Важной частью политической системы Российской Федерации являются политические партии. Положение партий в российском государстве определяется рядом нормативных правовых актов. Научное исследование правового статуса политических партий имеет большое значение для разрешения практических и законодательных проблем развития данного явления в нашем обществе.
Актуальность данной курсовой работы определяется тем, что в поиске путей эффективного функционирования политической системы Российского государства важное значение имеют проблемы становления и развития политических партий как законных представителей разнообразных интересов общества и призванных представлять эти интересы в системе власти.
Объектом настоящего исследования является конституционно-правовой статус политических партий в Российской Федерации.
Предметом настоящего исследования являются основные понятия и институты, характеризующие правовой статус политических партий в Российской Федерации, их изменение и взаимосвязь, а также нормативные правовые акты и практика их применения в сфере регулирования
Целью исследования является обоснование политических партий в качестве самостоятельного комплексного института конституционного права России, оценка его изменений, анализ его содержания, а также выработка конкретных предложений по совершенствованию правового регулирования
Задачи исследования. Цель исследования настоящей курсовой работы достигается решением следующих задач:
I. Политическая партия РФ как субъект политического процесса.
1. Политическая партия: признаки, функции, виды.
Согласно Федеральному закону от 11 июля 2001 г. (в ред. 2005 г.) «О политических партиях» политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан
Признаки партии 2 :
1) наличие программы, целей,
2) наличие устава, где говорится о нормах внутрипартийной жизни;
3) фиксированное членство;
4) разветвлённая сеть первичных местных организаций.
Функции политических партий:
1) политическая – овладение властью для осуществления своей программы;
Компетенция Президента Российской Федерации
... президентских полномочий главе правительства. Цель работы - изучить полномочия Президента в области законодательной и исполнительной власти. Задача работы - описать виды полномочий Президента. Объект исследования - Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты и законы, определяющие полномочия Президента. Предмет исследования - компетенция Президента РФ. В процессе ...
2) социального представительство – выражает интересы какого-либо социального слоя или пытается создать себе прочную опору в обществе;
3) социальная интеграция – примирение интересов различных социальных групп, достижение консенсуса в обществе;
4) политическое рекрутерование – подготовка и внедрение кадров для различных политических организаций;
5) идеологическая – разработка партийной идеологии и программы;
6) электоратная – организация и участие в избирательной программе.
7) набора новых членов в партию и их политическое воспитание.
То есть партия – один из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющий связь между ним и государством.
Виды политических партий 3 :
Признак классификации |
Существующие виды |
1)по способу организации жизнедеятельности партии |
1) кадровые – не многочисленные, аморфные и состоящие из |
2) по степени участия в осуществлении политической власти. |
1) правящие ; 2) оппозиционные, могут быть легальными – разрешенными и нелегальными – запрещенными |
3) по устойчивости существования. |
1) стабильные; 2) нестабильные |
4)по характеру членства |
1) открытые – свободное членство представителей различных социальных слоёв; 2) закрытые – с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приёма |
5)по характеру целей |
1) революционные – коренное преобразование общества; 2) реформистские – постепенные изменения общества; 3) консервативные – сохранение общества в прежнем виде; 4) реакционные – восстановление прошлого жизни общества |
6) по месту в политическом секторе |
1) левые – цель создание основ социалистического общества(коммунисты, социалисты, социал-демократы); 2) правые – за буржуазный порядок, сильную государственную власть; 3) центристские – пытаются примерить крайние интересы к политике |
2. Создание, ликвидация и внутреннее устройство политических партий.
При создании политической партии необходимо отвечать следующим требованиям:
- обязательно иметь
региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии; - в политической партии должно состоять не менее 50 тыс.
членов партии, при этом более чем в половине
- руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения
должны находиться на территории Российской Федерации.4
Одно из ключевых положений Закона: в России не могут создаваться межрегиональные, региональные и местные политические партии. Партии могут быть только федеральными организациями, осуществляющими свою деятельность на всей территории Российской Федерации.
Под региональным отделением политической партии Закон понимает ее структурное подразделение, созданное по решению уполномоченного руководящего органа партии и осуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта РФ. В субъекте РФ, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение партии. Следовательно, в иных случаях Закон запрещает создание подразделений партии, охватывающих два и более субъекта РФ. Партия может иметь в качестве структурных подразделений местные и первичные отделения, создаваемые в случаях и порядке, предусмотренных уставом 5 .
Политическая партия создается без разрешения органов государственной власти и должностных лиц. Она может быть создана на учредительном съезде либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или
Партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений: о создании политической партии; об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Федерации; о принятии устава; о принятии программы; о формировании руководящих и контрольно-ревизионных
Со дня создания партия осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием
Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации и осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента регистрации.
Закон довольно подробно регулирует ряд вопросов, касающихся внутренней организации и деятельности партий. Он не только обязывает любую партию иметь устав, но и указывает основные позиции, которые надо в нем отразить. Закон также говорит, что партия должна иметь программу, определяющую принципы ее деятельности, ее цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач.
Кроме того, членство в партии является не только добровольным, но и индивидуальным. Членами партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане РФ, признанные судом недееспособными.
Закон определяет, что у членов партии есть равные возможности участвовать в ее организации и деятельности.
Закон 2001 г. регулирует вопросы контроля в отношении партий, приостановления деятельности и ликвидации политических партий.
Контроль осуществляют Федеральная регистрационная служба и ее территориальные органы. Хотя ст. 38 Закона называется «Контроль за деятельностью политических партий» из ее содержания видно, что речь идет о контроле за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами партий. Иначе говоря, непосредственно в деятельность политических партий названные выше органы не вмешиваются.
В рамках контроля эти органы вправе: не чаще одного раза в год знакомиться с документами