Правовое регулирование налогообложения в Российской Федерации

Данная контрольная работа состоит из двух теоретических вопросов и задачи.

Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем развивалась и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения.

Во втором вопросе отражены объекты налогообложения НДС с учетом изменений и дополнений НК РФ. В основе определения объекта Налогообложения лежит факт осуществления реализации товаров, работ, услуг. Напомним, что под объектом налогообложения понимаются те юридические факты, действия, обстоятельства, события, которые обусловливают возникновение обязанности заплатить налог.

Правило удобства означает, что каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для плательщика. Это правило означает необходимость устранения формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

Справедливости ради необходимо отметить, что некоторые ученые еще до А. Смита сформулировали определенные положения, относящиеся к принципам налогообложения. Например, идеи о необходимости равномерности налогообложения, определенного удобства для налогоплательщика и возможно меньшего налогового гнета до А. Смита высказывали В Р. Мирабо (1761), Ф. Юсти (1766), П. Верри (1771).

В частности, французский экономист В.Р. Мирабо считал, что налогообложение должно основываться непосредственно на самом источнике дохода, быть с ним в постоянном соотношении и не должно быть обременено издержками взимания.

В отличие от А. Смита, считавшего налоги источником покрытия непроизводительных расходов государства, немецкий экономист А. Вагнер исходил из теории коллективных потребностей. В соответствии с этой теорией он дополнил принципы налогообложения, изложенные А. Смитом, новыми принципами, в основу которых положил интересы государства.

1. Финансовые принципы:

  • достаточность налогообложения;
  • всеобщность налогообложения;
  • равномерность налогообложения.
  • определенность налогообложения;
  • удобство уплаты налога;
  • максимальное уменьшение издержек взимания.

Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей интересы как государства, так и налогоплательщиков.

Практическое применение вышеназванные принципы налогообложения получили лишь в начале XX в., когда после первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы.

4 стр., 1520 слов

Принципы налогообложения

... принципы налогообложения, выработаны различные подходы к принципу равного налогообложения. Теория "услуг" или "обмена" исходит из необходимости определять сумму налога в зависимости от выгоды, получаемой налогоплательщиком от деятельности государства. ... идет об использовании правовых принципов для толкования нормативного материала ... действие принципа всеобщности при установлении и взимании сборов ...

Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем развивалась и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения.

В первую очередь в ряду экономических принципов необходимо выделить принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу распределение налогового бремени должно быть равным и каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную казну. Все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соизмеримо доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства. Одновременно обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками.

При этом равенство и справедливость налогообложения должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах. Исходя из принципа равенства и справедливости в вертикальном аспекте налоги должны взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного налогоплательщика. Иначе говоря, с повышением дохода должна увеличиваться и налоговая ставка. Вместе с тем должны больше платить налогов и те налогоплательщики, которые получают от государства больше материальных или иных благ.

Согласно принципу равенства и справедливости в горизонтальном аспекте налогоплательщики, находящиеся в равном положении, должны рассматриваться налоговым законодательством одинаково, т.е. плательщики с одинаковыми доходами должны облагаться налогом по одинаковой ставке.

В мировой практике существуют два подхода к реализации принципа равенства и справедливости.

В построении мировых налоговых систем эти два подхода, как правило, сочетаются, что обеспечивает наиболее благоприятные условия для реализации этого важнейшего принципа построения налоговой системы.

Наиболее наглядно иллюстрирует принцип равенства и справедливости так называемая кривая Лоренца, представленная на рис. 2.3.

Среди экономических принципов налогообложения наиболее принципиальное значение имеет принцип эффективности, которое фактически состоит из двух самостоятельных принципов, объединенных общей идеологией эффективности:

  • максимальная эффективность каждого конкретного налога, выраженная в низких издержках государства и общества при сборе налогов и содержании налогового аппарата.

Принцип множественности налогов включает ряд аспектов, согласно которому налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов налогообложения.

С принципом равенства и справедливости также тесно связан принцип всеобщности. Согласно этому принципу налогообложения каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, участвуя таким образом в финансировании общегосударственных расходов.

5 стр., 2324 слов

Порядок признания доходов и расходов. Методы признания доходов ...

... расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов (абз. 3 п. 1 ст. 272 НК РФ). Принцип 4. Расходы, ... налогообложению налогом на имущество предприятий в общеустановленном порядке. Таким образом, как и прежде, платить налог ... Организации, определяющие доходы и расходы кассовым методом, учитывают авансы в составе доходов в день ...

  • должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источника или места образования дохода или объекта обложения.

Важное значение имеет также принцип эффективности. Суть данного принципа заключается прежде всего в том, что административные издержки по формированию и регулированию национальной системой налоговых отношений и обеспечению контроля за выполнением требований налогового законодательства должны быть минимальными. Вместе с тем налоги должны оказывать стимулирующее влияние на развитие национальной экономики и возрастание хозяйственной активности как юридических, так и физических лиц.

Принцип определенности налога означает также, что каждый должен знать, какие налоги, в каком порядке и в какие сроки он должен уплачивать. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Налог не может считаться установленным, если не определены плательщики данного налога, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Неопределенность норм в законах о налогах может привести к произволу со стороны государственных органов и должностных лиц в отношениях с налогоплательщиками, нарушению прав граждан и организаций.

Принцип одновременности обложения означает, что в нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же источника или объекта двумя или несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

Принцип законодательной формы установления налога предусматривает, что налоговое требование государства и налоговое обязательство налогоплательщика должны следовать из закона. Налоги не могут и не должны быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав. Поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, то при установлении налогов нужно учитывать положение, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Объекты налогообложения.

Так, Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что объектом налогообложения НДС (ст. 146 НК РФ) являются следующие группы операций.

* передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», указанные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года, и применяются до 1 января 2017 года.

* операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, развитии города Сочи как горноклиматического курорта, развитии города Сочи как горноклиматического курорта

5 стр., 2240 слов

Налогообложение прибыли и имущества предприятия

... стоимостью. 1 Основные аспекты налогообложения прибыли и имущества предприятий 1.1 Содержание налогообложения прибыли и имущества предприятий: плательщики, ставки, механизм обложения Налог на прибыль (доход) представляет собой прямой федеральный и регулирую щий налог. Прямые налоги – это важный инструмент ...

Не возникает объекта обложения НДС и в случае оказания услуг (выполнения работ) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Закон также не требует уплачивать НДС при передаче на безвозмездной основе основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, бюджетным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям.

К числу освобождаемых от НДС видов операций относится реализация:

4 000 000 — 300 000=3700000 р.

600 т.р.-900 т.р = -300 т.р

Итого 3700000 р.

Вся прибыль предприятия налогооблагаемая.

Сумма налога на прибыль равна валовая прибыль * на ставку налога на прибыль (24%, из них 5 % в фед.бюджет,17 % региональный бюджет, 2 % в местный бюджет

3700000 р.*24 %=888000 р.

Чистая прибыль равна валовая прибыль минус сумма налога на прибыль

3700000 — 888 000 = 2 812000 р.

В основе определения объекта налогообложения лежит факт осуществления реализации товаров, работ, услуг. Напомним, что под объектом налогообложения понимаются те юридические факты, действия, обстоятельства, события, которые обусловливают возникновение обязанности заплатить налог. Обязанность уплатить НДС возникает, если были осуществлены некоторые действия или операции.

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 04.12.2007, с изм. от 30.04.2008)//Собрание законодательства РФ.- 07.08.2008, №32.Ст. 3340

2. Козырина А.Н. Правовое регулирование налогообложения в Российской Федерации. Краткий конспект по первой части НК РФ-М.:2007

3. Козырина А.Н. Финансовое право России. Учебник для вузов. — М.: Центр публично-правовых исследований,2007.

4. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ: учебник для вузов.-М.:МЦФЭР,2007.-592 с.

5. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник.- М.: Дело,2008. — 384 с.

6. Павлова Л.П. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 464 с.