Современный период развития России характеризуется многообразием проблем, требующих повышенного внимания и оперативных решений. К их числу относится проблема борьбы с коррупционными преступлениями, связанными с системой закупок товаров, сырья и материалов для нужд государства. Коррупция-это взятки, вымогательство со стороны чиновников и использование ими своих полномочий для продвижения своих целей.
К сожалению, такие преступления представляют серьёзную угрозу нормальной деятельности политических и экономических институтов страны, так как ведут к снижению ответственности и подотчётности органов власти, снижению объёмов финансирования ключевых направлений деятельности государства, уменьшению привлекательности инвестиционного климата и прочее.
Охватывая практически все сферы рынка, государство выступает на нём покупателем. Мы знаем, что закупки всей необходимой продукции: товаров, работ, услуг производится за деньги из бюджета, большая часть которых поступает от налогоплательщиков, т.е. фактически от нас с вами, а значит то, каким образом реализуется система госзакупок, не безразлично для каждого работающего человека. Именно поэтому вопросы, каким образом государство расходует огромные денежные суммы, не занимается ли расточительством, коррупцией и произволом, становятся весьма актуальными.
Определённая система госзакупок, регламентированная законодательством, нацелена на устранение злоупотреблений при осуществлении закупок для государственных нужд.
Система госзакупок представляет собой совокупность чётких правил осуществления закупок государством, позволяющих сделать наиболее прозрачным расходование денежных средств налогоплательщиков. О том, что система госзакупок станет максимально открытой уже совсем скоро, сообщил премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев.
С января 2014 года вступит в силу закон о федеральной контактной системе, который позволит в значительной степени улучшить ситуацию в сфере, имеющей отношение к жизни почти всех слоёв населения, — сфере закупок. Система госзакупок на основании нового закона позволит отменять организацию тендеров на проведение ненужных торгов и услуг, когда победитель уже заранее известен. Новая система госзакупок регламентирует обязанность властей публиковать долгосрочные и краткосрочные финансовые планы по государственным закупкам и организовывать общественные беседы по наиболее актуальным из них. Благодаря принятой мере, средние и малые предприятия смогут полноценно участвовать в конкурсах.
Проблемы контрактной системы в сфере закупок товаров (работ, ...
... в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг ... услугах, в ходе удовлетворения которых осуществляется государственное управление» Гладков В.С. Государственный заказ в сфере государственного управления экономикой: дис. …канд. юрид. наук. - Ростов-н/Д, 2008. - С. 20. Автору работы наиболее ...
Таким образом, на сегодняшний момент, данная тема является весьма актуальной для изучения.
Цель работы – изучение действия механизма государственных закупок и способов их осуществления, а также проблемы вымогательства (hold up) в отношениях заказчиков и поставщиков в системе государственных закупок и их предотвращение.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Раскрытие сущность понятия государственных закупок
2. Исследована проблема вымогательства в системе государственных закупок
3. Какие следует предпринимать меры по предотвращению вымогательства в государственных закупках.
Государственные закупки — это закупки, т.е. приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд. Эти закупки осуществляются за счёт средств налогоплательщиков, аккумулированных в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах. Именно это обстоятельство должно являться решающим при отнесении закупочной деятельности тех или иных субъектов гражданского права к сфере госзакупок.
Государственные закупки — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.
Государственный или муниципальный контракт заключается с победителем — участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим процедуры закупок в Российской Федерации, является Федеральный закон ФЗ-94 от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Существующие способы проведения госзакупок схематично представлены на рисунке, приведенном ниже.
Как видно из рисунка размещение заказа может осуществляться двумя способами: путем проведения торгов (конкурентные) и без проведения торгов (неконкурентные закупки).
Конкурентные закупки бывают в виде конкурсов или аукционов. В свою очередь неконкурентные закупки подразделяются на запрос котировок, закупки из единственного источника (у единственного поставщика, исполнителя и т.д.) и на товарных биржах.
Анализ статистических данных из разных источников показывает, что самыми популярными на сегодняшний день способами закупок являются: открытый аукцион (АО), открытый конкурс (ОК), открытый аукцион в электронной форме (ЭА) и запрос котировок (ЗК).
На них приходится основная доля всех проводимых закупок в РФ.
Государственные нужды – это потребности
Такого рода потребности в товарах, работах, услугах возникают при выполнении возложенных на эти органы власти обязанностей по реализации государственной политики в той или иной сфере.
Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд
... поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"; Постановление Правительства РФ от 14 августа 1993 г. N 812 "Об утверждении Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) ...
При разработке и реализации планов и программ развития объектов государственного сектора экономики, а также при планировании и размещении госзаказа по поставкам продукции, выполнению работ (услуг) для удовлетворения государственных нужд важное значение имеет соблюдение ряда основных принципов и требований. Это первоочередное решение приоритетных социально-экономических, научно-технологических, природоохранных и других важнейших задач, обеспечение наибольшей эффективности и высокого качества выполнения решаемых задач и достижение конкретного полезного результата в установленные сроки. Это концентрация на стратегических направлениях и полная взаимосвязанность, сбалансированность финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов при минимизации их расхода, а также комплексность и согласованное решение федеральных, отраслевых, региональных и предпринимательских задач с учетом законных прав и интересов всех сторон. Это соблюдение интересов и исключительного права государства на конечные результаты выполнения государственных планов и программ (госзаказов и госконтрактов) по производству продукции, проведению НИОКР и т.п., финансируемых за счет госбюджетных и внебюджетных средств.
Весьма важны конкурсно-контрактная система распределения и организации выполнения государственных плановых заданий (госзаказа, планов поставок) государственными заказчиками, организациями-исполнителями и субподрядчиками, а также экономическое стимулирование выполнения государственных заданий, предусматриваемых в планах, программах и госконтрактах (льготы по налогам, кредитам, целевые дотации и т.п.).
Наконец, очень важен такой принцип, как экономическая ответственность сторон за неисполнение государственных заданий и взаимных обязательств (по объемам, качеству и срокам поставок), установленных в государственных планах и госконтрактах.
Большую положительную роль для успешной реализации государственных планов, целевых программ и обеспечения поставок продукции (работ, услуг) для удовлетворения государственных нужд играет внедрение конкурсно-
Обеспечивается оптимальное сочетание плановых и рыночных рычагов, эффективно балансируются интересы заказчика и исполнителя, правильно организуются их взаимоотношения на планово-коммерческой (рыночной) основе, при солидарной экономической ответственности и заинтересованности в обязательности и соблюдении сроков работ. Наконец, такой порядок позволяет выбрать в ходе конкурса самого квалифицированного исполнителя, гарантирующего высокое качество работы и получение наиболее высокого эффекта при минимальных издержках и цене.
Организатором конкурса является государственный заказчик. Он назначается Правительством одновременно с утверждением государственного заказа на производство продукции (работ, услуг) и ее поставки для выполнения целевых программ и удовлетворения государственных нужд.
Особенности договора на выполнение проектных и изыскательских работ
... курсовой работе мы попытаемся рассмотреть понятие и сущность такой разновидности договора подряда как договор на проектные и изыскательские работы. Итак, цель работы состоит в выявлении основных особенностей правового регулирования договора на выполнение проектных и изыскательских работ. Задачами работы будет изучение и анализ специфики правового регулирования договоров на выполнение проектных и ...
Государственный заказ — это правовой акт, предусматривающий конкретные цели и задания по объему, стоимости и срокам изготовления и поставок продукции, выполнения работ или услуг, необходимых для удовлетворения государственных нужд. Госзаказ размещается государственными заказчиками путем проведения конкурсного отбора исполнителей с последующим заключением государственного контракта (договора) между госзаказчиком и организацией-исполнителем, победительницей конкурса.
Государственный контракт (договор) — это правовой акт, определяющий права, обязанности и взаимоотношения государственного заказчика и исполнителя государственного заказа, поставщика продукции.
Преступления, связанные с государственными закупками, во всём мире вызывают серьёзную озабоченность. Связано это как с широкой распространённостью этого социального феномена, так и с его серьёзной социальной опасностью. Отмеченное обуславливает необходимость объединения усилий всех без исключения государственных органов и общественных организаций в поиске путей и средств эффективного противодействия указанному явлению.
Определены основные причины
Предлагается разделить всю совокупность
- злоупотребление должностными полномочиями( ст. 285 УК РФ);
- незаконное участие в предпринимательской
деятельности (ст.289 УК РФ); - получение взятки (ст.290 УК РФ);
- дача взятки (ст. 291 УК РФ);
- служебный подлог (ст. 292 УК РФ).
При наличии корыстной или иной личной заинтересованности –
Во вторую группу включены:
- злоупотребление полномочиями (ст.201 УК РФ);
- злоупотребление полномочиями частными нотариусами и
аудиторами (ст. 202 УК РФ); - коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).