Административное право – одна из самых объемных по своему содержанию отраслей права, поскольку регулирует вопросы организации и деятельности разветвленного аппарата управления, т.е. всех звеньев системы органов исполнительной власти, а также «управленческий разрез» всех сфер экономического и социального развития. Сам термин «административное» происходит от латинского слова «administration» и означает руководить, управлять. Управление чаще всего воздействует на сам процесс жизненного бытия, затрагивая все сферы и механизмы общества. Регулятором всех отношений возникающих в сфере управления является административное право. Оно призвано регулировать общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления.
Тема моей курсовой работы: «Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Соотношение с другими отраслями права». Тема весьма объемная и актуальная. Объясняя ее актуальность, хочется сказать что: действующее в Российской Федерации административное законодательство представляет собой безбрежное собрание правовых норм, разбросанных в различных актах, которые трудно обозримы. Такую интерпретацию развития административного законодательства можно отнести не только к постсоветскому времени, но и ко всей ее истории. Задачей первоочередной важности является последовательное системное изучение понятия, предмета развитие норм и в целом науки административного права. Поэтому тема курсовой работы является весьма актуальной.
Цель курсовой работы: изучение административного право как отрасли права, науки и учебной дисциплины.
Задачи курсовой работы: В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены
Раскрыть и проанализировать:
- понятие административного права и его особенности;
- соотношение административного права с другими отраслями права.
Исследовать и изучить:
- понятие и предмет науки административного права;
- сущность административного права и его место в правовой системе юридических наук;
- развитие науки
административного права; - предмет, задачи и система курса «
Административное право».
Объект исследования: составляет административное право как отрасль российского право.
Предмет исследования — исследование административного права как науки и учебной дисциплины.
Для решения задач в работе использовались общенаучные и частно-научные методы: сравнительного правоведения, логико-юридический, исторический, сравнительно-правовой и другие.
Конституционное право как отрасль российского права, наука и учебная дисциплина
... как учебная дисциплина, - это предмет преподавания, курс, основанный на достижениях данной науки. Конституционное право как одна из основных теоретико-правовых дисциплин ... регулируются многими отраслями права: трудовым, гражданским, административным и др. Конституционное право устанавливает в этой ... В конституционном праве распространены и нормы-правила . С момента начала работы Государственной Думы ...
Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения четырех глав, она разбита на несколько параграфов, заключения и списка использованной литературы.
1. Понятие административного права и его особенности
Административное право-самостоятельная отрасль правовой системы России и несет свои отличительные признаки с учетом своей направленности и стоящих перед ней задач. Административное право есть совокупность норм, регулирующих государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами.
Административное право как отрасль современного права появилась тогда, когда в правовой системе достаточное место
Предмет административного права – совокупность
1. Внутриаппаратные отношения. Соответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, организацию службы, комплектацию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных и муниципальных органах.
По административному праву «Административно-правовые нормы»
... административным правом управленческих отношений, т. е. административно-правовой статус органов управления и их должностных лиц. В административно ... реферата – выяснить понятие, структуру, отраслевые особенности, содержание и классификацию административно-правовых норм. Для выполнения указанной цели необходимо решить следующие задачи: Рассмотреть понятие и структуру норм административного права. ... по ...
2. Взаимоотношения
1.1 Понятие административного права
“Административное право как самостоятельная отрасль права представляет собой
Административное право призвано четко реагировать на эти изменения, что вызывает необходимость совершенствовать его нормы. Данная работа ведется постоянно, намечена подготовка ряда важных законодательных и подзаконных актов, регулирующих в новых условиях соответствующие стороны управленческой жизни. Нормы административного права регулируют большой комплекс управленческих отношений, возникающих в связи с государственными и общественными отношениями. Значительна роль административных средств правоохранительного характера, т.е. контрольно-надзорной деятельности за соблюдением законности и государственной дисциплины в сфере государственного управления. Административное право широко использует эти средства в целях профилактики правонарушений и борьбы с ними, обеспечения должного порядка управленческих общественных отношений, охраны конституционных прав и свобод граждан. Административное право призвано регулировать те общественные отношения, которые возникают, складываются, развиваются и прекращаются в сфере управления. Все подобного рода общественные отношения так или иначе связаны с процессом осуществления исполнительно- распорядительной деятельностью общественного государства. А это означает, что административное право свое регулирующее воздействие оказывает на те виды общественных отношений, которые возникают непосредственно в связи с осуществлением задач государственного управления, с практической деятельностью органов государственного управления по руководству хозяйственным, социально-культурными административно-политическим строительством.
Вместе с тем эти общественные отношения возникают по поводу осуществления органами государственного управления исполнительно-распорядительных функций. Следовательно, предмет административного права составляют фактически управленческие общественные отношения. Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления осуществляется путем установления закрепленных в нормах административного права правил поведения, юридически обязательных для всех участников регулируемых отношений. Устанавливая такие правила, государство по существу создает определенный правовой режим реализации управленческих функций и возникающих в этой связи отношений. Конкретное общественное отношение является управленческим, а потому и подпадает под регламентирующее воздействие административного права в следующих случаях. Во-первых, когда в нем обязательно участвует соответствующий орган государственного управления (должностное лицо).
Правовые формы управления государственным имуществом
... вторых, в настоящее время к правовым формам управления государственным имуществом относятся: право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право доверительного управления. И в заключении, хотелось бы ... права. 3. Доверительное управление имуществом может быть модифицировано; наряду с ним может быть создано право коммерческого управления, трастовый договор, регулирующий отношения ...
Во — вторых, когда этот орган практически реализует полномочия, предоставленные ему для осуществления управленческой деятельности. Дело в том, что далеко не всякое общественное отношение в сфере деятельности органов государственного управления и с их участием является управленческим. Как уже говорилось выше, эти органы могут совершать и такие действия, которые регулируются нормами других отраслей права. Например, они могут заключать имущественные сделки. Такого рода действия регулируются гражданским правом. Приобретая имущество, соответствующий орган управления, конечно, не осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность, он реализует свои имущественные права. Следовательно, только тогда, когда данный орган фактически осуществляет исполнительно – распорядительную деятельность, возникают такие общественные отношения, которые действительно являются управленческими, а поэтому и подпадают под административно-правовое регулирование. В учебнике Ю.М. Козлова по административному праву указано, что “Практика советского государственного управления свидетельствует о том, что к числу управленческих можно отнести следующие виды общественных отношений:
- а) отношения между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления. Например, это отношения между подчиненными органами;
- б) отношения между органами государственного управления и подчиненными им государственными предприятиями и учреждениями;
- в) отношения между органами государственного управления и общественными организациями;
- г) отношения между органами государственного управления и гражданами”.
Из этого можно полагать, что во всех названных
Наконец, отношения внутриобщественных организаций, например, между вышестоящими и нижестоящими общественными организациями, между этими органами и членами организации и т.п., также не относятся к числу отношений, в которых находит свое отражение государственное управление. Второй стороной управленческих отношений может быть и орган управления, и государственное предприятие или учреждение, и общественная организация, и гражданин. И это полностью соответствует условиям, при наличии которых возникают управленческие общественные отношения, а также и границам их возникновения: область исполнительно — распорядительной деятельности органов государственного управления и складывающихся в связи с ней общественных отношений. В некоторых случаях, специально предусмотренных существующим законодательством, в отношениях, регулируемых административным правом, одной из сторон могут выступать лица, равнозначные органам управления по своему юридическому положению. Они должны обладать полномочиями, аналогичными тем, которые есть в распоряжении любого органа государственного управления (например, право давать юридически обязательные предписания).
Право государственной собственности
... вызывают размытая структура государственной собственности и низкий уровень управления ею. Данная работа посвящена рассмотрению законодательного и экономического регулирования института права государственной собственности. Для раскрытия темы, хотелось бы рассмотреть понятие государственной собственности как экономической категории, ...
В такой роли, как правило, выступают отдельные должностные лица, являющиеся официальными представителями данного органа управления и действующие от его имени и в пределах предоставляемых полномочий. Практика государственного управления вместе с тем знает случаи, когда властной стороной управленческих отношений могут быть органы либо представитель общественной организации, но только тогда, когда государство специально наделяет их определенным объемом юридически властных полномочий. Это дает им возможность выступать уже не только от имени данной общественной организации, но и от имени государства. Данное исключение не колеблет общих условий, в соответствии с которыми в управленческих отношениях всегда должна быть представлена властная сторона (как правило, орган управления).
Предмет правового воздействия – главный, но не единственный критерий разграничения отраслей права. Они различаются и по методу регулирования. Предмет определяет специфику метода регулирования общественных отношений. Человек — существо общественное, он всегда живет и существует с другими людьми. Любая совместная деятельность требует согласованности, упорядочения и организации, условия разных людей должны быть гармонизированы во времени и пространстве, подчинены определенной цели единым правилом безопасности. Совместная деятельность, как уже указывалось ранее, предполагает управление, последнее объективно необходимо и является неотъемлемым признаком общественного бытия, его атрибутом. А значит, управленческие отношения всегда были и будут, пока существует человеческое общество. Они, как и семейные, экономические связи, появились намного раньше, чем юридические нормы. Последние не создают управленческих отношений, а используются для того, чтобы их формализовать, упорядочить, охранять. Управление предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому. В системе управленческих связей субъекты не равны и к тому же они выполняют разные социальные роли. Этого неравенства административное право не может и не стремиться устранить. Воспринимая его как объективную необходимость, законодатель, регламентируя организацию и функционирование исполнительной (административной) власти, юридически оформляет такое неравенство. Этим объясняются особенности административного правового метода. Главные признаки метода правового регулирования: каково устанавливаемое юридическое положение сторон; с какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений; как определяются права и обязанности субъектов правоотношений; как они защищаются. Метод характеризует волевую сторону регулятивных свойств отрасли.
Усилительные, исполнительные элементы в составе систем автоматического ...
... систем автоматического регулирования и управления., Исполнительные устройства, Электромагниты, Электромагнитные муфты В некоторых случаях электромагнитные муфты применяют для регулирования скорости и ограничения передаваемого момента. Электродвигатель постоянного и переменного тока Исполнительные элементы (ИЭ) систем автоматики ...
Административное право — юридическая форма, модель управления. Оно закрепляет юридическое неравенство субъектов управленческих отношений. Это связано с подчинением одной стороны другой. Даже у органов, должностных лиц, находящихся на одном уровне управленческой иерархии, неодинаковые права и обязанности. Например, различно правовое положение областного управления внутренних дел, областного комитета по управлению имуществом и областного финансового отдела.
1.2. Понятие и особенности административно-правовых норм
Административно – правовые отношения чаще всего возникают в связи с событиями,
Нам административно – правовое регулирование управления обеспечивает внедрение в сферу администрирования демократических начал. В управленческих отношениях есть субъект и объект воздействия. Их правовое опосредование превращает обе стороны в субъектов правоотношений, носителей определенных прав и обязанностей, закрепляя демократические начала формирования административной власти и контроль за ее деятельностью, рациональные формы организации управленческого труда, разнообразные права граждан, механизмы решения конфликтов, четкие процедуры и другое. Административное право придает управленческим отношениям цивилизованный характер, способствует развитию в них демократии. Наряду с предметом и методом регулирования, третьей особенностью самостоятельной отрасли права является ее целостность. Это довольно четко просматривается в административном праве. Единый предмет и единственный метод правового опосредования реальных общественных отношений предопределил и взаимосвязь образующих отрасль юридических норм. Административная право-целостная система правовых норм и институтов. Их объединяет предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и социальных. А в целом отрасль создает специфический административно- правовой режим регулирования. “ Под юридическим режимом следует понимать особую, целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования — особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность прав”. Вот основные направления, регулирующие общественные отношения.
Регулирование отношений собственности в современных условиях ...
... 2) право государственной собственности, которое состоит из права федеральной собственности; право собственности субъектов Федерации; собственность республики; собственность автономного округа; 3) право муниципальной собственности, которое включает право собственности города и право собственности прочих муниципальных образований. По критерию количества владельцев право собственности подразделяется ...