Прогрессивное развитие российского государства зависит от стабильности общественных отношений, защищенности интересов личности, общества и государства и требует повышения эффективности работы всех правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел.
В выполнении задач и функций, возложенных на органы внутренних дел, значительная роль принадлежит административной деятельности, осуществляемой административно-правовыми средствами. Эта деятельность непосредственно направлена на защиту личности, ее прав и свобод, на охрану общественного порядка и общественной безопасности, на борьбу с правонарушениями. От ее эффективности во многом зависит состояние правопорядка.
Целью курсовой работы является рассмотрение содержания и форм административной деятельности органов внутренних дел (полиции).
Актуальность данной темы проявляется прежде всего в том, что административная деятельность органов внутренних дел составляет одно из важнейших направлений обеспечения общественного порядка и безопасности, обстановки спокойствия в общественных местах, охраны личности, ее прав и свобод, защиты законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, предупреждения и пресечения противоправных действий, применения к нарушителям мер административно-
Эта тема вызвала у меня интерес с практической точки зрения, так как я, служу в МО МВД России «Куртамышский» Курганской области участковым уполномоченным полиции, имею непосредственное отношение к административной деятельности органов внутренних дел. Рассмотрев содержание и формы административной деятельности органов внутренних дел, мне представляется возможным более конкретно изучить данное направление своей службы, впоследствии применить их в практической деятельности. К тому же написание курсовой работы по данной теме поможет мне усовершенствовать профессиональные навыки в работе с нормативными правовыми актами, непосредственно регулирующими административную деятельность органов внутренних дел.
Для достижения цели в процессе работы решались следующие задачи:
- рассмотреть содержание и формы административной деятельности органов внутренних дел (полиции);
- рассмотреть сущность, виды и характерные черты административной деятельности органов внутренних дел (полиции);
- раскрыть функции административной деятельности органов внутренних дел (полиции);
- изучить формы
административной деятельности органов внутренних дел (полиции). 8 стр., 3964 словПравоохранительная деятельность сотрудников полиции
... работа полиции связана со сведениями, которые нельзя разглашать. Например, предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, ...
В соответствии с поставленными задачами в первой части работы рассмотрены сущность, характерные черты и виды административной деятельности органов внутренних дел (полиции).
Во второй части работы рассмотрены функции административной деятельности органов внутренних дел (полиции).
В третьей- формы административной деятельности органов внутренних дел (полиции).
В заключении объединены выводы по всей работе.
Объект исследования и поставленные задачи предопределили применение комплекса методов: анализ литературы, использование различных источников учебной и учебно-методической литературы и их анализ; и т.д.
При подготовке курсовой работы использовались законы, указы, постановления Правительства Российской Федерации по вопросам законности и правопорядка в стране, Приказы МВД РФ, использовалась также имеющаяся научная и учебная литература по административной деятельности органов внутренних дел.
Вопросы курсовой работы рассмотрены с учётом прогрессивных форм и методов практической деятельности органов внутренних дел в современных условиях.
1. Сущность, виды и характерные черты административной деятель
Органы внутренних дел России, являясь специфическим органом исполнительной власти, осуществляют административную деятельность по целому ряду направлений, в частности реализуют нормы административного права в целях защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, предупреждения и пресечения административных правонарушений, обеспечения общественной и личной безопасности граждан.1
Вопрос о понятии и сущности административной деятельности органов внутренних дел на протяжении многих лет является дискуссионным. От того, как в дальнейшем будет истолкована юридическая природа административной деятельности, ее цели, зависит и содержание этой деятельности.
Согласно традиционной точке зрения административная деятельность органов внутренних дел, наряду с оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной (дознавательской, следственной) деятельностью, представляет собой самостоятельную функцию данных органов.
Наиболее распространенное в юридической и специальной литературе определение понятия административной деятельности органов внутренних дел звучит следующим образом.
Административная деятельность органов внутренних дел (полиции) представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность по организации работы служб и подразделений указанных органов и практическому осуществлению административно-правовыми способами охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью.
______________________________
1-М.В. Костенников, Статья: Нормы административного права в деятельности органов внутренних дел (Костенников М.В.) («Административное и муниципальное право», 2009, N 12)
В настоящее время более совершенного, чем приведенное определение административной деятельности органов внутренних дел не существует. В то же время Ю.П. Соловей значительно уточнил смысл рассматриваемого термина путем его «отрицательной» характеристики: это та деятельность милиции, которая не является сыскной (оперативно-розыскной) или уголовно-процессуальной.1
Административно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел
... функций, усилению административной и общественной подконтрольности. В связи с актуальностью рассмотренной темы в дальнейшем предстоит решить ряд существенных вопросов, касающихся деятельности органов внутренних дел РФ, ... Значимость представленной работы в том, что в ней обобщены регламенты МВД России. Необходимо отметить, что на основе изучения административных регламентов и приказов МВД и ФМС ...
Административная деятельность органов внутренних дел, выступая в качестве самостоятельной функции данных органов, тесным образом пересекается с другими видами деятельности, осуществляемыми органами внутренних дел. При этом административная деятельность существенным образом отличается как от оперативно-розыскной, так и уголовно-процессуальной деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» указанная деятельность осуществляется гласно и негласно путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также при конфиденциальном содействии граждан в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Главное назначение оперативно-розыскной деятельности состоит в том, чтобы преимущественно негласными методами обнаружить и собрать предметы и документы, несущие сведения о преступлении, найти лиц, могущих сообщить эти сведения.
Уголовно-процессуальная деятельность полиции — это деятельность органов дознания, осуществляемая в надлежащем процессуальном порядке для защиты граждан, общества от общественно опасных деяний путем проверки сведений о преступлениях, расследования уголовных дел.
Оперативно-розыскная деятельность полиции — это вид деятельности,
_____________________________
1-Соловей Ю.П.Правовое регулирование деятельности милиции в РФ, Омск: ВШМ МВД РФ , 1993, с.140
осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями полиции в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» в целях выявления, пресечения и раскрытия преступлений, лиц их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших граждан. Данная деятельность предшествует уголовно-процессуальной, как бы сопровождает ее и имеет важное значение для обеспечения процессуальных действий. Она носит вспомогательный характер и играет обслуживающую роль по отношению к уголовному процессу. Согласованное применение оперативно-розыскной деятельности милиции и процессуальных действий позволяет успешно раскрывать преступления.
Указанные виды деятельности органов внутренних дел тесно взаимосвязаны с административной деятельностью. К примеру, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности сотрудники ОВД могут применять в установленных законом случаях меры административного принуждения; охрана и конвоирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления или взятых под стражу в ходе осуществления уголовно-процессуальной деятельности, обеспечивается в рамках административной деятельности специализированными подразделениями полиции.
Административная деятельность полиции, также как и оперативно-розыскная, часто предшествует уголовно-процессуальной, материалы административного производства выступают в качестве источников доказательств по уголовному делу, а сотрудники полиции, осуществляющие административную деятельность, являются свидетелями.
Задачи и полномочия органов дознания
... устранив двойственность понимания. Но есть иной вид деятельности органов дознания – производство неотложных следственных действий по Федеральный ... большой круг лиц, которые могут производить дознание. Органы внутренних дел в уголовно-процессуальном законодательстве всегда ... форму дознания. В основном этой деятельностью занимаются криминальная полиция и полиция общественной безопасности. Ответств
Характерные черты — это то, что отличает административную деятельность от других основных направлений работы органов внутренних дел, в частности, от уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности.
Традиционно выделяются следующие характерные черты административной деятельности органов внутренних дел.
1. Подчиненность и
Это повышает роль указанных органов в организации борьбы с правонарушениями, усиливает ответственность полиции, пожарной охраны, государственной инспекции безопасности дорожного движения и других органов за выполнение возложенных на них задач, обеспечивает эффективность контроля за их работой, способствует координации деятельности различных правоохранительных органов и общественных формирований. Государственные органы представительной и исполнительной власти, органы местного самоуправления несут ответственность за состояние правопорядка на своей территории. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, что текстуально закреплено в ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции». Органы представительной власти участвуют в контроле за деятельностью полиции. Рассматриваемая характерная черта получила четкое закрепление в российском законодательстве. Так, ст. 49 Закона РФ «О полиции» говорит о том, что « Государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Росс
2. Государственно-властный
Государственно-властный характер административной деятельности органов внутренних дел выражается в том, что она осуществляется от имени государства с использованием предоставленных государством властных полномочий в рамках компетенции, строго очерченной законом. Сотрудники органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и борьбе с преступностью выступают в качестве представителей власти и непосредственно используют методы принуждения, которые включают в себя меры предупреждения, меры пресечения, меры административно-
Административная деятельность полиции
... 90% деятельности органов внутренних дел занимает именно административная деятельность, которая осуществляется с помощью самых различных форм и методов. Так, граждане в своей повседневной деятельности чаще всего сталкиваются с реализацией административной деятельности полиции, представители ...
В этом состоит одно из основных отличий
Эта характерная черта отчетливо выражена в главе 4 Федерального закона РФ «О полиции», которая, устанавливает, применение полицией отдельных мер государственного принуждения. Административная деятельность органов внутренних дел — непосредственно организующая деятельность.
Организационная сущность административной деятельности выражается в том, что в процессе ее осуществления организуется совместная целенаправленная деятельность людей по решению задач в сфере внутренних дел, охраны общественного порядка, В этих целях решаются вопросы, связанные с функционированием системы управления внутренними делами, координируется деятельность участников общественных отношений в сфере внутренних дел, организуется совместная работа, осуществляются контроль и надзор за ходом ее выполнения.
3. Подзаконность.
Подзаконность административной деятельности органов внутренних дел означает, что всегда и все действия сотрудников полиции должны основываться на законе или подзаконных нормативных актах, содействовать наиболее точному их исполнению, проходить в пределах и в порядке, определенных законодательством. Законность является одним из принципов деятельности полиции. Более того, обеспечение законности, правопорядка составляет само содержание, суть ее деятельности. Этот принцип нашел свое закрепление в ст. 6 Федерального закона РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и устанавливает, что « полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом». Это означает, что граждане могут быть ограничены полицией в своих правах только на основании закона, причем это основание должно быть им разъяснено: « в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина (пп.2 п.4 ст.5 Федерального закона «О полиции»).