1. Правовые основы управления природопользованием, Управление природопользованием
Управление в данной сфере призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Оно выступает как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само экологическое право. Социальное значение управления в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина, сохранение и восстановление благоприятного состояния природы. Прежде всего, в рамках управления (а затем с помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные экологическим правом, и его эффективность.
Управление природопользованием осуществляется общественными формированиями и гражданами, юридическими лицами, государственными органами, муниципальными органами. Соответственно, можно выделить общественное, производственное, муниципальное, отраслевое (ведомственное), государственное управление.
Функция управления —
- подзаконное нормотворчество;
- создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
- координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;
- экологическое планирование;
- экологическое нормирование;
- экотехническая регламентация;
- экологическая стандартизация;
- оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
- экологическая экспертиза;
- экологическое лицензирование;
- экологическая сертификация;
- экологический аудит;
- экологический мониторинг (наблюдение за состоянием окружающей среды);
- учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;
- экологическое воспитание и образование;
- проведение научных исследований по вопросам окружающей среды;
- экологический контроль;
- разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.
Общественное управление природопользованием непосредственно связано с реализацией положения ст.
1 Конституции РФ о том, что Россия — демократическое правовое государство. Масштабы и эффективность осуществления данного вида управления свидетельствуют, с одной стороны, об уровне самосознания граждан, с другой — о степени демократизации власти в государстве. Данный вид управления осуществляется общественными формированиями и гражданами. Участие общественных формирований и граждан в управлении регулируется рядом законодательных и подзаконных актов, уставами общественных формирований. Наиболее значимыми функциями общественного управления являются участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологическое просвещение и контроль.
Механизм охраны окружающей природной среды (2)
... направление - гармонизация экологических международных отношений. 1. Административно-Правовой механизм охраны окружающей среды Методы административно-правового механизма управления заключаются в разработке и издании правовых и административных актов, регулирующих организацию и управление в сфере природопользования, права и обязанности ...
производственного управления
Муниципальное управление
- владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
- обеспечение санитарного благополучия населения;
- регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
- контроль над использованием земель на территории муниципального образования;
- регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
- благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
- участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
- организация и содержание муниципальной информационной службы.
Отраслевое (ведомственное) управление
государственного управления
принципов
- законности управления;
- комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;
- сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды;
- разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов;
- наиболее эффективного исполнения требований законодательства об окружающей среде в рамках реально существующих экономических и иных возможностей.
Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере и иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи.
органам общей компетенции
- Президент России;
- Правительство России;
- правительства (администрация) субъектов РФ.
Президента России
Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом, так и структурами в его администрации. За время действия института президентства в России специальной структурой в Администрации Президента был советник Президента по вопросам экологии и охраны здоровья. Позднее эта должность была упразднена. В настоящее время такой структурой является Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета Безопасности РФ.
Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды
... речь идет о полномочиях и области лицензирования комплексного природопользования, а также полномочиях (в соответствии с постановлением Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды») связанных с утилизацией, складирования, перемещения (в том число трансграничным), размещением, ...
Компетенция Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации в сфере природопользования определена многими нормативными правовыми актами. Основными актами общего характера являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство России:
- обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;
- осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;
- проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.
Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» в отдельной статье определил полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологической безопасности; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
Правительство РФ осуществляет деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через созданные им структуры. В Аппарате Правительства РФ вопросами в данной области ведают Департамент социального развития и охраны окружающей среды и Департамент отраслевого развития (в части организации и экономики природопользования).
2. Современная структура системы экологического права, Экологическое право
Система экологического права — это совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности.
Под системой отрасли права понимается структура ее основных элементов, частей — подотраслей, институтов, норм. Система экологического права складывается из Общей, Особенной и Специальной части.
Общую часть составляют следующие правовые институты: экологические права граждан и общественных организаций, право собственности на природные объекты (ресурсы), право природопользования, экологическое управление, экологическое нормирование, экологическая экспертиза, лицензирование и контроль, экономический механизм природопользования и охраны окружающей природной среды, юридическая ответственность за экологические правонарушения.
В состав Особенной части входят правовые нормы, регулирующие: правовой режим охраны и использования отдельных природных ресурсов (земли, недр, вод, лесов, животного мира, атмосферного воздуха); правовое положение зон экологического бедствия; правовую охрану окружающей среды городских и сельских поселений; правовое положение особо охраняемых природных территорий.
Специальная часть экологического права включает в себя международно-правовой механизм сотрудничества государств в области охраны окружающей среды
Современная структура системы экологического права сочетает правовое регулирование природопользования и экологической безопасностью.
Экологическое законодательство |
||
Общая часть |
Особенная часть |
|
Закон РФ»Об охране ОС» 2002) |
Земельный кодекс(2001) |
|
Закон «Об экологической экспертизе»(1995) |
Лесной кодекс(1997) |
|
Закон «Об особо охраняемых природных территориях»(1995) |
Водный кодекс(1995) |
|
Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.(1999) |
Закон «О недрах»(1992) |
|
Закон «О животном мире»(1995) и др. |
||
Понятие «экологическое законодательство» включает систему законодательных актов, принятых органами законодательной власти РФ, и ее субъектов.
ь Конституция РФ;
- ь законодательные акты;
- ь акты Президента;
- ь акты Правительства;
- ь нормативные акты министерств и ведомств;
- ь законы и нормативные акты субъектов;
- ь нормативные договора;
- ь нормативные акты СССР, действие которых продлено на территории РФ.
Система государственных органов, осуществляющих комплексный контроль за охраной окружающей среды в России, представлена на рисунке.
В настоящее время законом предусмотрены специальные виды ответственности за экологические правонарушения:
дисциплинарная
материальная
административная
уголовная
правовой управление природопользование экологический
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kontrolnaya/pravovyie-osnovyi-prirodopolzovaniya/
1. Боголюбов С.А. Экологическое право. — М.: Высшее образование, 2006. — 484с.
2. Конституция Российской Федерации, 21 апреля 1992 г., М.,1993
3. Материалы сети Internet
4. Экология, охрана природы, экологическая безопасность.- М.: Изд-во МНЭПУ, 2000г.