Проблемы и перспектива развития института усыновления детей сирот и детей, оставшихся без попечения

В соответствии с международным и российским правом, обеспечение интересов детей основополагающая задача семейного права. Дети рассматриваются как самостоятельные личности, имеющие с момента рождения определенные права. Одно из самых важных из них право жить и устройства детей на воспитание по российскому законодательству">воспитываться в семье закреплено в Семейном кодексе Российской Федерации (ст. 54), вступившем в силу с 1 марта 1996 года.

20 ноября 1989 г. Генеральная ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие Конвенции о правах ребенка. 13 июня 1990 г. Конвенция была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 г. вступила в силу для Российской Федерации. Подписав конвенцию, Россия признала приоритетность семейных форм устройства детей-сирот перед распространенной длительное время практикой передачи таких детей на воспитание в государственные учреждения [2].

К сожалению, многие дети остаются по различным причинам без родительского попечения; в этом случае защита их интересов возлагается на государство. Именно оно в лице своих органов должно содействовать реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в нормальной и полноценной семье. В связи с этим возникает много проблем. Их решение непосредственно связано со степенью их изученности. Поэтому данная тема является актуальной [11].

Существует несколько традиционных форм принятия детей на воспитание в семью. Среди них выделяют усыновление, опека и попечительство, а так же приемная семья. Однако преимущественной формой устройства детей-сирот является именно усыновление [16].

Термин «усыновление» употребляется в юридической науке в разных значениях. Многие ученые рассматривают усыновление как форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Другие — как юридический акт, в результате которого между усыновителем и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, другими родственниками по происхождению. В законодательстве и в юридической литературе под усыновлением иногда понимается само правоотношение, которое возникает между усыновителем (его родственниками) и усыновленным (его потомством) на основании акта усыновления. Некоторым авторами, в том числе Ю. Беспалову, усыновление представляется как один из способов судебной защиты прав ребенка. В основу такого подхода положено назначение усыновления. Представляется, что усыновление предназначено для реализации прав ребенка, оставшегося без родительского попечения и, прежде всего, права жить и воспитываться в семье и права на защиту. Наконец термин «усыновление» используется для обозначения одного из институтов семейного права, который представляет собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования отношений по усыновлению, и определяет порядок установления и прекращения усыновления, права и обязанности участников правоотношения [1].

12 стр., 5988 слов

Правовое регулирование усыновления (удочерения) детей

... усыновления детей иностранными гражданами. Глава 1. Правовое регулирование усыновления (удочерения) детей 1 Понятие, правовые особенности и субъекты усыновления К сожалению далеконе все дети имеют возможность быть воспитанными своими биологическими родителями. Дети остаются без родительского попечения ...

В настоящей работе усыновление рассматривается в его последней трактовке — как институт семейного права. Институт усыновления является одним из древнейших правовых институтов и существует во всех современных правовых системах. По своему назначению институт усыновления глубоко гуманистичен. Он призван обеспечить нормальную семейную жизнь и воспитание для детей, не имеющих родителей или лишившихся родительского попечения по другим причинам [10].

Соответственно настоящая работа построена исходя из особенностей выбранной тематики, с учетом действующего законодательства и мнения различных ученых на проблемы усыновления.

Предметом исследования данной темы является институт усыновления. Объект исследования правоотношения и социальные последствия, возникающие в результате усыновления ребенка-сироты.

Целью данной работы является анализ проблем и перспектив развития института усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для реализации цели поставлены следующие задачи:

  1. изучить общую характеристику института усыновления детей-сирот;
  2. рассмотреть преимущества усыновления перед другими формами устройства детей-сирот;
  3. проанализировать проблемы и перспективы развития института усыновления детей-сирот.

В работе использованы такие методы исследования как контент-анализ, анализ статистических данных, анализ социологических исследований и анализ нормативно-правовых актов.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА УСЫНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

1.1 Субъекты усыновления.

В отношениях по усыновлению субъектами выступают усыновитель (как гражданин Российской Федерации, так и иностранный гражданин, лицо без гражданства), его супруг и родственники с одной стороны, и усыновляемый и его родственники с другой. Следует помнить, что в соответствии с семейным законодательством РФ посредническая деятельность при осуществлении усыновления запрещена [14].

По российскому законодательству усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Усыновленным соответственно может быть только несовершеннолетний ребенок, не достигший 18 лет. Семейный кодекс РФ продолжил правовую традицию Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926г., признававшего только усыновление несовершеннолетних. Усыновление совершеннолетних по российскому законодательству не разрешается, поскольку целью усыновления является обеспечение ребенку воспитания в семье [14].

10 стр., 4584 слов

Правовая защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся ...

... Выявить особенности правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Предмет исследования: процесс правовой защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без ...

Положения, относительно требований, предъявляемых к усыновленным (удочеренным) детям, содержаться в Семейном Кодексе РФ и в некоторых инструктивно-методических рекомендациях. В отношении требований о состоянии здоровья детей передаваемых на усыновление в законе прямого указания нет. Но, исходя из его смысла, усыновлению подлежат не только здоровые дети, но и дети, страдающие каким-либо заболеванием или имеющие отклонения в своем развитии.

Несомненно, что воспитание больного ребенка представляет собой значительные трудности, которые во многих случаях не в состоянии преодолеть и родные родители. Поэтому усыновители должны быть осведомлены о состоянии здоровья ребенка, а при наличии у него отклонений о характере недуга и его возможных последствиях. В этих целях ребенок проходит обследование экспертной медицинской комиссией органа управления здравоохранения субъекта Российской Федерации, которая дает заключение о состоянии его здоровья, а также о физическом и умственном развитии ребёнка. Она действует на основании положения об экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации (приказ Минздрава России и Минобразования России от 25 декабря 1995 г. № 369/641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью»).

По желанию усыновителей может быть проведено независимое медицинское освидетельствование ребенка. Разрешение на усыновление больного ребенка может быть дано, если будет установлено, что усыновитель добровольно и вполне сознательно принимает на обязанности по его воспитанию [17].

Заботясь о законных интересах усыновляемых, законодатель устанавливает правило, согласно которому: усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей (ст. 124 СК РФ) [20].

Представляется, что усыновление братьев и сестер разными лицами может быть допущено скорее как исключение. По этому поводу даны разъяснения в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9: «если у ребенка, которого желает усыновить заявитель, имеются братья и сестры, также оставшиеся без попечения родителей, и в отношении них заявителем не ставится вопрос об усыновлении, либо этих детей хотят усыновить другие лица, усыновление допустимо лишь в том случае, если это отвечает интересам ребенка (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья)».[24]

В отношении усыновителей как субъектов усыновления, предпочтение отдается усыновителям, являющимся гражданами России и проживающим на территории России, а также родственникам (независимо от гр