Право на образование в РФ

Содержание скрыть

Явлениями образовательного права являются совокупность нормативных правовых актов, совокупность правил поведения, система правоотношений, состояние свободы человека в системе образования, учебная дисциплина, субъективное право на образование.

Все отношения, которые возникают в области образования, подразделяются на:

  • Между учебным заведением и студентами
  • Между образовательным учреждением и административными органами.
  • Между образовательным учреждением и семьей.
  • Между родителями и детьми в отношении образования.
  • Между органами управления и органами субъектов РФ.
  • Между образовательным учреждением и учредителями.

Предмет регулирования образовательного права — общественные отношения.

Право на образование является неотъемлемым правом человека, равно как и право на жизнь.

Цели работы:

  • Раскрыть концепцию «права на образование»;
  • Определить, что является обязательным и доступным образованием;
  • Изучить, какие виды прав на образование закреплены в законодательстве для характеристики каждого вида прав.

Содержание права на образование в Конституции Российской Федерации

Установление права на образование

Право на образование считается конституционным, основополагающим, естественным правом человека. Она закреплена в статье 26 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), статье 134 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) и статье 28 Конвенции о правах ребенка.

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и образования в интересах личности, общества и государства, который сопровождается констатацией того, что гражданин (студент) достиг определенных государственных уровней (образовательной квалификации).

Закон Российской Федерации «Об образовании».

До 1950-х гг. в дискуссиях преобладали идеи функционалистической социологии, особенно в Дюркгейме. Именно он рассматривал образование как средство поддержания общественного порядка. Мангейм придерживался этой точки зрения и определил образование как средство обеспечения социального мира и решения социальных проблем.

3 стр., 1368 слов

Проблемы соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта

... Изучить понятие норма права и статья нормативно – правового акта; Выявить соотношения нормы права и статьи нормативно – правового акта; Объектом исследования в курсовой работе является многосложные компоненты теории права. Предметом исследования является соотношение нормы права и статьи нормативно – правового акта. Методологической основой ...

Функционалисты считают:

  • Ведь в этом случае, как и в случае с другими людьми, в системе образования есть все, что нужно, т.е. она отбирает людей в соответствии с их способностями и даёт им необходимую квалификацию;
  • Существует тесная связь между интеллектом и успехом;
  • Образование является средством, гарантирующим наиболее талантливым людям наиболее ответственную и наиболее высокооплачиваемую работу.

Марксисты согласны с функционалистами в том, что образование направлено на социализацию отдельных лиц и групп в соответствии с требованиями и потребностями общества.

Но поскольку мы говорим о капитализме в нашем обществе, они слишком критически относятся к тому, как молодые люди учатся адаптироваться к требованиям капиталистического общества. Боулз и Гинтес утверждают, что школа не должна увеличивать свой потенциал, а должна производить работников, которые не являются критичными, пассивными и послушными, и которые смиренно принимают жизнь.

Марксисты считают, что дискуссии о равенстве связаны с вопиющим неравенством в классовой системе. Они утверждают, что все, что выходит за рамки поверхностных изменений в системе образования, требует коренного перераспределения власти в более широких структурах общества, особенно в экономических отношениях.

Марксисты верят в это:

  • Образование способствует созданию классовой системы и преодолению классового неравенства.
  • Образование воспроизводит рабочую силу, которая должна принять свое положение в жизни и принять свой «провал» и «успех» в среднем классе как легитимный.
  • Чтобы создать впечатление, что система справедлива, небольшая часть рабочего класса успешна.

Либеральные (реформистские) идеи основаны на определении индивидуальности и предположении о том, что каждый человек должен иметь возможность реализовать свой личный потенциал, и эту реализацию следует поощрять.

Либералы критикуют систему образования за то, что она делает акцент на академические достижения и успешность экзаменов, а не на человеческий потенциал, который включает эмоциональные, творческие и социальные аспекты.

Социал-демократическая точка зрения в социологии образования может быть связана с такими наблюдателями, как А.Н. Хелей и Дж.В.Б. Дуглас. Это отражено в политических документах (например, в докладе Плоудена о начальном образовании).

Введение единой системы среднего образования для определения дефицита образования как ситуации, которая может быть исправлена компенсационным образованием, во многом обусловлено социологическими исследованиями успеваемости и роли социального класса, проведенными в 1950-е и 1960-е годы.

В конце 1970-х годов возникла свободная рыночная экономика, а вместе с ней и философское и политическое господство неоконсерваторов. Неоконсервативный подход к образованию состоит в том, чтобы подчеркнуть свободу выбора в образовании и позволить школам конкурировать друг с другом за приверженность родителей и учащихся. Возросшая конкуренция должна повысить уровень образования.

Если марксистские, либеральные, социал-демократические и неоконсервативные теории в образовании основываются на политических идеях и политической деятельности, то другая известная позиция в социологии образования не является политической.

4 стр., 1603 слов

Государство и право Древней Индии

... качестве предмета рассмотрения выступают государство и право зарубежных стран. Объект – Древняя Индия. Целью данной курсовой работы является рассмотрение общественного, государственного строя Древней Индии, а также своеобразия источников права. Работа состоит из введения, ...

Образование является необходимым элементом качества жизни человека. Его можно рассматривать не только как набор материальных благ, но и как набор здоровья и участия в жизни общества.

Образование является основой любого организованного общества. Культура невозможна без образования.

Право на образование является естественным правом человека. Она предназначена для удовлетворения потребностей человека в информации и образовании. Потребность в информации и образовании находится на том же уровне, что и первичные потребности: физиологические, безопасность, защита и т.д., поэтому теория Маслоу должна быть адаптирована с учетом первичных потребностей, информации и образования.

Компоненты права на образование в Конституции РФ

Право на образование можно рассматривать как часть права на жизнь, права на развитие.

В статье 43 Конституции Российской Федерации право на образование включает в себя следующие полномочия :

  • Право на дошкольное образование;
  • Право на базовую профессиональную подготовку;
  • Право на высшее образование.

Большинство людей не в состоянии реализовать все эти права самостоятельно, поэтому они должны обеспечиваться государственными и местными учебными заведениями, предприятиями и органами образования.

Система образования во всем мире имеет следующие характеристики

  • Образование предполагает наличие определенных культурных ценностей, особенно стремление к конкуренции и уважение к авторитету;
  • Для передачи таких ценностей требуются формальные школьные организации и т.д;
  • Весь процесс обучения направлен на социализацию людей, студентов и т.д;
  • Содержание образования может иногда противоречить интересам учащихся.

Содержание права на образование развивается в отраслевом законодательстве, т.е. права конкретизируются, делятся на полномочия, а к конституционным правам добавляются другие права.

Доступность и обязательное образование

Главной гарантией права на образование является его доступность. В то же время, в развитии образования в современном мире существует несколько противоречий.

Одним из них является увеличение числа учащихся и сокращение государственных расходов на образование, в то время как провозглашенное формальное равенство в образовании сопровождается еще одним противоречием — растущим неравенством в доступе к образованию.

Следующее противоречие

В статье 2(3) Закона Российской Федерации «Об образовании» закреплен этот принцип — он сформулирован как всеобщий доступ к образованию.

Статья 5 Закона определяет понятие всеобщего доступа как независимость от расы, национальности, языка, пола, возраста и состояния здоровья; социального, имущественного и должностного положения; социального происхождения; места жительства; отношения к религии; убеждений; партийной принадлежности и судимости.

6 стр., 2883 слов

Общественно-профессиональная экспертиза программ высшего образования

... базовой модели общественно-профессиональной экспертизы качества программ высшего образования. Oснованием развития системы общественно-профессионального участия в оценке программ высшего образования на государственном уровне в России являются: Федеральный ... работе по полученной специальности. Bместе с тем, такие ученные как О.Е. Лебедев, А.А. Седельников, А.Н. Поздняков и др. рассматривают экспертизу ...

В то же время права граждан на профессиональную подготовку могут быть ограничены в интересах охраны здоровья, например, по признаку пола, возраста, состояния здоровья, в интересах защиты общества, например, в связи с наличием судимости. Ограничения могут быть наложены только законом. Закон Российской Федерации «Об образовании» Ст. 5

Доступность образования определяется двумя факторами:

  • Государственная политика в этой области.
  • Уровень материального благосостояния своих граждан.

Учитывая низкий уровень благосостояния и отсутствие у большинства граждан возможности платить за образовательные услуги, единственным выходом является введение бесплатного образования на всех его ступенях и установление платы за него в качестве дополнительного способа обеспечения права на образование.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона об образовании государство гарантирует гражданам доступ и бесплатный доступ к начальному образованию, основному общему образованию, (полному) общему среднему образованию и начальному профессиональному обучению, а также (на конкурсной основе) бесплатному среднему образованию, высшему профессиональному образованию и последипломному профессиональному обучению в соответствии с государственными и муниципальными образовательными стандартами, если это является первым образованием гражданина на этом уровне.

В то же время существует ряд противоречий в государственной политике по этому вопросу.

Первое противоречие заключается в том, что статья 43 Конституции предусматривает, что дошкольное образование является общедоступным и бесплатным, в то время как государство установило уровень платы за обучение в дошкольных учреждениях.

Второе противоречие заключается в том, что Конституция Российской Федерации установила в Законе Российской Федерации «Об образовании», который касается бесплатного общего (полного) образования, что только базовое общее образование является бесплатным.

Третье противоречие — Конституция Российской Федерации установила, что среднее профессиональное образование является общедоступным и общедоступным — заключается в том, что Закон об образовании предусматривает бесплатное среднее профессиональное образование только на конкурсной основе и не подтверждает его доступность.

Проанализировав государственную политику по этому вопросу, можно сделать вывод о целесообразности устранения этих противоречий путем введения бесплатного дошкольного, общего (школьного) и профессионального образования и обучения, используя конкуренцию только с уровнем высшего профессионального образования.

Обязательное образование —

По мнению государства, этого тоже достаточно, потому что:

  • Формирование у учащегося такого мировоззрения, которое соответствует современному уровню знаний и уровню образовательной программы (уровню образования)
  • Интеграция личности в национальную и мировую культуру.
  • Образование человека и гражданина, интегрированное в современное общество и направленное на его совершенствование. Закон «Об образовании» Ст. 14

Конституция предусматривает, что базовое общее образование является обязательным. Это уровень второй ступени школы, нормативная продолжительность которой согласно типовому регламенту образовательной школы составляет 5 лет (первая ступень — 3-4 года).

14 стр., 6677 слов

Особенности воспитания приемного ребенка. «педагогические ...

... население страны к хаотической миграции. Семейное воспитание приемного ребенка имеет свою специфику, обусловленную психологическими особенностями детей-сирот. Все приемные дети в тот или иной жизненный период ... доме, подброшенные новорожденные. 2. Принудительное изъятие ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов ребенка 3. Смерть родителей. Сюда же могут ...

Существует известная закономерность — чем выше уровень основного образования граждан, тем быстрее люди осваивают новые профессии, тем выше уровень экономического и социального развития государства.

На основании этих закономерностей целесообразно ввести обязательное среднее профессиональное образование, но только на несколько иной основе. Эта обязанность должна быть введена только для тех, кто способен освоить образовательную программу полной средней школы.

Дошкольное образование также должно быть обязательным, независимо от того, проводится ли оно в семье или в дошкольном учреждении.

Главная задача по изменению системы образования сегодня заключается в том, чтобы государство и гражданское общество определили, какое образование должно быть обязательным и достаточным для российских граждан. Решение всех остальных задач в области образования зависит от того, как они решаются. Это самое важное звено в цепочке проблем образования.

Статья 19 Закона Российской Федерации «Об образовании» делает базовое государственное образование обязательным, но известно, что на таком уровне образования невозможно работать по современным методикам. В лучшем случае разрешается быть ассистентом.

Различные политические силы страны рассчитывают решить эту главную проблему по-разному:

  • Оставить существующий уровень обязательного образования, как уже упоминалось (в данном случае тенденция отставания страны).

  • Снижение уровня обязательного образования до четвертого класса, начального образования (в этом случае государственные расходы на образование могут быть значительно сокращены).

  • Ввести обязательное общее среднее образование.
  • Сделать общее профессиональное среднее образование обязательным.
  • Сделать высшее профессиональное образование обязательным.

Почти сегодня государство располагает материальными возможностями для реализации каждого из пяти решений, для этого есть и преподавательский состав.

Такой уровень образования позволит гражданам России найти работу, создать собственные рабочие места, начать собственное дело и занять стабильное место в национальной экономике.

Классификация прав на образование

Анализ законодательства в области образования позволяет представить следующую классификацию прав на образование, принимая за основу виды образовательных программ и типы образовательных учреждений.

  • Право на дошкольное образование, которое реализуется в семье и в дошкольных учреждениях;
  • Право на общее начальное образование, которое реализуется либо в семье, либо в школе первой ступени;
  • Право на базовое общее образование. Она реализуется либо в семье, либо в школе второго уровня. Этот уровень образования является обязательным по российскому законодательству;
  • Право на получение среднего (полного) общего образования реализуется либо в семье, либо в школе;
  • Право на профессиональное образование и обучение с целью предоставления учащимся навыков, необходимых им для осуществления конкретной деятельности. Это не влечет за собой повышения уровня образования учащегося. Оно должно предоставляться в профессиональном училище или организации;
  • Право на начальное профессиональное образование. Оно должно предоставляться в профессиональном училище или организации;
  • Право на среднее профессиональное образование. Она осуществляется в средних специальных учебных заведениях или на первой ступени высшего профессионального образования и подготовки;
  • Право на получение неполного высшего образования в форме двух курсов;
  • Право на высшее профессиональное образование и подготовку, ведущую к получению степени бакалавра;
  • Право на получение высшего образования с квалификацией «сертифицированный специалист»;
  • Право на получение высшего образования с квалификацией «магистр»;
  • Право на получение высшего образования в рамках программ переподготовки специалистов;
  • Право на послевузовское профессиональное образование и обучение в соответствии с программами кандидатов наук;
  • Право на послевузовское профессиональное образование и подготовку в рамках программ, ведущих к получению степени доктора наук;
  • Право на дополнительное образование.

Право на дошкольное образование

11 стр., 5376 слов

Права профессиональных союзов в сфере труда

... по охране труда профессиональных союзов имеют право: 1) осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; ... эволюцию прав профсоюзов; 2. Изучить нормативно-правовое регулирование деятельности профсоюзов; 3. Рассмотреть общую характеристику правового статуса профсоюзов; 4. Рассмотреть классификацию прав профсоюзов; 5. ...

Дошкольные учреждения создаются для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития их индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития. Они работают в полной семье. Родители — первые учителя своих детей. Они обязаны в раннем возрасте заложить основы физического, морального и интеллектуального развития личности ребенка.

Ребенок должен быть в царстве любви и доверия с родителями.

«В первые годы, писал Гегель, образование матери особенно важно, так как оно направлено на укоренение нравственности как чувства в ребенке. Первые три года жизни ребенка важнее для его развития, чем остальная его жизнь.

На дошкольном этапе развития дети в возрасте от 2 до 5 лет должны развивать свое физическое, умственное, духовное, эмоциональное, нравственное и социальное развитие, как это закреплено в Конвенции о правах ребенка (1980 г.).

Кроме того, все большее значение приобретает юридическое образование.

В возрасте шести лет дети могут посещать либо детский сад, либо школу. В любом случае, в этом возрасте у них должно быть чувство прав, обязанностей, ответственности и проступков, т.е. определенное чувство справедливости.

6 стр., 2934 слов

Юридическое образование и формирование профессионального сознания юристов

... исследование профессионального правосознания; выявление особенностей профессионального сознания юристов; определение содержания, принципов, форм и методов юридического образования в современной России; определение роли юридического обучения и юридического воспитания в процессе подготовки юридических ...

Государственный образовательный стандарт ребенка — это, прежде всего, показатель всех видов развития по годам жизни.

Детский сад выполняет свои функции в трех основных формах:

  • Воспитание в детском саду;
  • Консультирование родителей по вопросам воспитания детей;
  • Воспитывать и развивать ребенка дома.

Дошкольное и школьное образование может стать прочной основой образования. Этот вывод основан на следующих аргументах:

  • Дошкольное образование закладывает основу личности;
  • Полное дошкольное образование;
  • Когда многие семьи живут за чертой бедности, детский сад — это лучший способ обеспечить физическое развитие ребенка, и он может полностью питаться и развиваться.
  • Детские сады — форма организации жизнедеятельности детей, которая вместе с семьей может обеспечить здоровое развитие ребенка.
  • Детский сад — центр дошкольного образования, который оказывает поддержку семье в воспитании детей.

Было бы полезно, если бы детские сады давали возможность детям из неблагополучных семей, находящихся за чертой бедности, быть принятыми государством, чтобы они могли полноценно развиваться, питаться и получать положительные эмоции.

К сожалению, международные документы по вопросам образования не закрепили право ребенка на образование в дошкольных учреждениях. Этого не происходит ни в статье 28 Конвенции о правах ребенка, ни в статье 26 Всеобщей декларации прав человека.

Признание такого права стало бы еще одним шагом на пути к развитию права на образование.

Право на всеобщее начальное образование

Общее начальное образование преподается в течение нормативного четырехлетнего периода. Она может быть предоставлена в специальном учебном заведении, которое обеспечивает только эту программу, или в учебном заведении, которое обеспечивает две или три ступени образования.

Школа первого уровня предусматривает развитие у детей навыков чтения, письма, арифметики, базовых навыков обучения, элементов теоретического мышления, простых навыков самоконтроля учебной деятельности, культуры поведения, разговорной речи, элементарной личной гигиены и здорового образа жизни.

Начальное образование является основой базового общего образования. Ребенок имеет право освоить программу общего начального образования либо в школе первой ступени, либо в семье в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Право ребенка на образование реализуется родителями, которые выбирают возраст, в котором ребенок может обучаться по программе. Согласно статье 19 Закона «Об образовании», возраст, с которого граждане могут быть приняты в учебное заведение, определяется его уставом.

Учебное заведение не имеет права исключать ребенка из начальной школы. Ребенок имеет право перевестись в другую школу. Все эти права реализуются родителями. Если ученики не освоили программу учебного года, они имеют право с согласия родителей вновь остаться в том же классе.

10 стр., 4740 слов

Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью

... общего образования и трудового обучения школьников, частные методики преподавания учебных предметов, систему и специальных учреждений. Олигофренопедагогика развивается на основе принципов общей педагогики. Исходя из психофизиологических и педагогических особенностей детей с ... сфер психики с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления. Интеллектуальный дефект сочетается с нарушениями ...

Еще одним правом родителей является перевод ребенка в компенсационные классы с сокращенным числом учеников на одного учителя.

Третьим правом родителей является перевод ребенка на семейное образование. Если в конце учебного года ребенок отстает с предметом, его можно условно перевести в следующий класс. Ответственность за ликвидацию академической задолженности лежит на родителях ребенка.

Право на образование во втором классе

Базовое общее образование дается в школе второй ступени или в семье. Эта школа обеспечивает получение учащимися базового общего образования, условия обучения и воспитания личности учащегося, его талантов, интересов и способностей к социальному самоопределению.

Базовое образование является основой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

Базовое общее образование и окончательная аттестация после его окончания являются обязательными для родителей и детей. Это обязательство остается в силе до достижения ребенком 18-летнего возраста.

На второй ступени среднего образования учащийся имеет право прервать свое образование до завершения основного общего образования.

Это право подчиняется следующим условиям:

  • Ребенок достиг 15 лет.
  • Согласие родителей или их заместителей дается.
  • Дается согласие местного самоуправления.

Учебное заведение имеет право исключить ребенка из школы в следующих случаях:

  • Решения руководящего органа образовательного учреждения.
  • Ребенок совершил противоправное деяние, уголовное или административное правонарушение либо неоднократно нарушал устав учебного заведения.

Право на образование на третьей ступени или на среднее (полное) общее образование

Среднее (полное) общее образование (третья ступень) является заключительной ступенью общего образования. Обеспечивает освоение средних (полных) общеобразовательных программ, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей учащегося, формирование навыков самостоятельной образовательной деятельности на основе дифференциации образования.

Студенты третьего уровня имеют следующие права:

  • Обучение в различных областях и предметах;
  • Выбирать предметы, предлагаемые в дополнение к обязательным предметам и направленные на реализацию интересов и возможностей индивида;
  • Предоставлять дополнительные образовательные услуги, которые школа обязана предоставлять.
  • Среднее (полное) общее образование является основой профессионального и высшего среднего образования.

Право на профессиональную подготовку

В отличие от профессионального обучения, профессиональное обучение не направлено на повышение образовательного уровня. Его цель заключается в ускорении приобретения навыков, необходимых для выполнения конкретного вида деятельности или группы видов деятельности.

4 стр., 1635 слов

Конституционное право на образование (2)

... образование; Право на среднее (полное) общее образование; Право на профессиональную подготовку; Право на начальное профессиональное образование; Право на среднее профессиональное образование; Право на высшее профессиональное образование; Право на послевузовское профессиональное образование; Право на дополнительное образование. Закон РФ «Об образовании» подтверждает основные конституционные права ...

Лица, не получившие базовой общей подготовки, также могут получить такую подготовку.

Ребенок имеет право на бесплатное профессиональное обучение во время первого прохождения такого обучения. Закон Российской Федерации «Об образовании» Ст. 5

Техническое и профессиональное образование должно стать наиболее важным аспектом образовательного процесса. Она должна стать неотъемлемой частью общего начального образования каждого человека в виде знакомства с технологиями и миром труда.

Право на начальное профессиональное обучение

Базовое профессиональное образование направлено на подготовку работников по всем направлениям общественно-полезной деятельности на основе базового общего образования. Оно может основываться на среднем (полном) общем образовании по конкретным специальностям.

Государственный стандарт «Начальное профессиональное образование» определяет классификационную структуру профессионального образования и обучения в России:

  • Уровень 1 — ускоренная профессиональная подготовка;
  • Уровень 2 — начальное профессиональное образование и подготовка по профессиям, не требующим общего среднего образования;
  • Уровень 3 — начальное профессиональное образование и подготовка по профессиям, не требующим общего среднего образования;
  • Уровень 4 — непрерывное профессиональное образование и подготовка работников (в высших профессиональных учебных заведениях и лицеях);
  • Уровень 5 — бакалавриат, магистратура и послевузовское профессиональное образование и обучение.

Когда учащиеся получают образование на этой ступени, они имеют право на бесплатное образование и государственный документ о профессиональном образовании.

Право на среднее профессиональное образование

Профессиональное обучение в средней школе направлено на подготовку специалистов среднего звена. Она предназначена для удовлетворения потребностей человека в углублении и расширении образования посредством базового общего, среднего (полного) общего или начального профессионального обучения.

Студенты называются студентами, курсантами и практикантами. У них есть следующие права:

  • Учиться в учебных заведениях
  • Бесплатно учиться в государственных или муниципальных учреждениях, когда они впервые получают образование на этой ступени.
  • Ознакомиться с уставом и иными документами учреждения, перечисленными в уставе учреждения
  • Ознакомиться с лицензией, свидетельством о государственной аккредитации.
  • Получить студенческий билет и кредитную карту.
  • Учиться 45 минут с продолжительностью учебного часа.
  • Взять отпуск 8-11 недель, 6-9 недель в летнее время.
  • На еженедельный период обучения не более 36 часов.
  • О тренировках в группе.
  • Получить государственный документ о среднем профессиональном образовании в соответствии со всеми требованиями учебного плана.
  • Проходить обучение в соответствии с Государственным стандартом по индивидуальным планам обучения.
  • На ускоренном курсе.
  • Получать дополнительные платные услуги.
  • Участвовать в управлении.
  • Свобода совести, свобода информации, свободное выражение своих взглядов и убеждений.
  • Работать во время учебы.

Право на высшее образование

Право на получение неполного высшего образования

Граждане России имеют право на получение бесплатного высшего профессионального образования в государственных и муниципальных высших учебных заведениях на конкурсной основе при первом достижении этого уровня образования.

Незавершенное высшее образование, в котором доминирует образовательная программа продолжительностью не менее двух академических лет.

После завершения данного вида образования, студент имеет право на это:

  • Продолжить высшее образование;
  • Для получения диплома о неполном высшем образовании без итогового документа квалификация не присваивается.

Право на получение высшего образования с квалификацией «Бакалавр».

Продолжительность этой программы составляет не менее 4 лет. Программа охватывает гуманитарные, социально-экономические и научные дисциплины и практику профессиональной деятельности.

Право на получение квалификации «сертифицированный специалист».

Продолжительность реализации программы составляет не менее 5 лет.

Право на получение высшего профессионального образования с присвоением квалификации «магистр».

Это третий этап высшего профессионального образования, который основывается на двух профессиональных программах, позволяющих подготовить специалистов с квалификацией «Мастер». Общая продолжительность обучения должна составлять не менее 6 лет.

Права отдельных лиц на обучение по этой программе включают в себя следующее:

  • Право на обучение по курсу, включающему степень бакалавра в соответствующей предметной области и третью ступень обучения, которая должна состоять из различных частей — образования и исследований и
  • Право на обучение с максимальной классной нагрузкой не более 15 часов в неделю
  • Право работать по индивидуальному плану под руководством преподавателя университета
  • Право на защиту выпускной диссертации, магистерской диссертации и выпускных экзаменов.
  • Право сдачи экзаменов и минимальное количество участников.
  • Право требовать от высшего учебного заведения засчитывать результаты выпускных экзаменов в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру.
  • Право на получение степени магистра модели состояния.

Право на послевузовское образование

Это позволит гражданам повысить уровень образования и научно-педагогическую квалификацию на основе высшего профессионального образования.

Этот тип обучения будет приобретен, В аспирантуре. Аспиранты имеют на это право:

  • Использовать оборудование, лаборатории и библиотеки;
  • Перевод в другое высшее учебное заведение;
  • Изменить форму обучения с очного на заочное и наоборот;
  • Реабилитация в аспирантуре;
  • Выполнение государственных требований для получения дополнительной квалификации «педагог вуза»;
  • Выполнение оплачиваемой работы при условии выполнения индивидуального плана обучения;
  • Работа;
  • Предоставление государственной стипендии в случае очного обучения в аспирантуре;
  • Получение пособий на стипендию;
  • 2 месяца ежегодного отпуска;
  • 11-й месяц отпуска, для аспирантов;
  • социальные гарантии и льготы.

Права докторанта определяются Приказом о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе последипломного профессионального образования Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.98 г. № 814 (с изменениями и дополнениями).

К докторантуре принимаются лица, имеющие звание кандидата наук. Докторанты обучаются на дневном отделении.

Докторанты пользуются бесплатным оборудованием, учебными комнатами и библиотеками и получают стипендию.

Право на дополнительное образование

Он реализуется для удовлетворения потребности в образовании, для непрерывного профессионального развития.

Дополнительные образовательные программы могут быть реализованы в общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведениях, курсах, центрах профориентации, школах искусств, детских домах и других лицензированных учреждениях.

Заключение

Таким образом, образование понимается как целенаправленный процесс образования и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождаемый успеваемостью гражданина (учащегося) определенного государственного уровня (образовательной квалификации).

Право на образование рассматривается как конституционное, основополагающее, естественное право человека. Она закреплена в статье 26 Всеобщей декларации прав человека и статье 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Наиболее важной гарантией права на образование является его доступность и осуществимость.

Доступ к образованию определяется двумя факторами:

  • Правительственная политика в области образования;
  • Уровень материального благосостояния своих граждан;

Обязанность обеспечивать образование определяется как уровень, который государство считает достаточным для своих граждан для обеспечения экономического и социального развития государства.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/pravo-na-obrazovanie-2/

  1. Всеобщая декларация прав человека 10.12.48.
  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1967 год).

  3. Конституция Российской Федерации. Принято референдумом 12.12.94.
  4. Закон РФ «Об образовании» от 10.12.91 (с изменениями и дополнениями) 4.Закон РФ «Об образовании» от 10.12.91.
  5. Серый В.М. Закон об образовании как отрасль российского права. — М.: Научно-исследовательский центр проблем качества образования специалистов. 2001.
  6. Шкатулла В.И. Закон об образовании. Учебник для ВУЗов — М. Издательство НОРМА, 2002.