Особенности работы учителя с одаренными детьми

В новых социально-экономических условиях развития нашего общества проблема изучения и развития интеллектуальной одаренности стала одним из приоритетных научных направлений. Важность изучения этой проблемы объясняется тем, что интеллектуальный потенциал и творческие способности людей являются основой социально-экономического прогресса любого общества, повышают эффективность общественных реформ, выступают в качестве одного из решающих факторов экономического развития. Невнимательное отношение к развитию интеллектуальной одаренности подрастающего поколения оборачивается для государства значительными моральными, материальными и политическими потерями.

За последние 10 лет интерес к этой проблеме значительно возрос. Увеличилось количество публикаций и исследований по данной проблеме, опирающихся на фундаментальные исследования Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Н.С. Лейтеса, A.M. Матюшкина, A.A. Мелик-Пашаева, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, В.И. Панова, М.А. Холодной, B.C. Юркевич, Л.И. Ларионовой. Тем не менее, практическая ситуация в решении вопросов, связанных с развитием интеллектуальной одаренности учащихся в системе образования, мало изменилась. Количество школ для одаренных детей, экспериментальных классов и классов с дифференцированным обучением недостаточно. Большинство одаренных детей продолжают учиться в общеобразовательных школах. В обучении доминирует монолог учителя, преобладают репродуктивные формы приобретения знаний, умений и навыков, тогда как развитие одаренности требует самостоятельного, поискового подхода в обучении. Ориентация на среднего ученика не позволяет преподавателю учитывать особенности одаренных детей. Как отмечают многие исследователи, школа часто становится зоной задерживающего развития одаренных детей.

Известно, что одаренные дети обладают рядом психологических особенностей: ускоренным психическим развитием, не насыщаемой познавательной потребностью, высокой умственной активностью, творческим подходом к решению проблем, стремлением к самостоятельному приобретению знаний, особой эмоциональной чувствительностью и независимостью. Все это требует организации специального образовательного пространства, в качестве которого может выступать индивидуальный подход в обучении. На создание специальных условий для развития одаренности указывают: Д.Б. Богоявленская, Ю.З. Гильбух, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский, П.И. Пидкасистый, В.Э. Чудковский, В.М. Экземплярский, В.С. Юркевич и другие.

14 стр., 6859 слов

Особенности обучения и воспитания одаренных детей

... развития познавательных способностей) и др. Выявление, обучение и поддержка одаренных детей в настоящее время во многих странах осуществляются за счет специально разработанных государственных программ. Для определения способностей и одаренности ... ребенка в его личностном, интеллектуальном, моральном, социальном, личностном развитии. Одаренность ... как готличительной особенностью одаренности есть ...

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что при отсутствии валидных методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям. Вместе с тем выбор психодиагностических процедур и методов работы с одаренными детьми определяется исходной концепцией одаренности.

В связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди учителей и работников народного образования, а также родителей для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности.

Цель исследования – выявить особенности работы учителя с одаренными детьми.

Объект исследования – обучение и воспитание одаренных детей.

Предмет исследования – особенности работы учителя с одаренными детьми.

Задачи исследования:

  1. Определить основные теоретические подходы к проблеме развития одаренности учащихся.
  2. Выявить содержание и сущность понятия «одаренность».
  3. Изучить принципы, содержание и методы обучения одаренных детей.
  4. Проанализировать специальные программы обучения одаренных детей.

Методы исследования:

  • Теоретические – анализ научной и учебно-методической литературы;
  • систематизация и обобщение результатов исследования.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ

1.1.Понятие и определение одаренности у детей

Психологическое изучение детской одаренности долгое время в нашей стране находилось в относительном застое. Считалось, что не нужно выделять особых детей. В условиях массового образования была ориентация на среднего ученика.Для многих родителей и учителей одаренность была и остается загадкой. Когда у ребенка обнаруживается одаренность, они не всегда понимают что с ней делать. В результате — ребенок не может самореализовать свои возможности в полной мере.

Таким образом, практика показывает, что развитие одаренности — это проблема и прогресса общества, и индивидуального развития человека.

Проблема одаренности в советских исследованиях разрабатывалась как психология способностей. Особое место занимает концепция Б.М. Теплова. По его мнению, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека[16].

Помимо успеха в деятельности, как указывает Б.М. Теплов, способность детерминирует скорость и легкость овладения деятельностью. К.К. Платонов относит к способностям любые свойства психики, в той или иной мере обеспечивающие успех в конкретной деятельности [2].

4 стр., 1519 слов

Обучение одаренных детей в общеобразовательных учреждениях

... научные исследования об одаренных детях; охарактеризовать понятие «одаренные дети»; определить методы обучения одаренных детей. выявить основные социально-психологические проблемы обучения одаренных детей в современной школе. Разработанность темы исследования. Среди первых исследований способностей, одаренности, таланта можно назвать работы, ...

В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность». Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Термин «детская одаренность», напротив, указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал.

Одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во-вторых, ее признаки (проявления) могут быть постоянными, но могут иметь и временный (преходящий) характер. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциальной форме[8].

На сегодняшний день большинство педагогов и психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).

При этом особое значение имеют и собственная активность ребенка, и психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования, а также реализации индивидуального дарования[1].

В возникновении и развитии одаренности существенную роль играют нервно-психические образования, определяющие возможности ребенка к особенному, оригинальному восприятию мира, к воспитуемости и обучаемости, к осмыслению и творчеству, к самовыражению и самоутверждению. Талантливость обусловлена индивидуально-личностными, нравственно-эстетическими характеристиками человека. Развитию одаренности ребенка способствует как наличие здоровой генетической основы, так и наличие условий социального педагогического и психологического характера [3].

Особое значение, по мнению Б.Т. Лихачева, имеет система продуктивной, творческой деятельности, создающая возможность для экспериментирования, дающая право на собственное мнение и ошибку. Она организуется в формах детской самодеятельности. Ее осуществление детьми должно обеспечиваться консультационной помощью взрослых, психологически благоприятной обстановкой и необходимыми социально-материальными условиями. В успешном формировании одаренности важную роль также играет мастер, педагогическое руководство[7].

Учитель является определяющим фактором в системе обучения одаренных детей. Поэтому к учителю, работающему с одаренными детьми, предъявляются повышенные требования: позитивная Я-концепция; знания соответствующих концептуальных моделей, использующихся в обучении для разных возрастов одаренных детей; умение осуществлять правильный выбор учебного материала; умение правильно оценивать успехи детей.