Экологически значимая информация. Правовой режим вод

Оценка и анализ источников экологически значимой информации является важным аспектом при изучении предмета экологическое право, так как развитие отношений в сфере взаимодействия общества и природы и, в частности, всякая деятельность, осуществляемая в рамках права окружающей среды, сопровождается накоплением такой информации. Объективно с этим процессом связаны экологическое нормирование и стандартизация, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, развиваемая договорная практика, экологическая сертификация, аудит, контроль, применение мер юридической ответственности.

Одновременно в праве окружающей среды можно выделить ряд специфических источников. В их числе – сами нормативные правовые акты, кадастры природных ресурсов, экологический мониторинг, федеральный регистр потенциально опасных химически и биологических веществ, экологический паспорт предприятия, декларация безопасности промышленного объекта, государственные доклады о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации.

Воды — это охраняемый законом природный объект, представляющий собой часть природной среды. Рассмотрение правового режима вод является важным вопросом, так как экологическая функция вод весьма многообразна. Воды создают гидрологический режим жизни на Земле. Воды выполняют незаменимые функции в биосфере как среда обитания растительного и животного мира и важнейший элемент круговорота веществ. Использование водных объектов носит, как правило, многоцелевой характер — они обеспечивают бытовое водоснабжение, удовлетворение рекреационных, эстетических и культурных потребностей населения. Наконец, воды служат средством и условием промышленного и сельскохозяйственного производства.

Законы и другие нормативные правовые акты содержат специфическую информацию: их нормы несут информацию о должном поведении субъектов экологических правоотношений. Не обладая такого рода информацией, природопользователи и иные субъекты, которым адресованы нормативные требования, оказываются в затруднительном положении. Незнание закона не освобождает их от ответственности.

Одним из факторов эффективности права является обладание его субъектами информацией о нормативных правовых актах, устанавливающих права и обязанности в области природопользования и охраны окружающей среды. Чтобы обеспечить исполнение закона, необходимо довести его до исполнителя. Социологические исследования, которые проводились сектором экологического права Института государства и права РАН, иными исследовательскими центрами и отдельными юристами-экологами, показывают, что руководители и другие должностные лица государственных органов, предприятий часто не имеют правовых актов, к исполнению которых они обязаны. Соответственно, они не всегда знают, что должны делать в области охраны окружающей среды.

11 стр., 5040 слов

Право граждан на экологическую информацию и обжалование отказа ...

... "Об информации, информатизации и защите информации", - это отказ в предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды и другой экологической информации по причине ее секретности. Раньше ссылка на секретность информации полностью закрывала для граждан и ...

Таким образом, проблема эколого-правовой информированности в России стоит остро и требует решения как в рамках деятельности органов законодательной, так и исполнительной власти. Одна из них касается свободного доступа к самим нормативно-правовым актам.

Некоторые решения проблемы правовой информатизации в законодательстве имеются. Одно из них связано с требованием опубликования закона, как условием его применения. Конституция РФ закрепила правило о том, что неопубликованные законы не применяются (ст. 15).

Официально для всеобщего сведения должны быть опубликованы также иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина. Кроме того, в ч. 2 ст. 24 Основного закона органам государственной власти и органам местного самоуправления, их должностным лицам вменено в обязанность обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права[1].

Опубликование природоохранных нормативных актов – первый шаг к доступу к правовой информации. Наиболее развиты официальные (государственные) банки правовой информации в форме регулярного издания «Собрания законодательства Российской Федерации», «Собрания актов Президента и Правительства Российской Федерации», «Бюллетеня нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации» и некоторых др. Правительство РФ, исполнительные органы субъектов РФ должны обеспечить распространение сборников нормативных актов на всех административно- территориальных уровнях, включая муниципальный, имея в виду обеспечение свободного доступа к ним всех заинтересованных граждан. Одним из решений может быть формирование банка нормативных актов в публичных библиотеках.

1.2. Российское экологическое федеральное информационное агентство

Для обеспечения гласности в работе государственной природоохранной системы, прав граждан и общественных организаций на необходимую и достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране, формирования единой политики в области массового распространения экологической информации во исполнение соответствующих положений Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» при Минприроды России приказом Минприроды России от 21 апреля 1994 г. создано Российское экологическое федеральное информационное агентство (РЭФИА).

РЭФИА создано в форме федерального государственного учреждения в соответствии с п. 9 постановления Правительства РФ от 10 февраля 1994г. «О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности».

В соответствии с Положением о РЭФИА его основными задачами являются:

  • а) создание действенного механизма распространения экологических знаний и информации, формирования у населения экологического мировоззрения, включая участие в организации системы всеобщего непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения;
  • б) участие в формировании политики информационно-методологической деятельности в системе Минприроды России и координация в обеспечении ее реализации;
  • в) создание и развитие системы массового оперативного распространения необходимой и достоверной экологической информации и обеспечение бесплатного доступа к ней общественных организаций и населения;

г) оперативное распространение организационно- распорядительной информации и нормативно-методических документов Минприроды России, а также специально уполномоченных органов эколого-ресурсного блока в системе государственных природоохранных органов;

6 стр., 2987 слов

Охрана окружающей среды

... ресурсов; недопущение необратимых последствий для охраны природной среды и здоровья человека; право населения и общественных организаций на своевременную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и отрицательном воздействии на ...

  • д) обеспечение сбора и анализа экологической информации, поступающей от территориальных природоохранных органов, и обмена между ними;
  • е) организация и проведение работ по разъяснению государственной экологической политики и законодательства в области охраны окружающей среды среди населения страны;
  • ж) информационная поддержка деятельности природоохранных органов и неправительственных организаций;
  • з) оказание консультативных услуг в соответствии с запросами потребителей экологической продукции;
  • и) информационное сопровождение федеральных и региональных экологических программ и проектов;
  • к) распространение передовых экологически чистых технологий, патентной информации экологической направленности, программных средств, оказание услуг по их приобретению и эффективному использованию;
  • л) организация и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны окружающей среды;
  • м) содействие развитию международного информационного сотрудничества в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

РЭФИА предоставлено право запрашивать и получать безвозмездно от министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, учреждений, организаций и предприятий информацию, необходимую для выполнения задач в области охраны окружающей среды и природных ресурсов; вести издательскую и иную информационно-просветительскую деятельность в соответствии с задачами РЭФИА; организовывать и проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы как самостоятельно, так и при участии заинтересованных российских и зарубежных организаций, предприятий, фирм и физических лиц, и в случае необходимости создавать совместно с ними в установленном порядке предприятия, организации и временные творческие коллективы для решения задач РЭФИА, а также открывать свои филиалы на территории России и за рубежом; приобретать различную продукцию (работы, услуги) предприятий и организаций, а также физических лиц по направлению деятельности РЭФИА; использовать принятые в международной практике формы и средства международных научных обменов, в том числе осуществлять за счет собственных средств в установленном порядке командирование за рубеж российских и прием в Российской Федерации иностранных специалистов для работы по проектам, участвовать в мероприятиях, устанавливать связь с международными информационными сетями и банками данных, а также вести иную международную деятельность, не противоречащую действующему законодательству, целям и задачам РЭФИА, и др.

13 стр., 6122 слов

Деятельность антимонопольной службы России по контролю и надзору ...

... службы России. Предмет работы — деятельность Челябинского управления антимонопольной службы России по контролю и надзору за рекламной деятельностью. Цель работы — на основе анализа проблем в деятельности Челябинского ... естественных монополиях и о рекламе (подп. 6.8). Конкретизация полномочий ФАС России нашла отражение в ст. 33 Закона о рекламе. К ним относятся: предупреждение, выявление ...

1.3. Государственный статистический учет и отчетность

Государственный статистический учет и отчетностью в области природопользования и охраны окружающей среды являются одним из источников экологически значимой информации.

Госкомстат и его территориальные подразделения ведут учет экологически значимой информации по ряду форм: № 2-тп (воздух) «Отчет об охране атмосферного воздуха»; № 3-ос отчет «О ходе строительства водоохранных объектов и прекращении сброса загрязненных сточных вод»; № 4-ос «Отчет о текущих затратах на охрану природы»; № 12-лх «Отчет о лесозащите». Начиная с 1992 г. Госкомстат ведет учет по форме № 1-экофонд «Отчет о поступлении и расходовании экологического фонда».

В целях получения информации об осуществлении территориальными органами государственного экологического контроля и государственного контроля за охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов и в связи с постановлением Госкомстата России об отмене государственной статистической отчетности по форме № 1 – охрана природы приказом Минприроды России от 27 марта 1996 г. была утверждена ежеквартальная статистическая отчетность о государственном экологическом контроле и государственном контроле за охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов по форме № 1 – охрана природы (ведомственная).

Организация статистической обработки и использования заинтересованными структурными подразделениями Минприроды России поступающей информации по данной форме была поручена Управлению информатизации и внедренческой деятельности.

Чрезвычайно слабо решены в российском экологическом законодательстве вопросы отчетности природопользователей о своей деятельности перед государственными природоохранительными органами. Отчетность может играть существенную роль в совершенствовании деятельности природопользователей. Она будет служить источником соответствующей информации не только для государственных структур. Важно, чтобы в условиях развития рыночных отношений дирекции компаний, акционированных предприятий отчитывались о своей природоохранительной деятельности перед акционерами.

По данным Минфина России, в реформируемой сейчас системе бухгалтерского учета природоохранные пункты закладываются во многие нормативные требования. Однако специального документа, который обязывал бы предприятие предоставлять отчет о природоохранной деятельности, пока нет. Единственное, что рекомендует Минфин предприятиям, – это прилагать к финансовому отчету экологическую пояснительную записку.

1.4. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов