Эколого-правовой режим использования и охраны земель и почвы

Эколого-правовой режим использования и охраны земель и почвы

Описание.

Важнейшей частью общей биосферы является земля. Использование земли связано со всеми другими объектами: животным и растительным миром, лесами, водами, полезными ископаемыми, богатствами земных недр.

Выдержка из работы., Уральский государственный экономический университет, Экологическое право, Контрольная работа на тему:

«Эколого-правовой режим использования и охраны земель и почвы»

Выполнила студентка гр: ЭПБ-09п, Захарова Александра

Важнейшей частью общей биосферы является земля. Использование земли связано со всеми другими объектами: животным и растительным миром, лесами, водами, полезными ископаемыми, богатствами земных недр.

Термин «земля» трактуется по-разному: планета Земля, поверхность, почва, грунт, территория, объект собственности, пользования, аренды, составная часть окружающей природной среды. В юридическом значении под землей понимается поверхность, охватывающая плодородный слой почвы.

Земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Состоит земельное законодательство из Земельного кодекса от 25.11.2001 № 136-ФЗ (в ред. от 30.06.2003), федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Федерации. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить Земельному кодексу, федеральным законам.

Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных Земельным кодексом, федеральными законами, указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения.

На основании и во исполнение Земельного кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов Федерации органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Экологические функции земли:

  • взаимосвязь неорганической и органической материи;
  • поглощение углекислоты;
  • переработка органической материи в неорганическую.

Экономические функции земли:

  • средство производства в сельском и лесном хозяйстве;
  • пространственный базис для строительства объектов (зданий и сооружений), проживания, производственной деятельности. Культурно-оздоровительные функции земли:
  • использование лечебных свойств для лечения. По целевому назначению земли подразделяются — земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли поселений;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики;
  • земли для обеспечения космической деятельности;
  • земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и

3 стр., 1177 слов

Субъекты гражданско-процессуальных отношений и их классификация

... Джаникян. Их труды помогли более подробно изучить тему курсовой работы. Понять какую роль играют в гражданском судопроизводстве участники гражданских процессуальных правоотношений и ... ] В отношении юридических лиц по существу понятие правоспособности и дееспособности не различается, поскольку их правоспособность возникает и прекращается одновременно. Гражданская процессуальная дееспособность – ...

разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Государственное регулирование земельных отношении предусматривает деятельность по организации рационального использования земель и их охраны путем принятия экономико-правовых мер.

Основные функции государственного регулирования правового режима земельного фонда России: учетная, плановая, распределительно — перераспределительная, обеспечения надлежащего использования земель, контрольная и охранительная.

Регулирование правового режима государственного земельного фонда

осуществляют представительные и исполнительные органы государственной власти. В состав органов исполнительной власти входят органы общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся Правительство РФ, правительства республик в составе РФ и соответствующие органы других субъектов Федерации.

Органы специальной компетенции подотчетны исполнительным органам общей компетенции и дифференцируются на функциональные и отраслевые (ведомственные) органы. К отраслевым органам относятся министерства и ведомства, в управление которых переданы земли того или иного целевого назначения. Органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Земельный кадастр

Для обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты прав собственников земли, землепользователей и арендаторов и создания объективной основы для установления цены на землю, земельного налога, арендной платы в российской федерации ведется государственный земельный кадастр. Государственный земельный кадастр содержит информацию о землях всех категорий и ведется по единой методике в тесной взаимосвязи и с соблюдением принципа совместимости с территориальным, лесным, водным кадастрами и кадастрами других видов природных ресурсов. Получение исходной информации для ведения государственного земельного кадастра обеспечивается проведением необходимых космоаэросъемочных, топографо-геодезических и других обследований и изысканий. Для оперативного обновления земельно-кадастровой информации используются материалы текущих обследований, съемок и мониторинга земель.

11 стр., 5106 слов

Современные проблемы охраны земель и повышение эффективности ...

... ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ 1.1.История возникновения проблемы рационального использования и охраны земель Проблема рационального использования и охраны земельных ресурсов России является и в охране окружающей среды, да и в земельном праве одной из актуальнейших, так как связана ...

Оценка земель, Почвозащитная система земледелия

Большое значение имеет внедрение почвозащитной бесплужной системы земледелия. Только переход от отвальной вспашки к бесплужной обработке уменьшает смыв почвы в 2—4 раза. А дополнение ее щелеванием на склонах круче 1° уменьшает смыв почвы в 18—23 раза. Бесплужная обработка предотвращает появление пыльных бурь, в значительной степени снижает потенциальную засоренность пахотного слоя семенами сорных растений, очищает почву от сорняков, что, в свою очередь, позволяет уменьшить пестицидную нагрузку. Бесплужная обработка, замедляя нитрификационные процессы в почве, уменьшает содержание свободных нитратов в сельскохозяйственной продукции, т.е. Позволяет вырастить экологически чистую продукцию. Вспашка с оборотом пласта, столетиями культивирующаяся в отечественном земледелии, нарушает естественные законы почвообразования и внутрипочвенные взаимосвязи. Дело в том, что верхние горизонты почвы заселены аэробной биотой, требующей для жизни кислород, а нижние горизонты, наоборот, — анаэробной биотой, для которой кислород губителен. С оборотом пласта почвенная биота становится нежизненной и погибает, превращая пахотный слой в полуинертную порошкообразную массу, нарушая внутрипочвенные взаимосвязи. Чтобы после такого вмешательства восстановить равновесие, требуется систематическая. Бесплужная обработка в течение 5—10 лет.

Бесплужная обработка почвы, Мониторинг земель

категориям земель

  • сельскохозяйственного назначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;
  • природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • запаса.

следующие процессы

  • эволюционные (связанные с естественно-историческими процессами развития);
  • цикличные (связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными периодами изменений природного характера);
  • антропогенные (связанные с человеческой деятельностью);
  • чрезвычайные ситуации (связанные с авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями).

    Основными задачами мониторинга земель являются:

  • своевременное выявление изменений состояния земельного фонда, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
  • информационное обеспечение государственного земельного кадастра, рациональное землепользование и землеустройство, контроль за использованием и охраной земель.

Содержание мониторинга земель составляют систематические наблюдения (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель, выявление изменений и оценка:

  • состояния землепользовании, угодий, полей, участков;
  • процессов, связанных с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие водной и ветровой эрозии, потери гумуса, ухудшение структуры почв, заболачивание и засоление), зарастанием и закустариванием сельскохозяйственных угодий, загрязнением земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами;
  • состояния береговых линий рек, морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов, гидротехнических сооружений;
  • процессов, вызванных образованием оврагов, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, карстовыми, криогенными и другими явлениями;

— — состояния земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов. Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных наблюдений (периодических, сезонных, суточных), направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей с нормативными.

7 стр., 3484 слов

Охрана земель: современное состояние и существующие проблемы

... курсовой работы: 1. Изучение роли земельных ресурсов; 2. Рассмотрение правовых норм защиты и охраны земельных ресурсов от негативных природно-антропогенных процессов; 3. Анализ состояния земельных ресурсов в России; 4. Выявление проблем ...

Показатели состояния земель выражаются как в абсолютных, так и в относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сроку. По результатам оценки состояния земель составляются оперативные сводки, доклады, научные прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений. Мониторинг земель ведется комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при правительстве рф (роскомземом) и государственным комитетом по охране окружающей среды и при участии министерства сельского хозяйства, министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, комитета по геологии и использованию недр при правительстве рф, других заинтересованных министерств и ведомств. Организация и координация деятельности указанных министерств и ведомств, обобщение данных мониторинга земель осуществляются роскомземом и госкомприродой россии.

принципа совместимости

Главное назначение съемок и наблюдений с космических аппаратов и самолетов — получение характеристик состояния земель на глобальном и региональном уровнях. Съемки и наблюдения с помощью малой авиации производятся для локального мониторинга земель и уточнения аэрокосмической информации. Наземные наблюдения проводятся по всем категориям земель с использованием полигонов, эталонных участков, стационарных и передвижных лабораторий.

непосредственных наблюдениях

Комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам республик в составе рф, краев, областей, автономных образований, городов москвы и санкт-петербурга ежегодно, не позднее 1 марта, представляют в соответствующие органы исполнительной власти и роскомзем согласованные с органами госкомприроды россии доклады о состоянии земель в регионе, а при выявлении особо опасных процессов составляют оперативные сводки. Роскомзем и минприроды россии обобщают и анализируют материалы регионального мониторинга земель и государственного земельного кадастра и ежегодно, не позднее 30 апреля, представляют в правительство государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель российской федерации. Предприятия, организации и учреждения, граждане, международные организации и иностранные юридические и физические лица пользуются данными мониторинга земель в установленном порядке. Финансирование федеральной, республиканских, краевых, областных и окружных программ мониторинга земель осуществляется за счет ассигнований из республиканского бюджета и средств, поступающих в местные бюджеты от взимания земельного налога и арендной платы за землю.

4 стр., 1575 слов

Государственный экологический мониторинг

... обеспечения экологического мониторинга. 2. Государственный мониторинг земель Правительство РФ постановлением от 28 ноября 2002 г. №846 утвердило Положение об осуществлении государственного мониторинга земель. Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель ...