Правовые основы управления природопользованием

1. Правовые основы управления природопользованием, Управление природопользованием

Управление в данной сфере призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Оно выступает как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само экологическое право. Социальное значение управления в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина, сохранение и восстановление благоприятного состояния природы. Прежде всего, в рамках управления (а затем с помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные экологическим правом, и его эффективность.

Управление природопользованием осуществляется общественными формированиями и гражданами, юридическими лицами, государственными органами, муниципальными органами. Соответственно, можно выделить общественное, производственное, муниципальное, отраслевое (ведомственное), государственное управление.

Функция управления —

  • подзаконное нормотворчество;
  • создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
  • координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;
  • экологическое планирование;
  • экологическое нормирование;
  • экотехническая регламентация;
  • экологическая стандартизация;
  • оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
  • экологическая экспертиза;
  • экологическое лицензирование;
  • экологическая сертификация;
  • экологический аудит;
  • экологический мониторинг (наблюдение за состоянием окружающей среды);
  • учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;
  • экологическое воспитание и образование;
  • проведение научных исследований по вопросам окружающей среды;
  • экологический контроль;
  • разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.

Общественное управление природопользованием непосредственно связано с реализацией положения ст.

1 Конституции РФ о том, что Россия — демократическое правовое государство. Масштабы и эффективность осуществления данного вида управления свидетельствуют, с одной стороны, об уровне самосознания граждан, с другой — о степени демократизации власти в государстве. Данный вид управления осуществляется общественными формированиями и гражданами. Участие общественных формирований и граждан в управлении регулируется рядом законодательных и подзаконных актов, уставами общественных формирований. Наиболее значимыми функциями общественного управления являются участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологическое просвещение и контроль.

8 стр., 3805 слов

Механизм охраны окружающей природной среды (2)

... направление - гармонизация экологических международных отношений. 1. Административно-Правовой механизм охраны окружающей среды Методы административно-правового механизма управления заключаются в разработке и издании правовых и административных актов, регулирующих организацию и управление в сфере природопользования, права и обязанности ...

производственного управления

Муниципальное управление

  • владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
  • обеспечение санитарного благополучия населения;
  • регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
  • контроль над использованием земель на территории муниципального образования;
  • регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
  • благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
  • участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
  • организация и содержание муниципальной информационной службы.

Отраслевое (ведомственное) управление

государственного управления

принципов

  • законности управления;
  • комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;
  • сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды;
  • разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов;
  • наиболее эффективного исполнения требований законодательства об окружающей среде в рамках реально существующих экономических и иных возможностей.

Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере и иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи.

органам общей компетенции

  • Президент России;
  • Правительство России;
  • правительства (администрация) субъектов РФ.

Президента России

Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом, так и структурами в его администрации. За время действия института президентства в России специальной структурой в Администрации Президента был советник Президента по вопросам экологии и охраны здоровья. Позднее эта должность была упразднена. В настоящее время такой структурой является Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета Безопасности РФ.

11 стр., 5184 слов

Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды

... речь идет о полномочиях и области лицензирования комплексного природопользования, а также полномочиях (в соответствии с постановлением Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды») связанных с утилизацией, складирования, перемещения (в том число трансграничным), размещением, ...

Компетенция Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации в сфере природопользования определена многими нормативными правовыми актами. Основными актами общего характера являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство России:

  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;
  • осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;
  • проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» в отдельной статье определил полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологической безопасности; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Правительство РФ осуществляет деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через созданные им структуры. В Аппарате Правительства РФ вопросами в данной области ведают Департамент социального развития и охраны окружающей среды и Департамент отраслевого развития (в части организации и экономики природопользования).

2. Современная структура системы экологического права, Экологическое право

Система экологического права — это совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности.

Под системой отрасли права понимается структура ее основных элементов, частей — подотраслей, институтов, норм. Система экологического права складывается из Общей, Особенной и Специальной части.

Общую часть составляют следующие правовые институты: экологические права граждан и общественных организаций, право собственности на природные объекты (ресурсы), право природопользования, экологическое управление, экологическое нормирование, экологическая экспертиза, лицензирование и контроль, экономический механизм природопользования и охраны окружающей природной среды, юридическая ответственность за экологические правонарушения.

В состав Особенной части входят правовые нормы, регулирующие: правовой режим охраны и использования отдельных природных ресурсов (земли, недр, вод, лесов, животного мира, атмосферного воздуха); правовое положение зон экологического бедствия; правовую охрану окружающей среды городских и сельских поселений; правовое положение особо охраняемых природных территорий.

Специальная часть экологического права включает в себя международно-правовой механизм сотрудничества государств в области охраны окружающей среды

Современная структура системы экологического права сочетает правовое регулирование природопользования и экологической безопасностью.

Экологическое законодательство

Общая часть

Особенная часть

Закон РФ»Об охране ОС» 2002)

Земельный кодекс(2001)

Закон «Об экологической экспертизе»(1995)

Лесной кодекс(1997)

Закон «Об особо охраняемых природных территориях»(1995)

Водный кодекс(1995)

Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.(1999)

Закон «О недрах»(1992)

Закон «О животном мире»(1995) и др.

Понятие «экологическое законодательство» включает систему законодательных актов, принятых органами законодательной власти РФ, и ее субъектов.

ь Конституция РФ;

  • ь законодательные акты;
  • ь акты Президента;
  • ь акты Правительства;
  • ь нормативные акты министерств и ведомств;
  • ь законы и нормативные акты субъектов;
  • ь нормативные договора;
  • ь нормативные акты СССР, действие которых продлено на территории РФ.

Система государственных органов, осуществляющих комплексный контроль за охраной окружающей среды в России, представлена на рисунке.

В настоящее время законом предусмотрены специальные виды ответственности за экологические правонарушения:

дисциплинарная

материальная

административная

уголовная

правовой управление природопользование экологический

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kontrolnaya/pravovyie-osnovyi-prirodopolzovaniya/

1. Боголюбов С.А. Экологическое право. — М.: Высшее образование, 2006. — 484с.

2. Конституция Российской Федерации, 21 апреля 1992 г., М.,1993

3. Материалы сети Internet

4. Экология, охрана природы, экологическая безопасность.- М.: Изд-во МНЭПУ, 2000г.