Мировая юстиция в судебной системе России

Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского, Юридический факультет, Кафедра теории и истории государства и права, Содержание:

1. Причины возникновения мировой юстиции в России…………………..стр.3

2. Становление и развитие мировой юстиции в Российской империи

2.1 Судебная реформа 1864г. и мировой суд в период 1864-1870гг………стр.6

2.2 Реформа мировой юстиции в 80-е годы 19 века и ее функции до 1917 года…стр.9, Список используемой литературы………………………………………стр. 11, Причины возникновения мировой юстиции в России.

Шестидесятые годы XIX столетия в истории нашей страны — время крутого поворота от феодальной социально-экономической и политической системы к буржуазной. Россия переживала коренную ломку устоев, базировавшихся на крепостничестве, трансформацию государственно-правовых институтов, приспосабливавшихся к капиталистическим потребностям.

Поэтому проведение в период царствования Александра II реформы (в том числе и судебная) были не только желанием государя реформировать Россию в период своего царствования, но и вызваны объективными причинами.

При царствовании Александра II обострилась борьба различных течений русской общественной мысли. Указанное обстоятельство, объективно объясняет наряду с «революционной ситуацией» и иные, более реальные предпосылки, которые исторически подвигли Александра II на проведение Великих реформ.

Либерализация общества привела к возможности создания выборных органов как самоуправления, так и судоустройства — мировой юстиции, которая и должна была решать задачи формирования среднего класса, могущего стать социальной опорой и условием стабильности пореформенной России.

Среди буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в., открывших России путь капиталистического развития, одно из центральных мест занимает судебная реформа.

Суть ее состояла в коренном изменении процессуального законодательства и неразрывно связанного с ним судоустройства. Уголовное и гражданское право остались прежними. Это объяснялось особой важностью уголовно-процессуального и гражданско-процессуального законодательств для обеспечения неприкосновенности личности и имущества, что явилось актуальной задачей в связи с интенсивным развитием капитализма после отмены крепостного права в России.

11 стр., 5424 слов

Органы юстиции России

... осуществляемого органом исполнительной власти - Министерством юстиции РФ, впервые созданному Судебному департаменту при Верховном Суде РФ. ... которую проводят территориальные органы юстиции, должны поступать в Минюст России. Министерство юстиции РФ проводит правовую экспертизу ... военные и специализированные суды, финансирование мировых судей, ведет судебную статистику и выполняет другие управленческие ...

Основными экономической и социальной причинами возникновения мировой юстиции является крестьянская реформа 19 февраля 1861 года. Ей предшествовали следующие исторические причины.

В первой половине XIX века в России стала развиваться крупная капиталистическая промышленность, на смену посессионной и вотчинной мануфактуре, основанной на труде крепостных крестьян, выступила капиталистическая мануфактура, перераставшая в капиталистическую фабрику, основанную на вольнонаемном труде; началась замена ручного труда машинным; росло общее количество промышленных предприятий; количество рабочих увеличилось почти в 4 раза (с 224 000 в 1804 до 860 000 в 1860 году).

В рыночные отношения втягивалось и сельское хозяйство. С развитием промышленности росло число городов и потребность в товарном хлебе. Городское население в 1796 году составляло 4,1%, а в 1851 году — 7,8% от проживающих в России.

19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест «Положения» о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Всего было освобождено около 22,5 млн. помещичьих крестьян.

Освобождение крестьян представляло собой не только важнейший политический акт. Это был достаточно Сложный процесс, причем как в техническом, организационном плане, так и с точки зрения юридической. Межевание наделов, распределение усадеб на разряды по размерам годового оброка и расчет выкупной суммы; составление, разъяснение и исполнение уставных грамот; споры об отношениях помещиков и временно обязанных крестьян, а также крестьян-собственников и крестьян между собой; устройство крестьянского самоуправления, — вот лишь отдельные проблемы, урегулирование которых было следствием Манифеста 19 февраля 1861 г. и сопутствующих ему Положений и правил 1861 г.

Уничтожение крепостного состояния, появление огромного количества процессуально дееспособных субъектов требовало решения следующих задач, как то их организационно-техническое обеспечение, доступный и скорый суд, отделенный от администрации.

Мировой суд, по замыслу его создателей, должен был быть универсальным органом, разрешающим мелкие дела между сословиями, а не только конфликты между помещиками и крестьянами, стать по примеру стран Западной Европы низшей судебной инстанцией. Низшие дореформенные суды строились исключительно по принципу сословности, производство в них представляло собой крайне медлительную процедуру, основными чертами которой являлось взяточничество и вседозволенность чинов полиции. У полиции необходимо изъять разрешение маловажных дел. Маловажные дела должен разрешать специальный суд — мировой — в составе одного судьи. Но реализовать эту идею оказалось невозможно, поскольку ее воплощение потребовало бы незамедлительной судебной реформы, к чему государственный аппарат не был готов. Поэтому единый институт мировой юстиции решили расчленить на два: мировых посредников, для разрешения споров между помещиками и крестьянами, и мировых судей как судебный орган с перспективой их слияния. О мировых посредниках официально заявлялось в высочайшем повелении 25 марта 1859 г.

26 стр., 12954 слов

Особенности производства в мировом суде по делам частного обвинения

... выявление особенностей рассмотрения уголовных дел частного обвинения на разных стадиях уголовного процесса и выработка предложений по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства; 4) рассмотрение особенностей возбуждения уголовного дела частного обвинения и подготовку к судебному разбирательству; 5) ознакомление с полномочиями мирового судьи по уголовному делу частного обвинения; 6) ...

Таким образом, потребность России в мировых судьях возникает в момент перехода от одного типа экономического развития к другому. Учреждение в России мировых судей было направлено на осуществление специальных функций, связанных с переходным периодом в освобождении крестьянства. За основу был взят классический образчик (английский) мировой юстиции. Но позднее мировой суд был преобразован в институт земских начальников и потерял свою изначальную сущность.

Судебная реформа 1864г. и мировой суд в период 1864-1870 гг

Начиная с 1864 года в стране проводилась судебная реформа, по которой утверждались бессословный гласный трибунал с ролью присяжных заседателей, адвокатура и состязательность сторон. Была создана единая система судебных учреждений, исходя из формального равенства перед законом всех социальных групп населения. Конкретно введение гласного бессословного суда означало некое ограничение самодержавия. Это был настоящий, хотя и маленький шаг по направлению к разделению властей в России.

При выборе модели судебной системы законодатели остановились на той, которая вобрала в себя ряд принципов и институтов организации судебной власти в Англии и Франции. Следуя традициям английского права, российская юстиция подразделялась на мировую и общую, каждая при этом имела особую организацию и независимую сферу действия. Из французского права составители уставов взяли идею единой для мировых и общих судов кассационной инстанции. В лице мировых судей законодатель пытался создать суд, рассматривающий маловажные дела и отвечающий таким требованиям, как доступность, разветвленность, быстрота, единоличное рассмотрение дел. Высшей целью этих судов представлялось примирение сторон.

Еще до начала реформы следствие изъяли из ведения полиции и передали специальному институту судебных следователей. В 1861 г. началась планомерная подготовка судебной реформы, в 1862 г. Александр II одобрил «основные начала» Судебных уставов, 20 ноября 1864 г. Судебные уставы были утверждены. В России начало действовать весьма прогрессивное законодательство и судопроизводство: было осуществлено отделение суда от администрации, включавшее гласность и состязательность судебного процесса, несменяемость судей и судебных следователей (судьи и следователей могли быть уволены по собственному желанию или в соотстветствии с приговором суда), были введены суд присяжных (сословных представителей) и институт адвокатуры (присяжных поверенных).

В пределах губернии, составлявшей судебный округ, создавался окружной трибунал. Судебная палата объединяла несколько судебных округов. Как правило, решения окружного суда и судебных палат при участии присяжных заседателей числились окончательными и могли быть обжалованы лишь в том случае, если нарушался порядок судопроизводства. Высшей кассационной инстанцией являлся Сенат, который воспринимал апелляции на судебные решения. Для разбора незначительных правонарушений и гражданских исков до 500 руб. В уездах и городах существовал мировой трибунал. Мировые судьи выбирались на уездных земских собраниях. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи — Сенатом, и после этого их нельзя было уволить и даже временно отстранить от должности, т.е. вводился принцип несменяемости судей. Достаточно высокий имущественный и образовательный ценз практически закрывали доступ на эту должность представителям низших классов. Кроме того, занимать должность почетного мирового судьи, которая не была оплачиваемой, могли позволить себе только состоятельные люди.

7 стр., 3406 слов

Место судебной системы в современной России

... систему судов в РФ. 5. Выявить особенности судебной системы в современной России. 6. Провести исследование относительно истории становления судебной системы в РФ. 7. Выявить проблемы деятельности судебной системы РФ. ... Федеральные законы «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», «О мировых судьях в Российской Федерации» и др., а также иные законодательные и ...

Ст. 19 Учреждения судебных установлений предоставляла возможность баллотировки в мировые судьи не только имевшим собственность (как это предусматривалось «Основными положениями»), но и тем, чьи родители, жена владели «хотя бы и в разных местах» землей “вдвое против того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездные и земские собрания… или недвижимым имуществом ценою не ниже 15 тыс. р.” Земское собрание, на котором выбирались мировые судьи, получало право “предоставить звание мировых судей и таким лицам”, которые хотя и не соответствуют цензам, “но приобрели общественное доверие и уважение своими заслугами и полезною деятельностью”. Избрание считалось состоявшимся только при единогласном решении. Для избрания в мировые судьи уездный предводитель дворянства по соглашению с городским головой составлял список лиц, имеющих право быть мировыми судьями и за 3 месяца до выборов представлял этот список губернатору, после чего список публиковался для всеобщего обозрения. До момента выборов всякий мог подать заявления и жалобы на ошибки, допущенные в списке; все эти жалобы рассматривались на избирательном собрании, которое тем самым проводило проверку списка, а затем приступало к избранию из числа лиц, помеченных в исправленном списке. Сенату принадлежало право утверждения избранных.

Число мировых судей на каждый уезд определялось числом участков, которое указывается в особом расписании. Контингент лиц, из которых избираются мировые судьи, определялся следующими чертами:

1) они должны быть местными жителями. Это требование выражено в законе в весьма неопределенной форме: с одной стороны не требуется проживания в определенной местности, а с другой — имущество, составляющее ценз, может находиться в разных местах; поэтому фактически признание лица местным жителем зависит от избирательного собрания;

2) возраст не ниже 25 лет;

3) обладание известным образовательным и имущественным цензом. Первый состоит в том, что от избираемого лица требуется высшее или среднее образование или выдерживание соответствующего испытания, или трехлетнее пребывание на службе в таких должностях, на которых они могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел. Имущественный ценз введен для сообщения мировым судьям должной независимости, тем более, что судьи подвергаются переизбранию каждые три года. Совокупность этих положительных условий дает право на занятие должности мирового судьи; она дополняется целым рядом отрицательных условий, а именно мировыми судьями не могут быть: