метки: Прокуратура, Правопорядок, Охрана, Деятельность, Орган, Надзор, Общественный, Транспортныйнадзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды и экологических прав граждан, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, которые функционируют или расположены в бассейне реки Волги, а также за соответствием законам издаваемых ими нормативных правовых актов;
уголовное преследование по делам об экономических преступлениях, совершенных на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных субъектах хозяйственной деятельности, расположенных в бассейне реки Волги.
Транспортные прокуратуры действуют на правах прокуратур районов и осуществляют свои полномочия, касающиеся исполнения законов о безопасности движения на воздушном, речном (морском) и железнодорожном транспорте. Транспортные прокуратуры осуществляют также надзор за исполнением законов и соблюдением прав, свобод и законных интересов граждан предприятиями различных форм собственности, которые так или иначе связаны с предоставлением или обслуживанием транспортных перевозок грузов и пассажиров.
Транспортные прокуратуры расследуют преступления, совершенные на транспортных объектах. Одновременно транспортные прокуратуры осуществляют надзор за законностью административной деятельности органов внутренних дел на транспорте, оперативно-розыскной деятельностью, дознанием и предварительным следствием, которые проводят сотрудники транспортной милиции.
Прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении назначенных судом наказания или иных мер принудительного характера действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам соответствующих субъектов РФ.
Прокуратуры закрытых административно- территориальных образований. В настоящее время в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 09.09.2002 № 59 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур» действуют две специализированные прокуратуры закрытых административно- территориальных образований с непосредственным подчинением Генеральной прокуратуре РФ (г. Межгорье и комплекс «Байконур»).
52 стр., 25648 слов
... указанных критериев к правоохранительным органам могут быть отнесены: прокуратура, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы, таможенные органы, органы предварительного расследования, органы юстиции, нотариат. ... и уголовных дел; выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского надзора и поддержания обвинения; раскрытие преступлений и ...
Другие прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением и исполнением законов РФ в закрытых административно- территориальных образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских формированиях, обслуживающих их режим и непосредственное функционирование, подчиняются территориальным прокуратурам субъектов РФ.
2. Роль и место прокуратуры в обеспечении правопорядка в РФ.
В Российской юридической энциклопедии понятие «правопорядок» определяется как состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений. Такая упорядоченность достигается последовательно осуществлением принципа законности, обеспечением прав и свобод личности. Это возможно только путем неукоснительного соблюдения юридических обязанностей всеми лицами и организациями, т.е. правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права.
Общая теория права, как известно, определяет правопорядок как реализованную систему права, включающую конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права. Этимология терминов «правопорядок» и «право» похожа, но сами термины далеко не тождественны. Выступая в качестве состояния упорядоченности общественных отношений, образовавшихся в результате практической реализации правовых норм, правопорядок должен охраняться государством.
Объективный характер правопорядка обусловливается тем, что он представляет собой основное, наиболее важное условие нормальной жизнедеятельности Российского государства, поэтому его охрана (правопорядка) является функцией, присущей любому государству на каждом этапе его развития и считается постоянной.
К наиболее важным предпосылкам правопорядка можно отнести стабилизацию и рост экономики, обеспечение социальной справедливости, рост материальной обеспеченности людей, их моральное воспитание.
Прежде всего отметим, что необходимо различать два вида правопорядка: реально существующий, т.е. фактическое состояние общественных отношений, урегулированных правом, и идеальный правопорядок, к которому должно стремится государство в своей правотворческой и правоприменительной деятельности и являющийся целью правового регулирования.
Правопорядок в его первом значении зависит от социально- экономических условий, форм собственности, политической и юридической культуры его обеспечения, состояние законодательства, отношения граждан к праву и законности, качества работы всех правоохранительных органов, но особенно – прокуратуры.
Прокуратура (от лат. procuro – предотвращаю, обеспечиваю, проявляю заботу) – система специальных государственных органов, осуществляющих функцию уголовного преследования и поддержания государственного обвинения в уголовном судопроизводстве. Традиционно российская прокуратура наделялась широкими правомочиями. Она была создана в 1722г. Указом Петра I как «око государство», «орган, особо доверенный царю и призванный надзирать за исполнением законов».
4 стр., 1644 слов
... воздействия судебной власти на органы законодательной и исполнительной власти реализуются через предоставленные полномочия судам, описанные в предыдущем разделе работы. Сейчас же рассмотрим, как реализован механизм ... флотов. Являясь органами правосудия, военные суды выполняют единые для всех судов общие задачи, которые в специфических условиях Вооруженных Сил РФ проявляются как поддержание законности ...
В настоящее время вопрос о месте и роли прокуратуры в системе разделения властей представляется дискуссионным.
Место ст. 129 Конституции РФ в главе «Судебная власть» трактуется учеными по-разному. Так, П. Е. Кондратьев включение данной статьи в указанную главу объясняет результатом «…не осуществившейся при подготовке проекта Конституции попытки свести роль прокуратуры к осуществлению уголовного преследования, нежели свидетельством ее включения в систему судебной власти». М. В. Баглай считает этот же факт «данью традиции», В. Н. Хропанюк отмечает «вспомогательную роль» прокуратуры в осуществлении судебной власти в стране, однако, по его мнению, именно «ее деятельность необходима для поддерживания режима законности в правовом государстве». А. И. Казанник справедливо указывает на отсутствие «каких-либо научных обоснований» существующего положения, сложившегося вследствие вынужденного компромисса в напряженной борьбе за сохранение системы прокуратуры России, по субъективному усмотрению бывшего Президента РФ Б. Н. Ельцина».
Отсутствие отмеченного выше единого подхода к определению места и роли прокуратуры в системе органов государственной власти связано, на наш взгляд, именно с неясностью обоснованной статьи о прокуратуре. Поэтому одни относят прокуратуру к законодательным органам, другие – к исполнительным, третьи – «близкой» к судебным, четвертые – к самостоятельным органам (т.е. к четвертой ветви власти – прокурорской), пятые – к президентской власти.
Существуют и другие точки зрения. Так, Н. И. Глазунова считает прокуратуру органом контроля, А. Н. Кокотов – контрльно- надзорным органом, как «элемент надзорно-контрольной власти – четвертой разновидности единой государственной власти» предлагает рассматривать прокуратуру В. Ю. Шабухин. По мнению В. Д. Кошлевского, прокуратура одновременно – и специальный правозащитный и карательный орган.
В связи с разнообразием и множественностью мнений, что недопустимо для выполнения прокуратурой ее назначения в обществе, Д. Лукоянов предлагает включить в Конституцию РФ отдельную главу, посвященную деятельности прокуратуры с указанием ее назначения, функции и объектов надзора. Следует подчеркнуть целесообразность, на наш взгляд, данного предложения, хотя оно и не является новым.
Обратим внимание на то, что вопрос об определении места прокуратуры в системе органов государственной власти зарубежных стран также является дискуссионным. Так, в системе органов некоторых европейских стран (Франции, Германии, Италии, Австрии и др.) она занимает промежуточное положение между исполнительной и судебной властью. В частности, в Австрии прокуратура организационно входит в состав министерства юстиции, но действует в рамках судебной власти. В одних странах прокуратура – составная часть суда, а в других – организационно отделена от него.
Помимо ст. 129 в Конституции РФ содержится ряд норм, так или иначе связанных с непосредственной деятельностью прокуратуры. Но при этом конституционные нормы не совсем согласуются между собой. Статья 129 противоречит ст. 118 Конституции РФ, устанавливающей, что судебная власть осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
4 стр., 1620 слов
... бездеятельности и беззаконии. В соответствии с замыслом Петра I в последние годы его царствования прокурорский надзор стал выполнять существенную роль в укреплении государственности, в финансовых делах. Развитие прокуратуры в Российской империи После смерти ...
В. С. Основин справедливо подчеркивал, что «различные органы управления призваны осуществлять исполнительную и распорядительную деятельность, судебные органы – отправлять правосудие, органы прокуратуры – осуществлять надзор за законностью». Однако в нормативных-правовых актах в этом отношении также нет необходимой четкости. Статья 1 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации» определяет ее как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. При этом законодатель подчеркивает, что прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет
- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием издаваемых ими правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания и заключенных по
Кроме функций надзора прокуратура осуществляет:
- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Однако вернемся к функциям надзора, которые являются многочисленными и многообразными. В связи с чем представляется, что надзор за исполнением законов об административной ответственности вслед за В. Рохлиным и А. Стукановым следует отнести к самостоятельному направлению такой отрасли прокурорского надзора, как надзор за исполнением законов.
18 стр., 8758 слов
... исполнение действующего законодательства путем использования распорядительных полномочий. Как институт публичного права он являет собой учреждение государственной власти, имеющее свою организационно-правовую форму и функции. Объективный компонент органа исполнительной власти ... органов исполнительной власти определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и нормативных актах. Каждый орган ...
Именно в данном плане рассматривается прокурорский надзор А. П. Стукановым, который под предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами административной юрисдикции понимает соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка возбуждения об административном правонарушении, административного расследования и рассмотрения дел данной категории, а также законность и обоснованность состоявшихся постановлений. Прокуратура во всех отраслях надзорной деятельности «внесла достойный вклад в решение важнейшей задачи – защиты прав и законных интересов человека и гражданина, общества и государства». С. Н. Бабаев также подчеркивает, что деятельность прокуратуры должна реализовываться по приоритетным направлениям обеспечения реальной охраны прав и свобод человека и гражданина и общества в целом.