Административно правовое регулирование юстицией

В сфере юстиции государственную политику обеспечивает Министерство юстиции РФ (Минюст России).

Таким образом, Министерство юстиции Российской Федерации, являясь федеральным органом исполнительной власти, проводит государственную политику и осуществляет управление в сфере юстиции, а также координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Государственное управление в области юстиции — это исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами государственного управления и состоит в организационном обеспечении для работы судов, нотариата, органов записи актов гражданского состояния, судебно-экспертных учреждений, а также правовом регулировании деятельности юридической службы и взаимного сотрудничества с организациями адвокатов.

Именно на Минюсте лежит обязанность юридического обеспечения нормотворческой деятельности Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, а также организации и развитии системы юридических услуг осуществлять государственную регистрацию нормативных правовых актов органов исполнительной власти, регистрации уставов общественных и религиозных организаций; проведения юридической экспертизы правовых актов органов государственной власти субъектов РФ; координировании нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти; проведение работы по систематизации действующего законодательства и по его дальнейшему совершенствованию.

Кроме того, Минюст России осуществляет правовое регулирование деятельности учреждений, регистрирующих акты гражданского состояния (рождение, смерть, брачные отношения, усыновление, изменение инициалов, установление отцовства и т.п.).

Что же касается регистрации прав на недвижимое имущество, то данная регистрация осуществляется учреждениями юстиции, которые фактически проверяют законность прав на недвижимость (например, правовая экспертиза представленных на регистрацию документов и законности проводимых сделок) и имею право отказать в их регистрации.

Минюст совместно со своими органами руководят организацией и деятельностью нотариальных учреждений, удостоверяющих завещания, подлинность копий официальных документов и т.д., открывает и упраздняет нотариальные конторы, контролирует деятельность государственных и частных нотариусов по соблюдению правил нотариального производства, финансирует деятельность нотариальных контор. Органы Минюста России наделены правом выдачи лицензии на осуществление частной нотариальной практики.

8 стр., 3981 слов

Гражданско-правовые особенности возмещения вреда, причиненного ...

... для совершенствования правоприменительной деятельности и законодательства. Цель настоящей работы состоит в формировании целостного представления об особенностях возмещения вреда, причиненного органами государственной власти, а также в ... за вред, причиненный жизни и здоровью гражданина органами государственной власти. Права гражданина на жизнь и здоровье закрепляются в ряде международных актов, а ...

Отсюда следует, что органы юстиции должны стать ведущим звеном в области формирования как правовой культуры, так и правового сознания в самом широком смысле этих слов, они должны отвечать потребностям и нуждам населения в юридической сфере, с использованием как уже имеющиеся правовые рычаги, так и новые возможности, и функции.

Отсюда, актуальность темы настоящей работы заключается в том, что современный этап развития Российской Федерации как правового государства требует нового видения места и роли органов и учреждений юстиции.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с административно-правовым регулированием в сфере юстиции.

Предметом — законодательство, закрепляющее административно-правовое регулирование в сфере юстиции.

Основной целью настоящей работы является исследование административно-правового регулирования в сфере юстиции.

Для достижения указанной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

  • определить сущность, цели и задачи деятельности Министерства юстиции РФ;
  • рассмотреть функции Министерства юстиции в области управления деятельностью органов юстиции;
  • изучить административно-правовое регулирование службы судебных приставов;
  • охарактеризовать административно-правовое регулирование нотариата;
  • исследовать административно-правовое регулирование адвокатуры.

Структура работы соответствует ее цели и задачам и состоит из: введения, основного содержания из двух глав, включающих пять параграфов, в которых в логической последовательности и взаимосвязи освещены вопросы, являющиеся предметом

Методологическую базу исследования составляет комплекс всеобщих, общенаучных и специальных методов познания.

Теоретической основой исследования явились труды таких ученых, как: Аргунов В.Н., Бобров В.К., Божьев В.П., Воскобитова Л.А., Вергасова Р.И., Жуйков В.М., Власов Ю.Н., Кондрашов Б.П., Зайцев А.И., Рогожин Н.А., Селянин А.В., Смоленский М.Б., Тарбагаев Е.Б., Чайка Ю., Ярков В.В. и других.

При написании настоящей работы использованы: Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, посвященные административно-правовому регулированию в сфере юстиции, учебная и методическая литература различных авторов, а также материалы научных пособий и другие источники информации.

Министерство юстиции как исполнительный орган по регулированию деятельности органов юстиции

1.1 Сущность, цели и задачи деятельности министерства юстиции РФ

Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, который проводит государственную политику и осуществляет управление в сфере юстиции, а также координирует деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в указанной сфере. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации. Координирует деятельность Минюста России Правительство Российской Федерации.

18 стр., 8576 слов

Система органов власти субъектов Российской Федерации

... организации и деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы намечали основные контуры статуса законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ; их ...

Конституцией РФ 1993 года установлена единая система федеральной исполнительной власти, предусматривающая, в свою очередь, возможность создания своих территориальных органов [1].

В систему Минюста России входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность [27.С.31].

В своей деятельности Минюст России, кроме Конституции РФ, руководствуется федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации.

Минюст России являясь юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации со своим наименованием, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки, счета, в том числе валютные, в банках Российской Федерации и органах федерального казначейства.

Минюст России в пределах своей компетенции имеет право:

  • создавать свои территориальные органы, утверждать положения, утверждать штатную численность и фонд оплаты труда работников в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников;
  • создавать учреждения юстиции и иные организации, реорганизовывать и ликвидировать их, а также утверждать их уставы;
  • заключать международные договоры Российской Федерации межведомственного характера;
  • запрашивать и получать в установленном порядке все необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
  • привлекать для разработки проектов нормативных правовых актов и осуществления их экспертизы научные и другие организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
  • привлекать в необходимых случаях в установленном порядке для осуществления своих задач и функций работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • направлять в орган, издавший нормативный правовой акт, обязательный для исполнения запрос о представлении данного акта на государственную регистрацию;
  • представлять в случае несоответствия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации Конституции Российской Федерации или федеральному закону мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший данный акт, а также в соответствующие федеральные органы государственной власти;
  • направлять в руководящие органы общественных объединений и религиозных организаций запросы о предоставлении их распорядительных документов;
  • направлять своих представителей для участия в мероприятиях, проводимых общественными объединениями и религиозными организациями;
  • вносить в президиумы коллегий адвокатов представления о возбуждении дел о дисциплинарной ответственности адвокатов;
  • направлять в коллегии адвокатов предупреждения об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации;
  • запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, предприятий — разработчиков и изготовителей вооружения и военной техники и государственных посредников — федеральных государственных унитарных предприятий, осуществляющих в установленном порядке экспорт (импорт) вооружения, военной техники, работ и услуг военного назначения, информации и результатов интеллектуальной деятельности в военно-технической области, лицензии на производство вооружения и военной техники и использование соответствующих технологий, а также сведения, необходимые для осуществления правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских работ военного, специального и двойного назначения;
  • вносить предложения об улучшении условий труда, материального обеспечения и социально-бытового обслуживания работников органов и учреждений юстиции.

В случае самостоятельно принимаемого решения в сфере юстиции, Минюст России в необходимых случаях и в установленном порядке согласовывает свои решения с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации [20.С.81].

4 стр., 1960 слов

Министерство юстиции российской федерации

... адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния. Президент РФ, Уполномоченного РФ Указанные задачи предопределяют выполнение соответствующих функций и полномочий. Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации предусмотрен ряд основных полномочий министерства, которые можно сгруппировать, ...

Кроме того, Минюст России имеет право издавать постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, которые являются обязательными для государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан.

Возглавляется Минюст России Министром, несущим персональную ответственность за реализацию возложенных на Министерство и его органы задач. Министр вносит на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ проекты нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Министерства юстиции РФ, подписывает в установленном порядке международные договоры Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, уголовным, семейным делам, вносит представления Президенту РФ и Правительству РФ о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения ими Конституции РФ, законов и нормативных актов Правительства РФ и Президента РФ.

Помимо этого, Министр юстиции РФ возглавляет Совет по кадровой политике при Президенте РФ, рассматривающий кандидатуры для назначения на должность судей федеральных судов РФ, входит в состав Совета по судебной реформе при Президенте РФ. Министр имеет заместителей, в качестве совещательного органа при нем действует коллегия, куда помимо Министра и его заместителей входят другие руководящие работники Министерства. Коллегия обсуждает важнейшие вопросы деятельности Министерства юстиции РФ, ее решения проводятся в жизнь приказами и распоряжениями Министра юстиции.

Структура Минюста РФ включает:

  • Министр;
  • Заместители Министра;
  • Коллегия.

Далее идут структурные подразделения:

  • Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов;
  • Департамент организации и контроля;
  • Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов;
  • Департамент государственной службы и кадров;
  • Департамент международного права и сотрудничества;
  • Департамент уголовного, административного и процессуального законодательства;
  • Департамент конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления;
  • Департамент экономического законодательства;
  • Департамент управления делами;
  • Департамент по делам некоммерческих организаций;
  • Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой;
  • Департамент регуляторной политики и развития законодательства;
  • Аппарат Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека — заместителя Министра юстиции Российской Федерации;
  • Зарубежный аппарат Минюста России.

Далее в системе Федеральные службы:

4 стр., 1712 слов

Сущность, характерные черты и виды административной деятельности ...

... работе с нормативными правовыми актами, непосредственно регулирующими административную деятельность органов внутренних дел. Для достижения цели в процессе работы решались следующие задачи: рассмотреть содержание и формы административной деятельности органов внутренних дел (полиции); рассмотреть сущность, ...

  • Федеральная служба судебных приставов;
  • Федеральная служба исполнения наказаний.

Затем система состоит из Территориальных органов и учреждений:

  • Научный центр правовой информации;
  • Российский федеральный центр судебной экспертизы;
  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»;
  • Судебно-экспертные учреждения.

Экспертные и консультативные органы при Министерстве юстиции Российской Федерации.

В систему Министерства юстиции также входят учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют следующие некоторые управленческие функции: нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия, Научный центр правовой информации, редакции некоторых юридических журналов.

Таким образом, Министерство юстиции РФ является центральным органом, осуществляющим руководство деятельностью территориальных органов юстиции и других учреждений и организаций, входящих в его систему.

Руководство управлениями, отделами, другими структурными подразделениями осуществляют начальники, назначаемые министрами, а наиболее крупные — заместители Министра юстиции, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Единая система юстиции состоит из самого Минюст России, его органов, учреждений и организаций и представляет собой сложный, динамично развивающийся объект, имеющий трехуровневую структуру (федеральный, региональный, районный).

В своей деятельности перед Минюстом России стоят следующие основные задачи:

— участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ. Кроме того, на Министерство возложен контроль за соответствием ведомственных нормативных актов Конституции РФ, федеральным законам, Указам Президента РФ.

-проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ. Министерство юстиции РФ выполняет юридическую экспертизу проектов федеральных законов и иных нормативных актов, вносимых в Правительство РФ.

-государственная регистрация ведомственных нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти. В случае, если акты не прошли государственную регистрацию, — они не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и, таким образом, не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

  • Регистрация уставов общественных и религиозных организаций.

Только зарегистрированное объединение получает права юридического лица. Регистрация уставов религиозных и общественных организаций закрепляет их правовой статус. Задача по государственной регистрации уставов общественных объединений возложена на органы юстиции [10.Ст.5].

14 стр., 6681 слов

Дистанционное банковское обслуживание в Российской Федерации: ...

... дома. 2 Нормативно-правовое регулирование дистанционного банковского обслуживания Дистанционное банковское обслуживание в настоящее время регулируется достаточно большим числом различных законодательных актов, значительную часть которых составляют письма Центрального Банка Российской Федерации. С правовой точки зрения ...

Органы юстиции наделены полномочиями осуществлять контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям. Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [6].

  • государственная регистрация юридических лиц.
  • государственная регистрация актов гражданского состояния.

Актами гражданского состояния являются действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. Указанный вид деятельности Минюста РФ осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «Об актах гражданского состояния» [8.], который определяет:

  • органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния;
  • порядок государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • порядок формирования книг государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • порядок исправления, изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния;
  • порядок и сроки хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния.
  • обеспечение установленного порядка деятельности судов.

Реформирование исполнительного производства и создание специальной службы обеспечения установленного порядка деятельности судов, — является одной из основных задач судебно-правовой реформы в Российской Федерации.

Принудительное исполнение судебных и иных решений является прерогативой и обязанностью не судебной, а исполнительной власти.

В соответствии с Федеральными законами РФ «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве»[9].

создана служба судебных приставов, которая включает в себя две категории должностных лиц:

  • судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов;
  • судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.
  • обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Органы уголовно-исполнительной системы РФ переданы в ведение министерства юстиции РФ [14. п.1].

На основании изложенного, следует вывод о том, что современное Министерство юстиции является многопрофильным федеральным органом исполнительной власти, возглавляющим единую, централизованную систему органов и учреждений юстиции Российской Федерации, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

1.2 Функции министерства юстиции в области управления деятельностью органов юстиции

В настоящее время Минюст России в соответствии с возложенной на него реализацией государственной политики в сфере юстиции, осуществляет следующие основные функции:

  • вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, другие документы, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ, по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб;
  • обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Р Ф и Правительства РФ, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
  • на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ;
  • обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности;
  • участвует в организации работы по систематизации законодательства РФи подготовке Свода законов РФ;
  • осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минюста России и реализацию возложенных на него функций;
  • проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов;
  • осуществляет в порядке, установленном Минюстом России, аккредитацию экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, а также определяет условия их аккредитации;
  • ведет в порядке, установленном Минюстом России, государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • утверждает формы заключений по результатам антикоррупционной экспертизы и формы свидетельств об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • принимает участие в подготовке проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проектов поправок к ним;
  • проводит антикоррупционную экспертизу проектов поправок Правительства РФ к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы;
  • разрабатывает и представляет в Правительство РФ по его поручению предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства РФ, а также проекты планов законопроектной деятельности Правительства РФ;
  • обобщает практику подготовки федеральными министерствами проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, осуществляет методическое обеспечение их подготовки;
  • координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства РФ и при необходимости дает правовые заключения о целесообразности разработки законопроектов;
  • осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
  • осуществляет проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации;
  • ведет контрольные экземпляры нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации;
  • обобщает практику государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, представляет по поручению Президента РФ и Правительства РФ соответствующую информацию Президенту РФ и в Правительство РФ;
  • проводит правовую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;
  • осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
  • организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и
  • определяет порядок ведения государственного реестра уставов муниципальных образований РФ и обеспечивает доступность сведений, включенных в такой реестр;
  • координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по взаимодействию РФ с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, включая организацию и проведение визитов делегаций Комитета в РФ, а также подготовку ответов на доклады Комитета по итогам этих визитов;
  • представляет в соответствии с законодательством РФ предложения о заключении и выполнении международных договоров РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;
  • согласовывает в установленном законодательством Российской Федерации порядке предложения о заключении, прекращении, приостановлении действия или временного применения международных договоров Российской Федерации;
  • вносит в соответствии с законодательством РФ предложения о заключении международных договоров РФ, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации;
  • дает заключения о соответствии положений международного договора РФ законодательству РФ и их юридической силе в РФ, а также по иным вопросам, связанным с вступлением в силу и выполнением такого договора, если это предусмотрено международным договором РФ или является необходимым условием вступления его в силу;
  • получает в установленном порядке от иностранных государств или их компетентных органов запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и либо исполняет их, либо направляет для исполнения в федеральные органы государственной власти, а также направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;
  • взаимодействует в установленном законодательством РФ порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами;
  • утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством Российской Федерации о нотариате;
  • определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ, а также реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории РФ;
  • утверждает форму ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским
  • по согласованию с Министерством финансов РФ утверждает формы документов, используемых при государственной регистрации некоммерческих организаций, утверждение которых не отнесено федеральными законами к компетенции Правительства РФ;
  • осуществляет на территории Российской Федерации функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами;
  • открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах Российской Федерации;
  • наделяет на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;
  • удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств;
  • в соответствии с законодательством РФ осуществляет контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;
  • в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти осуществляет следующие правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния:
  • координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение;
  • утверждает формы бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, порядок их заполнения, формы бланков иных документов, подтверждающих факт государственной регистрации актов гражданского состояния, а также формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • закрепляет за субъектами РФ и серии бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • контролирует осуществление полномочий РФ по государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • осуществляет надзор за соблюдением законодательства РФ при государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе проводит проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребует документы и вносит предписания об устранении нарушений законодательства РФ;
  • осуществляет функции в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в случае их временного изъятия Правительством РФ в порядке, установленном законодательством РФ;
  • наряду с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и Счетной палатой РФ, осуществляет в пределах своей компетенции контроль за расходованием субвенций, предусмотренных н<