Административно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства

Административно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства. Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Лицом без гражданства в РФ признаются лица, не имеющие гражданства какого-либо государства. Без гражданство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное без гражданство — без гражданство с момента рождения. Относительное без гражданство — без гражданство, наступившее в результате утраты гражданства. В законе о гражданстве России устанавливается, что ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории России, является гражданином России. Законодательство определяет, какие документы и факты могут служить доказательством наличия у лица гражданства того или иного государства. Доказательством может служить и иной документ, содержащий указание на гражданство лица. В случае отсутствия документов, подтверждающих гражданство, или сомнений в правильности их выдачи в России установлена административная процедура так называемого выяснения гражданства.

В соответствии с Конституцией РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ гарантируются предусмотренные законом права и свободы.

Они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не вытекает из Конституции РФ, и других актов российского законодательства. Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Использование иностранными гражданами и лицами без гражданства прав и свобод не должно наносить ущерб интересам российского общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.

Объектом исследования являются иностранные лица и лица без гражданства.

Предметом исследования являются административно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства.

Цель исследования всесторонне изучить административно-правовой статус иностранных лиц, лиц без гражданства.

Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:

  • изучить основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ;
  • рассмотреть административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев;
  • выявить выезд и транзитный проезд через территорию РФ иностранных граждан;
  • рассмотреть ответственность иностранных граждан.

Научная новизна курсовой работы заключается в комплексном исследовании административно-правового статуса иностранных лиц и лиц без гражданства.

14 стр., 6610 слов

«Регулирование трудовых отношений с иностранными гражданами в России»

... с иностранными гражданами. Задачи курсовой работы: Рассмотреть международное регулирование трудовых отношений с иностранными гражданами. Изучить нормы российского законодательства, регулирующие трудовые отношения с иностранными гражданами. Охарактеризовать оформление трудовых отношений с иностранными гражданами. Провести анализ изменений в законодательстве о приеме на работу иностранных граждан ...

1.Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства./7/

Для пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации существуют национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ)./1/

Классификация иностранных граждан:

  • по сроку пребывания на территории Российской Федерации: постоянно проживающие на территории Российской Федерации — иностранные граждане, имеющие разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел;
  • временно пребывающие на территории Российской Федерации — иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях;
  • следующие через территорию Российской Федерации транзитом;
  • по степени подчиненности юрисдикции РФ: граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом;
  • граждане, не обладающие дипломатическим иммунитетом;
  • военнослужащие иностранных воинских частей, экипажей военных кораблей, самолетов военно-воздушных сил (ВВС);
  • члены официальных государственных, межпарламентских, межправительственных делегаций, миссий;
  • граждане, служащие в международных организациях;
  • граждане, работающие по контрактам с российскими учреждениями, предприятиями, организациями;
  • свидетели и иные лица, статус которых определен международными договорами РФ;
  • по целям нахождения на территории Российской Федерации: работники дипломатических и консульских учреждений, международных организаций;
  • корреспонденты и журналисты, аккредитованные в Российской Федерации;
  • преподаватели в учебных заведениях;
  • лица, относящиеся к иностранной рабочей силе, — трудящиеся эмигранты;
  • лица, находящиеся на лечении и отдыхе, и т.

    д./12/

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан представляют собой ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством. Они не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах ее субъектов. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

8 стр., 3991 слов

Приобретение российского гражданства

... втором - ребенок становится гражданином того государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства родителей Калинин В.Н., Абрамова Е.В. Некоторые проблемы правового регулирования приобретения гражданства РФ М.2006г.. Российская Федерация, как и большинство ...

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов субъекта Федерации.

Иностранный гражданин не имеет права находиться на государственной или муниципальной службе; быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации, заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. Вместе с тем иностранные граждане могут приниматься на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов, старшин./6/

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства: не могут быть приняты на государственную службу, занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства Российской Федерации; не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной; не могут участвовать в отправлении правосудия; не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами; не имеют права участвовать в референдуме; на них не распространяется воинская обязанность; не могут быть членами политических общественных объединений; за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства (нарушение режима пребывания); только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые административные взыскания (административное выдворение); могут въезжать на территорию Российской Федерации при наличии специальных разрешений (исключение составляют граждане Содружества Независимых Государств (СНГ), с которыми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда); проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений; устанавливаются ограничения в передвижении и в выборе места пребывания и жительства (пограничная зона, специальные охраняемые территории); по территории, открытой для иностранцев, могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом органов внутренних дел; могут приобретать гражданское оружие по лицензии, выданной органами внутренних дел, но только на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, и при условии вывоза ими оружия с территории Российской Федерации — в течение пяти дней со дня приобретения; при наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из Российской Федерации может быть не разрешен./6/

1 Административно-правовой статус беженцев

Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений./14/

11 стр., 5395 слов

Компетенция Президента Российской Федерации

... президентских полномочий главе правительства. Цель работы - изучить полномочия Президента в области законодательной и исполнительной власти. Задача работы - описать виды полномочий Президента. Объект исследования - Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты и законы, определяющие полномочия Президента. Предмет исследования - компетенция Президента РФ. В процессе ...

Основания и процедура признания лица беженцем:

  • обращение с ходатайством о признании беженцем;
  • предварительное рассмотрение ходатайства;
  • принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
  • выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
  • рассмотрение ходатайства по существу;
  • принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;
  • выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Лицо, признанное беженцем, имеет следующие права.

  • Получать услуги переводчика и получать информацию о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях, а также иную информацию.
  • Получать содействие в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации.
  • Получать содействие в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ.
  • Получать питание и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством РФ, до убытия к новому месту пребывания.
  • Право на охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц.

— Пользоваться жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Правительством РФ, из фонда жилья для временного поселения. Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья.

— Получать медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

— Получать содействие в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

— Работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

— Получать социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

6 стр., 2683 слов

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства ...

... федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно. 1.2 Обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства Иностранные граждане в РФ не только пользуются обозначенными законодательством ...

— Получать содействие в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

— Получать содействие федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства).

— Обращаться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц. Форма бланка проездного документа, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются Правительством РФ.

  • Обращаться с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ.
  • Участвовать в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.
  • Добровольно возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).

  • Выезжать на место жительства в иностранное государство.
  • Пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством РФ и международными договорами РФ, а также законодательством субъектов РФ./5/

Обязанности лиц, признанных беженцами: соблюдать Конституцию, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом; соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения; сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации; сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации; сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе; проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе./5/

5 стр., 2117 слов

Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан ...

... жительство. 2.2. Правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства Иностранные граждане согласно ст. 1196 ГК пользуются в нашей стране гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, т.е. им предоставляется национальный правовой режим. Следовательно, иностранные граждане, находящиеся в ...

2.Миграционный учёт иностранных граждан и лиц без гражданства

Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания принимающей стороной, предоставившей жилое помещение, в отдел УФМС непосредственно, либо направляется через отделение почтовой связи с указанием адреса районного подразделения не позднее 7 рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания.

Принимающей стороной может выступать:

Гостиница и организация, оказывающая гостиничные услуги (кемпинг, санаторий, дом отдыха и др.) — уведомление должно быть подано в течение суток. Если иностранный гражданин прибыл в выходной день, то в течение суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (за несколькими рабочими днями).

Гражданин Российской Федерации.

Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства.

Юридическое лицо.

Филиал или представительство юридического лица; высококвалифицированный специалист, имеющий в собственности жилое.

Помещение на территории Российской Федерации в отношении членов своей семьи./4/

Для постановки на миграционный учет иностранного гражданина представляется:

Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания установленного образца.

Копии страниц документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, содержащие следующие сведения: фамилия, имя, дата и место рождения, пол, гражданство, государство постоянного проживания, наименование серия, номер и дата выдачи документа.

Отметка о пересечении границы (если проставлена в паспорте).

Для иностранных граждан, прибывших в визовом порядке — копия визы.

Копия миграционной карты с отметкой о пересечении границы Российской Федерации (в отношении временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина).

Документ, удостоверяющий личность лица, подающего уведомление о прибытии иностранного гражданина.

В случае прибытия в новое место пребывания дополнительно предъявляется отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания в Российской Федерации.

Бланк уведомления о прибытии заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке. При заполнении бланка не допускаются исправления, использование аббревиатур и сокращения слов. Принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись скрепляется печатью указанной организации./8/

При наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, указанное уведомление должно быть в установленном порядке представлено в орган миграционного учета непосредственно указанным иностранным гражданином.

7 стр., 3463 слов

Гражданство в Российской Федерации

... и его граждан. В ст. 6 Конституции РФ установлено: «1. Гражданство Российской Федерации приобретается и ... Российской Федерации, их должностные лица обязаны: во-первых, содействовать тому, чтобы российским гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, ...

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин с письменного согласия принимающей стороны вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания соответствующий орган миграционного учета непосредственно либо в установленном порядке почтовым отправлением с приложением следующих документов: копии документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, письменное согласие принимающей стороны, копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (иностранного гражданина или ответственного лица организации), выступающего в качестве принимающей стороны./9/

Не подлежат постановке на миграционный учет по месту пребывания иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию на срок не более семи дней, за исключением случаев нахождения указанных иностранных граждан в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания./13/

Подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета, гостиницей или организацией федеральной почтовой связи.

Постановка на миграционный учет является обязанностью принимающей стороны, неисполнение которой влечет наложение административного штрафа в соответствии со статьей 18.9 КоАП РФ.

Согласно ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей./2/

В случае нарушения должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении двух и более принимаемых ими иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности./13/

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток.

При изменении нижеперечисленных сведений об иностранном гражданине, принимающая сторона, обязана в течение 3 рабочих дней сообщить об этом непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы, представив письменное заявление произвольной формы с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов./11/

4 стр., 1602 слов

Права и обязанности граждан РФ в сфере государственного управления

... прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц" (п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации). Права и обязанности граждан в сфере государственного управления можно объединить в четыре блока. Первый охватывает права и обязанности граждан, необходимые им для участия в управлении делами ...

Сведения об иностранном гражданине:

Вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (наименование, серия, номер, дата и место выдачи, срок действия, а при наличии — биометрические данные, содержащиеся в указанном документе).

Вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации; фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии); дата и место рождения; пол; гражданство (подданство); цель въезда в Российскую Федерацию; профессия; заявленные сроки пребывания (проживания) в Российской Федерации; сведения о законных представителях (о родителях, об усыновителях, об опекунах, о попечителях)./6/

3. Порядок въезда в РФ и выезда из РФ

Конституция РФ гарантирует каждому, кто законно находится на территории России, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также свободно выезжать за пределы страны; равным образом гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в Россию./1/

Порядок выезда из РФ и въезда в нее (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируется Федеральным законом от 18 июля 1996 г. с изменениями на 24 июня 1999 г. Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в РФ и выезде из РФ предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые РФ в этом качестве. В случае если иностранный гражданин или лицо без гражданства ходатайствует о въезде в РФ для занятия трудовой деятельностью <#»justify»>1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6 — ФКЗ, от 30.12.2008 N 7 — ФКЗ)

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ (ред. от 25.07.2013г.)
  • Федеральный закон от 15.08.1996 N 114 — ФЗ (ред.

от 06.12.2011) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.05.2012)

  • Федеральный закон от 18.07.2006 N 109 — ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528 — 1 (ред.

от 01.03.2012) «О беженцах»

  • Федеральный закон от 25.07.2002 N 115 — ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
  • Агапов А.Б.

Административная ответственность: учебник / А.Б. Агапов.- М., 2009.-250с.

  • Агеева Е. А. Юридическая ответственность в государственном управлении: социально-правовой аспект. — Л., 2010. — 284 с.
  • Архипова К.Ю.

Административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства: автореферат дис.канд.юрид.наук: 12.00.14 / К.Ю. Архипова.-Хабаровск, 2012.-23л.

14 стр., 6874 слов

Понятие конституционно-правового отношения в конституционном ...

... субъектам конституционно-правового отношения; в-пятых, сделать основные выводы по курсовой работе. При написании курсовой работы использована вся доступная литература: изучены научные исследования отечественных авторов в области общей теории государства и права и конституционного права. ...

  • Административное принуждение и административная ответственность: Сб. норм, актов / Сост. Ю. Н. Старилов. — М., 2010.-814 с.
  • Бахрах Д.

Я. Административная ответственность: Учебное пособие. М., 2011-152 с.

  • Глущенко П. Административное право. Краткий курс / Глущенко П., Жильский Н., Кайнов В., Куртяк И. — 2 — е изд. — Санкт — Петербург : Питер,
  • 272с.
  • Елагин Р.

И. Административное право Росси и: учеб. для вузов (направ. и спец. «Юриспруденция») / Елагин Р. И. — Москва : Книжный мир, 2011. — 384с.

  • Конин Н. М. Административное право России: учебник / Конин Н. М. — 2 -е изд., перераб. и доп. — Москва : Проспект, 2010. — 448с.
  • Микулин А.

И. Право на защиту в производстве по делам об административных правонарушениях: монография / Микулин А. И. — Москва: Юрлитинформ, 2011. — 152с.

  • Смоленский М. Б. Административное право: учеб. для вузов / Смоленский М. Б., Дригола Э. В. — Москва : КноРус, 2010. — 320с.
  • Ткач А.

Н. Административное право: курс лекций / Ткач А. Н. — Москва :

Волтерс Клувер, 2010. — 208с.

  • Четвериков В. С. Административное право Российской Федерации: учеб.

пособие для вузов / Четвериков В. С. — 6 — е изд., перераб. и доп. — Москва : ЮНИТИ, 2010. — 415с.