Все предприятия, осуществляя производственную и хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями, работниками предприятия и отдельными лицами. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, работ или услуг.
У предприятий возникают обязательства перед поставщиками за полученные от них товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги: перед государственным бюджетом по отчислениям от прибыли, платежам в фонды, налоговым и неналоговым платежам, перед своими рабочими и служащими по заработной плате и другие. С другой стороны, сами предприятия предъявляют требования к абонентам, покупателям, заказчикам об оплате отгруженной им продукции, оказанных услуг и выполненных работ для возмещения произведенных затрат, выполнения своих обязательств и получения прибыли.
Рациональная и эффективная организация системы денежных расчетов играет большую роль в процессе расширенного воспроизводства. Эта система должна обеспечивать бесперебойность, быстроту и своевременность кругооборота всех хозяйственных средств предприятия.
Денежный оборот является основной частью денежного и платежного оборота, где движение денег происходит в виде перечислений по счетам в кредитных учреждениях или зачетов взаимных требований, оплата наличными деньгами. Он опосредует такие сферы хозяйственных отношений, как: реализация продукции, услуг, работ, распределение и перераспределение национального дохода, получение и возврат банковских кредитов, выплата и использование денежных доходов. Участниками этих отношений выступают объединения, предприятия, организации, учреждения, кооперативы, малые предприятия, ассоциации, банковские и финансовые органы, физические лица, индивидуальные предприниматели.
Цель исследования являются организация методика ревизии денежных средств в Республике Беларусь.
Объектом исследования является лесхоз Ганцевичский лесничества Борковского.
Целью исследования является комплексное изучение внутрихозяйственного контроля сохранности и использования денежных средств на предприятии, выявление недостатков в организации учета и контроля денежных средств и разработка мероприятий по устранению данных недостатков.
Для решения этой цели поставлены следующие задачи:
Издержки предприятия
... издержек Производство любого вида продукта или оказание услуг требует определенных трудовых, материальных ресурсов и средств труда основного капитала. Стратегией каждого предприятия ... продукции обеспечивается с минимальными затратами. Затраты на приобретение вводимых факторов производства представляют собой издержки производства. Под издержками обращения понимаются выраженные в денежной ...
1. изучить теоретические основы учета и внутрихозяйственного контроля сохранности и использования денежных средств;
2. рассмотреть организацию внутрихозяйственного контроля за сохранностью и использованием денежных средств;
3. выявить недостатки в организации учета и контроля денежных средств;
4. разработать предложения по совершенствованию учета и внутрихозяйственного контроля денежных средств.
Задачи исследования сводятся к изучению основных положений по учету денежных средств, а так же их применение при изучении организации бухгалтерского учета на практических материалах лесхоз Ганцевичский.
5
1 РЕВИЗИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ КАК МЕТОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1.Значение и задачи ревизии кассовых операций.
Обращение денежных средств совершается непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях. Этот процесс непрерывен во времени. Поэтому важно, чтобы за денежными средствами был установлен постоянный, систематический, ежедневный внутрихозяйственный контроль.
Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственных операций и направлен на предупреждение незаконного и нерационального использования денежных средств. Осуществляется главными специалистами и главным бухгалтером.
Текущий контроль проводится непосредственно в процессе совершения хозяйственных операций и направлен на оперативное устранение недостатков, выявление и распространение положительного опыта в хозяйстве. Текущий контроль должен осуществляться всеми должностными лицами. [21, с.93]
Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций и направлен на выявление недостатков или имеющегося положительного опыта. Последующий контроль осуществляют работники бухгалтерии, ревизионные комиссии.
Особая роль в обеспечении соблюдения контроля за денежными средствами, наведение должного порядка в хранении, приеме и выдачи наличных денег, правильное документальное оформление и контроль законности совершаемых операций с денежными средствами, полное и оперативное их отражение в учетных регистрах принадлежит главному бухгалтеру предприятия. Главный бухгалтер должен организовать такой предварительный и текущий контроль за денежными средствами, который предупреждал бы возможность совершения незаконных денежных операций. Для этого необходимо, чтобы через него или через его заместителя должны проходить все денежные документы, прежде чем окончательно совершится денежная операция. [21, с.94]
Цель контроля денежных средств является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерской учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам.
Задачами контроля денежных средств является:
- проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете операций с денежными средствами при соблюдении требований законодательства Республики Беларусь;
- правильное документальное оформление операций с денежными средствами в соответствии с установленными правилами;
- своевременное взыскание дебиторской и погашение кредиторской задолженности организации;
- выполнение действующего порядка использования денежных средств по назначению;
- своевременное проведение и выявление результатов инвентаризации денежных средств;
- контроль за расходованием денежных средств строго по целевому назначению;
- проверка правильности документального оформления и законности операций с денежными средствами, расчетных и кредитных операций, своевременное и полное отражение их в учете.
обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей и поступлений, выявление дебиторской и кредиторской задолженности .
Ревизия и аудит денежных средств в кассе
... ревизии кассовых операций являются: 1. Проверка правил приема наличных денежных средств, полноты и своевременности оприходования их в кассу; 2. Проверка обеспечения сохранности наличных денег и денежных средств, находящихся в кассе предприятия; 3. Контроль ...
контроль за сохранность денежных средств, документов в кассе и целевого их использования;
- проверка обеспечения условий хранения и сохранности наличных денег в кассе и при доставке их из банка;
- проверка соблюдения Правил ведения кассовых операций в Республике Беларусь и кассовой дисциплины;
- соблюдение правил документального оформления операций по приходу и выдаче денег из кассы;
- соблюдение установленного порядка хранения чековых книжек, выписки чеков и получения по ним денег;
- контроль за своевременным и полным оприходованием денег, полученных из банка, и при реализации товарно-материальных ценностей и услуг за наличный расчет;
- соблюдение лимита хранения наличных денег в кассе и при выдаче их на операционно-хозяйственные нужды и другие расходы;
- соблюдение сроков внезапных инвентаризаций кассовой наличности;
- проверка законности, достоверности и целесообразности кассовых операций.
своевременное проведение инвентаризации денежных средств в кассе, выявление ее результатов и отражение ее результатов на счетах бухгалтерского учета. [19, с.121]
Контроль денежных средств проводится по трем основным направлениям:
- инвентаризация денежной наличности и расчетов;
- проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств, поступивших в кассу, на расчетный счет;
- проверка правильности списания денег в расход.
Ответственность за соблюдение правил ведения денежных средств возлагается на руководителя предприятия, главного бухгалтера, руководителя финансовой службы и кассира.
Для совершенствования контроля за сохранностью и использованием денежных средств в организациях необходимо разработать и утвердить программу внутрихозяйственного контроля. Данная программа позволит усилить контрольные функции всех должностных и материально-ответственных лиц, которые обязаны отвечать за сохранность и целевое использование денежных средств.
1.2 Нормативно-правовое обеспечение контрольной проверки кассовых операций
Обращение денежных средств совершается непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях. Этот процесс непрерывен во времени. Поэтому важно, чтобы за денежными средствами был установлен постоянный, систематический, ежедневный внутрихозяйственный контроль.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими организацию наличного денежного обращения в Республике Беларусь, являются:
Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 26.12.2007 года № 302-З.
Согласно ст. 4 Закона Республики Беларусь от 26.12.2007 N 302-З «О бухгалтерском учете и отчетности» организации ведут учет хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в денежной единице, эмитируемой Национальным банком Республики Беларусь в качестве платежного средства.
Понятие и способы приобретения гражданства по законодательству ...
... в Республику Беларусь; представило ложные сведения или подложные документы; состоит на воинской службе, службе в полиции, органах безопасности, юстиции или иных государственных органах иностранного государства. 2.1. Приобретение гражданства Республики Беларусь ...
Стоимость имущества и обязательств, выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежит пересчету в денежную единицу Республики Беларусь. Пересчет стоимости имущества и обязательств, выраженной в иностранной валюте, в денежную единицу Республики Беларусь производится по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, действующему на дату совершения операции.[5]
Статьей 9 установлено: Факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по типовым формам, утвержденным Министерством финансов Республики Беларусь (для Национального банка Республики Беларусь, банков — Национальным банком Республики Беларусь), по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики. При отсутствии утвержденных типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них информации организация принимает к учету самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы, которые должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование, номер документа, дату и место его составления; содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях; должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи.[9]
В зависимости от характера хозяйственных операций и системы обработки данных в первичные учетные документы могут включаться дополнительные реквизиты.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, должен быть согласован с главным бухгалтером и утвержден руководителем организации. [9]
Бухгалтер составляет только два первичных учетных документа (ПУД): приходный и расходный кассовые ордера. Все остальные документы составляют ответственные исполнители. Однако бухгалтер проверяет, чтобы первичный учетный документ был составлен по должной форме, правильно заполнен, подписан уполномоченным лицом и по содержанию операция не противоречила законодательству. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, должен быть согласован с главным бухгалтером и утвержден приказом руководителя организации и отражать, кто из сотрудников вправе подписывать ПУД в части получения, отпуска, разрешения на отпуск и т.д. Данные положения необходимо отразить и в соответствующих должностных инструкциях. Копия приказа и образцы подписей лиц, уполномоченных подписывать первичные учетные документы, должны находиться в бухгалтерии. Можно указать на расхождение между ч. 5 ст. 9 Закона N 302-З, определяющей, что документы, которыми оформляются хозяйственные операции, связанные с поступлением или выплатой денежных средств, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами, и формой приходного кассового ордера КО-1, где предусмотрен реквизит подписи только главного бухгалтера и кассира.[13]