Понятие и содержание института правотворческой инициативы граждан в современной России

2.1. Порядок реализации и особенности правового регулирования правотворческой инициативы граждан в Российской Федерации

Порядок реализации и особенности правового регулирования правотворческой инициативы граждан в Российской Федерации проведем на анализе Решения Думы Ивдельского городского округа от 26.01.2006 № 178 «Об утверждении Положения о порядке реализации правотворческой инициативы граждан на территории Ивдельского городского округа»10

Пункт 3 Положения установил, что правотворческая инициатива жителей городского округа осуществляется гражданами, обладающими избирательным правом и проживающими на территории городского округа.

Согласно пункту 4 Положения организацию и обеспечение правотворческой инициативы граждан осуществляет инициативная группа граждан.

Для решения вопроса о начале осуществления правотворческой инициативы и сборе подписей под заявлением о реализации правотворческой инициативы и ее поддержке создается инициативная группа граждан. Численность инициативной группы граждан не может быть менее 50 жителей городского округа, обладающих избирательным правом.

Пункт 7 Положения установил, что решение о создании инициативной группы, количестве ее членов и персональном составе принимают участники учредительного собрания в количестве не менее 200 человек.

Протокол собрания, заверенный председателем и секретарем собрания, со списком его участников и списком инициативной группы передается Главе городского округа или Председателю Думы в порядке, предусмотренном Положением.

Названные лица должны в течение пяти рабочих дней со дня получения протокола собрания и прилагаемых к нему документов принять решение о регистрации/отказе в регистрации инициативной группы и назначить должностное лицо, ответственное за взаимодействие с инициативной группой (пункты 9-10 Положения).

Зарегистрированная и получившая регистрационное свидетельство инициативная группа должна начать сбор подписей в поддержку заявления о реализации правотворческой инициативы граждан. Срок для сбора подписей не должен превышать 1 месяца со дня выдачи регистрационного свидетельства (пункт 12 Положения).

После окончания сбора подписей, но не позднее срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа подсчитывает общее число подписей и составляет итоговый протокол. Итоговый протокол и подписные листы передаются рабочей группе, назначенной Главой городского округа или Председателем Думы для проверки представленных документов. Рабочая группа обязана в течение пятнадцати дней проверить соблюдение требований Положения при сборе подписей и представить свое заключение назначившему ее лицу (пункты 17-18 Положения).

17 стр., 8483 слов

Правотворческий процесс в субъектах Российской Федерации

... необходимо дать краткий перечень ее структурных элементов. Научно-исследовательская работа "Правотворческий процесс в субъектах Российской Федерации" состоит из введения, двух глав, первая глава в ... вытекает, что правотворчество - настолько важная деятельность, что она: затрагивает интересы каждого гражданина и определяет основные параметры поведения всех людей. Итак, правотворчество - это ...

При этом следует отметить, что инициативная группа граждан должна собрать не менее 2% подписей жителей городского округа, обладающих избирательным правом, признанных действительными и достоверными рабочей группой, проводившей проверку (часть вторая пункта 18 Положения).

После проведения проверки соблюдения требований Положения при сборе подписей, заявление о реализации правотворческой инициативы, содержащее проект муниципального правового акта (проект изменений, дополнений или поправок в действующий муниципальный правовой акт), и пояснительная записка в обоснование предлагаемого проекта вместе с заключением рабочей группы направляются в местного самоуправления в России">орган местного самоуправления (должностному лицу местного самоуправления), к компетенции которых относится принятие соответствующего правового акта (пункт 20 Положения).

Орган местного самоуправления, в ведении которого находятся вопросы предлагаемого муниципального правового акта (изменений, дополнений, поправок в действующий муниципальный правовой акт), в срок, установленный Положением, проводит предварительное рассмотрение проекта с приглашением представителей инициативной группы и авторов заключений по проекту (пункт 23 Положения).

По результатам предварительного рассмотрения инициативная группа в 5-дневный срок имеет право внести в текст проекта правового акта соответствующие изменения и дополнения (пункт 24 Положения).

После проведения предварительного рассмотрения с учетом внесенных изменений и дополнений орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в ведении которого находятся вопросы предлагаемого муниципального правового акта (изменений, дополнений, поправок в действующий муниципальный правовой акт), проводит окончательное рассмотрение проекта муниципального правового акта (изменений, дополнений, поправок в действующий муниципальный правовой акт), внесенного в порядке правотворческой инициативы (пункт 26 Положения).

Проект муниципального правового акта (изменений, дополнений, поправок в действующий муниципальный правовой акт), внесенного в порядке правотворческой инициативы граждан, должен быть рассмотрен органом местного самоуправления (должностным лицо местного самоуправления) городского округа в течение трех месяцев со дня его внесения (пункт 28 Положения).

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта (изменений, дополнений, поправок в действующий муниципальный правовой акт, внесенных в порядке реализации правотворческой инициативы граждан), должно быть официально в письменной форме в 3-хдневный срок доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан (пункт 29 Положения).

13 стр., 6412 слов

Государственный контроль над местным самоуправлением

... несут МСУ, и формы контроля и надзора за их деятельностью, ¾произвести оценку современного контроля в системе местного самоуправления, ¾рассмотреть перечисленные выше вопросы на примере Курской области. Объектом исследования данной курсовой работы является осуществление государственного контроля за деятельность органов МСУ. ...

Следует отметить, что Уставом Ивдельского городского округа одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления названы индивидуальные обращения в органы местного самоуправления городского округа11, что согласуется с предоставленным статьей 33 Конституции РФ всем гражданам Российской Федерации правом обращаться лично, а также направлять а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления12. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются Федеральным законом13. Таким законом является сегодня Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»14. Им предусмотрено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению15.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения16.

Орган, в который поступило обращение, обязан дать на него ответ по существу17.

Следовательно, исходя из норм статьи 33 Конституции РФ, положений Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, а также пункта 7 части 1 статьи 9 Устава Ивдельского городского округа, проживающий на территории данного муниципального образования гражданин вправе подготовить в индивидуальном порядке проект нормативного правового акта и обратиться в тот или иной орган местного самоуправления с предложением о его принятии. Названный орган должен будет рассмотреть поступившее обращение в установленном порядке и дать на него ответ по существу.

Таким образом, сравнив два рассмотренных порядка, можно сделать вывод, что способ исполнения правотворческой инициативы граждан по сравнению со способом реализации правотворческой инициативы одним гражданином является более сложным для воплощения на практике. Кроме того, в отличие от института правотворческой инициативы, действующего сегодня только на местном уровне, гражданин может обратиться в любой федеральный орган государственной власти с предложением о принятии того или иного нормативного правового акта. За счет этого способ реализации правотворческой инициативы через механизм обращений граждан дает гораздо больше правовых возможностей для участия граждан в управлении государством.

Рассмотрев текущее положение дел в области правового регулирования правотворческой инициативы, целесообразно перейти к рассмотрению вопроса о развитии данного института в системе российского народовластия.

Глава 3. Основные направления развития правотворческой инициативы граждан в системе народовластия

3.1. Поддержка органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями правотворческих инициатив граждан

Сегодня российские граждане используют предоставленное им право правотворческой инициативы достаточно редко. Можно предположить, что виной этому является хотя бы одно из следующих обстоятельств. Во-первых, население сегодня во многих случаях является юридически неграмотным и просто не знает о существовании института правотворческой инициативы граждан. В его представлении принятием нормативных правовых актов занимаются исключительно органы государственной власти. Во-вторых, к сожалению в России в силу ряда причин вообще практически отсутствует традиция активного участия граждан в делах управления как на общегосударственном, так и на местном уровне. В-третьих, сказывается и общее недоверие населения к властным структурам, когда люди просто боятся выступать с какими-то инициативами, т.к. считают, что это может вызвать негативную реакцию властей. В-четвертых, реализация права правотворческой инициативы предполагает владение специальной нормотворческой техникой (знание которой необходимо при составлении проекта муниципального правового акта).

5 стр., 2249 слов

Курсовая Раб. по КП. Конституционно правовой статус иностранных граждан

... иностранных граждан. Объектом данной работы, являются правовые отношения иностранных граждан с нормативно – правовыми источниками , регулирующими правовое положение иностранного гражданина как субъекта права в системе законов РФ Предметом работы являются изучение статуса и ...

Очевидно, устранение всех этих причин невозможно без участия как самих граждан, так и органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений. При этом основную часть работы должны взять на себя именно общественные объединения в силу специфики целей их деятельности. Это могут быть как правозащитные организации, так и политические партии. Они, обладая развитой структурой на местах, штатными юристами и опытом организации проведения различных общественных акций, могут оказать консультативную, организационную и юридическую помощь в реализации правотворческой инициативы граждан.

3.2. Совершенствование нормативно — правового регулирования института правотворческой инициативы граждан

Рассматриваются основные пути совершенствования процедуры реализации правотворческой инициативы граждан, предложены конкретные меры по обеспечению эффективности ее реализации.

Исследование механизма реализации правотворческой инициативы граждан с научно-практической стороны позволило сделать выводы о необходимости ее организационно-правового совершенствования и обеспечения эффективности реализации правотворческой инициативы граждан. Н основе анализа механизма реализации правотворческой инициативы граждан можно сформулировать следующие основные выводы.

Необходимо установить единый критерий исчисления количества членов инициативной группы по внесению проекта муниципального правового акта в порядке правотворческой инициативы граждан, и определения количества необходимых подписей, которые требуется собрать за проект муниципального правового акта, а также отказаться от исчисления в абсолютных числах.

В целях более детального урегулирования процесса реализации правотворческой инициативы граждан, в правовых актах муниципальных образований о правотворческой инициативе граждан предлагается закреплять требования к структуре и содержанию проекта муниципального правового акта.

Представляется важным закреплять в муниципальных правовых актах нормы о процессе создания и регистрации инициативной группы по внесению проекта муниципального правового акта, а также нормы регламентирующие процедуру сбора подписей за проект правового акта.

Необходимо закрепить право на правотворческую инициативу в части внесения правовых актов в целом, а не только нормативных правовых актов.

Представляется целесообразным законодательное закрепление в муниципальных правовых актах о правотворческой инициативе граждан возможности участников инициативной группы на доработку внесенного ими проекта правового акта.

Требуют законодательного закрепления на местном уровне власти, сроки регистрации инициативной группы по внесению проекта муниципального правового акта, основания отказа в регистрации инициативной группы, закрепление которых будет гарантией реализации права граждан на правотворческую инициативу.

8 стр., 3940 слов

Источники международно-правового регулирования труда и их значение ...

... что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, что нашло отражение и в российском трудовом законодательстве . Кроме того, проблемы международно-правового регулирования труда, ...

Совершенствование нормативно-правового регулирования института правотворческой инициативы граждан предлагается осуществлять по двум направлениям.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kontrolnaya/pravotvorcheskaya-initsiativa-grajdan/

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993, источник опубликования — Российская газета, , 21.01.2009, № 7;

2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», источник опубликования – «Российская газета», № 39, 18.02.1992;

3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», источник опубликования – «Российская газета», 23.07.1994, № 138 – 139;

4. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», источник опубликования – «Российская газета», 05.05.2006, № 95;

5. Федеральный Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 26, источник опубликования – «Российская газета», 08.10.2003, № 202;

6. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», статья 14, источник опубликования – «Российская газета», 21.07.1995, № 140

7. Федеральный Закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», источник опубликования – «Российская газета», N 100, 25.05.1995;

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.12.2004 N 18-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации «Православная партия России» и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина», источник опубликования — «Российская газета», № 286, 24.12.2004;

9. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1995 № 1-П «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации», источник опубликования — «Вестник Конституционного Суда РФ», N 2-3, 1995;

10. Устав Свердловской области от 23.12.2010 № 105-ОЗ, источник опубликования – «Областная газета», 24.12.2010, № 466-467;

11. Решение Думы Ивдельского городского округа от 26.01.2006 № 178 «Об утверждении Положения о порядке реализации правотворческой инициативы граждан на территории Ивдельского городского округа», источник опубликования – «Северная звезда», 24.02.2006, № 8

Другие источники

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kontrolnaya/pravotvorcheskaya-initsiativa-grajdan/

Концепция правотворческой политики в Российской Федерации (проект) / Разраб. А.В. Малько, А.П. Мазуренко. – М.: МГЭИ, 2011. – 34 с.