Прокурорский надзор за исполнением законов

Понятие и сущность общего надзора прокуратуры

.

Общий надзор — это отрасль прокурорского надзора, связанная с обеспечением законности в деятельности органов и их должностных лиц, организаций, учреждений.

Два направления деятельности органов прокуратуры: надзор за исполнением законов и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина — традиционно именуются общим надзором.

Сущность общего надзора главным образом составляет надзор органов прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов в органах и сфере государственного управления.

Сущность прокурорского надзора состоит в том,что:

1)Прокурорский надзор самостоятельный специфический вид законодательной деятельности,которая является исключительной компитенцией органов прокуратуры.

2)Прокурорский надзор осуществляется от имени государства.

3)Прокурорский надзор заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов,действующих на территории РФ.

4)Прокурорский надзор обеспечивает выявление,пресечение и предупреждение правонарушений,востановление нарушенной законности,привлечение виновных и ответственность.

2.Задачи,стоящие перед прокуратурой при реализации общего надзорв

Цель деятельности прокуратуры заключается в создании на территории РФ такого режима законности, который позволил бы обеспечить верховенство и соблюдение Конституции, исполнение законов, действующих на территории России, а также сформировать надежный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

Достижение указанной цели осуществляется с помощью решения основных задач, стоящих перед Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами. Эти задачи можно сгруппировать в три блока.

1. Задачи по обеспечению единства правового пространства в государстве:

достижение единообразия и точности при исполнении действующего на территории РФ законодательства;

обеспечение соответствия издаваемых на территории государства нормативно-правовых актов Конституции и федеральному законодательству;

гарантированное соблюдение на всей территории РФ прав и свобод человека и гражданина;

33 стр., 16300 слов

Роль прокуратуры в деятельности правоохранительных органов по ...

... координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; проанализировать тенденции и закономерности развития функции координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; выработать и обосновать предложения по развитию законодательства, регулирующего координационные отношения правоохранительных органов по борьбе с преступностью ...

обеспечение судебной защиты нарушенных интересов государства путем подачи исков в арбитражные и гражданские суды.

2. Задачи по осуществлению борьбы с преступностью:

обеспечение реализации принципа неотвратимости уголовной ответственности за совершенные преступления. Решение этой задачи достигается путем осуществления органами прокуратуры от имени государства уголовного преследования, в том числе и поддержания государственного обвинения в суде, в соответствии с полномочиями, предоставленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

достижение согласованного взаимодействия различных правоохранительных структур государства в борьбе с преступностью;

обеспечение законности исполнения назначенного судом наказания или иных мер принудительного характера.

3. Организационные задачи:

обеспечение оперативного поступления информации об имеющих место различных правонарушениях, организация на должном уровне работы с жалобами и заявлениями граждан;

установление эффективного сотрудничества с правоохранительными органами других стран для обеспечения эффективности уголовного преследования транснациональных преступных группировок; розыска и экстрадиции преступников, скрывающихся за рубежом; оказания правовой помощи по гражданским и семейным делам гражданам России, находящимся за рубежом; организации обмена положительным опытом работы между прокуратурами различных стран;

обеспечение населения достоверной информацией о состоянии законности и эффективности борьбы с правонарушениями как в отдельном регионе, так и в целом по Российской Федерации; обобщение практических материалов по ведению прокурорского надзора и организация обмена опытом работы с целью повышения эффективности деятельности;

подготовка высококвалифицированных кадров для структур органов прокуратуры РФ; организация работы по повышению их квалификации с привлечением для этого как ученых, так и опытных практических работников прокуратуры.

Решение стоящих перед прокуратурой задач осуществляется через организацию ее деятельности по следующим основным направлениям:

обеспечение общего надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов;

осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

участие в соответствии с процессуальным законодательством РФ в рассмотрении судами гражданских, арбитражных и административных дел, опротестованию противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;

рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений граждан;

участие прокуратуры в правотворческой деятельности;

участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;

10 стр., 4868 слов

Правоохранительные органы и их деятельность

... Правоохранительная деятельность - это деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по обеспечению ... правоохранительных органах - это законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, а также международные договоры, которые содержат нормы, определяющие принципы правоохранительной деятельности, организацию и функционирование правоохранительных органов. ... участком работы ...

организация издания специальной литературы;

обеспечение прямых связей в пределах предоставленной компетенции с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничества с ними, заключения соглашений по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участия в разработке международных договоров РФ;

осуществление деятельности по подготовке и повышению квалификации прокурорско-следственных кадров.

3.Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов.

Для успешного осуществления прокурорского надзора за исполнением законов прокуроры наделены определенными правами и несут установленные законом обязанности, т.е. обладают соответствующими полномочиями. Полномочия прокуроров при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов по их содержанию и целенаправленности подразделяются (с определенной долей условности) на две группы.

Первая группа полномочий прокуроров по надзору

законов направлена на своевременное выявление нарушений законов и

способствующих им обстоятельств (причин и условий) и установление

виновных в этом лиц. Эти полномочия закреплены в п. 1 ст. 22 Закона о

прокуратуре. Прокурор, осуществляя возложенные на него функции, вправе:

По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно

входить на территории и в помещения органов, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор.

Для вхождения на территорию и в помещения особо режимных (секретных) объектов прокурору необходимо иметь соответствующий до-

пуск, дающий право работы с документами, а также иными материалами,

содержащими сведения, отнесенные к государственной или военной тай-

не, являющейся разновидностью государственной тайны. Иметь доступ к интересующим его документам и материалам. Реализуя это полномочие, прокурор руководствуется исключительно служебными (государственными) интересами. Закон не содержит каких-либо ограничений в зависимости от содержания документов и материалов, степени их открытости. Прокурор имеет доступ ко всем документам и материалам с грифом «для служебного пользования», а также содержащих сведения, составляющие коммерческую тайну, информацию медицинского, интимного, иного характера, не подлежащую оглашению. Однако, обладая такими сведениями, прокурор не вправе разглашать их. Что же касается документов и материалов, содержащих сведения, составляющие государственную или военную тайну, т.е. документов и материалов с грифом «секретно» и «совершенно секретно», то прокурор допускается к ним при наличии у него соответствующего допуска.

Знакомясь с подобными документами и материалами, изучая их, он

обязан соблюдать установленные правила обращения с ними. При разглашении сведений, содержащих служебную, военную или государственную тайну, прокурор несет установленную законом ответственность наравне с другими должностными и иными лицами.

6 стр., 2555 слов

Контрольная работа: Регистрация и контроль исполнения документов

... прямой хронологии по срокам исполнения. Компьютерные программы регистрации и контроля исполнения документов должны делать выборку по срокам исполнения автоматически. Сообщение и напоминание исполнителю о сроках исполнения (во время передачи документа на исполнение, за три дня ...

Требовать от руководителей органов за исполнением законов, которыми осуществляется прокурорский надзор, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

Хотя в ст. 22 Закона о прокуратуре и говорится о том, что прокурор может требовать предоставления ему документов и материалов не только от

руководителей, но и от других должностных лиц указанных органов, прокуроры предъявляют такое требование, как правило, к руководителям или

лицам их замещающим. Предъявление подобного требования к другим

должностным лицам, минуя руководителя органа, явилось бы нарушением субординации.

Прокурора могут интересовать сведения о состоянии законности, о совершенных правонарушениях, мерах, принимаемых к их устранению и

предупреждению, о привлечении к ответственности виновных лиц и другая информация. При этом он может истребовать самые различные документы и материалы без каких-либо ограничений. Это могут быть правовые акты, изданные органом; материалы и акты проверок, ревизий, обследований; разного рода разрешения и лицензии; приходно-расходные

документы; справки; статистические и другие отчеты, многие другие документы и материалы. В одном случае прокурор истребует документы

непосредственно в прокуратуру, в другом — знакомится с ними по месту

их хранения во время проведения соответствующих проверок. В соответствии со ст. 6 Закона о прокуратуре статистическая и иная информация, справки, их копии и иные документы, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, предоставляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.

Требовать от руководителей органов, перечисленных в ст. 21 Закона о прокуратуре, выделения специалистов для выяснения вопросов, возникающих, в ходе осуществления надзора за исполнением законов. Прокуроры обращаются к помощи специалистов на разных стадиях надзорного процесса. Наиболее часто специалисты привлекаются для участия в проверках, проводимых прокурором. Главное назначение специалиста как лица, обладающего специальными познаниями, дать обоснованные ответы (заключения) на вопросы, поставленные перед ним прокурором. Привлекаются работники самых различных профессий: инженеры, техники, экономисты, бухгалтеры, врачи, агрономы и другие,

чаще занимающие должности государственных инспекторов (контролеров).

Полномочие о выделении специалистов прокуроры обычно реализуют, адресуя руководителю соответствующего органа письменное требование с просьбой направить в распоряжение прокурора того или иного

специалиста.