Понятие правового акта управления .
Правовые акты — важное средство практической реализации целей и функций
Правовые акты — основная продукция государственной администрации. Это — самая большая по объему и разнообразию разновидность юридических актов. Как и представительные органы, субъекты исполнительной власти могут издавать нормативные акты. Наряду с судами, они принимают юрисдикционные акты. А огромное число и разнообразие общественных отношений, которыми государственная администрация призвана руководить, требует от нее издания многих миллионов правонаделительных актов о приеме (на работу, в вузы и т. д.), о призыве на военную службу, о выделении (жилой площади, ресурсов и т. д.), о назначении (пенсий, пособий), награждении, выделении, разрешении, возложении обязанностей, запрещении, регистрации, приватизации и т. д.
Рассматриваемым актам свойственен ряд особенностей, которые позволяют отграничить их от иных юридических актов — законов, актов правосудия, протестов и представлений прокуроров, гражданских и иных договоров.
1. Они принимаются при
В науке советского административного права их было принято называть правовыми актами управления, но точнее название — административные акты.
2. Подзаконность актов прежде всего, означает их соответствие действующим законам. Но, кроме того, это свойство включает в себя их соответствие актам вышестоящих органов, приговорам и решениям судов, заключенным договорам.
Органы исполнительной власти как субъекты административного права
... субъекты административного права Орган исполнительной власти — это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана ...
3. Официальный характер
4. Правовой акт исполнительной власти опирается на властные полномочия его автора и
5. Решение субъекта власти
6. Правовые акты исполнительной власти влекут юридические
а) они устанавливают, изменяют, отменяют нормы права;
- б) они влекут возникновение, изменение, прекращение правоотношений, служат юридическими фактами.
В них могут содержаться как нормы административного, так и нормы других отраслей права (финансового, трудового, гражданского и др.), они могут повлиять на гражданские, семейные, земельные и иные правоотношения.
правовые акты управления
Виды административных актов.
В условиях огромного разнообразия рассматриваемых правовых актов существует множество критериев, позволяющих сгруппировать их по юридически значимым признакам и лучше познать их юридические особенности.
По юридическому содержанию
1. Нормативные акты. Они устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы, т. е. содержат общие правила, не имеющие конкретного адресата, не обращенные к конкретным лицам, рассчитанные на многократное применение в случаях, предусмотренных их гипотезами.
Нормативные акты государственной администрации являются важнейшими источниками права. В зависимости от отраслевой принадлежности содержащихся в них норм они могут быть моноотраслевыми (административно-правовыми, гражданско-правовыми, источниками трудового, земельного права и т.д.) и полиотраслевыми, в которых имеются нормы различных правовых отраслей, но в них не может быть норм уголовного, уголовно-процессуального, конституционного права.
По кругу лиц, на которых распространяются нормы, их источники можно поделить на:
а) акты общего значения (федеральные, республиканские, областные, краевые, окружные, городские, районные, поселковые, сельские);
Судебная власть в системе органов государственной власти (2)
... органа судебной власти) в современном обществе, как ключевого звена, обеспечивающего защиту прав и свобод гражданина, с одной стороны, и являющимся основным компонентом в системе сдержек и противовесов всех ветвей государственной власти, с другой. В ...
б) межведомственные акты;
- в) внутриведомственные (в том числе локальные).
2. Индивидуальные акты — это решения субъектов административной власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам. Будучи в своей основной массе правоприменительными актами, они порождают, изменяют, прекращают правоотношения. Среди них больше всего правонаделительных, оперативно-распорядительных, а другой разновидностью индивидуальных актов являются правоохранительные, юрисдикционные решения (по спорам, жалобам, использованию принудительных средств).
По юридическим последствиям индивидуальные акты могут быть обязывающими, запрещающими, управомочивающими, содержащими отказы.
3. Общие акты содержат либо общие кратковременные предписания (о переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т. п.), либо общие требования (повысить требовательность, усилить внимание к определенным категориям дел, бережнее относиться, экономить ресурсы, больше внимания уделять многодетным семьям и т. д.).
4. В смешанных актах одновременно содержатся нормы права и правоприменительные решения, либо даже еще и общие требования.
По субъектам, принявшим административные акты
- Акты органов исполнительной власти и их должностных лиц. Эта самая большая группа включает:
а) указы и распоряжения Президента РФ;
б) постановления и
- в) приказы, постановления и другие акты центральных органов РФ;
- г) акты территориальных федеральных органов;
- д) постановления и иные акты мэров, губернаторов;
- е) акты органов исполнительной власти субъектов Федерации;
ж) приказы и иные акты
2. Акты субъектов власти, которые не находятся в системе аппарата исполнительной власти:
а) постановления судей по делам об административных правонарушениях;
б) приказы председателей судов, прокуроров, председателей представительных органов, имеющие внутриаппаратное значение, акты Центробанка РФ.
3. Акты общественных организаций , которым делегированы государством властные полномочия.
III. По форме различают акты письменные, устные, конклюдентные. Письменные являются разновидностью служебных документов.
Устные акты широко используются при непосредственном руководстве производственной деятельностью, для обеспечения общественной безопасности, на транспорте, в воинских частях.
Конклюдентные акты находят внешнее выражение в жестах работника милиции, регулирующего уличное движение, в световых и звуковых сигналах, знаках.
По функциональной роли, В зависимости от объема полномочий субъекта власти
а) дискреционные акты , принимаемые в условиях свободы усмотрения, широкой самостоятельности органа, должностного лица (например, при решении вопросов об использовании актов губернатора области).
Свободное усмотрение означает возможность выбора в широких пределах, установленных правовыми нормами. В силу недостаточной полноты или конкретности правовых норм, наличия в них оценочных понятий, у правоприменителя существует возможность принимать во внимание разнообразные факторы, а следовательно, выбирать решение из большого числа возможных и законных вариантов;
Акты органов исполнительной власти в системе административного права
... -структурный и другие. основные положения курсовой работы: 1. Правовые акты управления являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач и функции исполнительной власти. 2. Нормативные акты управления являются одним из источников российского ...
б) акты, принимаемые на основе альтернативных полномочий , предоставляющих субъекту возможность выбора одного из нескольких названных в норме права вариантов (например, при рассмотрении дела о мелком хулиганстве начальник РОВД вправе оштрафовать виновного, направить дело в суд, передать на рассмотрение администрации, общественных организаций по месту работы, учебы гражданина, прекратить дело и ограничиться устным замечанием);
в) акты «связанной администрации», принимаемые при отсутствии возможности выбора (прием в вузы по результатам конкурса, назначение пенсий, применение абсолютных санкций и т. д.).
на основе постоянных и временных (в том числе делегированных) полномочий.
По степени сложности, В зависимости от даты
а) немедленно (по общему правилу), с даты подписания, принятия;
б) с даты, указанной в самом акте ;
в) в срок, указанный в другом акте . Так, Указом Президента РФ от 26 марта 1992 г. установлено, что указы Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней после их официального опубликования;
г) после государственной опубликования . С этой даты вступают в силу нормативные акты центральных органов РФ, затрагивающие права граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1 марта 1993 г.