Добровольное медицинское страхование

Курсовая работа

В Российской Федерации все большее развитие получает добровольное медицинское страхование. Оно предназначено для финансирования оказания медицинской помощи сверх социально гарантированного объема, определяемого обязательными страховыми программами.

С экономической точки зрения добровольное медицинское страхование представляет собой механизм компенсации гражданам расходов и потерь, связанных с наступлением болезни или несчастного случая. Социально-экономическое значение добровольное медицинское страхование заключается в том, что оно дополняет гарантии, предоставляемые в рамках социального обеспечения и социального страхования, до максимально возможных в современных условиях стандартов. Это касается в первую очередь проведения дорогостоящих видов лечения и диагностики, применения наиболее современных медицинских технологий, обеспечения комфортных условий лечения.

Целью работы является подробное изучение добровольного медицинского страхования как вида страхования и его особенностей в Екатеринбургской области.

Актуальность темы данной работы объясняется тем, что в настоящее время медицинское страхование может по праву считаться одним из столпов страхового рынка России. Его доля в общем сборе страховых взносов составляет около 34%. В основном это обязательное медицинское страхование, однако и добровольное медицинское страхование вносит свой вклад в развитие рынка. Ежегодный прирост объемов ДМС оценивается в 25-30% и обеспечивается, прежде всего, за счет корпоративных клиентов. Кроме того, компенсацию медицинских расходов обеспечивают полисы страхования от несчастных случаев и полисы страхования ответственности за причинение вреда третьим лицам. С учетом этих составляющих доля его в общем объеме сборов страховых премий, по оценкам, превышает 35%.

Предметом исследования являются особенности регулирования ДМС в современных российских условиях и в Екатеринбургской области.

Объект исследования — совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере добровольного медицинского страхования в России.

Целью работы является изучение роли ДМС в современных условиях.

Основные задачи:

  • выявить экономическое содержание и необходимость добровольного медицинского страхования;
  • изучить историю развития добровольного медицинского страхования;
  • изучить программы добровольного медицинского страхования и их характеристика;
  • оценить рынок добровольного медицинского страхования в Росии;
  • проанализировать рынок добровольного медицинского страхования Екатеринбургской области;
  • рассмотреть проблемы и перспективы рынка добровольного медицинского страхования в России.

Курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения. Во введении рассматривается актуальность изучаемой темы, определяется цель и задачи, предмет и объект исследования. Основная часть посвящена исследованию поставленной проблемы. В заключении сформулированы основные результаты исследования.

18 стр., 8829 слов

Курсовая: Добровольное медицинское страхование

... обязательное медицинское страхование предоставляет гражданам гарантируемый минимум бесплатных медицинских услуг, а добровольное страхование - сверх этого минимума, что позволяет значительно расширить спектр предлагаемых медицинских услуг. В данной работе будет рассматриваться добровольное медицинское страхование (далее ...

  • Теоретические основы добровольного медицинского страхования
  • Экономическое содержание и необходимость добровольного медицинского страхования

Для определения экономического содержания добровольного медицинского страхования необходимо раскрыть его понятие на основе анализа экономической литературы.

По определению Шахова В.В. добровольное медицинское страхование — это форма медицинского страхования на случай потери здоровья, которая обеспечивает возможность полного или частичного возмещения расходов на медицинское обслуживание. Социально-экономическое значение добровольного медицинского страхования заключается в дополнении гарантий по медицинскому обслуживанию, предоставляемых населению бесплатно через системы бюджетного финансирования медицинских учреждений и обязательного медицинского страхования[1].

Автор определяет добровольное медицинское страхование как возможность возместить денежные средства, израсходованные на восстановление здоровья. Мы согласны с такой интерпретацией определения, так как реализуется такие задачи как защита доходов граждан и их семей, перераспределение средств между группами населения.

По определению Миронова А.А. добровольное медицинское страхование — это возможность получения медицинской помощи в любой медицинской организации, определенной перечнем медицинских организаций страховки в соответствии с программой страхования или перечнем заболеваний (состояний), включенных в страховку, а также это и возможность получения плановой медицинской помощи иностранным гражданам, временно пребывающим на территории РФ[2].

Это определение так же несет верный смысл, так как могут быть решены социальные задачи, такие как: охрана здоровья населения, развитие сферы медицинских услуг.

Таким образом, медицинское страхование в РФ – форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования[3].

Таким образом, добровольное медицинское страхование предоставляет возможность лицам, участвующим в нем, получить медицинскую помощь и сервисные услуги (особо высокого качества) в дополнение к тем, которые включены в программу обязательного медицинского страхования. Кроме того, в соответствии с действующим Российским законодательством добровольное медицинское страхование предусматривает экономические механизмы поощрения лиц, сохраняющих высокий уровень здоровья и трудоспособности (выплата здоровым).

5 стр., 2020 слов

Медицинское страхование

... медицинского страхования означает лишь возможность его одновременного участия и в добровольном медицинском страховании (ДМС). Право некоторых категорий страхователя (органа исполнительной власти субъекта РФ, ... неблагоприятных факторов воздействия на здоровье граждан и предоставлять СМО информацию о показателях здоровья граждан, подлежащих страхованию, являются декларативными. 1.6. Ответственность ...

Подотрасль медицинского страхования, или страхования здоровья, включает все виды страхования по защите имущественных интересов страхователей и застрахованных, связанные с расстройством здоровья и утратой трудоспособности. Непосредственным интересом страхователя (застрахованного) здесь является возможность компенсации затрат на медицинское обслуживание за счет средств страховщика. Например, заключая договор страхования на случай диагностирования или лечения болезни, страхователь обеспечивает себе или застрахованному возможность получения дополнительной материальной помощи на случай таких событий. Таким образом, медицинское страхование — это страхование на случаи потери здоровья по любой причине: болезнь, несчастный случай, отравление, умышленные действия третьих лиц . Медицинское страхование по характеру оказываемой медицинской помощи подразделяется на обязательное и добровольное.

Фонды добровольного медицинского страхования образуются за счет:

  • добровольных страховых взносов предприятий и организаций;
  • добровольных страховых взносов различных групп населения и отдельных граждан.

Добровольное страхование может быть как коллективным, так и индивидуальным.

При коллективном страховании в качестве страхователя выступают предприятия, организации и учреждения, которые заключают договор со страховой организацией по поводу страхования своих работников или иных физических лиц (членов семей работников, пенсионеров).

При индивидуальном страховании, как правило, в качестве страхователя выступают граждане, которые заключают договор со страховой организацией по поводу страхования себя или другого лица (родственника) за счет собственных средств[6].

Объем программы предоставления медицинских услуг, возможность выбора условий получения медицинской помощи регламентируются договором (страховым полисом).

Страховые организации должны реализовывать программы добровольного страхования на основе договоров с медицинскими учреждениями (независимо от формы собственности), частно-практикующими врачами или врачами групповой практики. При этом на договорной основе могут привлекаться любые медицинские, социальные, оздоровительные учреждения с установлением платы за конкретные медицинские услуги.

Медицинские учреждения так же, как и при обязательном медицинском страховании, должны нести экономическую ответственность за предоставление застрахованным гражданам медицинских услуг предусмотренного договором объема и уровня качества. В случае нарушения медицинским учреждением медико-экономических стандартов, страхования организация вправе частично или полностью не оплачивать стоимость медицинских услуг.

При внедрении системы добровольного медицинского страхования на региональном уровне (в области, крае) необходимо в соответствующих нормативных документах указать, что государственные муниципальные медицинские учреждения обязаны реализовывать добровольные страховые программы без ущерба для программ обязательного медицинского страхования.

6 стр., 2835 слов

Отрицательный отбор и моральный риск на рынке страховых услуг

... действиями получили название ситуаций морального риска. В этой работе мы рассмотрим примеры неблагоприятного отбора и морального риска на рынке страховых услуг, а также проанализируем, ... случае медицинского страхования они дают государству аргументы в пользу системы страхования «Medicare» или соответствующих форм государственного медицинского страхования для пожилых людей. Предлагая страхование ...

Тарифы на медицинские и другие услуги по добровольному медицинскому страхованию должны устанавливаться по соглашению страховщика (страховой организации) и производителя услуг (медицинского учреждения).

Соответственно и размеры страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию устанавливаются на договорной основе. При этом учитывают оценку вероятности заболевания страхуемого с учетом возраста, профессии, состояния здоровья. За основу построения тарифа при добровольном страховании могут быть взяты методы, используемые в личном страховании.

Основным документом, регулирующим систему страхования, является Гражданский Кодекс. В большинстве его статей имеется ссылка на федеральные законы и иные нормативные акты, которые предполагается разрабатывать в ближайшем будущем. Однако часто требуемый нормативный акт просто отсутствует, что делает бессмысленной соответствующую норму ГК.

ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» регулирует отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности. Данный закон создает базу для страховой деятельности.

Объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления[4].

Отношение субъектов медицинского страхования регулируются статьей 26 Закона «О медицинском страховании граждан в РФ», другими нормативными актами, а также условиями договоров, заключаемых между субъектами медицинского страхования.

Регулирование ответственности сторон в системе медицинского страхования значительное внимание уделяет статья 27 Закона «О медицинском страховании граждан в РФ».

В соответствие с данной статьей медицинские учреждения несут ответственность за объем и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованной стороне; страховая организация несет правовую и материальную ответственность перед застрахованной стороной или страхователем за невыполнение условий договора медицинского страхования. Материальная ответственность предусматривается условиями договора медицинского страхования.

Оплата услуг медицинских учреждений страховыми организациями производится в порядке и сроки, предусмотренные договором между ними, но не позднее месяца с момента представления документа об оплате. Ответственность за несвоевременность внесения платежей определяется условиями договора медицинского страхования[9].

Статья 9 определяет права и обязанности страхователя. Страхователь имеет право на: участие во всех видах медицинского страхования; свободный выбор страховой организации; осуществление контроля за выполнением условий договора медицинского страхования; возвратность части страховых взносов от страховой медицинской организации при добровольном медицинском страховании в соответствии с условиями договора.

4 стр., 1503 слов

Ненадлежащее оказание медицинской услуги

... в сфере оказания медицинских услуг, отсутствие правовых гарантий профессиональной деятельности врачей, правовой основы отношений между врачом и пациентом, системы профилактики профессиональных правонарушений, должной правовой подготовки медицинских работников, системы страхования профессиональной ответственности медицинских работников. ...

Предприятие-страхователь кроме перечисленных прав, имеет право на: привлечение средств из прибыли (доходов) предприятия на добровольное медицинское страхование своих работников.

Страхователь обязан: заключать договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией; вносить страховые взносы в порядке, установленном настоящим Законом и договором медицинского страхования; в пределах своей компетенции принимать меры по устранению неблагоприятных факторов воздействия на здоровье граждан; предоставлять страховой медицинской организации информацию о показателях здоровья контингента, подлежащего страхованию.

Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, с любыми, предусмотренными законодательством Российской Федерации формами собственности, обладающие необходимым для осуществления медицинского страхования уставным фондом и организующие свою деятельность в соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации. Страховые медицинские организации не входят в систему здравоохранения.

Страховая медицинская организация имеет право: свободно выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования; участвовать в аккредитации медицинских учреждений; устанавливать размер страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию; принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги; предъявлять в судебном порядке иск медицинскому учреждению или (и) медицинскому работнику на материальное возмещение физического или (и) морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине.

Страховая медицинская организация обязана: осуществлять деятельность по обязательному медицинскому страхованию на некоммерческой основе; заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию; заключать договоры на оказание медицинских, оздоровительных и социальных услуг гражданам по добровольному медицинскому страхованию с любыми медицинскими и иными учреждениями; с момента заключения договора медицинского страхования выдавать страхователю или застрахованному страховые медицинские полисы; осуществлять возвратность части страховых взносов страхователю или застрахованному, если это предусмотрено договором медицинского страхования; контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи в соответствии с условиями договора; защищать интересы застрахованных. Страховые медицинские организации для обеспечения устойчивости страховой деятельности создают резервные фонды[11].

1.2 История развития ДМС

Система страховой медицины была восстановлена в России в 1991 году. Одной из основных причин восстановления медицинского страхования в России является снижение объемов и качества медицинских услуг, предоставляемых в бюджетных лечебных учреждениях. Это было связано с уменьшением финансирования, ухудшением материально-технической и лабораторной базы, а также снижением квалификации медицинских работников.

Кроме того, изменению точки зрения на порядок организации медицинского обслуживания в Российской Федерации способствовала неблагоприятная динамика медико-демографических показателей.

10 стр., 4849 слов

Медицинская помощь и лечение

... медико-социальную помощь - Министерство Здравоохранения и социальной защиты населения России. Глава 1. Медицинская помощь и лечение 1.1 Охрана здоровья и медицинское страхование В соответствии со статьей 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Охрана здоровья граждан ...

Объем страхового покрытия в медицинском страховании определен Программой медицинского страхования, которая предусматривает перечень услуг, гарантированный застрахованному лицу.

Добровольное медицинское страхование — один из новых «нетрадиционных» для России видов страхования. Он появился на российском рынке страховых услуг в 1991 году. За столь непродолжительное время этот вид страхования достиг большой популярности. К настоящему моменту добровольное медицинское страхование занимает прочные позиции в перечне видов личного страхования, наряду со страхованием жизни и страхованием от несчастных случаев[13].

Предложение на рынке страховых услуг нового страхового продукта в виде добровольного медицинского страхования явилось ответом на возникновение соответствующего спроса у различных категорий физических и юридических лиц — субъектов рынка. В свою очередь спрос на специфическую страховую услугу породили следующие обстоятельства.

Во-первых, ухудшение качества бесплатных медицинских услуг, оказываемых в рамках бюджетного здравоохранения, и появление платной медицинской помощи, предоставляемой хозрасчетными лечебными учреждениями (отделениями).

Во-вторых, принятие в июне 1991 года Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», в результате которого был изменен порядок финансирования здравоохранения.

В-третьих, ограниченность базовой (территориальной) программы обязательного медицинского страхования, определяющей объем и условия оказания медицинской помощи гражданам России.

В результате перечисленных причин появилась потребность в получении медицинских услуг, не оказываемых в рамках бюджетного здравоохранения (а затем на базе обязательного медицинского страхования) или оказываемых на низком уровне. Реализовать такую потребность стало возможно либо путем непосредственной оплаты полученной медицинской помощи или услуги, либо путем приобретения договора добровольного медицинского страхования.

Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации. Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам добровольного медицинского страхования.

Заключение договора добровольного медицинского страхования позволяет потенциальному клиенту лечебно-профилактического учреждения смягчить тяжесть разовых (нередко довольно высоких) затрат на оплату медицинской помощи. Кроме того, договор добровольного медицинского страхования обычно предусматривает контроль страховщиком качества оказываемых застрахованному медицинских услуг, их соответствия перечню, гарантированному программой добровольного медицинского страхования.

Непродолжительная история развития добровольного медицинского страхования в России может быть охарактеризована несколькими этапами.

Первый этап (1991 — 1993).

В этот период основу добровольного медицинского страхования составляли виды и варианты, предусматривающие прикрепление застрахованного контингента к выбранному им (или страхователем) медицинскому учреждению (или нескольким учреждениям), оплату фактически оказанных в рамках программы, предусмотренной договором, услуг и возврат страхователю (застрахованным) неизрасходованного на оплату лечения страхового взноса.

Второй этап (1993 — 1994) характеризуется появлением на рынке (в дополнение к действовавшим ранее) видов добровольного медицинского страхования, предусматривающих предел ответственности страховщика по оплате оказанных застрахованным медицинских услуг в размере страховой суммы, соответствующей стоимости программы добровольного медицинского страхования и превышающей величину страхового взноса. Эти виды договоров появились и в силу развития страховой культуры субъектов страхования, и в силу усиления требований в отношении соблюдения принципов страхования, отражаемых в существенных пунктах договора страхования, со стороны органов государственного регулирования страховой деятельности, в частности, Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью. Данные виды страхования возврат страховых взносов не предусматривают.

Третий этап развития добровольного медицинского страхования начался в 1995 году, когда страховщикам было запрещено проводить операции добровольного медицинского страхования по договорам, предусматривающим возврат страхователю неизрасходованной на оплату лечения части страхового взноса по окончании срока страхования[7].

Правовой основой проведения на первом этапе возвратного медицинского страхования явились статья 6 и статья 15 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», декларировавшие право граждан на получение и обязанность страховой медицинской организации на осуществление возврата части страхового взноса по добровольному медицинскому страхованию, если это предусмотрено договором. Однако появившийся позже Закон РФ «Об организации страхового дела» от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 23.07.2013) определил условия возврата части страхового взноса, связанные только с досрочным прекращением договора страхования. Порядок возврата части страхового взноса при досрочном расторжении договора, а также запрет на возврат неиспользованного страхового взноса по окончании срока действия договора добровольного медицинского страхования, были определены рядом распоряжений Росстрахнадзора.

Добровольное медицинское страхование является дополнением к обязательному (социальному) медицинскому страхованию. В его рамках проводятся операции по договорам, предусматривающим оплату услуг, оказываемых сверх программы обязательного медицинского страхования. В качестве цели его проведения можно назвать обеспечение страхователю гарантии полной или частичной компенсации страховщиком тех дополнительных расходов, которые возникают в связи с обращением застрахованного в медицинское учреждение за медицинской помощью, оказываемой в соответствии с программой, предусмотренной договором.

1.3 Программы добровольного медицинского страхования и их характеристика

Существуют следующие основные программы добровольного медицинского страхования:

  1. Амбулаторно-поликлиническое обслуживание — это предоставление медицинской помощи в поликлиниках, расположенных в различных районах города. Данная программа предусматривает получение следующих медицинских услуг:
  • вызов врача и медицинская помощь на дому;
  • оформление листков нетрудоспособности (больничных листков);
  • оформление рецептов на приобретение лекарственных препаратов;
  • комплексное амбулаторно-поликлиническое обслуживание при обострении и лечении хронических заболеваний с использованием современных клинических методов;
  • приём врачами терапевтами и ведущими специалистами в различных областях медицины;
  1. Стационарное лечение — данная программа добровольного медицинского страхования представляет экстренную и плановую госпитализацию с целью получения хирургического, консервативного и симптоматического лечения. Программа включает следующий набор услуг:
  • организация и оплата медицинской помощи в условиях стационара в плановом порядке (плановая госпитализация);
  • организация и оплата медицинской помощи в условиях стационара по экстренным показаниям (экстренная госпитализация);

— услуги бригады скорой (неотложной) медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, с оказанием всех необходимых действий.

  1. Услуги скорой и неотложной медицинской помощи — оказание медицинской помощи по экстренным показаниям к месту проживания или работы застрахованного в пределах административной территории города. Программа предусматривает оказание следующих услуг:
  • круглосуточного неограниченного количества вызовов бригады скорой (неотложной) медицинской помощи;
  • выезд бригады скорой (неотложной) медицинской помощи за пределы города в пределах области или края;

— экстренная госпитализация в стационары, предусмотренные договором страхования, без оплаты госпитализации.

  1. Программа «Личный врач» — прикрепление врача-терапевта ко всей семье, который будет знать историю болезни каждого члена семьи и рассмотрит каждый случай заболевания более тщательно, учитывая индивидуальные особенности каждого пациента. В соответствии с данной программой страхователь имеет право в любое время дня и ночи вызвать врача на дом или получить у него консультацию по телефону.
  2. Стоматологическая помощь — получение стоматологических услуг европейского уровня качества, как в специализированных стоматологических клиниках и центрах, так и в стоматологических отделениях амбулаторно-поликлинических учреждений, с использованием современного оборудования, высококачественного материала и квалифицированного медицинского персонала. В соответствии с данной программой предоставляется следующий перечень услуг:
  • консультации, диагностика и рекомендации по лечению;
  • услуги экстренной стоматологии (круглосуточная помощь);
  • удаление зуба с использованием самых эффективных средств обезболивания;
  • хирургическая стоматологическая помощь;

— гарантии на проведенное лечение.

  1. Комплексное медицинское обслуживание — получение комплексного набора медицинских услуг в полном объеме, решение проблем защиты здоровья и профилактики заболеваний. Данная программа представляет собой совокупность амбулаторно-поликлинического и стационарного лечения в выбранных страхователем медицинских учреждениях.
  2. Программы по ведению беременности и родам — предусматривают получение страхователем как комплексного набора по ведению беременности, так и получение медицинских услуг в любой его части. В рамках данной программы предоставляются услуги:
  • наблюдение у высококвалифицированного врача акушера-гинеколога;
  • занятия лечебной физкультурой;
  • психологическая подготовка к родам;
  • диагностика возможных нарушений в развитии плода;
  • экстренная госпитализация (при начале родовых схваток);
  • наблюдение личного врача до и после родов;
  • всевозможные виды обезболивания родов;
  • предоставление палат с улучшенными условиями;

— возможность присутствия мужа при родах и посещения родственниками после родов.

  1. Детские программы — предусматривают обслуживание на дому и в амбулаторных условиях высококвалифицированными врачами-педиатрами. Данная программа предполагает предоставление следующих видов услуг:
  • плановые визиты личного врача (профилактический осмотр, консультации на дому);
  • вызов врача на дом с выдачей больничного листа лицу, осуществляющему уход;
  • услуги среднего медицинского персонала (взятие анализов на дому по медицинским показаниям;
  • выполнение назначений личного врача);
  • амбулаторно-поликлиническое обслуживание в выбранном страхователем медицинском учреждении;
  • возможность проведения плановых и экстренных прививок и вакцинации;
  • возможность получения качественной стоматологической помощи;

— круглосуточная экстренная и плановая госпитализация.

  1. Программы реабилитации и санитарно-курортного лечения — представляют собой полный перечень медицинских услуг на курортах и в санаториях России, а также за рубежом по назначению врача. Данный вид медицинских услуг предоставляется как отдельным гражданам, так и предприятиям, которые организуют данные программы для своих сотрудников. Продолжительность данных программ от семи до двадцати четырех дней, в зависимости от места расположения баз санитарно-курортного лечения.

Объем предоставляемой помощи по программе реабилитации и санитарно-курортного лечения:

  • доступность любых видов медицинских услуг в условиях санитарно-курортного комплекса;
  • разрешение конфликтных или спорных ситуаций с санаторными учреждениями;
  • Отличительной особенностью программ ДМС является их исключительная гибкость (лечебные учреждения, объем и виды медицинских услуг обычно подбираются индивидуально для каждого клиента).

Данный проект активно работает над созданием индивидуальных и специализированных программ добровольного медицинского страхования. Такие программы как:

  • «Комплексная защита от травм»;
  • «Защита от последствий травмы»;
  • «Несчастный случай»;
  • «Онкологическая защита»;
  • «Защита от катаракты»;
  • «Сахарный диабет» не имеют аналогов на рынке медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование отличается гибкостью и вариативностью. Это означает, что при заключении договора клиент может на свое усмотрение выбрать из перечня страховой компании самую эффективную для него лечебную базу. Страховой полис позволяет в течение года обследоваться и получать лечение в наилучших условиях, вызывать элитную скорую помощь, — и все это будет оплачено компанией-страховщиком.

Добровольное медицинское страхование может быть как корпоративным, так и частным. И если раньше полисы покупались, как правило, предприятием для сотрудников, то сегодня набирает силу и индивидуальное добровольное медицинское страхование. С ростом доходов населения, граждане все больше внимания уделяют своему здоровью, качеству обследования и лечения, условиям пребывания в стационаре и возможностям ухода за своими близкими. Многие из россиян, ощутив на себе недостаточность качества и объема бесплатной медицинской помощи, принимают решение о приобретении полиса добровольного медицинского страхования. И тут на первый план выходит необходимость выбора надежной страховой компании.

Что касается добровольного медицинского страхования на предприятиях, — то оно позволяет снизить текучесть кадров, повысить лояльность персонала, поднять производительность труда. А в крупных компаниях добровольное медицинское страхование давно уже стало элементом социального пакета компании, позитивным штрихом к фирменному имиджу и частью корпоративной культуры[14].

2 Анализ современного состояния ДМС в России

2.1 Оценка отечественного рынка ДМС

Проведем исследование современного страхового рынка в России по премиям и выплатам по добровольному медицинскому страхованию за период 2010 – 2012 года. Для этого построим таблицу.

Таблица 1 Доля страховых премий (взносов) по добровольному медицинскому страхованию, собранные страховыми организациями в общем объеме премий и в разрезе личного страхования

2010г

2011г

2012г

Всего страховых премий на страховом рынке,

млн.рублей

1036677

1269763

8110259

Премии ДМС,

млн.руб

85,717

96,893

108,704

Доля ДМС на страховом рынке,%

8,27

7,63

13,4

Доля ДМС в разрезе личного страхования, %

60,95

54,65

46,03

По данным таблицы наблюдается динамика всех страховых премий, причем в 2012 году они стремительно возросли. Аналогичная ситуация прослеживается с премиями в добровольном медицинском страховании. Наибольшая доля на страховом рынке зафиксирована в 2012 году и составила 13,4%. Доля добровольного медицинского страхования в разрезе личного страхования имеет динамику снижения.

Таблица 2 Доля страховых выплат по добровольному медицинскому страхованию, осуществленные страховыми организациями в общем объеме выплат и в разрезе личного страхования

2010г

2011г

2012г

Всего страховых выплат на страховом рынке, млн.рублей

774830,6

902205,7

376538,1

Премии ДМС, млн.рублей

66470,3

74484,1

82379,2

Доля ДМС на страховом рынке,%

8,58

8,26

21,9

Доля ДМС в разрезе личного страхования, %

82,96

82,44

77,44

Из данных таблицы видно, что наибольшая доля добровольного медицинского страхования на страховом рынке была в 2012 году, причем показатель стремительно вырос и составил 21,9%, а по страховым выплатам в 2012 году виден самый низкий результат, составивший 376538,1 млн.руб. Что касается доли добровольного медицинского страхования в разрезе личного страхования по страховым выплатам то мы видим, что он имеет динамику снижения и самый высокий результат составил 82,96% в 2010году. Выплаты добровольного медицинского страхования имеет положительную динамику и наибольший результат в 2012 году составил 82379,2 млн.руб.

Таблица 3 Темп роста страховых премий по добровольному медицинскому страхованию в РФ

2010г.

2011г.

2012г.

Премии ДМС, млн. рублей

85717,9

96893,5

108704,2

Темп роста страховых премий, %

113,03

112,19

По данным таблицы видно, что наиболее высокий темп роста премий был в 2011 году и составил 113,03%, но в 2012 году премии уменьшились на 0,84%.

Таблица 4 Темп роста страховых выплат по добровольному медицинскому страхованию в РФ

2010г.

2011г.

2012г.

Выплаты ДМС, млн. рублей

66470,3

74484,1

82379,2

Темп роста страховых выплат, %

112,06

110,59

Что касается темпов роста выплат то здесь мы видим, что за анализируемый период они уменьшились на 1,47 %.

Таблица 5 Доля страховых премий по добровольному медицинскому страхованию в ВВП России, млн.рублей

2010г.

2011г.

2012г.

Страховые премии по ДМС

85717,9

96893,5

108704,2

Номинальный ВВП

46321777

55798667

62599123

Доля в ВВП, %

0,19

0,17

0,17

Из данных таблицы видно, что в период с 2010- 2011 года произошло незначительное снижение доли страховых премий на 0,02%. В 2012 году она не изменилась и составила так же как и в 2011 году 0,17%.

Таблица 6 Взнос премии по добровольному медицинскому страхованию в расчете на душу населения России за анализируемый период

Годы

Все население, млн.человек

Премии по ДМС, млн.руб.

Взнос премии в расчете на душу населения,млн.руб.

2010

142,9

85717,9

599,85

2011

142,9

96893,5

678,05

2012

142,9

108704,2

760,7

По данным таблицы видно, что за период с 2010-2012 года взносы премий по добровольному медицинскому страхованию, в расчете на душу населения, увеличились с 599,85 млн. рублей до 760,7 млн. рублей.

Одна из основных предпосылок активного развития добровольного медицинского страхования — плачевное состояние государственной, формально бесплатной медицины, финансирование которой осуществляется через систему обязательного медицинского страхования. По мнению большинства специалистов, существующая система финансирования здравоохранения уже давно доказала свою несостоятельность, а основные принципы обязательного медицинского страхования так и не заработали. По-прежнему граждане не могут выбрать страховую компанию и медицинское учреждение, в котором они хотели бы получать медицинскую помощь, действует разделение застрахованных по территориальному признаку, а о защите их прав никто и не вспоминает. Поэтому неудивительно, что люди, желающие получать качественную медицинскую помощь и имеющие для этого хотя бы минимальные возможности, предпочитают платные услуги. Один из распространенных вариантов получения платной медицинской помощи — непосредственная оплата лечения по факту оказания услуг. Однако добровольное медицинское страхование более выгодно за счет рисковой составляющей, позволяющей избежать непредвиденных расходов, и, что столь же важно, благодаря контролю качества лечения и объема оказанных услуг со стороны страховой компании.

Добровольное медицинское страхование востребовано, в основном, корпоративными клиентами. На них приходится около 90% взносов, собранных по программам добровольного медицинского страхования. Объяснений этому несколько. С одной стороны, это рост социальной ответственности бизнеса, когда страхование сотрудников становится неотъемлемой частью компенсационного пакета во все большем числе компаний. При этом программы добровольного медицинского страхования на многих предприятиях, особенно в высокотехнологичных отраслях, рассматриваются уже не только как способ материального стимулирования сотрудников, но и как важный инструмент повышения эффективности бизнеса за счет улучшения здоровья персонала. С другой стороны, гражданам нередко куда проще обращаться в лечебное учреждение напрямую, минуя страховую компанию. Ведь, в отличие от фирм, которые имеют налоговые льготы при использовании программ добровольного медицинского страхования, частные лица таких льгот не получают.

Самим страховым компаниям тоже проще работать с корпоративными клиентами, так как при страховании больших коллективов риски равномерно распределяются среди всех сотрудников, соответственно, отпадает необходимость проведения обследования и оценки рисков по каждому застрахованному. Кроме того, при добровольном медицинском страховании физических лиц происходит антиселекция (ухудшающий отбор) рисков, при котором за полисами обращаются преимущественно люди, которые уже знают, что в ближайшем будущем им придется воспользоваться медицинскими услугами. Все это значительно повышает стоимость полисов добровольного медицинского страхования физических лиц, и делает их менее привлекательными по сравнению с корпоративным страхованием.

Перспективы развития частного добровольного медицинского страхования позитивны, но вряд ли это вопрос ближайшего будущего. Для того, чтобы оно стало по-настоящему массовым видом страхования, должны произойти значительные изменения как в уровне благосостояния людей, так и в их психологии.

Опыт развитых стран доказывает, что именно добровольное медицинское страхование — наиболее эффективный механизм финансирования медицины. Тем не менее, развитие добровольного медицинского страхования в нашей стране, несмотря на большой потенциал его востребованности, наталкивается на преграды.

Важнейшим сдерживающим фактором являются низкие доходы значительной части населения и запаздывание формирования среднего класса, приводящие к дефициту массового спроса на коммерческое медицинское страхование. Возможным вариантом решения данной проблемы в перспективе могли бы стать субсидии государства малоимущим гражданам для использования ими программ добровольного медицинского страхования. В таком случае страховые компании могли бы стать мощным инструментом финансирования здравоохранения за счет создания собственной инфраструктуры или инвестиций в существующие лечебные учреждения.

Часто развитию добровольного медицинского страхования препятствуют и сами лечебные учреждения. Низкая конкуренция на рынке приводит к росту цен на медицинское обслуживание, при этом медучреждений, способных полноценно обслуживать такого рода программы, постоянно не хватает. Во многих, даже больших, городах существуют лишь несколько больниц или поликлиник, с которыми страховщики могли бы работать. Важной проблемой остается и распространенность «серой» медицины, препятствующей повышению культуры получения платных медицинских услуг.

Наконец, ограничивает масштабы сотрудничества страховых компаний и лечебных учреждений и конфликт интересов, связанный со стремлением медиков завысить стоимость и количество оказанных услуг. Страховщики отмечают, что медицинские учреждения иногда повышают цены несколько раз в год, из-за чего страховые компании вынуждены брать на себя дополнительные расходы, так как договоры со страхователями заключаются без учета повышения цен. При этом, по свидетельству многих страховщиков, качество лечения не улучшается, а иногда даже, наоборот, наблюдается явный регресс. Более того, желающих застраховаться по добровольному медицинскому страхованию стало так много, что ряд клиник отказывается работать со страховыми компаниями, предпочитая осуществлять расчеты с пациентами напрямую, считая, видимо, контроль со стороны страховщиков слишком обременительным.

Наиболее критичный среди факторов, тормозящих развитие рынка добровольного медицинского страхования — фактор легитимности, иными словами, проблемы с налоговым законодательством в этой сфере. По закону отчисления на добровольное медицинское страхование, которые можно относить на себестоимость, не должны превышать 3% от фонда оплаты труда предприятия. При этом в социальных пакетах крупных зарубежных компаний до 40% затрат на персонал относится к непрямым денежным выплатам, включающим и медицинское страхование, и пенсионный план, и страхование жизни.

Одним из наиболее действенных механизмов стимулирования развития добровольного медицинского страхования могло бы стать увеличение размера вычета из налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль на сумму страховых взносов, уплаченных по договорам добровольного медицинского страхования. Также среди перспективных инструментов налогового стимулирования специалисты отмечают освобождение от налогообложения средств, направляемых страховыми организациями на формирование резерва предупредительных мероприятий по добровольному медицинскому страхованию, и освобождение от налогообложения доходов, полученных гражданами в виде оплаты страховой компанией санаторно-курортных путевок. В то время как решение многих проблем, сдерживающих развитие добровольного медицинского страхования, — вопрос длительного времени, приведение налогового законодательства в сфере медицинского страхования в соответствие с современными потребностями экономики позволило бы дать значительный импульс развитию ДМС в очень короткие сроки.

2.2 Анализ рынка ДМС Екатеринбургской области

По данным 2012 года, в Екатеринбургской области по добровольному медицинскому страхованию было застраховано 1 073 917 человек, в том числе 918717 работающих граждан и 155200 неработающих.

Страхователь заключает договор со страховщиком — страховой организацией, которая выдает застрахованным полисы добровольного медицинского страхования. Сейчас в Екатеринбургской области работают двадцать четыре страховых организаций, занимающиеся добровольным медицинским страхованием.

Таблица 7 — Страховые премии и выплаты по добровольному медицинскому страхованию за 2012г.

Виды страхования

Премии

Выплаты

Млн.

руб

% к общей

сумме

% от предыдущего

года

Млн.

руб

% к общей сумме

% от предыдущего

года

ДМС

108,95

46,0

111,4

82,0

77,6

110,6

Итого по личному страхованию

183,97

77,7

124,7

92,35

87,4

112,3

По данным таблицы видно, что в 2012 году премии превысили выплаты, что говорит о положительной динамики страховой компании.

Таблица 8 — Страховые премии и выплаты по добровольному медицинскому страхованию за 2011г.

Виды страхования

Премии

Выплаты

Млн.

руб

% к общей

сумме

% от предыдущего

года

Млн.

руб

% к общей сумме

% от предыдущего

года

ДМС

97,0

53,8

112,6

73,25

82,4

110,2

Итого по личному страхованию

145,58

80,8

118,4

81,25

91,4

112,2

Из таблицы следует, что по итогам 2011 года премии превысили выплаты, что говорит о положительной ситуации в общем по добровольному медицинскому страхованию в области.

Таблица 8 – Доля страховых премий по добровольному медицинскому страхованию на российском рынке за анализируемый период в Екатеринбургской области

2011г

2012г

Темп роста 2012/2011, %

Страховые премии, млн.рублей

857,17

973,1

113,5

Всего страховых премий в

Екатеринбургской обл., млн.рублей

108,95

96,893

88,9

Доля ДМС,%

12,7

9,9

78,3

Что касается доли страховых премий по добровольному медицинскому страхованию в Екатеринбургской области за 2011 – 2012гг. то видно, что за этот период показатель уменьшился. Это значит, что за этот период были внесены меньшие премии страхователями в страховые медицинские организации.

Таблица 9 – Доля страховых выплат по добровольному медицинскому страхованию на российском рынке за анализируемый период в Екатеринбургской области

2011г

2012г

Темп роста 2012/2011,%

Страховые выплаты, млн.руб

744,1

823,2

110,6

Всего страховых выплат в в Екатеринбургской области,млн.рублей

73,25

82,0

111,9

Доля ДМС,%

9,8

9,9

101

По произведенным расчетам видно, что доля страховых выплат по ДМС в Екатеринбургской области за 2011 – 2012 года незначительно увеличивается. Это говорит о стабильном положении ДМС за этот период.

Таблица 10 – Коэффициент выплат по добровольному медицинскому страхованию в Екатеринбургской области

2011г

2012г

Страховые выплаты, млн.рублей

73,25

82,0

Страховые взносы,млн. рублей

97,0

108,95

Коэффициент выплат, %

75,5

75,3

Из данных таблицы очевидно, что выплаты увеличились на 8,75 млн. рублей, а премии – 11,95 млн.рублей, что говорит о положительной ситуации по добровольному медицинскому страхованию в регионе. Коэффициент выплат снижен незначительно. Тенденция роста положительно сказывается на развитии страхового рынка, а именно рынка ДМС в Екатеринбургской области.

3 Проблемы и перспективы развития ДМС в России

Практика проведения ДМС в России показывает, что существует ряд сложностей и проблем, которые препятствуют дальнейшему эффективному развитию ДМС.

Во-первых, отсутствие налоговых льгот на доход граждан в части средств, направляемых на ДМС.

Во-вторых, стремление большинства медицинских учреждений компенсировать недостаток бюджетных ассигнований за счет предоставления медицинских услуг в рамках ДМС зачастую в ущерб их качеству.

В-третьих, отсутствие у страховых компаний банка статистических данных (статистика заболеваемости, ее распределение по полу, возрасту, профессии, виду заболеваний), которые являются основанием для расчета страховых взносов.

В-четвертых, в настоящее время программы обязательного и добровольного медицинского страхования не конфликтуют между собой, в связи с тем, что ОМС предоставляет гражданам гарантируемый минимум бесплатных медицинских услуг, а добровольное страхование — сверх этого минимума, что позволяет значительно расширить спектр предлагаемых медицинских услуг.

Однако, несмотря на видимые преимущества такой системы, ее существенным недостатком является то, что полис ни обязательного, ни добровольного медицинского страхования не обеспечивает страхователя покрытием на случай возникновения смертельно опасного заболевания.

Программа ОМС не охватывает крупные риски в силу ограниченности финансовых ресурсов. А что касается программ добровольного страхования, то включение подобных рисков в общее страховое покрытие значительно усложняет методику расчета страховых тарифов. Если обычное страхование расходов на лечение относится к группе рисковых видов страхования и расчет тарифов производится по методике, принятой в имущественных видах страхования, то страхование от критических заболеваний требует иных подходов к расчету платежей. Это объясняется, во-первых, долгосрочным характером страхового покрытия и, во-вторых, тем, что такой вид страхования сочетает в себе черты рискового и накопительного страхования.

Тем не менее добровольное медицинское страхование становится в нашей стране все более популярным. Это вызвано желанием людей получать квалифицированную медицинскую помощь.

Полис добровольного медицинского страхования, включенный в социальный пакет, является дополнительным бонусом для привлечения сотрудников на работу.

Фонды ОМС должны контролировать страховщиков, которые, в свою очередь, должны контролировать медучреждения. Сейчас же регулирование зачастую носит формальный характер. Кроме того, необходимо разумное сокращение конечного фонда, штатных расписаний и увеличение амбулаторно-поликлинического фонда. Делать это надо на основе статистики конкретного региона — структуры заболеваемости, половозрастной и профессиональной структуры населения. И наконец, каждый конкретный исполнитель должен быть мотивирован, но не просто высокой фиксированной зарплатой, а смешанной оплатой, при которой за количество и качество медицинских услуг он будет получать больше.

Реформа ОМС, по мнению представителей страховых компаний, положительно отразится на рынке ДМС. Реформа поможет развитию ДМС, так как поможет многим лечебно-профилактическим учреждениям встать на «рыночные рельсы»[7].

За последние два года наметились, безусловно, положительные тенденции в системе ДМС. Во-первых, все больше руководителей предприятий стали обращать внимание на ДМС как на инструмент мотивации сотрудников. При этом часть затрат по ДМС можно списывать на себестоимость. Во-вторых, появились компании, которые проводят независимые медико-экономические экспертизы, что ведет к оптимизации расходов страховых компаний, снижению стоимости полисов ДМС и как следствие, росту объемов продаж. Сегодня на рынке ДМС о больших прибылях говорить пока не приходится. Однако когда страховая компания будет обслуживать не одного корпоративного клиента, а нескольких, вот тогда от года к году и она, и лечебные учреждения будут зарабатывать на ДМС все больше. Рынок ДМС должен стать массовым.

Одно из проявлений рыночной ориентации — открытие частными страховыми компаниями собственных клиник. Развитие в них отношений с потребителями (пациентами) является задачей всех членов организации, а не только отдела продаж страховых продуктов. С целью повышения качества медицинского обслуживания и повышение прибыли, получаемой страховыми компаниями, необходимо развить сеть своих медицинских центров с новейшей материально-технической базой, способными оказывать помощь по принципу «прикрепления» в том числе и застрахованным – физическим лицам. Открытие собственных клиник естественно весьма дорогой путь совершенствования деятельности страховой компании, однако начать можно с малого – например, с открытия стоматологического кабинета, диагностического центра.

Также развитие ДМС в частных компаниях связано с расширением перечня предоставляемых дополнительных услуг: транспортировки при доставке в больницу, приобретения или аренды медицинских приспособлений, приборов, инвалидных колясок, протезов, реабилитации больных наркоманией или алкоголизмом при стационарном лечении до 120 дней в году, химиотерапии больных раком, размещения в домах престарелых и психиатрических больницах, услуг по лечению бесплодия, включая оплодотворение, охране здоровья матери и ребенка, предоставления услуг сиделки, предварительного тестирования и осмотра перед направлением в больницу, дополнительного заключения и консультации хирурга о необходимости операции.

Эффективная работа по проведению медицинского страхования в немалой степени определяется наличием банка статистических данных, которым располагает страховщик и который является основой для расчета тарифа. Необходимо ежегодное обновление статистики заболеваемости и ее распределения по полу, возрасту, видам заболеваний, видам предоставляемых медицинских услуг, стоимости лечения, медикаментов. А по постоянным клиентам — анализ затрат на медицинские услуги, регистрация обращений к врачу за период страхования. Ежегодный пересмотр тарифов на медицинские услуги диктует необходимость применения формализованной истории болезни, где содержались бы сведения не только о наиболее часто применяемых диагностических и лечебных процедурах, но и о частоте их использования и стоимости. Это даст возможность проводить экспертизу и самим врачам, контролировать ход лечебно-диагностического процесса и его стоимость.

Страховая компания должна иметь кроме сведений о добровольно страхующихся доступ к базе данных лечебно-профилактических учреждений, где страхователь имеет договор обязательного страхования, это нужно для оценки здоровья страхователя (застрахованного) с целью установления объективных тарифов по добровольном у страхованию. Формирование наиболее полных баз данных и их обработка не представляют собой больших затрат, однако помогают как раз избежать таковых путем установления объективных тарифов и снижения риска убытков[7].

Как известно, тарифы на стационарную помощь – главный инструмент экономического управления в ДМС. На сегодняшний день используется принцип ретроспективной оплаты фактических объемов оказанной стационарной помощи. Этот принцип предусматривает, что медицинская организация (поставщик медицинских услуг) самостоятельно определяет объемы оказываемой медицинской помощи, руководствуясь при этом стремлением увеличить объем выручки за счет наращивания объема услуг. Все финансовые риски, связанные с оплатой медицинской помощи, несет страховая компания.

Оплата стационарной помощи производится за фактические объемы помощи, предоставленной застрахованным пациентам по заранее согласованным ценам (тарифам).

Форма оплаты услуг поставщика комбинированная – оплата по числу фактически проведенных пациентом койко-дней, с раздельным финансированием койко-дня и не вошедших в его стоимость сложных дорогостоящих услуг.

Существующая система оплаты медицинской помощи, оказываемой в рамках ДМС, должна быть обоснованной в плане оптимизации возмещения затрат и разработки дифференцированных страховых тарифов в зависимости от профиля патологии с учетом специфики и состава страховых случаев.

Что касается российского рынка по ДМС за анализируемый период 2010 – 2012 годы, а также рынка ДМС в Екатеринбургской области то можно констатировать, что рынок добровольного медицинского страхования имеет высокие темпы роста, что говорит о его стабильном развитии. Так рынок по ДМС в России вырос за 2012 год на 17 % до 533 миллиардов рублей. Общее число граждан, застрахованных в системе ДМС, превысило 112,2 миллионов человек. На рынке ДМС работает 5078 страховых медицинских организаций.

Система добровольного медицинского страхования показала свою способность к совершенствованию. И все таки следующие организационные мероприятия необходимы для развития ДМС:

1) организация и проведение с помощью средств массовой информации социальной рекламы ДМС, показывающей смысл этого вида страхования, его варианты, значимость для общества;

2) разъяснение страховым организациям преимуществ и выгод работы с различными вариантами ДМС;

3) разработка правил страхования для предложенных вариантов ДМС.

Заключение

Цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Дополнением к системе обязательного медицинского страхования является добровольное медицинское страхование, которое позволяет полностью или частично компенсировать расходы на платное медицинское обслуживание.

Целью добровольного страхования является компенсация застрахованному лицу расходов, связанных с наступлением страхового случая (затрат на получение медицинской помощи, потерю дохода, вызванную страховым случаем и его последствиями).

Страхователями по договору ДМС являются юридические лица (работодатели) и физические лица.

Страховщиком по операциям ДМС является страховая компания любой организационно-правовой формы, имеющая лицензию на проведение конкретного вида страхования.

Застрахованными являются физические лица, в пользу которых заключен договор добровольного медицинского страхования.

Каждый застрахованный получает полис добровольного медицинского страхования. Договор ДМС, как правило, не заключается с инвалидами I группы, ВИЧ-инфицированными.

Требования к медицинским учреждениям, предоставляющим услуги по ДМС, аналогичны требованиям к медицинским учреждениям, функционирующим в системе ОМС.

Правила проведения ДМС разрабатываются страховыми компаниями самостоятельно. Общим моментом является то, что страхователь при заключении договора определяет перечень услуг, а также в договоре фиксируется перечень медицинских учреждений, в которых предоставляются медицинские услуги по данному договору.

Конкретный перечень медицинских услуг определяется программой ДМС, которая разрабатывается каждой медицинской организацией самостоятельно. Программа ДМС является неотъемлемой частью договора страхования и конкретизирует условия страхования.

В связи с тем, что ДМС появилось в России относительно недавно, данный вид страхования еще не получил должного распространения и развития. В настоящее время этот вид страхования популярен больше среди юридических лиц, желающих добиться большей привлекательности для сотрудников посредством предоставления им социального пакета с включением в него полиса ДМС.

Тем не менее ДМС в России продолжает развиваться и получает все больше новых клиентов. Для того, чтобы так продолжалось и дальше, необходим периодический пересмотр законодательной базы в области ДМС, пересмотр различных сторон данного вида страхования с целью развития и совершенствования ДМС, а также повышение его доступности для физических лиц путем снижения тарифов.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/dobrovolnoe-meditsinskoe-strahovanie/

  1. Шахов В.В. Страхование: Учебник. — М: ЮНИТИ, 2011г.
  2. Миронов А.А., Таранов А.М., Чейда А.А. Медицинское страхование. — М.: 2010.
  3. Куликова, Л. И. Расходы на добровольное страхование работников: налогообложение и учет // Бухгалтерский учет. — 2011. — № 7. — С. 12-20;
  4. Страхование в вопросах и ответах / Под. ред. М. М. Ардатова, B. C. Балинова, А. Б. Кулешова, Р. З. Яблукова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 296 с.
  5. Архипов А. П., Гомелля В. Б. Основы страхового дела. – М.: «Марк», 2010. — 413 с.
  6. Банев В. Страховая медицина, 2010.
  7. Дрошнев В. В. Добровольное медицинское страхование в России. М.: «Анкил», 2011. – 160 с.
  8. Ермасов С. В., Ермасова Н. Б. Страхование. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.- 462 с.
  9. Климова М. А. Страхование. – М.: Издательство ПРИОР, 2011. – 137 с.
  10. Маренков Н. Л., Косаренко Н. Н. Страховое дело. –2011.- 608 с.
  11. Л. А. Орланюк-Малицкой. Страховое дело – М.: Академия, 2011. – 208 с.
  12. Сербиновский Б.Ю., Гарькуша В.Н. Страховое дело. – «Феникс», 2010. – 384 с.
  13. Страховое дело: Учебник. Т. А. Федорова. — М.: Экономист, 2011. – 606 с.
  14. Страхование / Под ред. Т. А. Федоровой. –2010. – 875 с.
  15. http://www.insur-info.ru

Приложение В

Страховые компании, предоставляющие услуги ДМС в Екатеринбургской области:

  1. Ингосстрах
  2. АльфаСтрахование
  3. Согласие
  4. Цюрих
  5. Энергогарант
  6. ГУТА-Страхование
  7. ВТБ Страхование
  8. Сургутнефтегаз
  9. Мегарусс-Д
  10. Жасо
  11. БИН Страхование
  12. Югория
  13. Межотраслевой страховой центр
  14. НСГ Страхование жизни
  15. РЕСО-Гарантия
  16. Росгосстрах
  17. Компаньон
  18. Аскомед
  19. Росно-мед
  20. Северная казна
  21. СОГАЗ-Мед
  22. Алико
  23. Европлан У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.