Надежды на будущее России связаны, прежде всего, с процессами построения демократического правового государства. Именно повышение правовой культуры подрастающего поколения является основой формирования законопослушного гражданина. Поэтому в одобренных правительством РФ «Основных направлениях социально – экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу» подчеркивается, что в современном обществе приоритетными ориентирами в формировании личности становятся умение отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства. В условиях реформирования школьного образования одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является развитие правового образования школьников.
Разработка соответствующего современным образовательным целям правового курса как самостоятельного учебного предмета в общеобразовательной школе определяется тем, что в рамках правовой реформы происходит демократическое обновление законодательства, права и свободы человека и гражданина провозглашаются в качестве высшей ценности общества. Развитию правового демократического общества будет способствовать прежде всего формирование правовой культуры личности, ответственного отношения каждого к закону, развитие правового сознания и мышления школьников. Однако, в сложившейся практике работы школы наблюдается разрыв между возрастанием интереса к правовым знаниям и необходимостью пересмотра целей, содержания образования, в целом, и правового, в частности [15].
В поисках эффективных путей формирования правосознания личности и выработке правового образования педагогическая наука использует опыт прошлого. Понятия и представления правового образования возникли в последние годы и для их глубокого осмысления необходимы историко – педагогические исследования.
Под правовым образованием понимается процесс передачи учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, служащих цели усвоения ими позитивного социального опыта, и развития базовых социальных компетентностей. Это есть комплексная система организации различных видов педагогической деятельности, стержнем которой является правовое, политическое и нравственное образование и воспитание, реализуемые как в рамках учебно-воспитательного процесса, так и посредством организации демократической правовой школьной среды.
В психолого-педагогической науке проблемы правового воспитания рассматривалась в работах В. Д. Зорькина, Н. М. Кейзерова, А. Р. Ратинова, Г. Н. Филонова. Формирование правовой культуры школьников нашла отражение в философских исследованиях Е. А. Ануфриева, Л. П. Буевой, С. И. Гессена, М. С. Кагана, И. Т. Фролова. Концептуальные подходы к профилактике девиантного поведения средствами правового просвещения представлены в работах Д. Х. Вафина, Л. П. Гирфанова, С. Б. Думова, Л. М. Зюбина, Е. Н. Измайлова, Р. Н. Нариманова, З. Г. Ягудина, Л. Р. Хусаинова и др.
Особенности правовой и избирательной культуры студенческой молодежи ...
... правовую культуру населения в целом, групповую правовую культуру и правовую культуру личности, ... культуры более узкое понятие - культуру электората (избирателей, обладающих активным избирательным правом) Петухов, В.В. Культура ... правовая и избирательная культура, предметом - их особенности в молодежной среде Ульяновской области. Цель работы - подробно рассмотреть правовую и электоральную культуру ...
Рассмотрение процессов и тенденции развития правового образования школьников не нашло должного отражения в научных исследованиях. Таким образом, проблему нашего исследования определяют противоречия:
- между необходимостью реализации правового образования школьников в условиях перехода к правовому государству и отсутствием научно-обоснованной оценки истории его становления и развития;
- между возросшей потребностью практики в совершенствовании правового образования и отсутствием целостного подхода к отбору содержания форм и методов его использования в учебно-воспитательном процессе.
Данные противоречия определили проблему исследования: каковы ведущие тенденции развития правового образования?
Цель исследования: выявить и обосновать тенденции развития правового образования школьников.
Объект исследования: историко-педагогический процесс развития правового образования.
Предмет исследования: основные тенденции, этапы и содержание развития системы правового образования школьников.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть историю возникновения традиций правового воспитания;
2) изучить характеристику правового образования школьников и рассмотреть тенденции его развития;
3) определить этапы развития и современное состояние школьного правового образования в России и за рубежом;
4) рассмотреть совершенствование структуры и содержания правового образования;
5) проанализировать генезис тенденций развития форм и методов правового образования и воспитания учащихся;
6) определить опыт реализации правового образования в практике современной школы.
Основными методологическими и теоретическими ориентирами настоящего исследования послужили следующие подходы:
- системный, который позволяет рассмотреть систему образования не изолированно, а во взаимосвязи, диалектическом развитии и движении всех ее элементов, дает возможность выявить их интегративные системные свойства и качества;
- социологический, позволяющий рассмотреть развитие системы образования как составную часть процесса развития общества;
- политологический, предполагающий рассмотрение политики государства в сфере образования, системы образования как специфического вида общественной деятельности;
- культурологический, рассматривающий образование в контексте культуры;
- сравнительный, предполагающий сопоставление однотипных явлений в образовании и нахождение наиболее эффективных форм и путей его развития;
- прогностический, направленный на получение опережающей информации о перспективах развития образования.
Теоретическая база исследования построена на определении социальной обусловленности формирования личности, деятельностной природе ее воспитания и развития. Использованы принципы диалектического развития, единства логического и исторического, социальной детерминированности педагогических явлений, учение о социальных функциях обучения и воспитания подрастающего поколения.
Правовое развитие древней греции и древнего рима
... развития общества, понимание которой позволит предвидеть дальнейшее движение общества. Цель курсовой работы рассмотреть право частной собственности древней Греции и Риме. Для достижения цели выделим следующие задачи: 1. Рассмотрим общую характеристику права в древней Греции и Риме; ...
В исследовании были использованы следующие методы: теоретический анализ философской, юридической, психолого – педагогической и методической литературы по развитию правового образования; анализ программ, учебников, методических пособий для средней школы по правоведению; сравнительно-сопоставительный и историко-ретроспективный методы, метод систематизации и обобщения исторических фактов, архивных и опубликованных материалов; анализ и обобщение педагогического опыта, методы наблюдения, беседы, экспертных оценок и самооценки, монографический метод изучения цельного опыта.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты позволяют обогатить курсы: «История образования и педагогической мысли», «Теория воспитания и педагогические технологии», спецкурсов по теории и истории права для учащихся школ, студентов педвузов и других учебных заведений, системы повышения квалификации работников образования. Результаты исследования процесса развития правового образования с учетом выявленных тенденций помогут выработать основные направления образовательной политики и стратегии ее дальнейшего совершенствования в новых условиях становления гражданского и правового государства.
Глава 1. Теоретические предпосылки становления и развития правового образования
1.1. Исторический анализ возникновения традиций правового воспитания
Во многих исследованиях последних лет отмечается актуальность идей преемственности и новаторства в педагогике для современного развития педагогической теории и практики, а также прогрессирующая тенденция сближения категорий «традиция» и «инновация» для поиска новых образовательных концепций. Рассмотрим понятия «традиция» и «педагогические традиции», «традиционная система образования» [4].
Традиция — элементы социального и культурного наследия, передающееся от поколения к поколению и сохраняющееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Традиции «впитываются» человеком с детства. Многое из того, что делает человек, прививается ему без всякого специального обучения. Традиции народа живут в его фольклоре, в его привычных формах общения. Русские былины и сказки рассказывают о богатырях, живших в глубокой древности. Эти сказки имеют огромное воспитательное значение, т.к. ребенок с детства проникается духом уважения к своим предкам, стремится быть сильным и мужественным. Таким образом, возникшие в глубокой древности традиции играют огромную роль в воспитании и образовании новых поколений [11].
Традиции в педагогике любого народа всегда были основой для построения национальной образовательной системы, т.к. только народные традиции, вышедшие из жизни и проверенные жизнью, могут быть аксиоматичны.
Педагогическую традицию в России рассматривают сегодня как наиболее устойчивый педагогический феномен, основной характеристикой которого является национальная специфика. Понятие педагогической традиции в России не только имеет тесную связь с ментальностью. Е. В. Бондаревская отмечает «открытость традиционного стереотипа российского менталитета непривычным, заимствованным формам воздействия. Традиционные ценности российского национального образования постоянно актуализируют множественные формы мирового педагогического сознания». В основу российского образования были положены идеи И. И. Бецкого, М. В. Ломоносова, И. И. Новикова, П. Ф. Каптерева, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского.
Право на образование. понятие и проблемы в РБ
... на седьмой сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва был принят Закон РБ об образовании. Он гласит: «Республика Беларусь - суверенное государство, имеет собственную систему образования и воспитания ... Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях». К сожалению, реализация права на образование при понижении ...
Крупнейшие умы Греции в течение большей части V в. до н. э. были приверженцами демократических убеждений. Таковы были Эмпедокл, софист Горгий, драматург Эврипид, философ и ученый Демокрит, историк Геродот, крупнейший из софистов старшего поколения Протагор. Эмпедокл — один из основателей демократии в Акраганте. Эврипид равно отвергал монархию и власть богатого меньшинства — олигархию. Демокрит заявлял, что бедность в демократическом государстве лучше благоденствия при дворе царя. Свобода (isono-mia) и равенство (isogoria) восхвалялись Геродотом. Протагор разработал теоретическое обоснование демократии и написал проект демократической конституции для афинской колонии Фурий [15].
Протагор, выведенный Платоном в одноименном диалоге, разъясняет своим слушателям, что афиняне, когда речь заходит о каком-либо ремесле, думают, что только немногим принадлежит право советовать. Если же кто, не принадлежа к этим немногим, все же подаст совет, то совет этот не принимают. Протагор находит, что афиняне так поступают с полным на то правом.
Суждения Платона по политическим вопросам вовсе не были случайными высказываниями далекого от общественной жизни философа. Взглядам Платона на общество, государство и правовое воспитание принадлежит важное место в его философском мировоззрении. Он одновременно классик античной социологии, политической теории и педагогики.
Проанализируем труды Епифания Славинецкого и «Правила поведения для юношества» Эразма Роттердамского.
В числе переведенных в середине 60-х гг. XVII в. книг – сочинение Эразма Роттердамского [28].
Некоторые дополнения и необходимые сокращения, стилистические изменения не разрушили целостности произведения, окончательно оформленного уже как «Эразмовы правила», или просто «Правила поведения» для учащихся.
И Эразм, и Рейнгард рассматривали «Правила» как необходимое пособие для обучения детей приличиям – важного воспитательного принципа, отличающего истинно благородных людей независимо от их происхождения.
Аристотель подходит в своих рассуждениях к кульминационной точке греческой идеи целостного правового воспитания: «Значит, очевидно, что существует воспитание, которое нужно давать детям не потому, что оно является полезным, а потому, что оно ведет к свободе и к благородству».
Таким образом, современная Россия обладает богатым педагогическим опытом в области правового воспитания молодежи. Больше того, кроме самого по себе педагогического опыта, Россия обладает также и исключительно выразительным подтверждением правильности этого опыта и всей его методологии. Ведь преобладающая часть творцов великой русской культуры, были продуктом этой русской целостной системы правового воспитания.
Конституционно-правовой статус личности — человека и гражданина РФ
... Е.И., Кутафин О.Е и ряда других. 1.Понятия и сущность правового статуса личности и этапы его исторического развития Под правовым статусом человека и гражданина понимается совокупность его прав и обязанностей. Это ... которых государственно-правовое закрепление получили социально-экономические права. Прежде всего, к ним относят право на труд, на приемлемый уровень жизни, право на образование и многие ...
Если описать и проанализировать само содержание такого «наилучшего воспитания», можно свести в пять групп, в пять «столпов» правильной педагогики [27]:
1) вера и верования;
2) заветы и традиции;
3) инструментальные концепции;
4) нравы и манеры;
5) символы и ритуалы.
При передаче традиций мы что-то забываем, что-то теряем, что-то искажаем, а иногда и что-то добавляем. Это передача каких-то принципов и обычаев, это своего рода культурный эстафетный бег. Традиции нужно сохранять, традиции нужно передавать, ибо без традиций нет полноценной жизни ни в обществе, ни в государстве.
Итак, право возникает в обществе как элемент культуры. Структурным элементом культуры является ее «центральная зона», где аккумулируются основные ценности, верования, убеждения общества, являющиеся «психоэнергетическим» источником развития права и основным эталоном, по которому сверяются все культурные инновации, в том числе и правовые [30].
Идея естественного права имела в России особенную судьбу. В первоначальный период формирования русской правовой идеологии для нее не было никаких социокультурных предпосылок. Идея права поглощалась идеей закона, который понимался как внешнее авторитетное предписание, имея и юридический и нравственный характер и занимая место относительной ценности, подчиненной ценности Абсолютного начала – Бога. Наиболее ярко подобная правовая доминанта была сформулирована в трактате киевского митрополита Илариона «Слово о Законе и Благодати» (первая пол. XI в.).
Основательное пришествие естественного права состоялось в эпоху Петра Великого, когда начали переводиться многочисленные естественно-правовые трактаты западноевропейских мыслителей. Однако это имело место лишь в силу амбивалентности естественно-правовой мысли, которая использовались, отнюдь не для утверждения прав личности, а для обоснования абсолютизма царской власти (например, Ф. Прокоповичем в «Правде воли монаршей»).
Бурное и плодотворное развитие правовой теории в России в начале XX в. испытало серьезный кризис после 1917г., т.е. после Октябрьской революции и победы большевиков. Постепенно в науке утвердилась марксистская догма, заменившая правовую науку правовой идеологией. (Следует отметить, что догматизация марксизма — «заслуга», прежде всего, ленинизма).
Этому способствовало то обстоятельство, что в ортодоксальном марксизме отсутствовала собственно правовая теория. Государство и право при этом понимаются как инструмент классового насилия, как средство, необходимое для того, чтобы экономически господствующий класс стал и политически господствующим классом, продолжая с помощью государства и права эксплуатацию трудящихся ради получения максимальной прибыли [31].
В конце 30-х годов в СССР возобладала марксистская точка зрения на право как совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке [33].
С середины 50-х годов в советской науке предпринимались попытки «узконормативному» пониманию права противопоставить его «широкую» концепцию – как единства правовой нормы и правоотношения (С.Ф. Кечекьян, A.A. Пионтковский), единства объективного и субъективного права (Л.C. Явич), правовой нормы, правоотношения и правосознания (А.К. Стальгевич, Я.Ф. Миколенко).
Права и свободы человека и гражданина: история вопроса и современность
... политического порядка свобода отдельной личности не может быть реальной. Понятие и история прав человека Ориентация политики на интересы людей, живущих в обществе, ее ... и является результатом деятельности властей и соглашений между людьми. Эта идея верховенства естественного права над законами государства получила свое развитие в современных теориях прав человека, в том числе в концепции правового ...
Психологическая сущность правопослушного поведения – в сознательно-волевой саморегуляции действий и поступков человека. Следовательно, сначала учащийся должен знать что, как и почему он должен делать. Это в большей мере должно было бы решаться на уроках курса «Право». Я.Корчак говорил о том, что нужна и более активная и гибкая система нравственно-правового тренинга личности, которая создаст чувство уверенности, веру в силу закона.
В наши дни, когда гуманистическая парадигма становится стержнем воспитательной системы школы, взгляд на личность ученика как на субъекта-носителя собственной позиции, способного на самозащиту своих прав, становится особенно актуальным.
Таким образом, можно сделать вывод, что педагогическая система А.С.Макаренко сохраняет в деле перевоспитания свою актуальность и практическую применимость и в наши дни.
Итак, права человека – воплощение важнейших социально- политических и духовных ценностей, содержащиеся во многих философских и правовых учениях. Они взаимосвязаны со всеми сторонами духовной жизни народа.
Право возникает в обществе как элемент культуры, в котором аккумулируются основные ценности, верования, убеждения общества, продукты событий социального порядка, имеющего образовательно-воспитательное значение с позиции развития его аксиологического смысла [22].
1.2. Характеристика правового образования школьников и тенденции его развития
Изменения, происходящие в современной России, такие как, демократизация общества, построение правового государства, признание основных прав и свобод человека, расширение возможностей для развития духовных и материальных потребностей личности, актуализируют проблему готовности человека к выбору и самостоятельному ответственному действию в политической, экономической и культурной жизни. Указанные выше тенденции развития России требуют переосмысления целей и результатов образования.
Под правовым образованием понимается процесс передачи учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, служащих цели усвоения ими позитивного социального опыта, и развития базовых социальных компетентностей. Это есть комплексная система организации различных видов педагогической деятельности, стержнем которой является правовое, политическое и нравственное образование и воспитание, реализуемые как через учебно-воспитательный процесс, так и посредством демократической, правовой организации школьной среды [34].
Главная цель правового образования – воспитание личности, живущей в демократическом, правовом обществе. Такой гражданин должен обладать определенными знаниями (правовыми, политологическими, экономическими и т.п.); умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать), ценностями (уважать права человека, толерантность, компромиссность, достоинство, гражданское самосознание др.), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни. Важная цель правового образования – социализация школьников. Приобретенные ими гражданские знания и умения должны быть адекватны характеру и стилю поведения, их взаимоотношениям с окружающими. Школьники должны уметь давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, истории, культуры и т.д. Правовое образование направлено на воспитание внутренней свободы человека. Как указано в «Концепции развития непрерывного правового образования и воспитания» правовое воспитание – процесс длительный, сложный, целенаправленный, где важное место занимает образовательная школа. Именно в его стенах происходит двуединый процесс: образование и нравственно-правовое воспитание учащихся.
Установление личности человека криминалистическими методами и средствами
... прав. Новые задачи перед криминалистической наукой возникли и в связи с установлением личности жертв преступлений, совершаемых хорошо организованными преступными формированиями. Также очень мало освещены вопросы по установлению личности ... ГЛАВА.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ И СРЕДСТВАМИ § 1.История и понятие установление личности в криминалистике XIX ...
Исходя из сказанного, под правовым образованием и воспитанием можно понимать процесс наследования и расширенного воспроизводства школьников правовых знаний посредством обучения, воспитания и самообразования; под непрерывным правовым образованием и воспитанием – обогащение его правовой культурой. Система непрерывного правового образования и воспитания объединяет, в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016), совокупность правовых образовательных программ (основных и дополнительных) и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сеть реализующих их образовательных учреждений разных организационно-правовых форм, типов и видов, систему управления непрерывным образованием и воспитанием [40].
Сущность правового образования и воспитания можно понять через характеристику его основных целей: развитие правового сознания и мышления, правовой культуры личности и общества, ответственного отношения каждого человека-гражданина к праву, закону; формирование практического опыта правоприменения и компетентного принятия решений (каждый на своем уровне), что будет способствовать законопослушному поведению людей в обществе, устойчивому и последовательному развитию правового демократического государства.
В основу правового образования положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач на современном этапе развития Российской Федерации. Оно сочетает формирование навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Именно в этом контексте возможно развитие и самоопределение личности, ее духовный рост. Поэтому одна из основных задач гражданско-правового образования состоит в том, чтобы помочь ребенку обрести себя как личность, избежать маргинализации, быть полноценным участником экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. В процессе правового образования у учащихся должен сформироваться определенный гражданский идеал, служащий показателем отношения личности к обществу [13].
В гражданско-правовом образовании приоритетным является аспект нравственного развития личности, его реализация (с учетом возрастных особенностей ребенка) играет значимую роль на всех стадиях образовательного процесса – от дошкольного до среднего (полного) общего образования. Ребенок должен научиться самоидентифицировать себя в качестве полноправного участника созидательного развития общества.
Одной из наиболее важных задач гражданско-правового образования является формирование у учащихся позитивного правосознания. Учитывая, что преподавание правовых дисциплин должно быть ориентировано, прежде всего, на позитивные аспекты, необходимо сформировать у учащихся отношение к праву как к важному условию и механизму осуществления социальной справедливости, средству защиты индивидуальных и общественных прав и свобод. Правовое образование призвано сформировать понимание учащимися категорий «справедливости», «равенства», «свободы», «достоинства», «прав человека», «демократии» и выработать навыки их реализации в повседневной жизни.
Право на образование в РФ
... работы: Раскрыть концепцию «права на образование»; Определить, что является обязательным и доступным образованием; Изучить, какие виды прав на образование закреплены в законодательстве для характеристики каждого вида прав. Содержание права на образование в Конституции Российской Федерации Установление права на образование Право на образование ...
Необходимо, чтобы педагоги строили учебно-воспитательный процесс на основе рационально-эмоционального подхода: предлагали анализировать проблемы реализации прав и свобод человека, давали возможность учащимся выражать свои чувства и эмоциональные переживания. При этом ориентация гражданско-правового образования на позитивные аспекты, не должна подменять критический подход к явлениям, происходящим в обществе, сглаживать углы, приукрашивать действительность или уходить от социально-экономических реалий [34].
В исследованиях последнего времени также уточняются ключевые понятия, направленные на правильное понимание сущности и задач осуществления правового образования в современной школе.
В осуществлении задачи повышения правовой компетентности учащихся особенно важным является правильное понимание понятия «правосознания», которое представлено автором как «совокупность идей и знаний, чувств и убеждений, представлений и эмоций, выражающих отношение людей к правовым явлениям». Лишь при достаточно развитом уровне правосознания личности можно рассчитывать на то, что закон будет действительно править поступками и действиями граждан страны [24].
Актуализируя задачи правового образования учащихся, автор обращает внимание на необходимость преодоления в правовоспитательной работе с учащимися такого явления, как «правовой нигилизм». Им обозначены следующие формы его проявления:
- умышленные нарушения законов и иных нормативных актов;
- массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда молодые люди не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм;
- нарушения прав человека, слабая правовая защищенность личности, что во многом связано с правовой неграмотностью людей.
Сильной стороной исследовательской стратегии является ее направленность не только на пополнение багажа правовых знаний школьников, но и нацеленность на формирование личностных качеств школьников в широком контексте их социального самоутверждения [36].
Актуализируя проблему правового образования учащихся в его широком социальном аспекте, важно обратиться к его оценке со стороны ученых-правоведов, как главных экспертов вопроса. Это помогает увидеть основные проблемы, существующие в социально-правовой системе, понять механизмы его функционирования и роль правового образования в формировании личности. Юристы, как правило, относят правовое образование к области правовой науки, изучающей право как юридический институт. В данном случае рассмотрение права как социального института, а правового образования как его подсистемы, недооценивается. Отнесение проблем правового образования, как и всей социологии права к области сугубо правоведения и юридической науки неоправданно сужает границы правового образования.
Предмет любой науки качественно определён, а интеграция наук предполагает строгое разграничение предметов исследования, поэтому необходимо иметь четкое представление об объективных основаниях классификации различных областей научного знания. Конечно и юристы, и философы со своих теоретико-методологических позиций исследуют объект и предмет правового образования. Например, юриспруденция привносит в концепцию правового образования свою правовую систему и внутренние закономерности и механизмы взаимодействия её структурных элементов. Правовая личность воспринимается здесь с позиций правовых норм. Но для рассмотрения правового образования этого явно не достаточно [7].
Право на образование
... права на образование в Конституции РФ Право на образование можно рассматривать как элемент права на жизнь, права на развитие. В ст. 43 Конституции РФ право на образование включает следующие полномочия: 1.Право на дошкольное образование. 2.Право на основное профессиональное образование. 3.Право на высшее образование. ... обучения) картины мира. 2.Интеграции личности в национальную и мировую культуру. ...
Таким образом, правовое образование и образование в области права – не тождественные явления. Содержательная сторона включает более общие и широкие проблемы: философскую, социологическую и психологическую стороны права, например, понимание права как инструмента развития свободы автономной личности: внешнюю свободу, свободу воли и формальную меру свободы, принцип всеобщности и неотвратимости ответственности. Здесь чрезвычайно важно иметь в виду соотношение права и нравственности (разумеется, в контексте определенных социальных отношений), причем с содержательной точки зрения, когда право представляет собой некоторый минимум нравственности, но минимум для всех обязательный, когда право не просто включает в себя нравственные ценности, но и берет на себя миссию защиты этих ценностей. Право есть требование непременного осуществления минимума нравственного содержания, и существенная цель права есть обеспеченное осуществление в действительности определенного минимального добра, или, что то же, действительное устранение известной доли зла. В свою очередь, и право, и нравственность глубоко связаны с понятием справедливости, когда справедливость выступает как правовое понятие, санкционирующее определенные общественные отношения, правила поведения и действия людей [6].
В контексте формирования правового образования важным, на наш взгляд, является рассмотрение права как регулятора общественных отношений, воспитывающего и направляющего поведение людей. Поэтому первостепенной задачей является формирование у личности правового сознания в интересах построения цивилизационного общества.
Проблема разрешения трудностей правового регулирования положения детей в России, обеспечение их правовой защищенности и соответственно их правовоспитание – проблема глобальной социальной значимости.
Определяющим элементом системы правового воспитания школьников является цель правового воспитания подрастающего поколения. Она состоит в том, чтобы ввести школьников в сложные правовые общественные отношения, с помощью права решить ряд воспитательных проблем. Первая среди них — формирование гражданина правового государства. Школьник постепенно овладевает элементарной юридической грамотностью, осознает права, обязанности и правовую ответственность. В его сознании образуется духовный сплав нравственно-правовой культуры. Нормы нравственности облегчают ему понимание норм права, которое, в свою очередь, способствует более глубокому осознанию нравственных истин. Наконец, правовое воспитание призвано стимулировать социальную активность школьников, стремление вести активную борьбу с аморальными проявлениями и правонарушениями [14].
Осознание цели правового воспитания помогает педагогически осмыслить его место в целостном воспитательном процессе, осознать взаимосвязи с другими видами детской деятельности. Познание правовых отношений доступно школьнику в таких видах деятельности, как общешкольное самоуправление, участие в политических кампаниях, производительном труде, физкультурных соревнованиях.
В условиях вступления России в мировое сообщество еще более актуализируется проблема создания подлинно правового государства, отвечающего нормам международного права, что возвышает значение всеобщей правовой грамотности всех граждан, в том числе юных граждан [9].
Важнейший элемент правового сознания — нравственно-правовые и политические чувства. Нравственно-правовым чувством является глубокое уважение к закону как проявлению воли народов. Оно неразрывно связано с чувством патриотизма, органично вплетается в патриотические эмоциональные переживания. Огромную роль в правовом сознании человека играет чувство гражданской совести. Оно является внутренним контролером правопослушного поведения, порождает нравственные страдания личности в случаях нарушения закона. Чувство страха возникает в человеке, утратившем совесть, переступившем закон, осознавшем неотвратимость наказания. И хотя это чувство не представляет собой социально-духовной ценности, оно способно удерживать молодежь в рамках закона [28].
1