Органы управления, контроля и надзора по охране природы и их функции

Человек – часть природы. Вне природы, не пользуясь ее ресурсами, он не может существовать. Природа всегда будет основой и источником жизни человека.

По отношению к человеку она выполняет ряд функций, связанных с удовлетворением его потребностей: экологическую, экономическую, эстетическую, рекреационную, научную, культурную.

Российская Федерация является страной с обширной территорией, богатой природными ресурсами. Задача органов природоохранной деятельности состоит в надзоре за соблюдением действующего законодательства в сфере охраны природных ресурсов нашей страны от уничтожения, либо их неправомерного использования. Все полномочия и механизмы органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды определяются действующим законодательством.

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляет собой сложную и многоплановую проблему. Решение её сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил.

В широком смысле под управлением понимается руководство чем-либо (или кем-либо).

Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Применительно к предмету данной отрасли речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется, прежде всего, в процессе реализаций соответствующих правовых предписаний. Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.

Цель работы заключается в составлении литературного обзора, содержащего сведения о системе органов управления и их функций в сфере природопользования и охраны природы.

12 стр., 5647 слов

Международно-правовая охрана окружающей среды

... охраны окружающей среды в Республике Казахстан. Цель и задачи курсовой работы. Целью настоящей курсовой работы является изучение и анализ правовых проблем взаимодействия международного и казахстанского права в сфере охраны окружающей среды и их роль в системе экологического законодательства ...

Для выполнения данной целы необходимо выполнить следующие задачи:

1. выявить из литературы по охране окружающей среды и нормативных документов источники, которые раскрывают сущность или деятельность органов управления, надзора и контроля в области охраны природной среды;

2. определить из выбранных источников наименование и сущность органов управления, составить схему государственных органов управления в сфере охраны природной среды;

3. определить функции органов управления, которые они выполняют по охране природной среды.

1. Формирование органов управления, контроля и надзора по охране природы

Необходимость бережного отношения к природе, ее защиты понимали ещё философы древности. Например, древнегреческий философ-материалист Эпикур ещё в IV в до н.э. пришел к выводу: «не следует насиловать природу, следует повиноваться ей…», который не утратил своей актуальности и в настоящее время.

Существовала и другая концепция подхода к природе, дающая право беспредельного господства над ней. Некоторые современные исследователи считают основоположником такого подхода Ф.Энгельса, который считал, что в отличие от животного, только пользующегося внешней природой, «человек… заставляет её служить своим целям, господствует над ней». Может быть, именно в развитие этого тезиса родился в 1950-х гг. широко известный в нашей стране лозунг, оправдывающий насилие над окружающей средой: «Нам нельзя ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача». Вместе с тем господство над природой Ф.Энгельсом разъясняется так: «…всё наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать, ее законы и правильно их применять». В этом заключается большая научная ценность теории и гуманизм Ф.Энгельса как мыслителя.

В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни. ООН в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, июнь 1992г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы.

1. Государствам следует внести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охранной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в области охраны окружающей среды и её развития, в которой они будут реализовываться.

2. Государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

Из общих принципов правового подхода к охране природы следует, что все государства должны иметь жесткое и одновременно разумное природоохранное законодательство, однако до сих пор у многих членов ООН такого законодательства нет. Например, в России до сих пор нет закона о возмещении вреда, причиненного здоровью людей неблагоприятными воздействиями окружающей среды, связанными с хозяйственной или другой деятельностью, а так же других необходимых актов. Академик Н.Моисеев в обобщенной форме сложившуюся ситуацию обрисовал так: «Дальнейшее развитие цивилизации возможно только в условиях согласования стратегии природы и стратегии человека».

8 стр., 3515 слов

Краткая история охраны природы в России

... в защиту природы. Под охраной природы уже в то время понимали систему государственных, международных и общественных мер по рациональному использованию всех природных ресурсов, защите и воспроизводству ресурсов, окружающей природы ... энергосберегающих технологий, осуществляющих переработку сырья в замкнутых технологических циклах. История развития охраны природы в России и на современном этапе (начало ...

В различные исторические периоды развития нашей страны система органного экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окружающей природной среды. Когда вопросы охраны природной среды решались за счет рационального использования природных ресурсов, управление и контроль осуществлялись множеством организаций. Так, в 1970 – 80-е гг. в бывшем СССР управлением и охраной окружающей природной среды занималось 18 различных министерств и ведомств.

Такие природные объекты, как вода и воздух, находились в ведении нескольких ведомств одновременно. При этом, как правило, функции контроля за состоянием природной среды совмещались с функциями эксплуатации и использования природных объектов. Получалось, что министерство или ведомство от имени государства контролировало само себя. Общий координационный орган, который бы объединял природоохранную деятельность, отсутствовал. Понятно, что такая система управления и контроля порождала преступное отношение к природе, прежде всего со стороны самих министерств и ведомств, а так же подчиненных их крупных предприятий, которые являлись основными загрязнителями и разрушителями природной среды.

Истоки полагают, что природоохранное право впервые появилось в XIII в. Это был эдикт короля Эдуарда, запрещающий использовать каменный уголь для отопления жилищ в Лондоне. В России этому праву положили начало указы Петра I по охране лесов, животного мира и др. Все это были попытки комплексного подхода к защите природной среды. Такая же попытка была осуществлена сразу же после октября 1917 года путем издания декретов «О земле» (1917 г.), «О лесах» (1918 г.), «О недрах земли» (1920 г.) и кодексов – Земельного (1992 г.), Лесного (1923 г.).

Однако и в них принцип господства над природой, приоритет «производственной необходимости» доминировали над проблемами охраны окружающей среды.

Отчасти это объяснялось требованиями выживания страны, необходимостью её интенсивного развития, но такой подход не обеспечивал эффективной природоохранной деятельности и вел к деградации природы.

По инициативе Генерального секретаря ООН в 1984г. была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию. Доклад Комиссии «Наше общее будущее» был представлен Генеральной Ассамблее ООН в 1987 г. Центральное место в этом документе занимает концепция устойчивого развития. Исходя из того, что основной задачей развития является удовлетворение человеческих потребностей и стремлений, устойчивое развитие определяется как такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

В результате перестройки организации охраны природы начиная с 1988 г. еще в бывшем СССР и его республиках были созданы государственные комитеты охраны природы. Они должны были стать координаторами всей природоохранной деятельности, единым центром комплексного управления природопользования взамен многочисленных ведомственных структур. Однако до конца решить эту задачу так и не удалось.

18 стр., 8600 слов

Статистика окружающей среды и природных ресурсов

... управления, министерств, ведомств, научно-исследовательских учреждений, а также общественности информацией о масштабах вовлечения в производственно-хозяйственный оборот природных ресурсов; контроль за выполнением государственных заданий по охране окружающей среды и ...

Недостаточно устранить примат производства над экологией, а так же нарушение экологических требований в процессе хозяйствования. Необходимо повышение экологической культуры общества, в том числе правовой, на базе знания естественно-научных законов и экологических правовых нормативных актов.

С 1991 г. российский Комитет по охране природы был упразднен, а вместо него был организовано Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. В его состав вошли преобразованные в комитеты природоохранные службы Гидромет, лесного хозяйства, водных ресурсов, охраны и использования недр, рыболовства. На базе шести реорганизованных министерств и ведомств был создан природоресурсный блок, соединяющий в едином центре всю службу охраны окружающей природной среды. Однако и этот блок оказался неуправляемым, и годичная практика его функционирования показала, что он был не способен решать поставленные задачи.