. 9 Конституции территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь. Территория Беларуси едина и неотчуждаема.
Административно-территориальное деление государства определяется законодательством.
Ныне действующий Закон «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» принят 5 мая 1998 г. (далее — Закон об административно-территориальном делении).
В ст. 1 Закона дано понятие административно-территориального деления.
Административно-территориальное деление территории Республики Беларусь как унитарного государства — это деление ее территории на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.Административно-территориальное устройство государства — разделение территории государства на определенные части, в соответствии с которыми строится вся система местных органов управления и самоуправления, соотношение полномочий центральных и местных органов власти.
Таким образом, понятие «административно-территориальное устройство» употребляется в двух смыслах: как процесс деления территории государства на административно-территориальные единицы и как состояние — результат этого деления.
Территория Республики Беларусь как унитарного государства делится только на административно-территориальные единицы.
Административно-территориальными единицами являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.
Значение административно-территориального устройства состоит в том, что оно содействует реализации экономических и политических задач государства, позволяет более рационально использовать природные ресурсы страны, приближает население к органам власти, расширяет демократию и позволяет гражданам участвовать в реальном управлении делами общества и государства.
Понятие, учреждение и основные этапы развития прокуратуры в Республике ...
Прокурорский надзор является основной функцией органов прокуратуры, определяющей их предназначение, роль и место в механизме государства. Согласно Конституции Республики Беларусь прокуратура выделена в особую систему органов, призванных выполнять функцию “сдержек ...
Огромная важность административно-территориального устройства состоит в том, что в соответствии с ним строится вся система государственных органов управления и самоуправления в областях, районах, городах и т.д.
В соответствии с административно-территориальным устройством строится вся система общественных объединений и политических партий.
2. Основные принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь
В Республике Беларусь административно-территориальное устройство базируется на ряде конституционных принципов, основными из которых являются: принцип единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь и принцип централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти. Эти принципы конкретизируются и развиваются в Законе об административно-территориальном делении.
3. Виды административно-территориальных единиц в Республике Беларусь и их характеристики
Действующая система административно-территориальных единиц сложилась в годы Советской власти и не претерпела каких-либо изменений.
Характерными признаками административно-территориальных единиц являются: четко очерченные границы, компактность, наименование, административный центр, в котором располагаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.
Административно-территориальные единицы — структурные части административно-территориального устройства, которые не обладают самостоятельной политической властью и находятся в определенном соподчинении между собой и с центральной властью.
Территория Республики Беларусь делится на территорию столицы Республики Беларусь и территории областей как административно-территориальных единиц.
Территория области делится на территории районов и городов областного подчинения как административно-территориальных единиц.
Территория района делится на территории сельсоветов, поселков городского типа, и городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, а также поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами.
Территории населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, входящие вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсоветов, составляют их территорию.
В центре административно-территориальных единиц всегда располагаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Те населенные пункты, в которых нет органов государственного управления и самоуправления, являются территориальными единицами, но и они входят в состав административно-территориальных единиц. К территориальным единицам относятся также территории специального режима использования (заповедники, национальные парки, заказники, территории исторических памятников и памятников природы, территории оборонного назначения и другие).
Населенный пункт — компактно заселенная часть территории, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответст-нугощем порядке территориальные пределы.
Понятие и общая характеристика государственного управления в ...
... управление в области использования и охраны земель осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные ... управление строится по принципу административно-территориального деления. В сферу общего государственного управления ... охраной земель на своей территории; разрешение земельных споров в соответствии с действующим законодательством; решение других вопросов в ...
Населенные пункты Республики Беларусь относятся к определенным категориям в зависимости от численности проживающего населения, уровня развития и специализации производственной и социально-культурной инфраструктуры, государственных функций, осуществляемых на соответствующей территории.
К категории сельских населенных пунктов относятся все остальные населенные пункты (деревни, поселки и другие).
Область — наиболее крупная административно-территориальная единица. В экономическом отношении область представляет собой сложный хозяйственный механизм, включающий в себя промышленные центры и сельскохозяйственные районы.
В Республике Беларусь 6 областей. Через области осуществляются директивы Совета Министров Республики Беларусь. Городу Минску придан статус области.
Район — административно-территориальная единица, часть области. В экономическом отношении район представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные, промышленные и коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации. Через районы осуществляется непосредственное руководство политической, социальной, хозяйственной и культурной жизнью в сельских местностях. В Республике Беларусь 118 районов.
Город — административно-территориальная единица, представляющая собой крупный индустриальный центр. Город играет важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни.
Наличие в наиболее крупных городах большого количества населения и сложного хозяйства обусловило необходимость их деления на районы, не являющиеся самостоятельными административно-территориальными единицами. Городские районы являются составными частями городов.
Городской поселок — административно-территориальная единица. Он отличается от города меньшими размерами территории и численностью населения.
Города районного подчинения и городские поселки, в которых отсутствуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, являются территориальными единицами.
Сельсоветы — это низовые административно-территориальные единицы.
В Республике Беларусь часть административно-территориальных и территориальных единиц в связи с необходимостью установления особого режима государственного управления, обусловленною требованиями национальной безопасности, экологическими и иными требованиями, может объявляться закрытой. Порядок их объявления закрытыми и особенности управления ими определяются законодательством Республики Беларусь.
Территория Беларуси протянулась на 650 км с запада на восток п на 560 км — с севера на юг. Республика Беларусь расположена в лесной средне-широтной зоне в центре Европы на площади 207,6 тыс. км . На западе она граничит с Польшей, на северо-западе — с Литвой и Латвией, на севере, северо-востоке и востоке — с Россией, на юге и юго-востоке — с Украиной.
4. Порядок решения, вопросов административно-территориального устройства в Республике Беларусь
Наиболее важные вопросы административно-территориального устройства решает Президент Республики Беларусь.
Порядок ликвидации (реорганизации) местных Советов депутата, исполнительных и распорядительных органов соответствующих административно-территориальных единиц определяется Президентом.
Органы государственного управления как объект административного права
... хотим раскрыть проблему органов государственного управления как субъектов административного права через их адиминистративно-правовой статус, ... нормальной и эффективной работы объектов экономики, культуры и т. п. 6. Она олицетворяется ... Административно-правовой статус органов исполнительной власти (органов государственного управления, администрации) определяется Конституцией, конституциями республик ...
Городские исполнительные и распорядительные органы представляют в вышестоящие исполнительные и распорядительные органы данные по учету и регистрации административно-территориальных единиц.
Указом Президента Республики Беларусь от 29 сентября 1998 г. N» 468 утверждено Положение о порядке решения вопросов, связанных с объединением одноименных административно-территориальных единиц, имеющих общий административный центр. Этот указ направлен на совершенствование системы государственного управления, сокращения расходов на содержание аппарата управления. Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2002 «Об объединении районов и городов областного подчинения Республики Беларусь, имеющих общий административный центр».
Заключение
В своей курсовой работе я уделил особое внимание административно-территориальному устройству Республики Беларусь и его видам, а также законодательству которое определяет его место в Республике Беларусь.
Административно-территориальное деление государства определяется законодательством.
Ныне действующий Закон «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» принят 5 мая 1998 г. (далее — Закон об административно-территориальном делении).
В ст. 1 Закона дано понятие административно-территориального деления.
Административно-территориальное деление территории Республики Беларусь как унитарного государства — это деление ее территории на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.
Административно-территориальное устройство государства — разделение территории государства на определенные части, в соответствии с которыми строится вся система местных органов управления и самоуправления, соотношение полномочий центральных и местных органов власти.
Таким образом, понятие «административно-территориальное устройство» употребляется в двух смыслах: как процесс деления территории государства на административно-территориальные единицы и как состояние — результат этого деления.
В Республике Беларусь административно-территориальное устройство базируется на ряде конституционных принципов, основными из которых являются: принцип единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь и принцип централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти. Эти принципы конкретизируются и развиваются в Законе об административно-территориальном делении.
Действующая система административно-территориальных единиц сложилась в годы Советской власти и не претерпела каких-либо изменений.
Характерными признаками административно-территориальных единиц являются: четко очерченные границы, компактность, наименование, административный центр, в котором располагаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.
Территория Республики Беларусь делится на территорию столицы Республики Беларусь и территории областей как административно-территориальных единиц.
Собственность в беларуси виды и формы. Муниципальная и публичная ...
... и частная формы собственности в свою очередь делятся в зависимости от субъектов права собственности. Государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц). Республиканская собственность используется в интересах всего населения Республики Беларусь. Имущество ...
Территория области делится на территории районов и городов областного подчинения как административно-территориальных единиц.
Территория района делится на территории сельсоветов, поселков городского типа, и городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, а также поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами.
Территории населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, входящие вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсоветов, составляют их территорию.
В Республике Беларусь 6 областей. Через области осуществляются директивы Совета Министров Республики Беларусь. Городу Минску придан статус области.
Территория Беларуси протянулась на 650 км с запада на восток п на 560 км — с севера на юг. Республика Беларусь расположена в лесной средне-широтной зоне в центре Европы на площади 207,6 тыс. км . На западе она граничит с Польшей, на северо-западе — с Литвой и Латвией, на севере, северо-востоке и востоке — с Россией, на юге и юго-востоке — с Украиной.
Наиболее важные вопросы административно-территориального устройства решает Президент Республики Беларусь.
Порядок ликвидации (реорганизации) местных Советов депутата, исполнительных и распорядительных органов соответствующих административно-территориальных единиц определяется Президентом Республики Беларусь.
Городские исполнительные и распорядительные органы представляют в вышестоящие исполнительные и распорядительные органы данные по учету и регистрации административно-территориальных единиц.
Указом Президента Республики Беларусь от 29 сентября 1998 г. N» 468 утверждено Положение о порядке решения вопросов, связанных с объединением одноименных административно-территориальных единиц, имеющих общий административный центр. Этот указ направлен на совершенствование системы государственного управления, сокращения расходов на содержание аппарата управления. Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2002 «Об объединении районов и городов областного подчинения Республики Беларусь, имеющих общий административный центр».
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/administrativno-territorialnoe-ustroystvo-rb/
административный государственный президент депутат
1. Конституция Республики Беларусь. — Мн.: Полымя, 1994.
2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) — Мн.: Амалфея, 2005.
3. Василевич Г. А. Органы государственной власти Республики Беларусь. Мн., 1999.
4. Василевич Г. А. Правовые основы взаимоотношений личности, общества и государства. Мн., 1999.
5. Василевич Г.А. Конституционное развитие: прошлое и настоящее //Сов. Белоруссия. 1999. 16 марта.
6. Василевич Г.А. Конституционные основы избирательного права в Республике Беларусь // Органы государственной власти в Республике Беларусь. Мн., 1998.
7. Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь. Мн., 1999.
8. Василевич Г.А. Парламент Республики Беларусь. Мн., 1995.
Административные правонарушения против правосудия и деятельности ...
... граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (ст.9 КоАП Республики Беларусь). Рисунок 1.1 Состав административного правонарушения Для классификации административных правонарушений в ...
9. Василевич Г.А. Конституция и некоторые аспекты защиты прав и свобод граждан. Мн., 1999.
10. Василевич Г.А. Конституция Республики Беларусь: научно-практич. комментарий. Мн., 2001.
11. Вишневский А.Ф. Очерки истории государства и права Республики Беларусь (1917-1995 гг.).
Мн., 1995.
12.Головко А.А. Концепция прав человека в Конституции Республики Беларусь // Право и демократия. Вып. 9. 1998.
13. Демичев Д.М. Конституционное право: учеб. пособие. Мн., 2004.
14. Жарков Б.Н. Права человека в современном мире: проблемы решения.
15. Кодавбович В.А. Проблемы конституционного регулирования основ местного самоуправления в Беларуси. // Материалы междунар. научно-практич. конференции «Восточная Европа: политический и социокультурный выбор» (15 окт. 1994 г.).
Мн., 1994.
16. Кодавбович В.А. Правовые проблемы реформирования местного управления и самоуправления в Беларуси. Ч. 1. Мн., 2001.