Можно выразить эту мысль иначе, используя подход, предполагающий рассмотрение принципа равенства в «горизонтальном» и «вертикальном» аспектах. «Горизонтальное равенство (horizontal equity) делает акцент на то, что люди в одинаковых обстоятельствах должны платить равные суммы налога: Вертикальное равенство (vertical equity) означает, что люди в разных обстоятельствах должны платить сумму налога, соответствующую различию».
Применение принципа равенства как инструмента разрешения конкретных юридических проблем нередко сопряжено с ощутимыми сложностями. В реальных жизненных ситуациях различные субъекты могут находиться в равном положении по определенным критериям, тогда как по другим их положение существенно различается. Корректное применение принципа равенства возможно лишь в том случае, если правильно выбран критерий, на основании которого сопоставляется правовое и экономическое положение субъектов.
Как известно, в экономической и финансовой науках, в рамках которых традиционно изучаются экономические
Вместе с тем платежеспособность — не единственный экономический показатель (критерий), на основании которого может реализовываться принцип равенства в налоговом праве. В сфере сборов должны также учитываться экономические затраты получателя сбора на предоставление услуг, обусловливающих взимание сбора их необходимостью; в сфере целевых налогов — размер потенциальных экономических выгод плательщика от реализации социально необходимых программ, для финансирования реализации которых взимается соответствующий целевой налог.
Сущность налогов и налоговое планирование
... народа соглашаться на его уплату. С этой позиции изучается правовая природа налога. Непосредственное взимание налога согласовывается с парламентом как с представителем народа, но ... налога является собственник, а не гражданин. Уплата налога - социальная обязанность, вытекающая из права частной собственности. При налогообложении собственности под равенством понимается экономическое равенство ...
Другое проявление принципа равенства — всеобщий, всеохватывающий характер налогообложения. Принцип всеобщности
Подчеркнем также, что принцип всеобщности имеет большое значение для разграничения налогов и сборов. Основания взимания последних обычно связаны с фактами, не имеющими характера постоянно повторяющихся явлений экономической жизни, поэтому действие принципа всеобщности при установлении и взимании сборов ограничено. С другой стороны, поскольку сбор (с учетом специфики объекта обложения) взимается, как правило, с достаточно узкой группы плательщиков, финансирование определенных ключевых государственных функций исключительно или преимущественно за счет сборов противоречило бы принципу всеобщности налогообложения.
Действие принципа равенства и всеобщности не следует ограничивать лишь сферой установления, введения и взимания налогов. В области реализации налоговых процедур, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, в сфере защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и иных лиц, участвующих в налоговых отношениях, применение принципа равенства и всеобщности зачастую также имеет безусловный характер. Так, глава 14 НК РФ содержит многочисленные гарантии процедурного порядка, распространяющиеся на всех лиц, в отношении которых налоговыми органами осуществляются контрольные мероприятия. Статьи 106-115 НК РФ закрепляют общие основания и порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения без каких-либо специальных изъятий, дискриминационных ограничений и т.п. Вместе с тем в сфере процедурных и деликтных отношений принцип равенства не означает формального равенства; обоснованные различия в правовом положении, обусловленные экономическими, социальными или иными причинами, не только допустимы, но и необходимы. В качестве примера подобной дифференциации укажем на различие в процедуре взыскания недоимки по налогу и пени с организаций и физических лиц (ст.45-48 НК РФ).
2. Принцип экономической обоснованности.
3. Принцип экономического единства.
4. Принцип законности налогообложения.
5. Принцип определенности налогообложения.
Удобство предполагает, чтобы каждый налог уплачивался исходя из интересов и предпочтений налогоплательщика в удобное для него время, месте и способами, что должно исключить негативное влияние налогообложения на экономическое поведение лица, устранение его разрушительного воздействия на рынок.
Использование соглашений об избежании двойного налогообложения ...
... об источнике дохода; 4) Существуют различия между странами в порядке и нормах зачета расходов, понесенных налогоплательщиков. Принципы налоговых систем, обуславливающих отношение к международному двойному налогообложению: 1. Принцип ... двойного налогообложения. Другой важной чертой налоговых соглашений является закрепление ими взаимного обязательства не применять дискриминационного налогообложения в ...
К сожалению, в Российской налоговой системе, пока что; по объективным и субъективным причинам, доминирует фискальная идеология, недоверие и подозрение в недобросовестности налогоплательщика и, нередко, небезосновательно, что порождает обременительную и порой просто тягостную для него систему налогового администрирования. Образно говоря, вместо того, чтобы нести яйца, курица вынуждена постоянно бегать и искать место, где это сделать. Такая «беготня» связана с затратами не только физических и моральных сил, но и немалыми материальными потерями и издержками.
6. Принцип толкования неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Право толковать акты законодательства предоставлено судам. Они же решают вопросы признания смягчающих и отягчающих обстоятельств.
Особо важными для налогоплательщиков являются следующие положения Налогового кодекса РФ. Во-первых, НК содержит норму о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной, если налогоплательщик подал в установленный для уплаты налога срок в банк платежное поручение при наличии достаточных средств на его счете. Во-вторых, НК содержит положение о невозможности придания обратной силы налоговому законодательству, ухудшающему положение налогоплательщиков, и требование об опубликовании актов законодательства о налогах и сборах не менее чем за один месяц до вступления их в силу.
1.3.Функции принципов налогообложения, Общие принципы налогообложения выполняют
Доктринально-
Нормативно-
Налоговая система Украины
... норм по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), определенных на основании достоверных данных об объектах налогообложения за отчетный период, и установление ответственности плательщиков налогов за нарушение налогового законодательства; ... которые вводятся законами Украины, должны быть включены в Закон. Все другие законы Украины о налогообложении должны соответствовать принципам, заложенным в ...
Индивидуально-
Особая роль здесь принадлежит судебным органам, активно использующим методы юридического толкования при отправлении правосудия по налоговым спорам. Высшие судебные органы Российской Федерации чаще всего обращаются к анализу правовых принципов именно при решении спорных вопросов налогообложения, что связано с противоречивостью, пробельностью и недостаточной систематизированностью налоговых норм.
Принципы-нормы и принципы-идеи. Категории «принцип» в правоведении придается множество значений. Если обобщить утвердившуюся в общей теории права концепцию, то все принципы налогового права следует разделить на принципы-нормы и принципы-идеи. Первые представляют собой действующие нормы, то есть установленные (санкционированные) государством, обеспеченные государственной защитой, общеобязательные, формально-определенные правила общего характера, выступающие всеобщим регулятором социальных взаимодействий. Принципы-идеи — это научные или политические тезисы, не имеющие юридической легализации, то есть не вошедшие в «ткань» действующего законодательства. Именно в таком контексте правовые принципы именуют руководящими идеями, являющимися результатом определенного обобщения, продуктом сознательного творчества ученых, их воззрений на сформировавшиеся явления общественной жизни12 . Выступая значимыми явлениями правовой культуры, принципы-идеи оказывают существенное влияние на законотворческую и правоприменительную деятельность, однако общеобязательностью они не обладают.
На наш взгляд, принципы-нормы могут быть подразделены на полные и логические. Первые, будучи непосредственно закреплены в статье одного нормативного правового акта, имеют, так сказать, законченный вид. К этому типу относятся, например, нормы-принципы, содержащиеся в ст.3 НК. Принципы-нормы логического характера не имеют законченной структуры, они как бы «разбросаны» по одному или нескольким источникам права. Чтобы сформулировать целостную конструкцию логического принципа, необходим логико-лингвистический поиск и толкование законодательства с использованием специальных знаний юридической техники. Так, принципы однократности налогообложения или индивидуализации налоговой ответственности непосредственно не сформулированы в тексте НК, но могут быть выведены путем толкования ряда его нормативных положений.
Структура нормы права
... – то – иначе». Но в нормах права она выражена наиболее четко и выявить ее структуру не составляет особого труда. Структура нормы права можно условно изобразить так: если лицо ... договоров по вопросам налогообложения»: «Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом ...
Анализ налогового законодательства позволяет выделить пять общих принципов