Административно-правовые основы и система органов управления в области здравоохранения

В ходе проводимых реформ, современная система здравоохранения переживает значительные организационно правовые и содержательные преобразования: создана законодательная база для реформы здравоохранения, направленная на децентрализацию государственной системы медицинского обслуживания и управления здравоохранением; реализуется система обязательного медицинского страхования, проводится структурная перестройка отрасли, развивается частный сектор здравоохранения.

Несмотря на это, функционирование системы здравоохранения сталкивается с определенными трудностями: снижением качества медицинской помощи населению; увеличением числа заболеваний социально опасного характера; ростом смертности и снижением рождаемости, отрицательным естественным приростом населения; недостаточным финансированием отрасли и декларативным характером программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Их наличие обусловлено утратой комплексного подхода к охране здоровья, деформированим системы медицинской профилактики, снижением доступности квалифицированной медицинской помощи для большей части населения, развитием неконтролируемой теневой экономики в отрасли. Кроме того, на состояние системы здравоохранения оказывает влияние отсутствие четкой и последовательной, должным образом подкрепленной в правовом, организационном и финансовом отношении государственной политики в области охраны здоровья граждан, в то время как от правильно определенных направлений здравоохранительной политики и результатов работы органов государственного управления зависит эффективность системы здравоохранения в целом, а, следовательно, здоровье всего многонационального народа России. Правовое обеспечение отстает от развития общественных отношений, складывающихся в области здравоохранения.

Таким образом, объективные социально экономические и политические причины пока не позволили создать систему управления, которая бы обеспечивала стабильное и полноценное развитие здравоохранения в России.

Актуальность исследуемой темы обуславливается необходимостью изучения и анализа организационно правовых проблем государственного управления современным здравоохранением, основными из которых являются: во первых, нестабильность, нечеткость, неоднозначность толкования и применения правовых норм, регулирующих отношения в области государственного управления здравоохранением в РФ; во вторых, отсутствие четкого научного подхода к исследованию проблем правового обеспечения медицинской деятельности и ее законодательной регламентации; в третьих, необходимость обстоятельного анализа административно правового статуса органов, осуществляющих государственное управление здравоохранением и учреждений здравоохранения.

4 стр., 1727 слов

Роль сестринского персонала в системе первичной медикосанитарной ...

... структура системы охраны здоровья граждан, виды медицинской помощи, права и обязанности пациентов и медицинских работников. В соответствии со ст. 4 ФЗ-323 главными принципами охраны здоровья населения в Российской Федерации являются: соблюдение прав граждан в ...

Таким образом, все многообразные проблемы, связанные с охраной здоровья граждан, в том числе проблемы юридического обеспечения медицинской деятельности и правовой регламентации государственного управления в этой области, свидетельствуют о теоретической и практической актуальности их рассмотрения.

Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, складывающиеся при непосредственном осуществлении органами здравоохранения Российской Федерации своих задач .

Предметом выступают законодательные и иные нормативные акты, регламентирующие общие и специальные вопросы государственного регулирования в области здравоохранения. Речь идет о принципах, организационных структурах исполнительной власти различных уровней, в рамках которых реализуются государственно-властные формы и методы исполнительной власти, направленные на упорядочение , деятельности в области здравоохранения.

Степень научной разработанности проблемы. Интерес к изучению вопросов, связанных со сферой здравоохранения рассматривались в работах О.Ю. Александровой, Е. Вавиловой, Н.С. Волковой, Н.Ф. Герасименко, З.В. Каменевой, Н.В. Путило, А.В. Серебренникова, А.В. Тихомирова, Н.К. Фроловой, В.Ф. Чавпецова, В.И. Шабайлова и других ученых.

Цель и задачи. Выявить юридическую природу механизма административно — правового регулирования здравоохранения, раскрыть основные тенденции и закономерности развития деятельности в области здравоохранения. Исходя из этой цели, возникают задачи:

  • уяснить сущность и содержание административно — правового регулирования;
  • определить основы административно — правового регулирования здравоохранения в России;
  • уяснить содержание деятельности органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование в области здравоохранения;
  • определить формы и методы управления в рассматриваемой области;

— В курсовой работе присутствуют две основные группы источников. Сюда относится массив федерального законодательства, регламентирующего вопросы, связанные со сферой здравоохранения . А к числу наиболее важных источников, относится Конституции РФ.

При подготовке курсовой работы использовались как общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция), так и частнонаучные (сравнительно-правовой и формально-юридический) методы

В структурно-композиционном плане работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

Глава 1. Правовые основы здравоохранение в РФ

Конституция Российской Федерации закладывает правовые основы по-строения и деятельности системы охраны здоровья населения РФ, которые находят дальнейшее воплощение и развитие в федеральном и региональном законодательстве, правовых актах органов исполнительной власти РФ и ее субъектов и органов местного самоуправления.

5 стр., 2039 слов

Воздушный кодекс Российской Федерации

... Воздушный кодекс Российской Федерации состоит из 18 глав (общей сложностью 137 статей): Общие положения Государственное регулирование использования воздушного пространства Государственное регулирование деятельности в области авиации Государственный контроль за деятельностью в области гражданской авиации Воздушные ... жизни и здоровья людей. Обеспечение безопасности полетов гражданских воздушных судов ( ...

Конституционные нормы, закрепляющие права граждан, в том числе медицинских работников, на страхование здоровья и профессиональной деятельности, изложены в Законе РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 19 августа 1993 г. принятым в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, а также в Федеральном законе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный Закон от 29.11.2010 №362-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Р.Ф.» и в других нормативно правовых актах.

Так же не менее важные отношения в сфере здравоохранения регулирует

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.04.2012) . Глава 6 «Административные правонарушения , посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность», совокупность норм данной главы кодекса позволяет осуществлять правовое регулирование в области охраны здоровья граждан , их прав в области охраны здоровья и установление гарантии их соблюдения.

1.1 Система действующего российского законодательства о здравоохранении в Р.Ф.

Система действующего в настоящее время российского зако­нодательства о здравоохранении включает в себя нормативные правовые документы, различающиеся между собой по юридической силе в зависимости от органов, их принявших, и по сфере их применения. Возглавляет эту систему Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Ее вторая глава Права и свободы человека и гражданина (ст. 17 — 64) формулирует ряд принципиальных положений для жизни любого человека в нашем обществе:

  • о равенстве всех граждан перед законом и судом (ст. 19);
  • о праве на жизнь (ст. 20);
  • об охране достоинства личности государством, о невозможности подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению, медицинским, научным или иным опытам без добровольного согласия (ст.

21);

  • о запрещении распространения информации о частной жизни человека (ст. 24);
  • о защите государством материнства, детства и семьи (ст. 38);
  • о гарантиях социального обеспечения по возрасту, в случае болезни и инвалидности (ст. 39);
  • о праве на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);
  • о праве на благоприятную окружающую среду (ст. 42);
  • о государственной и судебной защите прав и свобод (ст. 45-46);
  • о государственной защите прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, компенсации причиненного ущерба (ст. 52).

В исключительном ведении государства находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, установление основ федеральной политики в области экологического и социального развития. В совместном ведении государства и субъектов Российской Федерации находятся регулирование вопросов охраны окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства и детства, осуществление мер по борьбе с эпидемиями. Практическая реализация этих положений возложена на исполнительные органы государственной власти Российской Федерации.

3 стр., 1316 слов

Основы права в здравоохранении. Основы права в здравохранении. ...

... бюджета; разработка программ по развитию совершенствованию здравоохранения; финансирование системы охраны здоровья граждан. Важным разделом основ законодательства является раздел: Права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников. 1. Право на занятие медицинской и фармацевтической ...

Основы отношений между конкретным человеком и государством в области здравоохранения определяет ст. 41 Конституции Российской Федерации. Данная статья возлагает на государственные и муниципальные учреждения здравоохранения обязанность по оказанию гражданам бесплатной медицинской помощи. В то же время она предусматривает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создавших угрозу жизни и здоровью людей.

Взаимоотношения между пациентом и врачом в нашей стране определяются, во-первых, конституционным правом каждого че­ловека на получение бесплатной медицинской помощи, во-вторых, конституционной обязанностью государства через государственные и муниципальные учреждения здравоохранения оказывать эту помощь.

Основные направления деятельности медицинских учреждений и медицинских работников по практической реализации прав граждан в области охраны здоровья регулируются в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.93 №5487-1) (ред.от 07.12.2011).

Этот до­кумент является главным нормативным правовым актом для каждого медицинского работника, независимо от того, работает ли он в государственном, муниципальном или частном медицинском учреждении.

К правовым источникам, регулирующим здравоохранение, относятся также указы Президента Российской Федерации и подзаконные нормативные акты, такие как постановления Правительства Российской Федерации, приказы, распоряжения, инструкции, правила и другие документы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Ряд вопросов, связанных с медицинской деятельностью, регу­лируется в рамках традиционных отраслей права — трудового, гражданского, административного, уголовного и др.

Законодательство Российской Федерации о здравоохранении постоянно развивается, отражая объективные процессы, которые происходят в нашем обществе.

1.2 Права человека и гражданина в области здравоохранения

Право на здоровье впервые на конституционном уровне было провозглашено в Конституции СССР 1977 года (Статья 42. Граждане СССР имеют право на охрану здоровья).

В соответствии с Конституцией Р.Ф. каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Права граждан на медико-социальную помощь и информацию о факторах, влияющих на здоровье (ст. 19, ст. 20 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»):

  • право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения (ст. 20);