Борьба с взяточничеством одним из наиболее распространенных и опасных видов коррупции (т.е. подкупаемости и продажности государственных чиновников, общественных и политических деятелей вообще), традиционно находится в центре внимания мирового сообщества. В частности, в Резолюции VIII Конгресса ООН по предотвращению преступности и обращению с правонарушителями всеми государствами членами содружества наций предложено рассмотреть адекватность своего уголовного законодательства реальному распространению различных видов коррупции и применения санкций, которые бы обеспечили их надлежащее сдерживание.
Исключительно высокая степень общественной опасности получения взятки определяется тем, что оно резко деформирует нормативно установленный порядок осуществления некоторой частью нечестных должностных лиц своих служебных полномочий и тем самым грубо нарушает интересы государственной службы. Взятка является наиболее типичным и характерным проявлением коррупции, как опаснейшего криминального явления, которое подтачивает основы власти и управления, дискредитирует и подрывает их авторитет в глазах населения, остро затрагивает законные права и интересы граждан.
В условиях Российской Федерации на современном этапе проблема борьбы со взяточничеством приобрели серьезную остроту, главным образом, вследствие снижения в последние годы уровня уголовной ответственности (показатель раскрываемости подобных преступлений в РФ, как правило, не превышает 40-50%).
Проблема раскрываемости данного вида преступлений во многом зависит от правильной постановки самого хода расследования, наиболее полного планирования по делу. Это невозможно сделать без выработки специальной методики расследования, тем более такого сложного и тяжкого преступления, как взяточничество.
Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях, когда определенные вопросы можно решить путем взятки в органы внутренних дел все чаще поступают заявления и сообщения о совершении данного преступления. Поэтому выработка методики по раскрытию взяточничества является первоочередной проблемой в совершенствовании раскрытия данного вида преступления.
Стадии совершения преступления: понятие, виды
... а также индивидуализации уголовной ответственности. Вопрос о стадиях совершения преступления достаточно широко и фундаментально освещен в юридической литературе. стадия совершение преступление покушение 1. Понятие и виды стадий совершения преступления 1.1 Определение понятия преступления Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, ...
Криминалистическая характеристика взяточничества.
Понятие коррупции по российскому уголовному законодательству не является самостоятельным составом преступления, а теоретически охватывает несколько должностных и экономических преступлений (взяточничество, злоупотребление и превышение должностных полномочий, служебный подлог, хищения, вымогательство и т.п.).
Ядром коррупции является взяточничество. Однако коррупция не сводится только к примитивному взяточничеству, особенно в условиях рыночной экономики и свободы предпринимательства. Лоббизм, протекционизм, взносы на политические цели, инвестирование коммерческих структур за счет госбюджета, незаконный перевод государственного имущества в акционерные общества, использование связей преступных сообществ, переход политических лидеров и
государственных чиновников на руководящие должности различных корпораций и холдингов являются завуалированными формами коррупции.
Взяточничество является одним из самых опасных видов должностных преступлений, которые относятся к преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы (ст. 290 УК РФ — получение взятки; ст. 291 УК РФ — дача взятки).
Посягая на нормальное функционирование государственного аппарата, распространение этого вида преступлений дезорганизует деятельность органов управления, нарушает охраняемые законом права и интересы граждан, дискредитирует органы государственной власти и управления в глазах населения.
Объективная сторона получения взятки может выражаться:
а) в действиях (бездействии) должностного лица в пользу взяткодателя, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия данного должностного лица;
б) в способствовании указанным действиям (бездействию) в пользу взяткодателя со стороны должностного лица в силу его должностного положения;
в) в общем покровительстве или попустительстве по службе по отношению к взяткодателю;
г) в совершении должностным лицом незаконных действий либо в его противоправном бездействии в пользу указанных лиц.
Объективную сторону дачи взятки составляет передача (незаконное вручение, пересылка и т.д.) должностному лицу лично или через посредника предмета взятки с целью извлечения соответствующей пользы для себя либо для иных лиц.
Отличительными особенностями взяточничества (коррупции), осложняющими его выявление и влияющими на методику расследования, являются:
1) высокая степень скрытности, латентности преступления;
2) договоренность о даче»
3) наличие круговой поруки, согласительного характера совершения
Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору
... работы является исследование преступлений, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, раскрытие общих начал назначения наказания, рассмотреть объективные признаки состава преступления. Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору Лицо может выступать в роли организатора группы лиц, ...
4) действия взяткополучателя, совершения которых добивается
5) неоднократность совершения
Взяткополучателем, т.е. субъектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, может быть лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно — распорядительные или административно»хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах и воинских формированиях Российской Федерации. Как правило, взяткополучателями являются должностные лица государственных или общественных организаций, учреждений и предприятий, обладающие профессиональным и жизненным опытом, хорошо знающие специфику организации работы на своем предприятии и использующие имеющиеся в ней недостатки для получения взяток. Нередко взяточники умышленно создают такой режим работы предприятия, который побуждает и вынуждает лицо к даче взятки в целях успешного решения своего вопроса.
Взяткодателем, т.е. субъектом преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ, могут быть как частные, так и должностные лица, обладающие средствами для дачи взятки. Действия посредника в получении или даче взятки, в зависимости от того, в чьих интересах (взяткополучателя или взяткодателя) он действует, квалифицируются как соучастие в получении либо дачи взятки в соответствии со ст. 33 УК РФ.
С субъективной стороны дача и получение взятки всегда характеризуется только прямым умыслом.
Необходимым признаком взяточничества является предмет преступления — взятка. В качестве взятки могут выступать деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера (например, приобретение квартир, машин, бесплатный ремонт и т.п.).
Взяточниками используются различные способы и места дачи взятки. Предмет взятки вручается взяткополучателю лично или через посредника в его служебном кабинете, ресторане, машине, оставляется на рабочем месте взяткополучателя, вкладывается незаметно в ящик его письменного стола, портфель, карман взяткополучателя, доставляется ему на квартиру, дачу, передается членам его семьи. Кроме того, дача взятки маскируется передачей денежных средств в качестве займа, возвращением долга, выплатой необоснованно высоких гонораров, оплатой туристических поездок и т.п.
Как правило, после получения предмета взятки взяткополучатели принимают все возможные меры к сокрытию следов совершенного преступления. Так, они стремятся скорее приобрести на полученные денежные средства какое-либо имущество, разменять их на более мелкие купюры, уничтожить служебную и бухгалтерскую документацию, договоры, счета, расписки, личные записи, фотографии и т.п.
«Криминалистическая характеристика взяточничества», содержит ...
... 20 уголовных дел по получению и даче взятки, рассмотренных Кировским районным судом г. Томска. 1 Понятие и содержание криминалистической характеристики преступления Расследование любого преступления во многом определяется умением следователя ...
При расследовании взяточничества устанавливаются следующие обстоятельства:
- факт передачи предмета взятки должностному лицу;
- является ли получатель взятки должностным лицом, отвечающим за выполнение каких»либо действий, каков круг его служебных полномочий, был ли он ранее осужден за получение или дачу взятки;
- кем, когда, где, кому, при каких обстоятельствах дана взятка;
- что являлось предметом взятки, его денежная сумма или стоимость. Если взяткой были деньги, то какими купюрами, не было ли на них каких»либо пометок, особенностей, по которым их можно опознать. Если взяткой было имущество вещь, то какова его стоимость, индивидуальные признаки;
- каковы источники средств для взятки, являлись ли они личной собственностью взяткодателя или государственной (общественной) собственностью;
- цель дачи взятки;
- какие действия были выполнены (или не выполнены) взяткополучателем, какие положения нормативных правовых актов при этом нарушены, какое отражение это получило в документах;
- имело ли место вымогательство взятки, в чем конкретно оно выражалось (вымогательство может выражаться в форме прямого требования вознаграждения за выполнение или невыполнение должностным лицом определенных действий в интересах взяткодателя);
- наличие прямого умысла на дачу или получение взятки, цели и мотивы взяточничества;
- круг лиц, виновных в совершении преступления, характер взаимоотношений между ними, роль каждого в совершении взяточничества;
- данные, характеризующие личность участников преступления и обстоятельства, влияющие на степень и характер их ответственности;
- характер и размер причиненного ущерба и преступного обогащения взяткополучателя;
- обстоятельства, способствовавшие взяточничеству.