Административные наказания за нарушения таможенных правил, виды, порядок назначения

Тема курсовой: «Административные наказания за нарушение таможенных правил» была и остается весьма актуальной и значимой на сегодняшний день.

Во-первых, нарушения таможенных правил ущемляют интересы государства, подрывают экономику нашей страны, следовательно, назревает острая необходимость борьбы с этим общественно опасным явлением. Для того чтобы сделать эту борьбу максимально эффективной, нужно глубоко, всесторонне и по существу изучать данную проблему.

Во-вторых, безнаказанность нарушений таможенных правил серьёзно увеличивает их число, что создает угрозу социально-экономическим приоритетам и интересам страны, экономической безопасности и экономическому суверенитету, российскому рынку, развитию национальной экономики, а также взаимодействию российской экономики с мировой экономикой.

В-третьих, эта тема очень актуальна ещё и потому, что нераскрытые нарушения таможенных правил формируют уверенность нарушителей в безнаказанности совершаемых ими незаконных, недобросовестных сделок, что мешает правопорядку и культуре ведения внешнеэкономической деятельности.

Проблема нарушений таможенных правил интересует также и другие правоохранительные органы, например, налоговые органы. Таможенные и налоговые органы передают друг другу информацию по перемещаемым товарам физическими и юридическими лицами и об уровне доходов и платежеспособности указанных лиц.

Цель данной работы состоит в раскрытии общего понятия административного наказания за нарушение таможенных правил, а также возникающие при этом проблемы.

Глава 1. Понятие и виды административного наказания

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ).

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Из понятия административного наказания, данного в КоАП РФ, можно выделить следующие признаки:

1) административное наказание есть установленная государством мера ответственности;

3 стр., 1130 слов

Юридические лица как субъекты нарушений таможенных правил

Юридические лица как субъекты нарушений таможенных правил Лицо, которое несет ответственность за осуществление им противоправных действий или бездействие, а также посягающее на объекты, охраняемые таможенным законодательством, является субъектом НТП (так называемый «общий субъект»). В законодательных ...

2) административное наказание применяется лишь за совершение административного правонарушения;

3) административное наказание может быть применено только к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения;

4) административное наказание есть кара, которая заключается в обусловленном им лишении или ограничении прав и свобод правонарушителя;

5) административное наказание всегда носит личный характер и не должно затрагивать интересы третьих лиц;

6) административное наказание применяется широким кругом органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

7) административное наказание всегда влечет последствие, при котором нарушитель и после исполнения административного наказания считается подвергнутым такому наказанию.

Статья 3.2 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень мер административной ответственности, за совершение которых могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) утратил силу;

  • Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 398-ФЗ

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности;

10) обязательные работы.

В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи.

Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 10 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом [1, с. 81].

В целом, меры административной ответственности подразделяются на основные и дополнительные, которые указаны в статье 3.3 КоАП РФ.

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

Административным правонарушениям в области таможенного дела (нарушениям таможенных правил) посвящена гл. 16 КоАП. Проанализировав её содержание, можно сделать вывод, что законодатель устанавливает лишь три вида мер административной ответственности за совершение административных правонарушений: предупреждение, административный штраф, конфискацию.

30 стр., 14614 слов

Система административных наказаний

... отправлен в одно из мест, предназначенных для административной ссылки. Предупреждение как официальный вид наказания за мелкие публично-правовые нарушения известен юридической ... в соответствии с институционной системой права, которая распределяла административно-правовые институты по трем разделам: субъекты административного права, объекты, формы административной деятельности (акты, принуждение, ...

Согласно статье 3.4 КоАП РФ предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение как меру административного наказания не следует путать с предупреждением как мерой административного пресечения. Устные предупреждения, которые в качестве меры административного пресечения должностные лица делают гражданам или организациям, не считаются административными наказаниями. Точно так же не являются наказаниями письменные предупреждения (предписания, предостережения), которые направляются гражданам и организациям, но при этом не выносится постановление о назначении административного наказания.

Предупреждение как мера административного наказания всегда назначается путем вынесения соответствующего письменного постановления и вручения (либо направления) копии постановления лицу, привлеченному к административной ответственности, или его законному представителю [9, с. 240].

Предупреждение — самая легкая по карательному воздействию мера административного наказания. В связи с этим ряд авторов рассматривают предупреждение как наказание скорее морального, чем юридического характера. Предупреждение ведет к тем же юридическим последствиям, что и все другие административные наказания. Применение данной меры, как и других административных наказаний, влечет для нарушителя неблагоприятные правовые последствия. Субъект ответственности в течение одного года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности. А это может повлиять на вид и размер наказания, назначаемого за повторное административное правонарушение, может быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность. По своему содержанию, как уже отмечалось выше, предупреждение — мера морально-правового воздействия.

Согласно статье 3.5 КоАП РФ административный штраф представляет собой административное наказание имущественного характера и имеет денежную форму, которая выражается во взыскании с нарушителя в доход бюджета определенной суммы денежных средств.

К административному штрафу как самой распространенной мере административной ответственности можно применить различные основания для классификаций. По основаниям применения штраф подразделяется на: абсолютно-определенный и относительно-определенный.

Абсолютно-определенный штраф выражается в четко определенном размере, установленном действующим законодательством и не допускающим других вариантов.

Относительно-определенный штраф содержится в преимущественном количестве статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и заключается в установлении границ возможного к применению размера, например незаконное получение кредита влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей (ст. 14.11 КоАП РФ) либо исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, который не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение (часть 4 настоящей статьи).

55 стр., 27142 слов

Посвящена проблеме административной

... структура административной ответственности, содержание административных наказаний и порядок их назначения, административные правонарушения, совершаемые юридическими лицами в отдельных сферах предпринимательской деятельности, а также проблемы привлечения юридических лиц. 1 Юридическое лицо как субъект административного правонарушения в сфере предпринимательской деятельности 1.1 ...

Непосредственно применяемый размер штрафа в каждом конкретном случае определяется уполномоченными на то органами или должностными лицами на основании главы 23 КоАП РФ [4, с. 380].

Кроме того, в зависимости от формы исчисления штрафа его можно рассматривать как величину, кратную:

  1. стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
  2. сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции;
  3. сумме незаконно полученной выручки за определенный (установленный) период времени.

2. Административный штраф налагается в зависимости от административно-правового статуса субъекта административного правонарушения: физическое лицо, должностное лицо, юридическое лицо — в том случае, если исчисляется в установленных минимальных и максимальных размерах возможно взыскиваемого штрафа.

Минимальный размер, единый для всех субъектов, — не менее ста рублей.

Максимальный размер имеет градацию в зависимости от субъекта административной ответственности:

  • для граждан — не более пяти тысяч рублей;
  • для должностных лиц — не более пятидесяти тысяч рублей;
  • для юридических лиц — не более одного миллиона рублей.

Установление минимального и максимального размеров административного штрафа гарантирует возмещение не только материального урона, нанесенного гражданином или юридическим лицом государству и обществу в результате противоправного поведения (ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ), что также соответствует публичным целям гарантий административной ответственности и целям административного наказания (ст. 3.1 КоАП РФ), но и позволяет правоприменителю индивидуализировать наказание, выбрав именно то, которое соответствует совершенному противоправному действию (бездействию).

Кроме того, в соответствии с принципом индивидуализации наказания возможность выбора размера штрафа в пределах санкции статьи Особенной части КоАП РФ с учетом различных обстоятельств совершения административного правонарушения, а также имущественного положения лица, привлекаемого к административной ответственности, обеспечивает реальность исполнения наказания и достижение целей административной ответственности [5, с. 249].

Установление более высокого предела размера административного штрафа для должностных лиц (ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ) предполагает для них повышенные требования со стороны государства к исполнению своих обязанностей, в том числе и по соблюдению, охране и защите прав и свобод граждан, привлекаемых к административной ответственности.