Актуальность темы. Каждый день мы являемся свидетелями того как граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения. Эти отношения связаны с гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизнью. Соответственно они имеют свои права и обязанности. В положение ст. 60 Конституции РФ отмечается, о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности. Это также соответствует положению действующего гражданского законодательства о наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным (ст. 21 ГК).
Тот факт, что определенная часть правоспособных граждан полностью или частично не обладает дееспособностью, вызвал к жизни институт опеки и попечительства, который, прежде всего, имеет цель восполнить недостающую дееспособность этой категории граждан для обеспечения и защиты их интересов. Применение положений законодательства об опеке и попечительстве в настоящее время показывает, что этот институт работает недостаточно эффективно, что влечет за собой рост числа случаев нарушения прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц. Цивилизованное общество считает человека наивысшей ценностью, а потому обращает на данную проблему особое внимание. Однако нельзя не видеть и того, что забота о тех согражданах, которые не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, — вынужденная обязанность любого социального коллектива, а также любого государства. Связи с этим проблемы опеки, попечительства и патронажа во все времена оставались и остаются одними из актуальных вопросов всех времен. Изучение и анализ законодательства данной сферы, а также совершенствование нормативной базы поможет поднять на новый качественный уровень, данный института гражданского право. Это в свою очередь повлечет за собой повышения качества работы органов опеки.
Целью данного исследования является изучения правовой природы опеки, попечительства и патронаж в РФ, а также определение отраслевой принадлежности института опеки и попечительства в системе права и в системе законодательства.
В рамках достижения поставленной цели перед исследованием были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты и выявить природу опеки и попечительство в Гражданском Кодексе РФ;
- анализировать тенденции развития тематики опека, попечительство и патронаж в РФ»;
- выявить особенности формы патронажа;
- определить особенности установления опеки над несовершеннолетними гражданами;
- изучить особенности прекращения опеки и попечительства;
- выявить особенности эмансипации.
Предметом исследования выступают нормы российского законодательства, регулирующие правоотношения по опеке, попечительству и патронажу, а также содержание и специфика названных правоотношений.
Выбрана Опека и попечительство в римском праве
... римским правом был момент завершения опеки и обретения лицом (вновь или впервые) правовой самостоятельности: высвобождение из-под злоупотребительной опеки могло происходить только судебным порядком, но состоявшие под опекой или попечительством ... с возрастом совершеннолетия и т.д. А в остальном опека и попечительство означают то же, что и много лет назад в Древнем Риме. Даже в том случае, если ...
Объектом исследования является анализ условий в сфере опеки, попечительства и патронаж в Гражданском Кодексе РФ.
Теоретическая база исследования. Опека, попечительство и патронаж в Гражданском Кодексе РФ изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния юридической науки характерен переход к глобальному рассмотрению данной проблемы. Вопросам опеки, попечительства и патронажу посвящено множество работ. Хотелось бы особо отметить труды наиболее выдающихся ученых в области социологии, теории государства и права, семейного, гражданского, административного права: Л.Ю. Михеевой, Т.О. Урумовой, А.В. Баркова, Д.И. Мейера, А.М. Эрделевского, Е.А. Суханова.
Нормативную базу исследования составили положения, закрепленные в российском гражданском, семейном и административном законодательстве и определяющие правовые основы института опеки и попечительства.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания – анализ и синтез – специальный, такой как сравнительно-правовой метод познания науки семейного и гражданского права, административного законодательства, а также практики применения опеки и попечительства как формы устройства.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Несовершеннолетний может быть признан полностью дееспособным при достижении шестнадцатилетнего возраста. Этот процесс по законодательству называется юридической дефиницией — эмансипация. Содержание статья 27 ГК гласит, что объявление эмансипации проводится в случаях:
- работы с заключением официального трудового договора осуществления лицом предпринимательской деятельности по согласованию с законными представителями малолетнего, в лице родителей, усыновителей или поручителей;
- вступление в законный брак (ст.
21, п. 2 Гражданского кодекса).
Признать полной дееспособность гражданина по законодательству имеет право суд или орган опеки и попечительства. Процедура получения данного статуса детально описана в ГПК (глава 32).
Признание дееспособности в полном объеме по законодательству может быть утрачено малолетним до совершеннолетия — объявление незаконности заключенного брака.
Каким органом производится эмансипация несовершеннолетнего?
Признание полной дееспособности позволяет эмансипированно заключать сделки без получения согласия от своих представителей, пользоваться расширенным спектром своих гражданских прав. Объявлению предшествует получение решения органа опеки и опекунства или вынесение вердикта в судебном порядке. Только этим двум органам по законодательству подвластно признание лица эмансипированным.
Процедура эмансипации несовершеннолетних суда, процедура признания (ст. 32 ГПК) в котором предусматривает прохождение трех шагов:
Права детей, находящихся под опекой (попечительства)
... кодекса о правах несовершеннолетних детей в связи с установлением над ними опеки (попечительства). Кроме того, специальное законодательное выделение прав детей, находящихся под опекой (попечительством), должно служить дополнительной гарантией соблюдения их законных прав и интересов. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на: а) ...
- Шаг первый: подача заявления (возможна с 16 лет) в судебном порядке. К нему прикрепляются требуемые по законодательству документы и уплата госпошлины;
- Шаг второй: рассмотрение уполномоченным органом с участием не только заявителя и его представителей, но и прокурора, работника органа опеки и попечительства;
- Шаг третий: решение суда, удовлетворяющее или отклоняющее просьбу гражданина.
Отметим, что даже признанная дееспособность в полном объеме может быть утрачена. Например, в случае признания брака эмансипированного гражданина недействительным, не путать с расторжением брака (ст. 21 ГК).
Условия эмансипации несовершеннолетних
Эмансипированное лицо по законодательству получает возможность пользоваться определенными правами и нести правовую ответственность за совершаемые поступки. Порядок получения статуса полностью дееспособного лица описан в ГК. Основаниями являются заключение официального брака (ст. 21, п. 2 ГК), разрешение работать по трудовому договору (контракту) и возможность самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность. Ответственность за нового эмансипированного гражданина родители, усыновители или попечитель по ГК не несут (п. 2 ст. 27).
Досрочная эмансипация несовершеннолетнего
Эмансипация несовершеннолетнего гражданина возможна с возраста шестнадцати лет. Порядок досрочного объявления полной дееспособности описан в главе 32 ГПК (ст. 287-289).
Основанием для объявления эмансипации признана работа гражданина с заключением трудового договора или контракта (ст. 27 ГК).
В статье также говориться об осуществлении, по согласию законных представителей, лицом предпринимательской деятельности. Вступление в брак, до достижения совершеннолетия, гарантирует получение гражданином статуса «эмансипированного» (ст. 21, п. 2 ГК).
Досрочное становление полностью дееспособным означает несение гражданином ответственности за действия и повлекшие последствия. С момента ее объявления представители, в лице родителей, усыновителя или опекуна, не отвечают по обязательствам эмансипированного лица. В частности это касается последствий причинения им вреда (п. 2 ст. 27 ГК).
Проблемы эмансипации несовершеннолетних
Проблемы полной дееспособности по законодательству \
ать сделки) без согласия родителей и других представителей малолетних, также он несет полную ответственность за совершаемые поступки. Во-вторых, лицо сохраняет статус несовершеннолетнего. Значит, не имеет право быть опекуном или попечителем согласно ст. 35 ГК (возрастной ценз).
Эмансипация несовершеннолетних при вступлении в брак
Понятие опеки, попечительства и патронажа, их разграничения
Термин «опека» в настоящее время в юридическом обиходе используется в разных значениях. Под опекой иногда понимают не только осуществление заботы со стороны физического лица, но и пребывание несовершеннолетнего или недееспособного гражданина в специальном медицинском или социальном учреждении[1].
В отечественной цивилистике дореволюционного периода это понятие рассматривалось в тесной связи с семьей. Так, Владимирский-Буданов М.Ф. определял опеку как «искусственную власть над семьей», Шершеневич Г.Ф. — как «искусственную семью», Синайский В.И. — как «суррогат родительского попечения о детях, их личности и имуществе»[2].
Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми
Настоящее дипломное исследование посвящено анализу такого важного и значимого института семейного права, как опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. Надо отметить, что деятельность органов опеки и попечительства, связанная с правовой и социальной защитой нуждающихся в этом граждан, всегда ...
«Опека стоит как бы на рубеже права гражданского и государственного. С одной стороны, она обращена к интересам частных лиц, которые по малолетству или другому обстоятельству нуждаются в призрении и находят его в опеке; с другой – преследуют цели государства: на нем лежит обязанность иметь попечение о тех, кто сам не может заботиться о своих интересах, следовательно, для государства есть повод создать учреждение, которое оказывало бы пособие нуждающимся в нем. Существуют разные воззрения на опеку. Так по одному воззрению, опека составляет замену родительской власти. По другому воззрению, опека есть отрасль деятельности государства: оно обязано заботиться о благе всех граждан, особенно тех, у которых нет сторонних забот. Наконец, по третьему воззрению, опека представляет аналогию договора – это поручение, возлагаемое на опекуна, со стороны опекаемого, блюсти его интересы»[3].
«Ершова Н.М. в своей работе «Опека и попечительство над взрослыми» говорит о защите личных и имущественных прав опекаемых. Более точное понятие опеки было сформулировано ею в более поздних работах, в которых она утверждала: «Под установлением опеки или попечительства следует понимать назначение опекуна или попечителя для защиты (охраны) прав и интересов лиц, не способных полностью или частично самостоятельно осуществлять эти функции».
Пчелинцева Л.М. отмечает, что «в гражданско-правовой сфере опека и попечительство рассматриваются как способы восполнения дееспособности граждан». Было бы уместным заметить, что семейное право имеет свой взгляд на понятие опеки и попечительства. В ст. 145 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ рассматривают опеку и попечительство как форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов [6] .
Многогранный термин «опека и попечительство» означает вид социальной заботы, форму устройства несовершеннолетних и недееспособных либо не полностью дееспособных совершеннолетних граждан, деятельность органов опеки и попечительства по ее установлению, деятельность опекунов и попечителей по осуществлению опеки и попечительства, систему правоотношений, а также правовое состояние, характеризующее социальный и правовой статус личности, над которым учреждены опека или попечительство.
Институт опеки и попечительства — это система норм права, регулирующих отношения, связанные с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, в том числе над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами. Институт опеки и попечительства вызван с целью восполнить недостающую дееспособность правоспособных граждан, полностью или частично ею не обладающих, для обеспечения и защиты их интересов. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.
Этот институт позволяет приобретать и реализовать гражданские права и обязанности за исключением тех, которые носят сугубо личный характер. С помощью опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права, интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) — еще и способ их устройства на воспитание в семью.
Опека и попечение над несовершеннолетними
... опеки в российском праве: становление и развитие; понятие и сущность; порядок обеспечения правового режима опеки и попечительства; правовой статус субъектов института опеки и попечительства; проблемы реализации практики опеки и попечительства ... отцовской власти строго национальным институтом римских граждан. Дальнейшее развитие прав ребенка на жизнь и охрану здоровья в римском законодательстве ...
Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки над недееспособными или ограниченно дееспособными гражданами, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации [7](далее ГК РФ), Федеральным законом от 24 апреля 2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»[8], Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан».
Статья 71 Конституции РФ[9] относит гражданское законодательство к вопросам исключительного ведения Российской Федерации, поэтому и п. 1 ст. 3 ГК РФ и ст.3 ФЗ «Об опеке и попечительстве» предусматривают регулирование отношений в сфере установления, осуществления и прекращения опеки актами только федерального уровня. В то же время часть 3 статьи 71 Конституции РФ допускает регулирование названных отношений законами субъектов Российской Федерации, но только по вопросам, отнесенным к их ведению Федеральным законом. Далее проведем комплексный анализ двух основополагающих норм (ГК РВ и ФЗ) законодательство, которые регулируют вопросы опеке и попечительства.
Гражданский кодекс РФ содержит основополагающие нормы института опеки, касающиеся оснований возникновения и прекращения правоотношений и правового статуса субъектов. Статья 32 ГК РФ регулирует порядок осуществления опеки.
Опека устанавливается над двумя категориями граждан. Во-первых, над малолетними детьми в возрасте до 14 лет при отсутствии родителей и усыновителей.
Во-вторых, граждане признание судом полностью недееспособными. Опека устанавливается и над полностью недееспособным гражданином, не способным самостоятельно осуществлять, защищать свои права. От его имени сделки совершает опекун.
Порядок осуществления попечительства определяет статья 33 ГК РФ. Так, попечительство устанавливается над двумя категориями граждан: несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, как следствие, ставящими семью в тяжелое материальное положение. Функция попечителей заключается в даче согласия на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно[10].
Так, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей совершать мелкие бытовые сделки, а также сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, если эти сделки не требуют нотариального удостоверения, либо государственной регистрации. На все остальные сделки требуется письменное согласие попечителя. Ограниченное в дееспособности судом лицо также вправе совершать мелкие бытовые сделки. На все остальные сделки необходимо согласие попечителя.
Сами же опекуны и попечители обладают собственным правовым статусом, который определяет их права, обязанности и гарантии. К числу прав относят: право самостоятельного распоряжения всего дохода подопечного, либо его части; право на совершение сделок либо дача согласия на их совершение, только с разрешения органа опеки и попечительства и прочие права. К числу обязанностей опекунов и попечителей следует отнести:
Опека и попечительство (2)
... учесть мнение органов опеки и попечительства. В соответствии со ст. 61 ГК Украины установление опеки и попечительства в административном порядке (органом опеки и попечительства) имеет место, если речь идет об опеке над малолетним лицом и попечительстве над несовершеннолетним лицом, ...
- обязанность по заботе о содержании, уходом и лечением; безвозмездное осуществление своих обязанностей;
- проживание совместно с несовершеннолетним подопечным, и другие обязанности.
Статья 40 ГК РФ определяет порядок прекращения опеки и попечительства. Признание судом полностью недееспособного совершеннолетнего гражданина дееспособным в результате его выздоровления означает, что он может сам себя защищать, заботиться самостоятельно о своих насущных потребностях, разумно руководить своими действиями и поступками, связанными с защитой как личных, так и имущественных прав. Поэтому опекун ему уже не нужен. Тогда опека прекращается, но не автоматически, а по заявлению опекуна или по инициативе органов опеки и попечительства. То же самое происходит с попечителем при отмене судом ограничения дееспособности лица, злоупотреблявшего спиртными напитками или наркотическими средствами.
Основанием для прекращения опеки и попечительства должно быть также нарушение условий назначения опекуна, попечителя.
Таким образом, можно сделать вывод, что институт опеки и попечительства направлен на обеспечение защиты интересов недееспособных и ограниченно дееспособных граждан в частно — правовой сфере.
Вплоть до 1 сентября 2008 г. Гражданский кодекс РФ был практически единственным законодательным актом, регулирующим вопросы опеки над совершеннолетними недееспособными гражданами. Существовало большое количество законодательных пробелов, которые были восполнены Федеральным законом «Об опеке и попечительстве». Закон, содержит ряд новелл, которые нацелены на решение проблем, поставленных перед законодателем современной практикой опеки:
- предложены новые положения, направленные на удовлетворение интересов граждан, нуждающихся в опеке;
- закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами;
- впервые детально урегулированы важные вопросы охраны, управления и распоряжения имуществом подопечных;
- впервые предусматривается введение ответственности опекунов и органов опеки и попечительства за нарушение прав и законных интересов подопечных граждан[12].
С принятием ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» нормы данного института приобрели ярко выраженную гражданско-правовую, т.е. частно-правовую, рыночную направленность[13].
В свете данного закона Государство выступает в этих отношениях в роли менеджера, в функции которого входит: выявить лиц, нуждающихся в опеке, рассмотреть документы, распределить подопечных, назначив им опекунов, заключить с ними договор, выплатить вознаграждение и осуществлять надзор за их деятельностью. Деятельность этих органов стала сугубо административной, в ней отсутствует помогающая социально-реабилитационная компонента. Все бремя забот о подопечных возложено на физических лиц. Увеличивают это бремя нормы о возмещении опекунами вреда, причиненного подопечными. На мой взгляд, роль Федерального закона заключается не в плане первичного установления правовых норм по урегулированию отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки над недееспособными гражданами, а, именно, в их упорядочении и совершенствовании.
Анализ законодательства в области опеки и попечительства над ...
... дееспособных совершеннолетних граждан. Настоящий ФЗ «Об опеке и попечительстве» «регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами» (ФЗ № 48 «Об опеке и попечительстве»). И чтобы понять, ...
Полномочия органов опеки и попечительства в отношении недееспособных или ограниченно дееспособных граждан определяет ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ст.8), исходя из поставленных перед ними задач (ст.7).
Основными задачами органов опеки и попечительства, являются защита прав и законных интересов опекаемых граждан, надзор за деятельностью опекунов и попечителей и контроль за сохранностью имущества опекаемых.
Органы опеки и попечительства полномочны, выявлять и вести учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, обращаться в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным, устанавливать опеку или попечительства.
Полномочия по установлению опеки являются по своей правовой сути законодательным регулированием отношений, возникающих именно в связи с установлением опеки, вследствие чего они играют основополагающую роль для института опеки в целом.
Как вспомогательные (организационно-методические) можно рассматривать полномочия по подбору, учету и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами и информирование их о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства, а также оказание содействия в подготовке таких документов.
Рассмотрим основные аспекты перечисленных полномочий и необходимые для их осуществления алгоритмы действий органов опеки и попечительства в отношении граждан, признанных недееспособными.
Основанием для возникновения отношений, связанных с установлением опеки в отношении недееспособных, является решение суда, которым гражданин признан недееспособным .
Решение суда, поступившее в орган опеки и попечительства, можно рассматривать и как основной источник официальной информации для выявления граждан, нуждающихся в установлении опеки или попечительства.
Получение органом опеки и попечительства информации о наличии у гражданина тяжелого психического расстройства неправильно интерпретировать как реализацию полномочий по выявлению граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства. Данная информация в большей степени является основанием для осуществления полномочия по обращению органа опеки и попечительства в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным.
Так как установление опеки и попечительства допустимо только над (де-юре и де-факто) признанными судом недееспособными. В противном случае, данное полномочие должно быть сформулировано, как выявление и учет граждан, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими.
Опекунами над недееспособными гражданами становятся, как правило, их родственники. Соответственно, законодатель предоставил родственникам подопечного преимущественное право перед другими лицами быть опекунами недееспособного или ограниченно дееспособного совершеннолетнего гражданина
Как законодательную новеллу можем рассматривать предоставление органам опеки и попечительства права (исходя из интересов подопечных) назначать нескольких опекунов, а также одно и то же лицо опекуном нескольких подопечных. Следует признать, что данное право реализуется исключительно в редких случаях.
ФЗ «Об опеке и попечительстве» (п.2 ст.11) устанавливают возможность назначения гражданина опекуном исключительно только с его согласия. ГК РФ (п.1 ст.35) и ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ст.11) жестко регламентирует срок назначения опекуна – в течение месяца с момента, когда органу опеки и попечительства стало известно о необходимости установления опеки над недееспособным гражданином. Как правило, точкой отсчета служит дата поступления в орган опеки и попечительства решения суда о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным.
Курсовая №3944 Дееспособность граждан
... что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости. Цель курсовой работы — наиболее полно осветить правовые аспекты дееспособности гражданина так и юридических лиц. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд ...
Одновременно, ГК РФ обязывает суд в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки (п.2 ст.34).
В случае, если орган опеки и попечительства в установленный законодательством срок не назначит совершеннолетнему недееспособному гражданину опекуна, опекунство временно возлагается на орган опеки. Основанием возникновения отношений между опекуном и подопечным ФЗ считает акт органа опеки о назначении опекуна.
ФЗ «Об опеке и попечительстве» ввел понятие «Предварительная опека» (ст.12), которая устанавливается при предоставлении кандидатом в опекуны только лишь документа, устанавливающего личность, и на основании органом опеки и попечительства условий его жизни (п.2 ст.12 ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
Временно назначенные опекун обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом) (п.4 ст.12 ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
Нормы права, регулирующие установление временной опеки, являются новеллой ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Необходимо отметить, что принятие органом опеки акта об установлении опеки над недееспособным гражданином, должно осуществляться с учетом принципа обеспечения защиты прав и законных интересов подопечных.
Комплексный анализ норм действующего законодательства РФ, регулирующего вопросы опеки и попечительства позволяет сделать нам следующие выводы: первым документом, аккумулирующим правовые нормы института опеки и попечительства, определяющим его структуру и содержание, включающим в себя ряд законодательных новелл стал ФЗ «Об опеке и попечительстве». Гражданское законодательство РФ, регулирующее вопросы опеки нуждается в дальнейшем совершенствовании и развитии.
Патронаж. Понятие и особенности
На сегодняшний день, особенности правового регулирования патронажных отношений, в частности соотношения патронажа и попечительства, статуса патронируемого лица и др., остаются актуальными в гражданском праве. Неразрешенность данных вопросов приводит к затруднениям, возникающим в правоприменительной деятельности органов государственной власти, обеспечении защиты прав и законных интересов сторон договора. По смыслу п. 1 ст. 41 ГК РФ патронаж — это форма попечительства, устанавливающаяся над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности. К сожалению, полное легальное определение патронажа отсутствует, что вызывает сложности в применении данных норм на практике. Так, из содержания ч. 1 ст. 41 ГК РФ не ясно, какое именно состояние здоровья понимает законодатель под основанием установления патронатных отношений. Обращаясь к толковому словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, можно определить, что под здоровьем понимается правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие [16] . При этом важно отграничивать психическое здоровье от соматического, поскольку одним из условий нахождения лица под патронажем является его дееспособность, основанная на психическом здоровье. В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» в случае появления признаков психического заболевания лица, находящегося под патронажем, орган опеки и попечительства обязан обратиться в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным[17].
Опека и попечение как социальная технология
... под патронажем, патронаж над ним прекращается. В России функционирует широкая сеть домов-интернатов, осуществляющих социальное попечительство над ... формой социального попечительства над престарелыми и инвалидами стали специальные жилые дома для одиноких пожилых граждан ... детей, попавших в социальный приют. Орган опеки и попечительства Органами опеки и попечительства являются органы местного ...
Основными причинами, вызывающими потребность в патронаже, могут являться обстоятельства, связанные с состоянием здоровья, обусловленным преклонным возрастом, тяжелым соматическим расстройством, инвалидностью и т. п. Однако при этом у человека сохраняется интеллект, способность разумно оценивать свои поступки и действия, а также принимать соответствующие решения. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что такому гражданину необходим только помощник.
Главным правовым признаком патронажа как вида попечительства над ограниченно дееспособными совершеннолетними лицом будет являться восполнение дееспособности лица, которому нужна только помощь. Поэтому правильнее было бы говорить о патронаже над дееспособными гражданами как совершенно самостоятельном правовом способе помощи со стороны лиц, которым они доверяют. Представляется, что квалификация патронажа как разновидности попечительства не имеет правовых оснований, а использование термина «попечитель» из ст. 41 ГК РФ следует заменить на «помощник». Лицо, нуждающееся в патронаже, являющееся стороной данных правоотношений, в диспозиции ст. 41 ГК РФ именуется «подопечный»[18].
С учетом самостоятельности института патронажа следует признать термин «подопечный» неточным. По мнению Л. Ю. Михеева, с которым следует согласиться, для новой редакции ст. 41 ГК РФ необходимо использовать термин «гражданин, находящийся под патронажем». Анализ содержания части второй ст. 41 ГК РФ позволяет сделать вывод о нерешенности законодателем вопроса о требованиях, должны предъявляться к кандидатуре помощника. Попечитель-помощник обязан заботиться о подопечном, создании ему необходимых бытовых условий, обеспечении лечения. Доходы подопечного (пенсия, пособия, алименты и др.) расходуются для обеспечения его содержания и удовлетворения бытовых потребностей попечителем только с согласия подопечного.
Особенность правового положения помощника состоит в необходимости заключения с подопечным договора поручения или договора о доверительном управлении имуществом. При этом помощник не может признаваться посредником при совершении сделок с участием патронируемого лица. Обычно посредник характеризуется как субъект, который оказывает услуги лицам, не способные осуществлять свои права и обязанности не по состоянию здоровья, а по другим причинам, т.е. в основе привлечения посредника находятся обстоятельства, не связанные с физической немощью, соответственно, объем и содержание условий посреднического договора не отвечают цели установления патронажа. Следовательно, патронаж возникает из самостоятельного договора, посредством которого физически больному, но полностью дееспособному гражданину оказывается систематическая правовая и иная помощь при осуществлении и защите его прав и обязанностей. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином прекращается по требованию лица, находящегося под патронажем, а также по просьбе попечителя-помощника при наличии уважительных причин, делающих невозможным дальнейшее осуществление его обязанностей, при освобождении попечителя от его обязанностей ввиду ненадлежащего их исполнения, в том числе при использовании патронажа в корыстных целях (ст. 39 ГК РФ).
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что патронаж не является особой формой попечительства, как об этом говорится в действующей редакции ст. 41 ГК РФ. Представляется, что патронаж — самостоятельный институт гражданского права, нуждающийся в отдельном правовом регулировании.