Эколого-правовой режим недропользования

Право специального природопользования

Специальное природопользование – это такое природопользование, которое осуществляется соответствующими субъектами на основе разрешения компетентных государственных органов, и связанное, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на окружающую среду.

Специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной (лицензионной) системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц.

Формы специального природопользования:

  • комплексное природопользование;
  • специальное пользование водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами.

Необходимость введения комплексного природопользования обусловлена тем, что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование используются в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них оказывается воздействие. Положения о комплексном природопользовании предусматриваются законами об охране окружающей природной среды субъектов РФ (в федеральном законодательстве они отсутствуют).

К примеру, данные положения были установлены в ст. 20 Экологического кодекса Республики Башкортостан. В 2005 г. в Москве был принят Закон «О комплексном природопользовании в городе Москве».

Комплексное природопользование — это направленное на удовлетворение, как правило, экономических интересов природопользователей использование юридическим лицом или гражданином-предпринимателем природно-ресурсного потенциала территории (использование одного или несколько природных ресурсов; удаление отходов в одну или несколько сред и др.), осуществляемое с учетом состояния окружающей среды в регионе, при котором экологически значимая хозяйственная и иная деятельность проводится в рамках установленных уполномоченными государственными органами нормативов допустимого использования (изъятия) природного ресурса, предельно допустимых вредных воздействий (или временно согласованных нормативов воздействий на окружающую природную среду, а эксплуатация (добыча, изъятие) одного или ряда видов природных ресурсов наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам и с соблюдением других условий, предусмотренных лицензией (разрешением).

7 стр., 3014 слов

Природопользование и природная рента

... пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными, птицами, рыбными запасами, использование атмосферного воздуха). Специальное природопользование связано с потреблением природных ... воздуха. 2. Природная рента Согласно общепринятому определению, природная (природно-ресурсная)рента - часть прибыли, обусловленная использованием природного ресурса в ...

Отдельные природные ресурсы — земля, недра, воды, леса, объекты животного мира, атмосфера — как правило, представляются в специальное природопользование для осуществления предпринимательской деятельности.

Особой разновидностью права специального водопользования, пользования атмосферой и недрами является предоставление соответствующих сред для удаления жидких, газообразных и твердых отходов производства и потребления.

Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т.д.) и в случаях, предусмотренных законом, также и договора.

Основания возникновения и прекращения права специального природопользования

Для получения права специального природопользования необходимо получение разрешения соответствующего государственного органа в форме лицензии или иного документа либо вынесение органом государственной власти решения о предоставлении природопользователю природного ресурса (участка лесного фонда, горного отвода, участка акватории) и заключение предусмотренного законодательством договора.

Решение органа государственной власти, заключение договора, предоставление лицензии не требуется для осуществления общего природопользования.

Общие основания возникновения права природопользования.

Решение компетентного государственного органа о предоставлении конкретного природного объекта в пользование или во владение. Такое решение может приниматься Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ либо их совместным решением, а также органом местного самоуправления.

Лицензия на пользование природным объектом, выдаваемая специально уполномоченным государственным органом. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования объектами животного мира, права комплексного природопользования и др.

Договор на пользование природными ресурсами.

Основания прекращения права природопользования:

  • отказ природопользователя от дальнейшего пользования природным объектом;
  • истечение срока природопользования;
  • смерть гражданина или ликвидация юридического лица;
  • неиспользование природного объекта в течение установленного законодательством срока;
  • использование природного объекта не по целевому назначению, указанному в лицензии и договоре;
  • нарушение условий и требований, установленных лицензией, договором и законодательством;
  • изъятие природного объекта для государственных или муниципальных нужд.

Вопрос 2. Эколого-правовой режим недропользования

Законодательство о недрах прямо обязывает пользователя недр соблюдать утвержденные в установленном порядке стандарты (нормы, правила), регламентирующие условия охраны атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами. Все эти требования и определяют предмет эколого-правового регулирования пользования недрами.

11 стр., 5158 слов

Лицензия и договор как правовые инструменты, регулирующие природопользование ...

... по природопользованию и охране окружающей среды от вредных воздействий. В нее включается деятельность по специальному природопользованию, к примеру, пользованию недрами, ... права и обязанности определяются не произвольно по усмотрению сторон, а вытекают из положений законодательства об окружающей среде и строго в рамках компетенции соответствующего органа исполнительной власти. Договор в сфере ...

Экологические отношения при пользовании недрами регулируются Конституцией РФ (ст. 58: «Каждый обязан сохранять… окружающую среду…»), Законом РФ «Об охране окружающей среды», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами, а также соответствующими актами субъектов Федерации. Специальных законодательных актов, регулирующих экологические отношения в процессе пользования недрами, практически нет, за исключением отдельных ведомственных положений, инструкций и предписаний.

Закон отнес недра к объектам, подлежащим охране от загрязнения, порчи, истощения и разрушения. Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды.

Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде.

Пользование недрами на особо охраняемых территориях осуществляется в соответствии со статусом этих территорий.

В компетенцию органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования, в частности, входит введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения требований охраны окружающей среды.

К компетенции органов местного самоуправления законодательством о недрах отнесено:

  • участие в решении вопросов, связанных с соблюдением экологических интересов населения территорий при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков для этих целей;
  • введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде.

Наряду с целым рядом конкретных видов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, закон установил специальные требования, в частности, к объектам нефтегазодобывающих производств, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки. Установлено, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбору нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного отвода земель, положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных законодательством государственных экспертиз, финансовых гарантий реализации таких проектов.

9 стр., 4119 слов

Правовая охрана окружающей природной среды в городах

... градостроительной деятельностью, основополагающие нормативно-правовые акты, раскрываются экологические требования в планировании и застройке городов, рассматриваются вопросы санитарной охраны окружающей среды городов и охраны зеленой растительности в городах. 1. Понятие и состав территории городов. В целом все ...

Строительство и эксплуатация таких объектов, расположенных в акваториях водных объектов, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне, допускаются при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных законодательством государственных экспертиз после восстановления загрязненных земель.

Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление до устранения недостатков либо полное прекращение деятельности по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию экологически вредных объектов в соответствии с предписаниями специально на то уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды.

В процессе поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, эксплуатации подземных объектов, не связанных с добычей, эксплуатации любых объектов инфраструктуры, пользователи недр обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, оздоровлению окружающей среды.

Выброс и сброс вредных веществ, захоронение и складирование отходов горного производства допускаются на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами власти. В таком разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека.

Пользователь недр должен постоянно за свой счет вести мониторинг окружающей среды, периодически осуществлять оценку результатов своей деятельности на состояние окружающей природной среды и предоставлять соответствующие отчеты государственным органам экологического контроля. В случае загрязнения, происшедшего по вине пользователя недр, и причинения ущерба или создания угрозы ущерба живой природе, собственности, природным объектам или среде обитания человека, контроль и борьба с загрязнением должна производиться за счет пользователя недр. Затраты на это должны осуществляться за счет его прибыли. Меры по борьбе с загрязнением должны приниматься во всех случаях немедленно.

Особое внимание уделяется охране окружающей среды при освоении морских нефтяных и газовых месторождений, предотвращении разливов нефти на суше и на море, разработке нефтегазовых месторождений, содержащих большое количество сероводорода и др.

Горнодобывающие предприятия своей деятельностью, помимо загрязнения окружающей среды, в общем характерного для любых видов деятельности, оказывают серьезное, плохо прогнозируемое воздействие на литосферу в виде деформации земной поверхности и дна моря в зоне размещения месторождений, приводят к изменению недродинамики поверхностных и подземных вод и др., в результате чего происходят сдвиги земной поверхности, обвалы и другие катаклизмы, негативные последствия которых в настоящее время предсказать и оценить их последствия практически невозможно.

Все требования экономического характера, соответствующие обязательствам пользователя недр, обязательно указываются в лицензии на пользование недрами в форме специального приложения или отдельных статей лицензионного соглашения или СРП. Необходимые экологические мероприятия, их финансирование должны предусматриваться в общей и годовых программах работ и сметах работ по освоению месторождений.

11 стр., 5320 слов

Нормирование в области охраны окружающей среды

... охране окружающей среды» устанавливает возможность изменения природоохранных нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, установленных на федеральном уровне актами субъектов РФ. Так, согласно ст. 6 ФЗ «Об охране окружающей среды», ...

Задача. Предприниматель Н. обратился в городскую администрацию с просьбой о выделении ему на праве аренды земельного участка, для строительства предприятия автосервиса и АЗС. Указанный участок находился неподалеку от автострады, в центре жилого микрорайона, поэтому предпринимательская деятельность Н. сулила быть достаточно прибыльной для него и полезной для городского бюджета.

Каким должно быть решение администрации? Какими нормами Федерального Закона «Об охране окружающей среды» и Градостроительного кодекса РФ она должна руководствоваться при его принятии?

Решение.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно п. 1 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Согласно п. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса о градостроительном регламенте существует возможность сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.