Принципы налогообложения

Можно выразить эту мысль иначе, используя подход, предполагающий рассмотрение принципа равенства в «горизонтальном» и «вертикальном» аспектах. «Горизонтальное равенство (horizontal equity) делает акцент на то, что люди в одинаковых обстоятельствах должны платить равные суммы налога: Вертикальное равенство (vertical equity) означает, что люди в разных обстоятельствах должны платить сумму налога, соответствующую различию».

Применение принципа равенства как инструмента разрешения конкретных юридических проблем нередко сопряжено с ощутимыми сложностями. В реальных жизненных ситуациях различные субъекты могут находиться в равном положении по определенным критериям, тогда как по другим их положение существенно различается. Корректное применение принципа равенства возможно лишь в том случае, если правильно выбран критерий, на основании которого сопоставляется правовое и экономическое положение субъектов.

Как известно, в экономической и финансовой науках, в рамках которых традиционно изучаются экономические принципы налогообложения, выработаны различные подходы к принципу равного налогообложения. Теория «услуг» или «обмена» исходит из необходимости определять сумму налога в зависимости от выгоды, получаемой налогоплательщиком от деятельности государства. Концепция «налога как социального долга» предполагает учет платежеспособности плательщика. Доминирующее положение заняла именно эта концепция. Это проявляется, в частности, в том, что в большинстве индустриально развитых государств именно подоходный налог, основанный на прогрессивной шкале налогообложения, служит одним из базовых источников формирования национального бюджета.

Вместе с тем платежеспособность — не единственный экономический показатель (критерий), на основании которого может реализовываться принцип равенства в налоговом праве. В сфере сборов должны также учитываться экономические затраты получателя сбора на предоставление услуг, обусловливающих взимание сбора их необходимостью; в сфере целевых налогов — размер потенциальных экономических выгод плательщика от реализации социально необходимых программ, для финансирования реализации которых взимается соответствующий целевой налог.

9 стр., 4275 слов

Сущность налогов и налоговое планирование

... народа соглашаться на его уплату. С этой позиции изучается правовая природа налога. Непосредственное взимание налога согласовывается с парламентом как с представителем народа, но ... налога является собственник, а не гражданин. Уплата налога - социальная обязанность, вытекающая из права частной собственности. При налогообложении собственности под равенством понимается экономическое равенство ...

Другое проявление принципа равенства — всеобщий, всеохватывающий характер налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения (как особое проявление принципа равенства) по существу означает, что требование равенства перед налогом применимо не только в отношении лиц, признаваемых законом налогоплательщиками; оно может стать основанием для проверки и конституционной обоснованности непризнания определенных лиц налогоплательщиками по конкретному налогу. Если нет веских экономических оснований для отступления от общего принципа, налог должен касаться всех субъектов, у которых может появиться соответствующий объект налогообложения. Укажем на интересное наблюдение швейцарского ученого Э. Блюменштайна. Как он отмечает, налоговое право его страны стремится детально описать объект налогообложения, в то время как в правовом акте о конкретном налоге могут содержаться весьма скупые указания на признаки субъекта налога, или же они могут отсутствовать вовсе. Это вероятно в тех случаях, когда из специфики объекта налогообложения становится понятным, кто может быть субъектом этого налога (налогоплательщиком).

Подчеркнем также, что принцип всеобщности имеет большое значение для разграничения налогов и сборов. Основания взимания последних обычно связаны с фактами, не имеющими характера постоянно повторяющихся явлений экономической жизни, поэтому действие принципа всеобщности при установлении и взимании сборов ограничено. С другой стороны, поскольку сбор (с учетом специфики объекта обложения) взимается, как правило, с достаточно узкой группы плательщиков, финансирование определенных ключевых государственных функций исключительно или преимущественно за счет сборов противоречило бы принципу всеобщности налогообложения.

Действие принципа равенства и всеобщности не следует ограничивать лишь сферой установления, введения и взимания налогов. В области реализации налоговых процедур, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, в сфере защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и иных лиц, участвующих в налоговых отношениях, применение принципа равенства и всеобщности зачастую также имеет безусловный характер. Так, глава 14 НК РФ содержит многочисленные гарантии процедурного порядка, распространяющиеся на всех лиц, в отношении которых налоговыми органами осуществляются контрольные мероприятия. Статьи 106-115 НК РФ закрепляют общие основания и порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения без каких-либо специальных изъятий, дискриминационных ограничений и т.п. Вместе с тем в сфере процедурных и деликтных отношений принцип равенства не означает формального равенства; обоснованные различия в правовом положении, обусловленные экономическими, социальными или иными причинами, не только допустимы, но и необходимы. В качестве примера подобной дифференциации укажем на различие в процедуре взыскания недоимки по налогу и пени с организаций и физических лиц (ст.45-48 НК РФ).

2. Принцип экономической обоснованности.

3. Принцип экономического единства.

4. Принцип законности налогообложения.

5. Принцип определенности налогообложения.

Удобство предполагает, чтобы каждый налог уплачивался исходя из интересов и предпочтений налогоплательщика в удобное для него время, месте и способами, что должно исключить негативное влияние налогообложения на экономическое поведение лица, устранение его разрушительного воздействия на рынок.

12 стр., 5586 слов

Использование соглашений об избежании двойного налогообложения ...

... об источнике дохода; 4) Существуют различия между странами в порядке и нормах зачета расходов, понесенных налогоплательщиков. Принципы налоговых систем, обуславливающих отношение к международному двойному налогообложению: 1. Принцип ... двойного налогообложения. Другой важной чертой налоговых соглашений является закрепление ими взаимного обязательства не применять дискриминационного налогообложения в ...

К сожалению, в Российской налоговой системе, пока что; по объективным и субъективным причинам, доминирует фискальная идеология, недоверие и подозрение в недобросовестности налогоплательщика и, нередко, небезосновательно, что порождает обременительную и порой просто тягостную для него систему налогового администрирования. Образно говоря, вместо того, чтобы нести яйца, курица вынуждена постоянно бегать и искать место, где это сделать. Такая «беготня» связана с затратами не только физических и моральных сил, но и немалыми материальными потерями и издержками.

6. Принцип толкования неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Право толковать акты законодательства предоставлено судам. Они же решают вопросы признания смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Особо важными для налогоплательщиков являются следующие положения Налогового кодекса РФ. Во-первых, НК содержит норму о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной, если налогоплательщик подал в установленный для уплаты налога срок в банк платежное поручение при наличии достаточных средств на его счете. Во-вторых, НК содержит положение о невозможности придания обратной силы налоговому законодательству, ухудшающему положение налогоплательщиков, и требование об опубликовании актов законодательства о налогах и сборах не менее чем за один месяц до вступления их в силу.

1.3.Функции принципов налогообложения, Общие принципы налогообложения выполняют

Доктринально-ориентационная. Поскольку теоретическая база современного налогового права России проходит этап начального формирования, стоит задача прежде всего выработать доктринальные основы налогообложения и уже на этой базе оптимизировать иные составляющие налоговой системы. Не следует думать, что «принципы-идеи», вырабатываемые правовой наукой, до их официальной легализации в законодательстве не имеют правового характера. Научное правосознание составляет важнейший аспект и налогового законотворчества, и правоприменения. Думается, современному правоведению еще предстоит осмыслить «революционную» мысль С.С. Алексеева, что «правовые идеи изначально пребывают в правовой материи, выраженной в законах, судебных решениях, иных юридических реалиях»10 .

Нормативно-ориентационная. Она связана с реформой налогового законодательства. Структурирование российской налоговой системы еще не закончено, поэтому законодательство о налогах и сборах по сравнению с другими отраслями — самая нестабильная и динамично изменяющаяся совокупность правовых норм. В этих условиях возрастает значение общих принципов, определяющих устойчивые ориентиры в развитии налогового законодательства. Принцип играет здесь роль своеобразного маяка. Меняется текущее законодательство, но принципы остаются неизменными. Стоит поменять только один общий принцип — и это будет уже совершенно другая налоговая система. В налоговых законах общие принципы находят свое дальнейшее воплощение и конкретизацию, и именно они определяют общий вектор развития налогового законодательства.

4 стр., 1552 слов

Налоговая система Украины

... норм по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), определенных на основании достоверных данных об объектах налогообложения за отчетный период, и установление ответственности плательщиков налогов за нарушение налогового законодательства; ... которые вводятся законами Украины, должны быть включены в Закон. Все другие законы Украины о налогообложении должны соответствовать принципам, заложенным в ...

Индивидуально-ориентационная. Речь идет об использовании правовых принципов для толкования нормативного материала в процессе реализации (применения) права и, прежде всего, при разрешении различного рода налоговых споров. Нормы-принципы не являются юридически декларативными. Участники налоговых правоотношений вправе выстраивать свои взаимодействия, основываясь непосредственно на общих принципах налогообложения, которые, как и права человека, действуют непосредственно. При этом каждый субъект вправе толковать их согласно своему правопониманию, юридическому опыту и правовой культуре. Как справедливо замечает С.Г. Пепеляев, основные принципы налогообложения и сборов являются эталоном при рассмотрении вопроса о применении подзаконного акта, его оценки как соответствующего Конституции РФ и закону. Они же должны применяться и при рассмотрении исков о признании недействительными актов нормативного характера органов власти и управления11 .

Особая роль здесь принадлежит судебным органам, активно использующим методы юридического толкования при отправлении правосудия по налоговым спорам. Высшие судебные органы Российской Федерации чаще всего обращаются к анализу правовых принципов именно при решении спорных вопросов налогообложения, что связано с противоречивостью, пробельностью и недостаточной систематизированностью налоговых норм.

Принципы-нормы и принципы-идеи. Категории «принцип» в правоведении придается множество значений. Если обобщить утвердившуюся в общей теории права концепцию, то все принципы налогового права следует разделить на принципы-нормы и принципы-идеи. Первые представляют собой действующие нормы, то есть установленные (санкционированные) государством, обеспеченные государственной защитой, общеобязательные, формально-определенные правила общего характера, выступающие всеобщим регулятором социальных взаимодействий. Принципы-идеи — это научные или политические тезисы, не имеющие юридической легализации, то есть не вошедшие в «ткань» действующего законодательства. Именно в таком контексте правовые принципы именуют руководящими идеями, являющимися результатом определенного обобщения, продуктом сознательного творчества ученых, их воззрений на сформировавшиеся явления общественной жизни12 . Выступая значимыми явлениями правовой культуры, принципы-идеи оказывают существенное влияние на законотворческую и правоприменительную деятельность, однако общеобязательностью они не обладают.

На наш взгляд, принципы-нормы могут быть подразделены на полные и логические. Первые, будучи непосредственно закреплены в статье одного нормативного правового акта, имеют, так сказать, законченный вид. К этому типу относятся, например, нормы-принципы, содержащиеся в ст.3 НК. Принципы-нормы логического характера не имеют законченной структуры, они как бы «разбросаны» по одному или нескольким источникам права. Чтобы сформулировать целостную конструкцию логического принципа, необходим логико-лингвистический поиск и толкование законодательства с использованием специальных знаний юридической техники. Так, принципы однократности налогообложения или индивидуализации налоговой ответственности непосредственно не сформулированы в тексте НК, но могут быть выведены путем толкования ряда его нормативных положений.

4 стр., 1936 слов

Структура нормы права

... – то – иначе». Но в нормах права она выражена наиболее четко и выявить ее структуру не составляет особого труда. Структура нормы права можно условно изобразить так: если лицо ... договоров по вопросам налогообложения»: «Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом ...

Анализ налогового законодательства позволяет выделить пять общих принципов налогообложения, носящих характер полных принципов-норм. Все они, как представляется, закреплены в ст.3 НК: