Контрольная работа: Правовые основы метрологии, стандартизации, сертификации

Проблема обеспечения качества продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в развитии любой отрасли. Однако показатели качества, а также проблемы, связанные с выпуском качественной продукции, специфичны для каждой отрасли.

В настоящий момент понятие качества как категории нормировано и определяется стандартами.

Стандарт — нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и принятый признанным органом или утвержденный предприятием, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Механическое перенесение зарубежного опыта в отечественные условия невозможно, но специалистам необходимо знать его и иметь достаточно широкий кругозор, чтобы творчески подходить к выработке и принятию новых прогрессивных решений, позволяющих производить продукцию, услуг реализовать их в стране или за рубежом на должном уровне. Это касается не только работников производственной сферы.

Знания в области стандартизации и сертификации в одинаковой степени важны для менеджеров, маркетологов и других специалистов, которые могут использовать возможности и преимущества стандартизации и сертификации в качестве весомых составляющих конкурентоспособности товара.

1. Предмет, задачи и структура дисциплины «Правовые основы метрологии, стандартизации, сертификации»

Стандартизация, сертификация и метрология в том виде, как это было в плановой экономике, не только не вписывались в новые условия работы, но и тормозили интеграции нашей страны в цивилизованное экономическое пространство.

Основная цель дисциплины «Правовые основы метрологии, стандартизации, сертификации»:

— дать будущим специалистам теоретические основы и практические рекомендации по организации планирования качества продукции и услуг на предприятиях и в организациях, ознакомить с новыми методами и принципами стандартизации продукции и услуг, ознакомить с основными метрологическими методами получения и обработки измерительной информации, ознакомить с основными требования к испытательным лабораториям и порядком их аккредитации.

13 стр., 6144 слов

Качество продукции

... только вещи, обладающие качеством, и при том бесконечно многими качествами". Экономическое содержание понятия "качество продукции" базируется на том, что качество продукции формируется в процессе ее изготовления. Поэтому как экономическая категория качество продукции рассматривается как ...

Основные задачи дисциплины состоят:

  • в формировании у будущих специалистов системы знаний про способы выбора и разработки показателей качества для промышленности услуг;
  • в выяснении роли и места стандартизации в общей системе управления экономикой;
  • в освоении методов получения достоверной измерительной информации и правильном ее использовании;
  • в изучении идет сертификация как важнейшего механизма управления качества;
  • в получении знаний теоретических основ в области обеспечения качества и управлении качеством продукции (УКП);
  • возможность получения практических рекомендаций по обеспечению эффективного функционирования и усовершенствования систем качества;
  • в умении знакомства с современной практикой поставщиков и заказчиков в области качества и основных нормативных документов по правовым вопросам в области качества;
  • в выяснении возможностей организации и эффективного функционирования систем качества при проектировании производства, эксплуатации продукции и оказании услуг.

В «Основах метрологии» будут рассмотрены законодательные основы метрологической деятельности, измерения как объект метрологии, роль и значение достижения единства измерений в международных экономических и научно-технических связях, а деятельность по метрологии в зарубежных странах.

В разделе «Основы стандартизации» предлагается изучить правовые, организационные и методологические основы стандартизации на разных уровнях. Будет уделено внимание на нововведениях в национальную систему стандартизации, роли стандартизации в развитии ВЭД отечественных фирм и предприятий, применении международных стандартов. Стандартизация рассматривается в различных областях, что дает представление о ее широком распространении и необходимости применения как для повышения эффективности деятельности, так и взаимопонимания с зарубежными партнерами и агентами.

«Основы сертификации» посвящается организационно-методическим и правовым причинам сертификации в государстве и других странах. Непосредственно с сертификацией связаны вопросы аккредитации, относящиеся и к органам по сертификации, и к испытательным лабораториям. Предполагается рассмотреть создание в стране системы аккредитации, изучить актуальность области сертификации.

Стандартизация, сертификация и метрология неразрывно связаны между собой. Изучение их в одном учебном курсе дает более полное представление о важности каждого из этих направлений деятельности и их совокупности для становления рыночной экономики в Российской Федерации, развитие ВЭД предприятий и фирм на современной цивилизованной основе.

Основные термины:

1. Аккредитация – процедура признания выполнения испытательной лабораторией или органом по сертификации конкретных работ в заявленной области.

2. Доаккретизация – расширение области аккредитации какой-либо организации.

3. Критерии аккредитации – требования, которые должна отвечать организация, чтобы быть аккредитованной.

4. Аттестация организации – проверка организации с целью ее соответствия критериям аккредитации.

5. Нотификация – официальное уведомление, по какому-либо международному вопросу.

6. Омологация — официальное утверждение, приемка.

6 стр., 2982 слов

Оценка качества товаров и основы экспертизы

... качеств в зависимости от внешних воздействий (механических, термических, химических), связанных с обстоятельствами данного события. Объектами экспертизы являются упаковочные материалы, тара, материалы обуви (резина, кожзаменители и пр), посуда и ... их химическая стойкость и безвредность для организма. Это связано с тем, что они непосредственно соприкасаются с товаром. Полимеры, использующиеся в ...

7. Петля качества – схематическая модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество продукции (услуги) на всех стадиях ее жизненного цикла – от определения потребности до проектирования утилизации.

8. Рециклинг – повторное промышленное использование отходов производства и потребления.

9. Тезаурус – словарь, в котором предоставлены термины с примерами их употребления.

2. Принципы стандартизации: определение, группы (научные и организационные)

Стандарты бывают международными, региональными, национальными, административно-территориальными.

международная стандартизация

Стандартизация обеспечивает повышение уровня безопасности и конкурентоспособности продукции, способствует научно-техническому прогрессу, ресурсосбережению, технической и информационной совместимости, а также принципам взаимозаменяемости.

Стандартизация является важнейшим механизмом устранения технических барьеров в международной торговле.

Научные принципы:, Организационные принципы, Принцип охраны окружающей среды

Фундаментальные принципы Рио-де-жанейрской декларации стали критериями разработки стратегий устойчивого развития общества и экологического управления рынком (МС ИСО серии 14000).

Мировым сообществом признано, что социальные отношения общества должны учитывать законы экологического пространства биосферы Земли: таково стратегическое условие устойчивости развития цивилизации.

Согласно статье 12 Закона РФ «О техническом регулировании», стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

  • добровольного применения стандартов;
  • максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
  • применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
  • недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
  • недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
  • обеспечения условий для единообразного применения стандартов. К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
  • национальные стандарты;
  • правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
  • применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

Заключение

Реформирование самой системы стандартизации – наиважнейшая задача Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии как национального органа по стандартизации. Система должна отвечать требованиям российской экономики, претерпевшей большие изменения в последнее время. Существует острая необходимость приведения стандартизации в соответствие с Законом «О техническом регулировании» и той моделью технического регулирования, которая принята в Российской Федерации.

2 стр., 907 слов

Таможенное право — предмет, система, основные принципы деятельности

... области цивилистики. Систему таможенного права составляют Общая и Особенная час­ти. В Общую часть входят положения, имеющие общее значение для данной отрасли таможенного законодательства. Они раскрывают предмет и метод права, его принципы, источники, правовой ...

Стандарты стали добровольными. В этом статусе они должны быть правильно позиционированы в условиях совершенно новой для РФ системы технического регулирования.

В 2005 г. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии разработана Концепция развития национальной системы стандартизации на период до 2010 г.

В ней намечены основные направления реформирования системы национальной стандартизации:

  • развитие правовых основ стандартизации;
  • функциональные и структурные преобразования системы;
  • реформирование экономики стандартизации;
  • усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии национальной стандартизации;
  • расширение участия промышленности и общества в процессах международной и национальной стандартизации;

— создание современного информационного обеспечения в области стандартизации и т.д.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kontrolnaya/pravovyie-osnovyi-metrologii/

1. Сертификация: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЛОГОС, 2000

2. Стандартизация и управление качеством продукции/Учебник для вузов/ В.А. Швандар, В.П. Панов, Е.М. Купряков и др. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2000.

3. Тартовский Д.Ф., Ястребов А.С., — М.: Высш. Шк., 2001. Метрология, стандартизация и технические средства измерений.