Обучение одаренных детей в общеобразовательных учреждениях

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время.

Выявление и развитие детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную задачу.

До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их.

По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей от общей популяции, поэтому выявление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота.

Целью курсовой работы является изучение социально-психологических проблем обучения одаренных детей в современной школе.

В связи с этим выдвигаются следующие задачи:

  1. изучить основные научные исследования об одаренных детях;
  2. охарактеризовать понятие «одаренные дети»;
  3. определить методы обучения одаренных детей.
  4. выявить основные социально-психологические проблемы обучения одаренных детей в современной школе.

Разработанность темы исследования. Среди первых исследований способностей, одаренности, таланта можно назвать работы, связанные с появлением и активным использованием диагностики, эмпирических методов исследования Г.И. Россолимо, Ф. Гальтона, Ч. Пирсона, Р. Кеттелла, Э. Крепелин, Г. Эббингауз. Несмотря на то, что исследуемые ими характеристики были далеки от современного понимания структуры и основных составляющих одаренности, работы этих исследователей внесли заметный вклад в формирование понятия «интеллект» и появление первых «умственных тестов» для его измерения.

26 стр., 12867 слов

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА И ФОРМЫ У ДЕТЕЙ

... и цвете у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью, могут быть применены в МДОУ в условиях инклюзивного обучения. Накопленный материал в ходе исследования может быть использован ... в ходе ее теоретического анализа, написание теоретической главы курсовой работы, организация и проведение эмпирической части исследования (констатирующего, формирующего и контрольно-итогового этапа). III этап – ...

Исследователями отечественной научной школы (Павлов И.П., Теплов Б.М., Небылицын В.Д.), проводившими исследования в области психофизиологии и психологии индивидуальных различий основное внимание уделялось выявлению корреляционных связей между физиологическими показателями и результатами человека и природы">деятельности человека (успешностью обучения, продуктивностью деятельности, показателями результатов выполнения тестов).

Объектом исследования являются одаренные дети в системе общеобразовательной школы.

Предметом же исследования явились психологические трудности одаренного ребенка, возникающие в процессе обучения в общеобразовательной школе.

состоит из введения, основной части и заключения, а также приложен список использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Возникающие в связи с проблемой одаренности вопросы о значении наследственности и среды, о соотношении созревания и развития, о роли потребности в саморазвитии издавна являются темой теоретических дискуссий и специальных изысканий.

Например, назовем таких выдающихся специалистов, как Ю.Д. Бабаева [1], Н.С. Лейтес [12], А.И. Доровский [6], АА Мелик-Пашаев [16], Б.К. Пашнев [20] изучали проблемы одаренности. В их работах отражены современные исследования по данной проблеме в России и за рубежом. Основная направленность их работы — возрастные и индивидуально-типические особенности развития одаренности школьников, способы ее выявления проблемы воспитания и обучения одаренных учащихся.

В научной психологической литературе труды по одаренным детям и их проблемы наиболее изучены Н.С. Лейтесом. В его трудах рассмотрены вопросы возрастной одаренности, индивидуальных различиях психологических проблем одаренности. В многосторонних исследованиях он обосновал положение о том, что ключом к раскрытию возрастной одаренности являются сенситивные периоды психического развития; убедительно показал, в частности, что сенситивным для умственного развития человека является каждый из периодов возрастного созревания. Подтвердилась значимость дошкольного и младшего школьного возрастов: ни раньше, ни позже способности так быстро и продуктивно не развиваются; именно в эту пору жизни появляются чудо-дети (вундеркинды); одаренность в этом возрасте яркая и массовая. Дети, по Н.С. Лейтесу, в целом одареннее взрослых. Вместе с тем яркое проявление способностей к подростковому возрасту у большинства детей чаще всего снижается. Показывает, что подростковый возраст имеет специфическую сенситивностьи вносит свой особый вклад в становление интеллекта и личности. Эта проблема чрезвычайно важна для решения вопросов эффективного психического развития человека в онтогенезе. Для этого нужны психолого-педагогические технологии, обеспечивающие подлинный индивидуальный подход к школьникам [13].

3 стр., 1070 слов

Проблемы и перспектива развития института усыновления детей сирот ...

... на проблемы усыновления. Предметом исследования данной темы является институт усыновления. Объект исследования правоотношения и социальные последствия, возникающие в результате усыновления ребенка-сироты. Целью данной работы является анализ проблем и перспектив развития института усыновления детей-сирот и детей, ...

Если предложить педагогу назвать наиболее талантливых и одаренных учеников своего класса, то, скорее всего они отметят тех из них, кто имеет широкий кругозор, отличается успешностью в учебе, легко справляется с различного рода примерами и упражнениями. Чаще всего это дети с высоким уровнем развития интеллекта, с ярко выраженной умственной одаренностью. Именно этому феномену посвятил свои труды известный ученый, специалист в области психологии детской одаренности Н.С. Лейтеса.

Речь в ней идет о так называемых общих умственных способностях, а не о специальных видах одаренности к тому или иному виду деятельности. Заслуга автора состоит в том, что он рассматривает это явление в возрастном аспекте, в его динамике. Говоря о возрастных особенностях проявления умственной одаренности, он, тем не менее, уделяет большое внимание изучению ее индивидуально-типологических особенностей [13].

В трудах Н.С. Лейтеса рассмотрены вопросы возрастной одаренности, индивидуальных различиях психологических проблем одаренности. В многосторонних исследованиях он обосновал положение о том, что ключом к раскрытию возрастной одаренности являются сенситивные периоды психического развития; убедительно показал, в частности, что сенситивным для умственного развития человека является каждый из периодов возрастного созревания. Подтвердилась значимость дошкольного и младшего школьного возрастов: ни раньше, ни позже способности так быстро и продуктивно не развиваются; именно в эту пору жизни появляются чудо-дети (вундеркинды); одаренность в этом возрасте яркая и массовая. Дети, по Н.С. Лейтесу, в целом одареннее взрослых. Вместе с тем яркое проявление способностей к подростковому возрасту у большинства детей чаще всего снижается. Н.С. Лейтес показывает, что подростковый возраст имеет специфическую сенситивность и вносит свой особый вклад в становление интеллекта и личности. Эта проблема чрезвычайно важна для решения вопросов эффективного психического развития человека в онтогенезе. Для этого нужны психолого-педагогические технологии, обеспечивающие подлинный индивидуальный подход к школьникам.

Работы Н.С. Лейтеса в области одаренности восстанавливает давнюю традицию европейской психологии (с ее вниманием к психологическим характеристикам), забытую под влиянием чрезмерно увлекающейся статистикой американской психологии.

Теоретико-методологическую основу исследования составили философско- психологические и собственно психологические концепции развития личности (С.Л. Рубинштейн, А.П. Бодалев, Л.И. Божович, А.В. Петровский, Д. И. Фельдштейн).

Рабочая концепция одаренности (Д.Б. Богоявленской), а также совокупность теоретических положений, определяющих человека как субъекта деятельности и общения, раскрывающих способы влияния на активизацию его возможностей, рассматривающих личность ребенка как открытую развивающуюся систему в неразрывной связи с его окружением в образовательном пространстве; положение о коммуникативном взаимодействии подростков с одноклассниками и учителями, как необходимом условии всестороннего развития личности ребенка;положение о роли значимости других в становлении и развитии личности ребенка; положение о субъекте в системе отношений; положение о творческой сущности человека (А.А Бодалев, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.А. Деркач, И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.Ф. Ломов, A.M. Матюшкин, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, A.M. Прихожан, СЛ. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, Б.Д. Эльконин и др.).

4 стр., 1849 слов

Влияние разводов на развитие ребенка

... людьми. Поэтому дети в период развода испытывают большие трудности и зачастую не могут справиться со своими эмоциями. Глава I. Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка дошкольного возраста влияние на развитие ребенка развития ...

1.2. Содержание понятия «одаренные дети»

Одаренность — значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.) [4].

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.

Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью и на последующих возрастных этапах.

Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности.

Предметом острых дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках одаренности. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности.

Одаренные подростки характеризуются более высоким, по сравнению с «обычными» школьниками, уровнем тревожности, обусловленным специфическим характером психологических трудностей (проблем), возникающих в системе взаимодействия «учитель — ученик».

Выделим психологические проблемы взаимодействия:

  • психологическими особенностями развития одаренности подростка («индивидуальный профиль» одаренности);
  • особенностями обучения;
  • личностными и профессиональными качествами учителя; особенностями взаимодействия в системе «учитель — ученик».

Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.

Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.