Право гражданина обжаловать акты субъектов власти — атрибут демократической организации государства, общества. Оно обусловлено особенностями властеотношений, асимметричных, построенных на началах неравенства сторон. В таких правоотношениях одна из сторон, обладающая властными полномочиями, имеет право решать вопросы.
Опыт развития человеческого общества свидетельствует о том, что акты субъектов власти могут быть дефектными. Причины дефектности различны: выбор не самого лучшего варианта, из-за небрежности, пристрастности, некомпетентности, злоупотребление правом и др. Поэтому в интересах дела право одной стороны решать, использовать власть должно быть уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра, отмены.
Основные проблемы, порождающие необходимость досудебного обжалования — это отсутствие заинтересованности государственных органов, должностных лиц в рассмотрении претензий граждан и организаций, в устранении допущенных ошибок; отсутствие механизмов влияния граждан и организаций на качество государственного управления, государственных услуг. Кроме того, такими проблемами являются отсутствие механизмов примирительного разрешения спора; отсутствие для организаций каких-либо законных механизмов досудебного обжалования. Также необходимость досудебного обжалования связана с чрезмерной нагрузкой на суды, в том числе по несвойственным им делам; чрезвычайно низкой эффективностью существующей системы досудебного обжалования; затратностью судебных процедур, которые иногда оказываются дороже предмета спора.
На региональном уровне (Белгородская область) право граждан на обращения регулировалось Законом № 151 от 10 июля 2001 «Об обращениях граждан в органы государственной власти Белгородской области, в органы местного самоуправления в Белгородской области, к их должностным лицам», однако после принятия Федерального закона Российской Федерации от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Закон №151 был признан утратившим силу.
Вопросам обжалования в административном праве были посвящены исследования ведущих российских административистов, таких как: А.П. Алехин, Д.Н. Бахрах, М.Д. Загряцков, И.Ш. Килясханов, Ю.М. Козлов, ПИ. Кононов, А.П. Коренев, Л.Ф. Лесницкая, А.Е. Лунев, В.В. Мальков, М.Я. Масленников, Л.Л. Попов, В.И. Ремнев, Н.Г. Салищева, Ю.Н. Старилов, М.С. Студеникина, Н.Ю.Хаманева, Д.М. Чечот и ряда других ученых. Названные авторы внесли значительный вклад в разработку теоретических проблем административного обжалования.
Формы реализации права на обжалование действий и решений органов ...
... работы являются связи с общественностью в контексте реализации права на обжалование актов и решений исполнительной власти. Предметом работы являются судебные и внесудебные формы обжалования ... отсутствии специализированных судов для рассмотрения административных дел. Существует и проблема ограничения права на представительство, т. к. по новому законодательству представлять интересы гражданина ...
Цель исследования: рассмотреть сущность административного обжалования нарушений прав и свобод граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, его правового регулирования.
Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в процессе административного обжалования нарушения прав и свобод граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Предмет исследования: правовые и теоретические вопросы административного
Методы исследования: исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, статистический, социологический, системно-структурный.
Задачи исследования:
- проанализировать основные
понятия и сущность административного обжалования; - рассмотреть развитие
законодательства об административном обжаловании; - провести сравнительный анализ административного и судебного порядка обжалования;
— исследовать особенности обжалования действий (бездействия), решений различных государственных органов, должностных лиц;
— проанализировать особенности обжалования нарушений прав и свобод, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Административная жалоба — это обращение гражданина или группы граждан, адресованное соответствующему органу исполнительной власти, местного самоуправления, должностному лицу и т.д. в сфере государственного управления либо соответствующему судебному органу, содержащее информацию о действительном или предполагаемом нарушении права гражданина (группы граждан), установленного действующим законодательством. Отсюда следует, что главная и единственная цель жалобы — восстановление нарушенного права.
Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения все жалобы граждан следует поделить на два типа:
- административные, т. е. рассматриваемые во внесудебном, в
административном порядке;
— судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия в порядке уголовного, гражданского административного или конституционного судопроизводства. Иными словами, второй тип — это обращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм УПК РФ, АПК РФ или ГПК РФ. К этому типу обращений относятся и жалобы, рассматриваемые конституционными (уставными) судами. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями не в порядке осуществления правосудия, являются административными1 .
Организация работы прокуратуры по рассмотрению и разрешению обращений ...
... определены правила рассмотрения жалоб. 2. Порядок рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Порядок рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в ... инстанционности. ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и ст. 127 УПК РФ особо подчеркнуто, что решение прокурора по жалобе на приговор, определение и постановление ...
Сразу же необходимо сделать несколько пояснений. Во-первых, в законодательстве обращения первого типа называются жалобами, но иногда и заявлениями, апелляциями. Во-вторых, административные жалобы могут подаваться и в суды. Так, туда поступает много писем по вопросам несвоевременного рассмотрения дел, возмещения ущерба. Рассматриваются такие обращения не судом, а судьей, председателем суда в соответствии с нормами административного права. Таким образом, административная и судебная жалобы отличаются главным образом не адресатом, а порядком рассмотрения2 .
Среди административных жалоб по правовым признакам различаются общая и специальная. Основания и порядок производства по специальным жалобам устанавливаются специальными нормами, содержащимися в других актах.
Право на общую жалобу не ограничено по содержанию. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействие работников любых органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предмет жалобы — не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные деяния. В письмах граждан зачастую речь идет о неправильном использовании «свободы усмотрения», несправедливом решении вопросов, отсутствии должной четкости, о бестактности, невнимании к критическим замечаниям, использовании устаревших приемов в работе, необоснованном выборе площадок для нового строительства и др.
Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов.
Очень широко граждане используют право обжаловать индивидуальные административные акты. Сейчас все чаще встречаются жалобы о незаконности нормативных актов.