является и нормотворцом, и исполнительным органом государства, и «судом» по отношению к кредитным организациям РФ. Его экономические нормативы по отношению к кредитным организациям являются с одной стороны не всегда экономически взвешенными, а с другой стороны, «в реальности» легко «обходятся» кредитными организациями при помощи различных способов, связанных с взаимопомощью кредитных организаций друг другу.
Во многих странах Центральный Банк выполняет в основном эмиссионную функцию, а не функции государственного контроля. Наш ЦБ РФ возник из Госбанка, в связи с чем, наверное, за ним и закрепили больше государственно-контролирующие функции. С другой стороны, без таких функций невозможно было бы создать в России рыночную систему коммерческих кредитных организаций, без которых не может функционировать рыночная экономика.
Порядок регистрации кредитной организации
... выдана лицензия). Общественные отношения, возникающие при банковском кредитовании, регламентируются нормами административного, финансового и гражданского права. В данном реферате я рассмотрю порядок регистрации и лицензирования кредитных организаций, назову основные моменты ...
Структура кредитной организации состоит из органов управления и и двух исполнительных ветвей. Одни управления кредитной организации непосредственно связаны с банковскими операциями, другая ветвь состоит из вспомогательных общеэкономических, юридических, отвечающих за безопасность, хозяйственную деятельность служб.
Среди органов управления кредитной организацией можно выделить исполнительные и контрольно-наблюдателные органы. Правление банка, его председатель и главный бухгалтер, управляющий филиалом, главный бухгалтер филиала, их заместители осуществляют управление оперативной деятельность банка. По отношению к ним оправданы квалификационные требования ЦБ РФ, и его право рассмотрения этих кандидатур.
Но Совет директоров, избираемый из числа акционеров – это сугубо компетенция самих акционеров кредитной организации, и ЦБ РФ не может и не должен вмешиваться в назначение его членов, а тем более предъявлять к ним квалификационные требования.
Филиал банка отличается от представительства наличием расчётного счёта и самостоятельного баланса. Представительство создаётся для представления интересов банка, и заключения сделок от его имени. Оно не имеет расчётного счёта и самостоятельного баланса, но имеет текущий счёт для ведения оперативно-хозяйственной деятельности.
В процессе правоприменительной практики, связанной с деятельностью кредитных организаций возникает много проблем из-за несовершенства банковского законодательства. В данной работе был рассмотрен пример, когда согласно валютному контролю, по Федеральному закону и инструкции ЦБ РФ требуется идентификация не только физических лиц, совершающих покупку-продажу валюты, но идентификация физического лица-клиента банка. А это противоречит принципам и традициям тайны банковского вклада и банковских операций. Отслеживать незаконные средства должны не кредитные организации, а правоохранительные органы. Достаточно вспомнить гордость швейцарских банков «тайна вклада и любой банковской операции». У нас же речь идёт о законодательном утверждении «кредитной истории», что не столько обезопасит банки от рисков при кредитовании, сколько позволит государству через ЦБ РФ, полностью контролировать движение денежных средств через кредитно-банковскую систему РФ, которая включает не только кредитные организации, но и клиентов, для которых совершаются банковские операции.
Банковская система в России в целом сформировалась, и вопрос стоит о создании Банковского Кодекса. Но перед его созданием, необходимо разработать правовую доктрину банковского права, которая должна определить основные принципы банковской системы РФ.